Музыкальный диктант в контексте современного урока сольфеджио

Управление образования администрации Добрянского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Добрянская детская школа искусств»
«Музыкальный диктант в контексте современного урока сольфеджио»
Методическая разработка
Разработала преподаватель
теоретических дисциплин
1 квалификационной категории
Братчикова Наталья Анатольевна
г. Добрянка
март 2014г.
Один из главных вопросов преподавания сольфеджио в XXI веке стоит следующим образом: как,
не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и личностно
востребованным новым поколением учащихся?
«Сольфеджио - самая черновая и одновременно самая великая из всех дисциплин музыканта. Она
посвящена святая святых музыкальной профессии, ее главному инструменту - музыкальному
слуху» И. Земцовский
Сольфеджио, несомненно, останется прикладным предметом музыкально- теоретического цикла.
Однако новая эпоха требует от него способности быть многосторонне применимым. Важно, чтобы
любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что именно на этих занятиях он
приобретет навыки быстрой концентрации внимания, разовьет свою память и ассоциативную базу.
То есть, все то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от
того, станет он профессиональным музыкантом или нет. Для этого сольфеджио в XXI веке надо
преподавать так, чтобы на деле убедить ученика в поистине удивительных возможностях этого
предмета.
Как известно, музыкальный диктант является одной из важнейших составных частей курса
сольфеджио в ДШИ И ДМШ. Он в значительной мере определяет уровень музыкально-слухового
развития конкретного ученика. Музыкальные диктанты осуществляют развитие музыкальной памяти
учащихся, быстроту восприятия музыкальных явлений. Диктанты также закрепляют
метроритмические и звуковысотные навыки, приобретенные учениками на уроках сольфеджио.
«По опросам детской аудитории диктант считается самым нелюбимым видом деятельности на
сольфеджио. Впрочем, и многие взрослые, которые в свое время закончили музыкальную школу,
вспоминают о музыкальном диктанте как о чем-то малоприятном. Ни для кого не секрет, что
подавляющая часть трудностей при написании диктанта имеют не слуховую, а психологическую
природу»
Таким образом, возникает вопрос: как сделать написание музыкального диктанта на уроке
эффективным, увлекательным и психологически комфортным?
В практике используются следующие основные формы музыкального диктанта:
1) нотописание (списывание нот) – как подготовительное упражнение;
2) устный (пение с названием нот после прослушивания);
Нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному
восприятию обучающимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память. Первые
диктанты – только в устной форме: слышу, помню, пою (играю). Преподаватель играет звуки так,
чтобы отобразилось осмысленное музыкальное построение (мотив, фраза); ученики воспроизводят
мелодию с названием нот. Первоначально лучше давать одно и то же построение, но с различными
вариантами окончания.
Устные диктанты этот вид работы в классе сольфеджио незаслуженно бывает забыт. «Тем не
менее, именно устный диктант очень хорошо развивает быстроту реакции, концентрацию внимания,
способность быстро «схватывать» и запоминать небольшие фрагменты, в которые включены самые
важные интонационные трудности».
Устные диктанты удобны в работе. Занимаясь на уроке, ученики могут повторить мелодии
голосом или за фортепиано. Если ученики с легкостью справляются с устными музыкальными
диктантами, то затем приступают к написанию письменных диктантов.
3) подбирание на фортепиано;
4) графическое изображение мелодической линии;
5)транспонирование;
6) учебный или предварительный (пишется педагогом на доске). Обучающиеся, с помощью
преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные
моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а
затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 8-10 минут.
7)запись мелодий по памяти после предварительной записи её на доске в той же или другой
тональности;
8)самостоятельная запись мелодии после предварительного разбора;
9)запись прослушанной мелодии по памяти без предварительного разбора;
10)короткие диктанты-молнии;
11)запись знакомых песен без проигрывания (самодиктант);
Для развития внутреннего слуха следует предлагать обучающимся, в частности для домашней работы,
запись знакомой мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить и осознать спетую
мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением.
12) диктант с настройкой и диктант в произвольной тональности;
13) диктант эскизный, который пишется по частям;
14) диктант «с ошибками», который пишется на доске педагогом;
15) ритмический диктант;
Ритмические диктанты целесообразно использовать тогда, когда необходимо освоить новый
ритмический рисунок или требуется более тщательная проработка соединения сложных
ритмических фигур. Хорошие результаты дает систематическое написание таких диктантов в
младших классах. При этом надо помнить, что нужно не отстукивать ритм, а проигрывать
мелодию на фортепиано, а учащиеся будут записывать ритмический рисунок.
Формы ритмических диктантов.
Все варианты ритмических диктантов можно проводить как в устной, так и в письменной форме, звучание
ритма может быть как без звуковысотной стороны, так и вместе с ней.
1. вычленение ритмической фигуры в контексте–определение промежутка времени, в котором прозвучала
ритмоформула – в начале, в середине или в конце). Как вариант – определить на слух количество
прозвучавших одинаковых (изучаемых) ритмоформул.
Цель– контроль внутренних слуховых представлений на изучаемую ритмофигуру
и развитие способности к анализу музыки.
2. Фиксация ритма мелодии с помощью Ритмических карточек.
Цель – соотнесение слуховых представлений с зрительными.
Варианты работы:
- расставить карточки в правильном порядке
- из предложенных карточек найти и отложить только те, что прозвучали.
3. Определение ритма стихотворного текста.
Цель – осознание ритма через стихотворный текст
4.Запись ритма мелодии.
Цель – развитие способности к анализу мелодии, умению соотносить звуковысотную и ритмическую сторону
музыки
Данная форма работы может быть проведена в нескольких вариантах:
1 в предложенном нотном тексте исправить ошибки
2 запись ритма известной мелодии (однократное проигрывание)
3 запись ритма незнакомой мелодии
Возможны и другие формы диктанта:
гармонический (запись прослушанной последовательности интервалов);
фотодиктант (проанализировав незнакомую мелодию, записанную на доске, записать по памяти) и др.
Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок. Формы
проверки могут быть различные (педагог проверяет тетради, обучающиеся проверяют тетради друг у друга,
один из обучающихся записывает диктант на доске или проигрывает на фортепиано, класс поет диктант с
названием звуков и дирижированием и т.д.).
Дома можно выучить диктант наизусть, транспонировать, подбирать на фортепиано.
ВЫВОД
Сольфеджио на современном этапе – это практический способ воспитания и обучения через искусство
и творчество. Оно направлено, прежде всего, на развитие человека, поддержание его целостности,
улучшению контакта с собой и миром.
Какова конечная цель устремлений педагога в этой области? Прежде всего мы должны добиться того,
чтобы учащиеся не испытывали страха перед словом «диктант», чтобы у них не только не возникал
психологический барьер, а, напротив, появлялся здоровый интерес и желание поскорее услышать
мелодию диктанта и записать её. Диктант в представлении детей не должен быть чем-то из ряда вон
выходящим. Давайте следовать примеру американцев, стремящихся наполнить радостью уроки
музыки. Право же, дети будут нам за это благодарны!
Список литературы:
1. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. Сост. О.Берак, М.Карасева. М.: издательский дом
«Классика-XXI», 2009.-224с., ил.
2. Развитие музыкального слуха / Г.И.Шатковский.–М.: Амрита, 2010.–108 с.
3. Долматов Н. Музыкальный диктант. – М.: «Музыка», 1972.- 140 с.
4. Лежнева О.Ю. Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой анализ: Учеб.
Пособие для уч-ся 1-8 кл. детских муз. школ и детских школ искусств. - М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2003.-96 с.: ноты.
5. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.,1986.-136 с.
6. Г.Фридкин Музыкальные диктанты Изд. 4-е М.: издательство «Музыка», 1973. – 189 с.