Изучение полифонических произведений в классе фортепиано

План-конспект
открытого урока Коневой
Тамары Ивановны по специальности
«Фортепиано» на тему:
«Изучение полифонических
произведений в классе фортепиано»
г. Ханты-Мансийск
2018 г.
2
1. Организационный момент (1 минута).
Приветствие, визуальная проверка готовности к уроку учебных
пособий, дневника, правильности расположения обучающихся за
инструментом.
2. Основная часть урока (35 минут).
Урок с обучающейся 2 класса Миррой и обучающейся 6 класса Софьей
Тема «Начальный этап работы над полифонией».
1) Работа над контрастной полифонией И.С.Бах. «Менуэт» Соль мажор
(15 минут).
2) Работа над имитационной полифонией И.С.Бах. Трехголосная фуга
До мажор (20 минут).
Форма занятия: индивидуальный урок.
Тип занятия: комбинированный урок.
3. Заключительная часть (4 минуты).
- Закрепление изучаемого материала;
- Оценивание за урок обучающихся;
- Домашнее задание.
Цель урока: воспитание у обучающихся навыков полифонического
мышления.
Задачи урока:
познакомить обучающихся с определенными видами
полифонических произведений;
проанализировать форму, характер произведения, тональный план;
помочь обучающимся выявить, понять и услышать полифоническую
структуру произведения;
развить мелодический и гармонический слух;
привить интерес к произведениям полифонической формы.
3
Основная часть урока.
Работа над контрастной полифонией И.С.Бах.
«Менуэт» Соль мажор.
Урок начинается с приветствия. Обучающаяся 2 класса Мирра
усаживается за инструмент.
Преподаватель озвучивает тему урока, исполняет менуэт И.С.Баха и
акцентирует внимание обучающейся на виде полифонического
произведения, а также показывая портрет композитора.
Преподаватель: Я сыграла тебе произведение немецкого композитора
Иоганна Себастьяна Баха одного из крупнейших композиторов в истории
музыки. Для своей жены и детей он написал сборник «Нотная тетрадь Анны
Магдалены Бах». В эту тетрадь входят небольшие танцевальные пьесы, арии,
полонезы, марши и менуэты, которые разнообразны по своему настроению.
В прошлом году мы уже играли с тобой менуэт (только другого
композитора). Ты помнишь, что такое менуэт?
Мирра: Да. Это старинный танец, который танцевали на балах. Этот
танец написан в трехдольном размере в умеренном движении.
Преподаватель: Менуэт старинный французский танец. Во дворцах
этот танец считался изысканным танцем приветствием.
Преподаватель показывает репродукцию картин Н.Ланкре,
Ф.Баретти, Н.Сергеева, С.Иванова, на которых изображены фрагменты
танца «менуэт».
Преподаватель: Галантные поклоны и реверансы, составляющие его
суть, находят отражение в музыке, которая пишется в трехдольном размере с
изящными «приседаниями» на первой доле. Этот танце танцуют повсюду: во
дворцах и в домах простых граждан, в разных европейских странах. О
менуэте пишут трактаты и слагают в его честь стихи. Пышная одежда
4
исполнителей танца обязывала к медленным движениям. Основной чертой
исполнения менуэта являлась чрезвычайная церемонность и тожественность.
Какой характер, на твой взгляд, присущ только что сыгранному мною
менуэту?
Мирра: Я думаю, что танцевальный.
Далее с Миррой вместе определяем тональность произведения, его
размер, форму пьесы на двухчастная, простая). Каждая часть состоит
из двух предложений, а предложения из двух фраз. Характер менуэта –
напевный, мелодичный. Характер исполнения – мягкий, плавный и певучий.
Полифония это многозвучие, многоголосие, где все голоса
музыкальной ткани раноправны. Каждый из них ведет одинаково важную
мелодию.
Играем с обучающейся партии обеих рук отдельно каждой рукой и
сравниваем их. Обучающаяся находит, что они совершенно разные по
мелодии и ритму.
Преподаватель: Пьесы с контрастирующими голосами будут
относиться к контрастной полифонии. Предлагаю еще раз сыграть и
внимательно вслушаться в мелодию.
При этом, в первом голосе не нужно затягивать восьмые длительности,
а во втором голосе необходимо половинные ноты и половинные с точкой
дослушивать до конца.
Играя первый голос, Мирра постаралась передать звучание скрипки, а
второй голос при «инструментовке» выбрала виолончель. Далее
соединяем оба голоса вместе.
Для выразительного исполнения мелодии следует прежде всего
вслушаться в вопросно-ответные интонации.
5
Полезно поиграть, поделив между педагогом и учеником
четырехтакты. Затем следует поменяться ролями: ученик задает вопрос, а
учитель отвечает. Выразить эти вопросно - ответные соотношения помогут
средства динамики. Первому четырехтакту придать звучность чуть более
твердую, второму - более легкую.
Можно попробовать и противоположный порядок. Полезно сравнить
оба варианта, вслушаться, который лучше их них. После совместного
исполнения ученик может сыграть такой диалог самостоятельно. Во второй
части менуэта четырехтакты также контрастируют. Вся заключительная
часть грациозна и танцевальна.
Теперь меняемся местами. Мирра играет второй голос, а
преподаватель – первый.
После окончания совместного исполнения произведения преподаватель
оценивает работу обучающейся, ставит оценку и дает домашнее задание
соединить двумя руками, вслушиваясь в каждый голос первую часть
произведения, а вторую часть – самостоятельно разобрать по голосам.
Работа над имитационной полифонией И.С.Бах.
Трехголосная фуга До мажор.
Обучающаяся 6 класса Софья с имитационной полифонией
трехголосная фуга До мажор И.С.Баха.
На предыдущем уроке преподавателем было сыграно произведение
(фуга), которое дано для изучения обучающейся. В начале текущего занятия
обучающаяся слушает аудиозапись этого произведения, затем играет по
голосам экспозицию фуги.
Преподаватель: что такое фуга?
Софья: Фуга это «бег», где один голос как бы догоняет другой или
отвечает другому.
6
Преподаватель: И.С.Бах, наряду с художественными произведениями
самых различных жанров и форм, создал множество специальных
педагогических сочинений. Сборник «Маленькие прелюдии и фуги» в
отличии от сборников «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Нотная
тетрадь Вильгельма Фридемана Баха» и «Инвенций», при жизни Баха не
существовал — его составил из мелких произведений композитора немецкий
композитор Ф.Грипенкерль в 1848 г.
Это самая высшая и сложная форма в музыке полифонического склада.
Она основана на имитационном проведении в различных голосах
мелодического отрывка - темы. Имитация есть проведение той же мелодии в
другом голосе. В фуге ведущая роль обычно принадлежит голосу,
исполняющему тему. Одна тема составляет основу целого произведения, она
является тем «зерном» из которого вырастает все произведение. Фуга всегда
начинается с одноголосного изложения темы - «вождя». После изложения
темы вступает второй голос с так называемым ответом «спутником». Ответ
это перенесение темы в доминантовую тональность. Овладение
материалом фуги начинается с общего ознакомления играющего с
характером произведения и его структурой.
На предыдущем уроке тебе было задано произведение, в котором ты
должна была разобрать текст первой части по голосам и отдельно каждой
рукой.
За инструментом Софья показывает разбор экспозиции по голосам.
Выясняем, что тема фуги носит моторный, стремительный характер,
состоящий из ровных шестнадцатых длительностей. Мотив начинается со
слабой доли и заканчивается на сильной. Тема состоит из трех мотивов (2 и 3
секвенции). В экспозиции латинского «изложение») тема проходит во
всех голосах в главной и доминантовой тональностях.
7
Вычленяем тему и играем ее на протяжении всего произведения,
отмечая тональные, артикуляционные, гармонические и ритмические ее
изменения. Если хорошо усвоена тема с легкостью будут пройдены все
этапы ее развития.
Далее анализируем тональный план средней части. Тема звучит в Соль
мажоре, До мажоре, затем в ля миноре, ми миноре и Фа мажоре. В
разработке дается интенсивное развитие темы при помощи различных
средств: усиление динамики, частой смены тональностей, гармонической
неустойчивости.
С возвращения главной тональности До мажор начинается третий
раздел фуги реприза. В репризе тема проходит дважды в основной
тональности До мажор в среднем и нижнем голосе. В противовес разработке
с ее тональной неустойчивостью, реприза должна создать у нас ощущение
тонального равновесия, устойчивости и завершенности всего произведения.
Полезно поиграть темы в разных регистрах, разными приемами
звукоизвлечения и динамики.
В продолжение проводится работа над противосложениями.
Следующей стадией владения материала фуги является черновая работа
над голосоведением. На этом этапе необходимо услышать движение голосов
по горизонтали.
Следующий этап работы работа над сочетанием голосов здесь
необходимо проработать переходы среднего голоса из правой руки в левую.
Если изучается один из средних голосов, который при исполнении всей
полифонической ткани исполняется то правой, то левой, то этот голос
соответственно распределяется между руками. Изучаются комбинации двух
голосов, например, верхний и нижний, верхний и средний, средний и
нижний.
8
В интермедиях (с латинского «интер» между, музыкальные построения,
где тема не звучит ни в одном из голосов) полезно два голоса, исполняемые
правой рукой поделить на две руки. Первый голос будем исполнять правой
рукой, второй левой. При этом первый голос поиграть на форте, второй
пиано; первый голос на легато, второй на стаккато.
По словам самого Баха, каждое полифоническое произведение это
беседа разных голосов. Если одному из голосов сказать нечего, он некоторое
время помолчит, пока не придет время вновь вступить в беседу. Самое
главное в полифонии, никто не должен вмешиваться в разговор голосов в
середине разговора или говорить без надобности.
Заключительная часть.
Обсуждение с обучающимися того, что понятно, что получилось, какие
были ошибки и как их можно исправить.
Оценивание работы обучающихся.
Домашнее задание.
9
Список используемой литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: «Музыка»,
1978;
2. Баренбойм Л. Фортепианная педагогика. – М.: «Классика – XXI», 2007;
3. Браудо И. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной
школе» – М.: «Классика – XXI», 2007;
4. Калантарова Е. Работа над полифонией. – М.: «Классика – XXI», 2005;
5. Как исполнять Баха. – М.: «Классика – XXI», 2007;
6. Милич Б. «Воспитание ученика – пианиста». – М.: «Кифара», 2002.