Гуманитарное образование в контексте социализации выпускников техникума
1
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИКУМА.
Елистархова Елена Ивановна,
преподаватель общеобразовательных дисциплин
ГБОУ СПО ВО
«Никологорский аграрно – промышленный техникум»,
Вязниковский район
«Литература внезапно поднялась
как огромный защитный купол над всей Русской землей,
охватила ее всю от моря и до моря …»
Д.С. Лихачев
О состоянии гуманитарного образования в России сейчас говорят на всех
уровнях: от президента до школьного библиотекаря. «Гуманитарное
образование – это духовное развитие человека в самом широком смысле этого
слова». Гуманитарная культура является составной частью гуманитарного
образования. Сама идея гуманитарной культуры рождена еще эпохой
Возрождения. Этот период в истории человека отмечен обращением к его
внутреннему миру, к воспитанию его душевной красоты. Не случайно эпоху
Возрождения называют эпохой Гуманизма, в которой человек рассматривался и
утверждался как творец и носитель гуманитарной культуры. Академик
Дмитрий Сергеевич Лихачев предсказывал, что двадцать первый век станет
веком гуманитарной культуры…«Я мыслю себе ХХI век, как век развития
гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей
свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование,
подчинённое задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ,
возрождения чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам
уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего,
которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия
чести – вот в общих чертах то, что нам нужно в ХХI веке». Он писал, что «без
необходимого уровня общей культуры не получат должного развития точные
науки». Давайте зададим себе ряд вопросов: «Что сегодня определяет характер
и качество гуманитарного образования? Каковы критерии оценки общей и
вместе с ней гуманитарной культуры нашего общества? Сбываются ли
предсказания великого ученого нашего времени, который так точно описал
ожидаемое состояние современного мира?»
Мы вынуждены констатировать неоспоримый факт, что наше общество
переживает глубокий духовный кризис, утрату нравственных критериев и
ориентиров, демонстрирует пренебрежение гуманитарной культурой, которая
2
во все эпохи была стержнем мировой цивилизации. Воспитательный резонанс
перестроечных лет таков, что мы совершаем много «диких» поступков,
растаптываем душу человека, устраивая пляски в главном храме России.
Наполняем этику, эстетику, правила этикета новым содержанием, упрощаем и
сводим на «нет», благодаря новым формам, методам и подходам к
гуманитарному образованию, итоговой аттестации по гуманитарным наукам,
диалоги людей с историей, литературой, искусством. В обществе создаются
естественные условия для отказа от гуманитарной культуры. Многие молодые
люди, благодаря мобильности, быстро встраиваются в систему новых
ценностей, «научиваются зарабатывать деньги», получают определенный
социальный статус и без гуманитарной культуры, становятся успешными.
Вопрос: «Что я с «этого» буду иметь?» становится намного важнее вопроса:
«Каким путем я смог этого достичь?». Ценности жизни и их осознание
формируются намного раньше подросткового возраста, но сущностью
гуманитарного мышления является диалог, а гуманитарные науки – это науки о
системе «человек человеку», кроме того они являются источниками норм
отношений к миру.
Цель гуманитарного образования достаточно точно сформулировал
Д.С.Лихачев: «Создание культурного микросоциума вокруг отдельного
человека. Индивидуальная культура каждого из нас обуславливается
традициями образования и воспитания, но это и результат самовоспитания».
Создавать культурный микросоциум в подростковой среде, где преобладает не
культ чтения, не свободная самостоятельная устная и письменная речь, а узкое
восприятие слова через телеэкран, наушники, монитор, нужно с помощью
индивидуализации обучения, диалогового общения, устранения трафарета в
работе, отказа от создания и пропаганды таких книг как «100 лучших
сочинений», «Все произведения…». На уроках гуманитарных дисциплин мы
имеем дело с обучающимися, которые мало читают, не любят заучивать и
читать стихи, плохо владеют аргументированной устной и письменной речью,
не интересуются богатством гуманитарных дисциплин, далеки от шедевров
мирового искусства. Написание сочинения – миниатюры на свободную тему,
где нужна личная позиция и свой взгляд на предлагаемую проблему, для ребят
целая катастрофа. Они затрудняются сделать историческую зарисовку по
созданию портрета той или иной исторической эпохи. Преподавателям
гуманитарных дисциплин необходимо создать такие условия, чтобы подросток
захотел читать и перечитывать, думать и писать, излагать свои мысли, отвечая
самому себе на вопросы: «Каким должно быть чтение? Что происходит, когда я
читаю? У меня получается диалог с тем, что я читаю или нет?». Вот здесь
востребованы занятия, которые будут восполнять эти пробелы гуманитарного
3
образования: уроки в форме живых и виртуальных экскурсий, мастер – классов,
разноплановых занятий творчества. В процессе современного познания всё
большую роль играет методологическая культура мышления, способность
моделировать информацию и тем самым способствовать её переходу в новое
качественное состояние – «живое» знание. На уроках философии воспринимать
трудные темы и учения великих философов помогает создание обучающимися
философских сказок конкретных эпох, совместное прочтение притч и
афоризмов, проведение философских гостиных. На занятиях такого типа
уместна и музыка, и использование компьютера, и виртуальные встречи с
художниками. Изучению эпохи Возрождения сопутствовало проведение
виртуальных экскурсий и знакомство с творчеством нашего земляка -
художника Панцырева Юрия Николаевича. Он - участник более 70-ти крупных
(зарубежных, всесоюзных, республиканских, зональных) выставок. Картины
находятся в собрании Патриарха Московского в Свято-Даниловом монастыре,
а также в художественных музеях города Ульяновска, в ГМИИ Татарстана, в
Обнинском городском музее, в художественном музее города Плевен
(Болгария), в частных коллекциях России, США, Франции, Германии, Англии,
Италии, Южной Кореи, Сингапура, Польши, Болгарии. Картины этого
художника настолько глубоко отражают внутренний мир человека и его
настроение, настолько близки и понятны ребятам, что «соприкосновение» с
философскими категориями происходит «с обдумыванием». Становятся более
понятными учения о мире, бытие человека, о добре и зле. Наилучшим
показателем возникшего интереса к тому, о чем шла речь на занятиях по
философии, может служить вопрос одного из студентов: «А будет ли
продолжение учебной дисциплины «Философия» на следующем курсе?».
Новая образовательная философия предполагает понимание
образования, как социального института подготовки человека к трудовой
деятельности, профессии, она является важнейшей социокультурной
системой, гуманизирующей человека в обществе. По каким бы стандартам мы
не работали, разного типа предприятия и организации, разные работодатели, но
у всех у них преобладают требования к молодому специалисту гуманитарного
характера:
легко принимать и исполнять «учение на протяжении всей жизни»;
умение работать в команде;
быть коммуникабельным;
умение осваивать смежные профессии и т.д.
Развитие общих компетенций предопределяет серьезное отношение к
гуманитарному образованию со стороны педагогических коллективов
образовательных учреждений. Мы неплохо освоили буквы мирового
4
экономического образования, а гуманитарная составляющая в этом
направлении очень слабая. Неразвитость ценностной траектории социального
знания, социального выбора ведет к неуспеху людей бизнеса.
В Москве, Санкт-Петербурге сегодня сильно развит гастрономический
туризм, хотя несколько лет назад мы об этом и мечтать не могли, а причина в
том, что в эту отрасль пришли люди с невостребованным высшим
гуманитарным образованием. Большое значение нужно уделять этике
человека, которая до сих пор не играла решающего значения в экономической
жизни людей и общества. «…На человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая
задача быть не просто, человеком, а человеком науки, нравственно
отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов».
Сегодня появилось множество как бы толерантных оговорок,
допускающих неполное соответствие основным человеческим качествам и
основаниям. “Надо успеть насладиться жизнью”... “Не мы такие, а жизнь”...
“Нужно жить с удовольствием”... Последствия таких “допусков” меняют облик
подрастающего поколения. Возможность этих деформаций хорошо представлял
Д.С.Лихачев. В своей книге «Письма о добром и прекрасном» учёный
напоминает нам о хрестоматийных, но необходимых вещах. Это “неудобные”
и «неуютные» правила. Каждое письмо в книге тревожит душу… Читая и
обсуждая их со студентами, ловишь себя на мысли, что во многом мы далеки до
того, о чем пишет Дмитрий Сергеевич в книге. Но в глубине нравственной
памяти каждый “провинившийся” знает, всё, что здесь написано, верно. Так
должно быть. Об этом время от времени нам должен кто-нибудь напоминать.
Кто-то, кто не побоится, что мы разгорячённые спешкой и энергией
самооправдания бросимся «исправляться». Только бы не опоздать…Я бы
произведения Д.С. Лихачева включила бы в обязательный перечень для
изучения на первых курсах профессионального образования. Их полезность и
значимость неоспорима и для студентов, и для работы с родителями.
Я не случайно эпиграфом своей статьи взяла слова Д.С.Лихачева. По
моему мнению сейчас нам очень нужен этот «купол», который будет строиться
на основе государственной политики по отношению к гуманитарному
образованию России, тогда надежды великого ученого, которого еще называют
совестью нации будут реальны и выполнимы.
1. Лихачёв Д. С. Об интеллигентности. – СПб., 1997. С 377.
2. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г. А.
Дубровской. - Изд. 2-е, доп. – М.: Дет. лит., 1988.-238с.