Развитие художественного мышления учащихся в классе домры

МБУ ДО ДШИ №9
«Развитие художественного
мышления учащихся в классе домры»
преп.Симакова Н.М.
2019
Работа преподавателя музыкальной школы многопланова и разнообразна.
Кроме основной задачи научить ребёнка игре на музыкальном инструменте
перед преподавателем ставится множество сопутствующих задач. Это и
грамотное овладение музыкальной грамотой и удобная рациональная
посадка, и постановка игрового аппарата и развитие технических навыков
овладения музыкальным инструментом и развитие художественного
мышления. Характерной особенностью профессионального исполнения
музыкального произведения является художественная завершенность его
трактовки. Это означает выявление характера или музыкального образа
произведения с помощью выразительных средств.
Основным критерием оценки художественности исполнения произведения
является эмоциональное начало. Итог определяется тем, насколько ученику
удалось передать то или настроение, задуманное автором данного
сочинения. Диапазон требований к юным исполнителям обычно так же
широк, как и к зрелым музыкантам. Сюда включаются вопросы не только
технической точности, но и чистоты стиля, трактовки замысла.
Особенности организации занятий в музыкальной школе определяют
уровень требований к исполнению произведения. Исполнение оценивается
обычно с художественной и технической стороны. Художественность
исполнения музыкального произведения основывается на техническом
воплощении учеником избранных выразительных средств. Таким образом,
анализ целесообразности их использования и технического воплощения
является основным предметом учебного процесса.
Для развития творческой инициативы и музыкально-образного мышления
учащегося, наряду с транспонированием, подбором по слуху, изучением
приемов варьирования тематического материала необходимо в старших
классах давать ему возможность пробовать собственные силы (применять
отдельные выразительные средства, придумывать собственные трактовки
небольших пьес)
Профессиональное исполнение на любом музыкальном инструменте, в
отличие от любительского, характеризуется, в первую очередь, умением
использовать всевозможные средства музыкальной окраски, в результате
чего игра становится актом творческим. Понятие художественности в игре
инструменталиста- это искусство владеть специфическими и
общемузыкальными исполнительскими приемами. Независимо от того,
имеет ли учащийся необходимые данные и намерение стать
профессиональным музыкантом, задача преподавателя музыкальной школы
в развитии профессионального исполнительского мастерства учащихся.
Конкретные задачи обучения детей в младших или старших классах нужно
ставить с учетом их возраста и опыта. Важно помнить, что исполнительская
школа чувствуется даже в лишь обозначенных в замысле трактовки пьесы
художественных деталях.
1. Практическое освоение выразительных средств исполнения
Комплекс выразительных средств исполнения у домриста включает
следующие понятия: динамика, артикуляция, агогика, тембр, аппликатура.
Каждое из этих средств окраски имеет свои конкретные приемы исполнения,
выразительные нюансы, оттенки. Их следует шаг за шагом осваивать на
практических примерах. Для овладения этими средствами недостаточно
только словесных или наглядных объяснений педагога. Сложность в том, что
каждый из этих приемов должен быть не только понят, но и освоен как
элемент исполнительской техники. Таким образом, в процессе обучения
должны быть усвоены и закреплены в сознании взаимосвязанные пары-
игровое движение + звуковой результат. Целесообразнее для ученика
сначала услышать звуковой результат, к которому он должен прийти, а затем
уже освоить игровой прием. Ясно представляемая задача мобилизует
творческое воображение ученика и помогает ему быстрее и точнее найти и
закрепить нужное игровое движение. Поэтому на начальном этапе обучения
огромное значение обретает живой показ произведения преподавателем.
Освоение всей шкалы выразительных средств способствует обязательное
закрепление их на специально подобранном нотном материале. Для этого
не используются хрестоматийные произведения .Для творческих заданий
важнее использовать «рабочий» материал. Ученику должна быть
предоставлена возможность свободного подбора выразительных средств,
самостоятельного поиска различных вариантов решений и построения
собственных целостных художественных композиций.
Большая часть репертуара домристов подлежит корректировке ,поскольку
пользуются недостаточно отредактированными пособиями и вынуждены
при исполнении самостоятельно творчески выбирать специфические
выразительные приемы. В репертуаре для домры (переложениях
скрипичной или фортепианной литературы ) обычно все обозначения для
других инструментов снимаются, а специфических для домры ,не
добавляется. Это лишает педагога творческой инициативы, а учащегося –
возможности воплощения ярких красочных приемов при исполнении.
Итак, практика творческой работы над использованием художественных
средств для выразительного исполнения может стать настоящей школой
исполнительского мастерства.
Например, в нотном тексте дана некая информация об использовании
определенных выразительных средств: указан нюанс форте, определяющий
общий уровень громкого звучания. Однако это условное обозначение не
совсем точно, в данном случае предполагаются динамические отклонения в
зависимости от логики развития мелодии. Чтобы определить возможные
отклонения в динамике, можно предложить несколько вариантов
исполнения данного фрагмент, предложить учащемуся дополнить этот
перечень собственными вариантами. Такая работа над динамикой в которой
эффективно решается и техническая сторона, несомненно, вызовет интерес у
ученика.
Далее можно предложить возможные варианты применения
артикуляции(сопоставление звуков по слитности-расчлененности: легато,
нон легато, стаккато, и по типу атаки звука - мягкой, твердой и острой)
С включением нового раздела- агогики возникают достаточно сложные
задачи закладывающие новые определенные навыки полифонического
мышления в плане средств выразительности. В понятие «агогика» следует
ввести все темповые изменения в тексте (tenuto; meno mosso; piu mosso;
ritenuto; a tempo; poco a poco accelerando)
Помимо перечисленных выразительных средств, применяемых на всех
инструментах существуют специфические ,только для домры .К ним
относятся различные тембровые нюансы в звукоизвлечении: сопоставление
по способу игры – медиатором или пальцем, по месту извлечения звука – у
подставки, на грифе, над голосником; применение вибрато на опорных
звуках мелодии, использование единого тембра струны для произношения
фразы или мелодии в целом, смены мягкого и жесткого медиаторов в
момент большой паузы между частями произведения.
Изучение комплекса выразительных средств завершается знакомством с
аппликатурными приемами. Вариант аппликатуры должен быть различным,
например, при изменении штрихов: легато требует игры на одной струне,
сохранения тембра струны, стаккато может допустить свободный выбор
струн, избегая открытых. Необычным является репетиция пальцев при
исполнении повторяющейся ноты при штрихе легато, чего при нон легато
делать не нужно. Такая корректировка необходима при поиске новых
вариантов тембрового сочетания звуков. Выбор аппликатуры в каждом
конкретном случае зависит от избранных выразительных средств.
Для совершенствования музыкально – образного мышления музыканта
необходима систематическая тренировка. Развитие ребенка невозможно
само собой, без целенаправленных занятий педагога. Ученик ,как правило,
не может охватить весь комплекс выразительных средств со всеми его
оттенками только за счет интуиции и музыкальной одаренности. Поэтому
обучение домриста средствам художественной выразительности
исполнения должно стать главной задачей учебного процесса, объединяя
вокруг себя все другие направления деятельности. Необходимо сразу же
после приобретения элементарных навыков переходить к воспитанию
слуховых представлений о возможной градации звука.
Работа над выразительными художественными средствами исполнения дает
возможность:
-задуматься над содержанием и смыслом музыки как вида искусства;
-понять значимость выразительных средств при работе над художественным
образом и характером произведения;
-глубже вникнуть в нотный текст и авторский замысел произведения;
-сознательно и целенаправленно овладеть исполнительской техникой;
-воспитывать творческое отношение к нотному тексту и музыке вообще;
-формировать критическое отношение к собственному исполнению и к
исполнению другого музыканта на уровне профессионального музыкально
образного мышления.
2. Работа над выразительными средствами.
Работа над техникой исполнения выразительных средств представляет собой
неотъемлемую часть процесса воспитания у учащегося навыков
художественного исполнительства. Эта работа полностью связана с
творческим процессом и является работой над культурой звука. Основное
значение в развитии игровых навыков имеет не движение само по себе, а
звуковой результат, который им создается или зависит от конкретного
движения. Это достигается и непосредственным показом пьесы
преподавателем, и прослушиванием записей выдающихся исполнителей.
Последовательность изучения художественных приемов должна учитывать
возможности начинающего домриста и строится от простого к сложному.
Виды туше (Разновидности атаки звука)
Обучение на домре навыкам игры правой рукой обычно начинается с
освоения одиночных ударов - только движением вниз или чередованием
движении –вниз-вверх, однако часто пропускается целый раздел по
освоению различных видов касания - разновидностей атаки звука как
художественной категории в звукоизвлечении.
Касание струны- это начало звучания на струнном щипковом инструменте,
является единственной возможностью придать звуку определенный
характер. Таким образом, характер данного звука полностью зависит от его
начала, то есть атаки. Чтобы придать звуку определенную окраску, следует
выбрать один из трех основных видов атаки: мягкую, твердую или острую.
Домристами осваивается техника исполнения игровых приемов-«удар-
нажим», «удар-толчок» и «удар –бросок» Каждый прием отличается по
направлению движения руки, по траектории движения медиатора, по
величине замаха и по скорости движения в момент удара по струне.
При нажиме движение начинается со струны или с малого замаха, что
обеспечивает условие для осторожного касания. Момент контакта со струной
удлиненный, за счет скольжения медиатора.
При толчке движение начинается с большого(или малого) замаха, что
позволяет использовать все силовые резервы руки, и в первую очередь-
движение локтя. Момент контакта со струной – ускоренный, за счет более
быстро движения и поворота предплечья.
При броске движение начинается с большого замаха, Что обеспечивает
возможность «разгона» руки, необходимого для ускоренного удара по
струне .Направление движения- поперечное, без продвижения вдоль
струны. В замахе может принимать участие вся рука, но определяющим
является быстрый разворот предплечья в конце движения, придающий
остроту и резкость звуку.
Простая атака- равномерное движение руки между опорными звуками,
извлекаемыми одним из перечисленных приемов. Звук не имеет
характерных признаков, имеет заполняющее значение.
Динамика:
Художественное значение динамики в музыке становится очевидным при
использовании простейших приемов выразительности: сопоставления форте-
пиано, подчеркивания акцентами опорных звуков, постепенного усиления
звучности или спада громкости. Такие приемы доступны даже начинающим
домристам. Но это кажущаяся простота. Критерием художественности
является чувство меры. Нужно, чтобы каждый динамический прием нашел
эмоциональный отклик у слушателя. Он должен почувствовать не
формальную смену контрастов, а эффект эха, не просто усиление звучания
при крещендо, а эмоциональный порыв в развитии музыкальной фразы.
Мастерство начинает проявляться там, где технология становится
незаметной. Тогда музыка оживает, а динамика делает рельефный рисунок
мелодии более четким и доступным для слуха.
Целесообразнее осваивать сначала чисто динамические приемы, а затем их
сочетания с другими видами выразительных средств, например,
артикуляцией. К динамическим приемам относится вся шкала динамических
оттенков- от пианиссимо до фортиссимо, имеющая шесть ступеней
громкости, три из которых отражают нюансы тихого звучания pp,p, mp, и три
–нюансы громкого звучания mf ,f,ff.Педагог должен установить
определенную громкость звучания для каждой ступени этой шкалы, в
зависимости от возраста, физического развития, степени владения
инструментом, качества инструмента. В процессе обучения ученик должен
закрепить в своем сознании и мышечных ощущениях эти границы и уметь
воспроизводить заданный нюанс. Чисто динамическим приемом можно
считать постепенное усиление звучания или ее спад. Это достигается не
только более сильным сжиманием медиатора при игре на форте,но и
регулированием веса руки за счет использования предплечья ,плеча и
корпуса исполнителя.
Специфика струнных щипковых инструментов такова, что в момент
извлечения звука время контакта со струной - сотые доли секунды. Домрист
в процессе игры может почувствовать опору на струне. Этим объясняется то,
что начинающие домристы обычно слишком сильно держат медиатор, резко
ударяют по струне. Для ускорения процесса приспособления к инструменту
необходимо выполнять подготовительные упражнения. Правильные
ощущения в таких упражнениях вырабатываются в две стадии: сначала без
звука, а только давлением на струну, затем со звуком, но с обязательной
последующей опорой на лежащую ниже струну. После нескольких занятий
ребенок обычно чувствует «рабочий контакт» со струной, более свободно
держит медиатор и подготовлен к более сложным заданиям по
звукоизвлечению.
Артикуляция:
Выразительные приемы артикуляции затрагивают два аспекта
звукоизвлечения: различие в атаке звука; сопоставление звуков по слитности
расчлененности. С точки зрения техники исполнения важно понять, что три
вида атаки звука выполняемые тремя различными приемами нажимом,
толчком и броском включает все игровые движения необходимые для
работы правой руки. Важно вовлечь в игровой процесс мышцы груди, спины,
плечевого пояса. Для плодотворной работы над приемами артикуляции
необходимо использовать все двигательные ресурсы правой руки,
обеспечить условия для полноценного развития ее пластики. Свободной и
гибкой рукой можно извлечь большую гамму оттенков звука.
Агогика:
Работа над темповыми отклонениями носит творческий характер, развивает
ритмическую свободу, темповую координацию, чувство движения. Однако
любые отклонения от основного темпа оправданы только в случае, если
музыкант умеет его держать, соизмеряя его с внутренним пульсом. Чувство
равномерного движения одинаковых метрических долей – основа
ритмического воспитания юного музыканта. Только на этой основе можно
обучать сознательным отклонениям от темпа (замедлению или ускорению) и
учить воспринимать их как художественный прием. Без своевременного и
точного возвращения к основному темпу все отклонения воспринимаются
как дефект исполнения. Исключения составляют концы фраз в заключении
музыкального произведения. В данном случае замедление тоже усиливает
эмоциональное ощущение и поэтому является выразительным средством
исполнения.
В процессе развития музыкального материала замедление функционирует
как средство ,подобное знакам препинания: заменяет запятую, точку с
запятой, точку между предложениями в литературном тексте.
Таким образом ,работая над агогическими оттенками, ребенок привыкает
осмысливать музыкальный текст с точки зрения строения и логики его
развития. Исполнение становится продуманным.Сознательное отношение к
структуре мелодии - дробление ее на фразы и мотивы – обязательный шаг на
пути к пониманию назначения выразительных приемов исполнения.
По мысли Б.Астафьева музыкальная интонация является элементарной
ячейкой музыки .Каждый музыкант по своему стремиться донести до
слушателя структуру музыкального произведения, придавая элементам
музыкального языка эмоционально-художественную выразительность.
Подбор выразительных нюансов – сущность работы музыканта над
выявлением художественного содержания.
Приемы изменения тембра звучания домры:
Не требует особой технической тренировки, нужно только добиться
изменения окраски звука. Например, при игре у подставки нужно найти
именно то удаление медиатора от порожка, которое обеспечивает
специфически «гнусавый» тембр, изображает звучание банджо. Игра «на
грифе» придает звуку окраску прикрытого, «академичного» звучания.
Прием вибрато должен быть тщательно отработан. Способы вибрации
струны могут быть различными: левой рукой за счет поперечного
оттягивания струны, продольного колебания «от локтя» при прочно
поставленном пальце, правой рукой (за подставкой), вдавливая струну
вместе с подставкой в деку инструмента. Но при использовании их следует
соблюдать чувство меры. Не следует злоупотреблять амплитудой колебания
вибрато; необходимо давать достаточную частоту вибрации. Момент начала
вибрации может совпадать с началом звука или несколько
запаздывать(особенно при вибрато в правой руке).
Дя расширения гаммы тембровых красок домрист может использовать
несколько медиаторов разной плотности и формы заточки. На выбор
медиатора должен оказывать влияние характер произведения в целом: для
светлой, легкой музыки нужен более жесткий и острее заточенный
медиатор; для драматичной – плотный, с более округлым кончиком; для
кантилены – мягкий(капролоновый)медиатор.
Творческая работа над выразительными средствами исполнения музыки в
классе домры должна проходить непринужднно, занимать определенное
время классной работы ,но главное служить домашними заданиями с
результатами поиска, отражением хода мыслей ученика.
Творческая работа должна способствовать становлению музыкально-
образного мышления и развивать логический и рациональный подход к
поиску выразительных художественных средств.
Литература:
Александров А.Я. Школа игры на трехструнной домре М., Музыка 1988
Вопросы музыкальной педагогики Сб.статей. М,.Музыка1986,Вып.7.
Круглов В. Школа игры на домре М.,изд. Российской академии музыки
им.Гнесеных 2003.
Лукин С. Уроки мастерства домриста М.,2006.
Проблемы педагогики и исполнительства на народных инструментах
Сб.трудов ГМПИ им.Гнесиных.М., 1987,вып.95