Конспект урока "Начальный период обучения – важный этап в развитии пианиста" 1 класс

Управление культуры г. Курска
МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 9» г. Курска
П Л А Н
Открытого урока с обучающимися по классу фортепиано
Костиной Еленой (1 класс) и Ломакиным Виталием (2 класс).
Тема урока: «Начальный период обучения– важный этап в развитии
пианиста»
Преподаватель: Уколова Наталья Николаевна
(класс фортепиано)
Курск 2014 г.
Тема урока: Начальный период обучения – важный этап в развитии пианиста.
Цели урока:
- воспитание чувства музыкального ритма и выработка навыков ритмически точной игры;
- развитие творческой инициативы;
- умение передавать характер и содержание произведения, эмоциональная
насыщенность исполнения;
- развитие навыков гармонического слуха, образного мышления.
Задачи урока:
Обучающие:
- добиться осознанного понимания и исполнения музыкального произведения с
применением правильной аппликатуры, фразировки, нюансов, штрихов.
Развивающие:
- обеспечить развитие музыкального мышления, памяти, воображения, эмоций;
- содействовать развитию умственных способностей обучающегося при работе над
музыкальном произведением;
- способствовать становлению и развитию учебной мотивации обучающегося.
Воспитательные:
- способствовать формированию мировоззрения обучающегося;
- способствовать привитию любви к музыкальному искусству и профессии музыканта;
- способствовать эстетическому развитию и воспитанию обучающегося.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: индивидуально-групповая.
Методы и технологии обучения:
словесные: беседа, рассказ;
наглядные: показ на инструменте
практические: различные упражнения;
здоровьесберегающие: при подборе музыкального репертуара учет индивидуальных
особенностей обучающихся; обустройство рабочего места соответственно физическим
данным ребенка.
проблемные методы: поиск самостоятельного решения проблем
Технология личностно-ориентированного обучения:
- выявление индивидуальности обучаемого, опора на субъективный и познавательный
опыт обучаемого, предоставление свободы выбора, способов и формы работы.
Оснащение урока:
- нотный материал, музыкальный инструмент, наглядные пособия.
План урока:
1. Исполнение обучающимися произведений.
2. Анализ исполнения, конкретизация положительных моментов и недостатков.
3. Определение основных задач и направление работы.
4. Исполнение фрагментов и детальная работа над поставленными задачами.
5. Прослушивание произведений из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
6. Постановка основных направлений и конкретных задач для домашней работы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели и задач урока.
3. Исполнение ученицей 1 класса пьес: Александров А. «Дождик накрапывает»,
Филипп «Колыбельная», С.Майкапар «Дождик»; ученицей 2 класса Черни-Гермер
«Этюд 23», Курченко «Танец заводных игрушек».
Игра в ансамбле Х.Родригес «Аргентинское танго».
Анализ исполнения, конкретизация положительных моментов и недостатков:
а) выявление знаний о содержании произведений, характере его отдельных частей;
б) характеристика основных тем;
в) особенности фактуры.
4. Определение основных задач:
а) работа над ощущением цельности мелодической линии;
б) поиск приемов звукоизвлечения и выразительного интонирования;
в) тональный и динамический план развития образов;
г) достижение нужного темпа.
5. Слушание музыки П.И. Чайковского.
А.Александров «Дождик накрапывает» - одноголосная пьеса, переложенная для
исполнения двумя руками попеременно. Следует сосредоточить внимание на моментах
перехода мелодии из одной руки в другую, ощущение мелодической линии. Чтобы
добиться осмысленного исполнения, понять характер мелодической линии важна
подтекстовка. Пьеса приучает, как можно раньше разбираться в нотном тексте и в
вопросах членения ее на фразы.
Филипп «Колыбельная» - изучение двуплановой фактуры. Слуховое и исполнительское
исполнение двухэлементной ткани, воспроизводимой двумя руками одновременно.
Освоение приемов координации, движения рук звуковых ощущений, выразительное
интонирование мелодии.
С. Майкапар «Дождик» -при работе уделяется значительное внимание темповой
устойчивости, ритмической четкости и ровности, артикуляционной точности исполнения.
Черни-Гермер «Этюд № 23» - этот этюд задорно-скерцозного характера,
разнообразен по фактуре, подготавливает ученика к гаммам, аккордам и арпеджио.
Гаммы даны в виде небольших отрезков. Учить их надо в медленном темпе и методом
вычленения. Арпеджио в партии правой руки надо исполнять отчетливо, очень звонко,
активными пальцами, при участии небольшого кистевого движения на звуках стаккато.
Аккорды стаккато надо играть легко и остро, Аккорды, написанные четвертными и
половинными длительностями, с рессорным «погружением» руки в клавиатуру.
Пальцевая подвижность предполагает свободу, пластичность, ритмичность игры,
организованность движения всей руки (в плече, локте, кисти), связанных с
непосредственными пальцевыми движениями.
Курченко «Танец заводных игрушек» - определение характера пьесы, ее
специфического колорита, напоминающего работу игрушечного механизма. Тема требует
легкого пальцевого стаккато, точности работы кончиков пальцев. Игра экономная, без
высокого подъема пальцев и кисти. Необходима позиционная игра, облегчающая работу
над фразировкой. Легкость, скерцозность, рельефность. Работа над распределением
звука, мотивной динамикой. Партия левой руки исполняется собранной кистью, острыми
кончиками пальцев, без лишних движений. Необходимо добиваться очень ровной
пульсации и свободной кисти.
Основные задачи в работе над темой средней части – певучее, гибкое легато, при
свободной руке. Смена штриха окрашивает тему по-новому. Искатьrubato, играть с
движением, придавая музыке живое дыхание. Основная сложность – партия
сопровождения. Синкопа требует легкого, близкого звукоизвлечения от клавиши, снимая
вес. Нижний голос играется в клавишу. Важно ощущение свободы, плеча и локтя.
Х. Родригес (переложение Г. Балаева) «Аргентинское танго» - знакомство с
особенностями танца. Игра в ансамбле расширяет кругозор маленького музыканта.
Ученик привыкает к гармонической поддержке и учится слушать партнера. В первой
партии – работа над приемами выразительной игры, плавный переход мелодии из одной
руки в другую. Во второй партии – работа над «рессорным» погружением рук в аккордах
на пиано, точным ритмом движения.
Слушание произведений из «Детского альбома» П.И. Чайковского – обогащает
музыкальные впечатления, развивает образное мышление, способность к запоминанию
музыки. Умение декламировать стихи под музыку пьес «Мама», «Марш деревянных
солдатиков», помогает развивать чувство ритма, обогащает творческо-слуховые
способности.
Требование к домашней работе определяется по результатам, достигнутым учениками
в процессе работы на уроке. Самостоятельное закрепление учениками музыкальных
представлений, двигательных приемов и навыков.
Подведение итогов урока.
Провести анализ урока:
- что удалось достичь на уроке;
- над чем необходимо поработать на следующем уроке.
Поставить оценку за урок.