Знакомство с группами музыкальных инструментов 4 класс

Духовые инструменты являются самой разнообразной и
многочисленной группой. А что это именно так, вы сегодня убедитесь
сами. Надо отметить, что они являются одними из самых древних и
наиболее распространённых на всех континентах музыкальных
инструментов. Для изготовления простых дудок использовались
самый простой материал: ветки, бамбук и речной тростник. Поскольку
эти инструменты являются народными. то они не имеют
определённого стандарта. Народные умельцы всегда добавляли свои,
свойственные только им, различия. И начнём мы знакомство как раз с
такого инструмента, который называется свирель.
Слайд 1
По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады
Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. Слово
«свирель» более древнее, чем «сопель», поскольку оно встречается в
общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, до
разделения этого языка на восточную, западную и южную ветви.
Однако относилось ли такое название к инструменту определенного
вида сказать трудно: в древней Руси «свирцом», «свирянином»
называли исполнителя на любом духовом инструменте. Свирель
представляет собой простую деревянную дудку. На одном конце её
есть свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой
стороны вырезаны разное количество игровых отверстий — обычно
шесть. Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна,
ясеня или черёмухи. Поэтому у неё достаточно мягкий, слегка
приглушенный звук.
Видео 1
А теперь мы с вами перенесёмся на берега Японии. Это
продольная бамбуковая флейта, которая называется сякухати.
Слайд 2
Есть несколько версий появления сякухати. Одна из них предполагает,
что сякухати прошла долгий путь из Египта в Индию, затем в Китай, а
потом в Японию. Относительно появления инструмента собственно в
Японии является гипотеза, в соответствии с которой сякухати
изначально пришла из Китая через Корею в (710794 гг.) в качестве
одного из инструментов придворной музыки. Древнейшие образцы
сякухати были найдены в императорской сокровищнице в 752 г.
Сякухати изготавливают из стебля бамбука.
Вместе с изысканными изменениями интонации характерный звук
сякухати поражает мягкостью и густотой тембра. Для улучшения
звучания бамбуковую трубку изнутри покрывали лаком.
Видео 2
В древнейшем культурном наследии Индии тоже есть духовые
музыкальные инструменты. И сегодня мы познакомимся с одним из
них. Он называется Бансури.
Слайд 3
Бансури индийский духовой музыкальный инструмент, вид
поперечной флейты. Особо распространён в Северной Индии. Бансури
делается из отдельного полого стебля бамбука с шестью или семью
отверстиями. Древний музыкальный инструмент, ассоциируемый с
пастухами и их традициями, он тесно связан с
историей Кришны и Радхи, а также запечатлён в произведениях
буддийской живописи, созданных около 100 года н. э. Бансури
почитается как божественный инструмент Кришны. В мифологии
упоминается, как мелодии, исполняемые Кришной на флейте,
привлекали и очаровывали не только женщин, но и
животных. Изготовление бансури представляет собой целое искусство.
Бамбук, годный для создания бансури, должен обладать сразу
несколькими качествами: иметь тонкие стенки, быть прямым с
единообразным круглым поперечным сечением и длинными
междоузлиями. Так как трудно найти стебли бамбука, отвечающие
всем этим требованиям, то хорошие бансури редки и
дорогостоящи. После подбора подходящих образцов бамбук
выдерживается, чтобы позволить природным смолам укрепить его
древесину. Затем один конец бамбука затыкается пробкой, и
прожигают отверстие для дутья. Отверстия для пальцев постепенно
прожигаются раскалёнными прутьями, но не высверливаются, так как
это может нарушить целостность ствола бамбука.. После того как все
отверстия готовы, бансури погружается в раствор антисептических
масел, после чего очищается, высушивается и обвязывается
шёлковыми шнурами одновременно в целях декорации и защиты от
воздействия окружающей среды.
Видео 3
А сейчас мы свами побываем на Кавказе. И познакомимся с
армянским духовым народным инструментом дудук.
Слайд 4
Про дудук под названием «циранапох», упоминал ещё армянский
историк V века Мовсес Хоренаци. Инструмент и музыка дудука
являются неотъемлемой частью культурной жизни и общественной
идентичности армянского народа. На протяжении многих веков она
сопровождала все важные социальные события в жизни армян:
народные празднования, торжества, песни и танцы, свадебные и
похоронные церемонии.
Дудук изображен на многочисленных армянских рукописях
Средневековья, символизируя армянскую национальную
идентичность. Как отмечают этномузыканты, наиболее важным
качеством дудука, является его способность выражать диалектику и
настроение армянского языка. Дудук состоит из трубки и съёмного
двойного язычка (трости). Звук образуется в результате вибрации двух
тростниковых пластин и регулируется посредством изменения
давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-
открывания игровых отверстий. Армянский дудук делается из
абрикосового дерева из-за его характерной способности резонировать.
Звучание этого инструмента отличается мягким звучанием, очень
похожим на голос. В наше с вами время дудук используют для
озвучивания различных фильмов.
Видео 4
И вот мы с вами оказались в центральной Азии. Перед вами казахский
народный инструмент сыбызгы.
Слайд 5
Инструмент очень прост в изготовлении, он делается из простого
сухого тростника. Но благодаря оригинальной технике
звукоизвлечения, он несколько выделяется среди других
инструментов. Мундштук инструмента помещается между губой и
зубами. Кроме того, исполнитель, выдыхая воздух интонирует
определённый тон. Благодаря этому мы слышим, как бы два
инструмента.
Видео 5
А сейчас мы свами окажемся в Азербайджане. Вы наверняка слышали
этот инструмент, а сейчас познакомимся с ним поближе. Он
называется зурна.
Слайд 6
Множество разновидностей зурны нашли очень большое
распространение у народов Среднего Востока. Во время
археологических раскопок, в одном из древнейших мест пребывания
человека были обнаружены 4 экземпляра зурны, изготовленных из
рогов оленя. Считается, что эти инструменты были изготовлены 3
тысячи лет назад. Зурна, в основном вытачивается из древесины
абрикоса, ореха или тутового дерева. Музыкант, играющий на зурне,
называется зурначи (слово не склоняется). Широко распространён
инструментальный ансамбль трёх музыкантов, в котором один
зурначи — уста́ играет мелодию, другой вторит ему долгими
протяжными звуками, а третий музыкант выбивает сложную,
разнообразно варьируемую ритмическую основу на ударном
инструменте Звук у зурны яркий и пронзительный. Поэтому, главным
образом, используется для исполнения образцов фольклорной музыки
во время народных празднеств на открытом воздухе.
Видео 6
А сейчас мы с вами познакомимся с духовыми инструментами,
которые стали составными. Это значит, их собирают из различных
деталей.
Слайд 7
Вот перед вами инструмент, который называется Рожок. Существует
множество различных видов. Название они получили от местности,
где стали применять такие инструменты. Владимирский, Тульский,
Тверской и так далее. Как вы видите, здесь, помимо деревянной дудки
добавляется раструб из рога. Это придаёт яркий, сочный звук. Также
применялась для раструба береста, и даже, иногда делали из глины.
Есть рожки, где для извлечения звука использовался отдельный
пищик. Существует очень много инструментов различных размеров
что позволяет собирать целые ансамбли рожечников.
Видео 7
Этот инструмент очень распространён у народов в Альпийских горах.
Слайд 8
История инструмента теряется в глубине веков. В давние времена его
сильным звуком предупреждали жителей долин об опасности, о
приближении врага; подтверждение тому красивая и печальная
легенда о пастухе с альпийского луга Флимзерштайн в кантоне
Гризон, в Восточной Швейцарии. Горы в этом районе отличаются
особой крутизной. На отвесных скалах там и тут видны красноватые
следы выхода окисей железа. Пастух стоял на высоком уступе скалы,
близ местной крепости Бельмонт, и вдруг заметил большой отряд
вооруженных воинов: явился давний враг жителей долины
соседний властелин, граф де Монфон. Пастух трубил в альпийский рог
до тех пор, пока ворота крепости не захлопнулись. Но он трубил с
такой силой, что лопнули легкие, и пастух замертво рухнул на скалу…
Протяжные мелодии альпийского рога милы и дороги жителям
швейцарских гор. Под них играли свадьбы и веселились в праздники,
сражались с врагами, хоронили близких.
Инструмент, достигающий в длину 5 метров, изготавливается
из пихты. Дерево должно быть совершенно прямым, без сучьев,
диаметром семь сантиметров с одного и три с другого конца. По
мере высыхания ствол начинают сверлить с комля, постепенно
уменьшая диаметр отверстия. Раструб вырезается отдельно и
приклеивается к верхней части. В прежние времена мундштук вместе с
трубой составлял единое целое. На современных инструментах
используются вставные мундштуки.
Видео 8
А ещё мы свами познакомимся с очень редким музыкальным
инструментом. Это диджериду.
Слайд 9
Диджериду́ музыкальный духовой инструмент аборигенов
Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире.
Диджериду тесно вплетен в мифологию австралийских аборигенов,
символизируя собой образ радужной змеи Юрлунгур. Игра на нём
сопровождает ритуалы и способствует вхождению в транс.
Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в
том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон»,
или гудение). При этом инструмент обладает очень большим
диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий
голос. Традиционно диджериду изготавливаются самой природой. В
засушливый период термиты выедают мягкую сердцевину эвкалипта,
в результате чего внутри ствола образуется полость. Австралийские
аборигены находят такие стволы, срубают, выбивают из них труху и
изготавливают мундштук из пчелиного воска. Сам инструмент часто
раскрашивают или покрывают изображениями тотемов племени.
Длина инструментов варьируется от 1 до 2,5—3 м.
Видео 9
И в заключении нашего путешествия мы познакомимся с
музыкальным духовым инструментом, который можно встретить во
всех уголках нашей планеты. Только называется он везде по разному.
Но мы его знаем под названием флейта Пана (панфлейта)
Слайд 10
Существует много локальных разновидностей флейты Пана:
индейская сампоньа однорядная или двухрядная, румынско-
молдавский най, русские кугиклы, грузинская ларчеми, литовский
скудучай, пӧлян народа коми и т. д.
Флейта Пана многоствольная флейта, состоящая из нескольких (2 и
больше) пустотелых трубок различной длины. Нижние торцы трубок
закрыты, верхние открыты. Название флейты Пана происходит от
имени древнегреческого бога Пана, атрибутом которого являлся
подобный инструмент. Этот инструмент получил большую
популярность благодаря своему очень красивому, мягкому звуку.
Индейцы называют его «инструментом поющего ветра».
Видео 10