Открытый урок "Развитие образного мышления у учащихся посредством варьирования музыкальных средств выразительности"

Открытый урок преподавателя по классу аккордеона Харлановой С.П.
ТЕМА: «Развитие образного мышления у учащихся посредством варьирования
музыкальных средств выразительности»
Если бы каждый знал как работать,
каждый был бы гением.
В.Ландовска
Урок специальности это предмет рассуждений, творчества, дискуссий и размышлений.
Направление преподавательской, творческой деятельности вечно изобретать и совершенствоваться,
и проявляется это, прежде всего в процессе создания урока, когда он возникает в воображении,
насыщаясь конкретным содержанием, исходя из задач, актуальных именно сегодня, именно сейчас.
Цель урока: Научить варьировать, и умело пользоваться музыкальными средствами
выразительности на примере р.н.п. «Теремок» для создания
определённого образа. Повысить интерес к занятиям в классе
специальности.
Задачи урока:
1.Образовательные
1.1 при помощи авторских указаний и текста определить характер данного
произведения через образно-ассоциативное мышление (с учётом
особенностей метроритмического рисунка и штрихового решения)
1.2 выявление наиболее эффективных способов развития образного
мышления у детей
1.3 повторение и закрепление пройденной терминологии и полученных
навыков игры на инструменте
2. Развивающие
2.1 определить уровень внимательности, наблюдательности (смекалка) и,
даже усидчивости учащегося
2.2 развитие образных представлений
2.3 умение анализировать
2.4 развитие учебно-управленческого умения: волевые качества,
самоконтроль, соотношение со временем выполнения задания
2.5 развитие и укрепление межпредметных связей
3. Воспитательные
3.1 сохранение народных традиций
3.2 через игру (принцип чередования одних игровых заданий с другими)
обогатить духовный мир ребёнка, позволить ему полнее раскрыться как
личности и поддержать формирующийся интерес к занятиям музыкой.
Методические приёмы: беседа, объяснение, словесные указания, работа с
карточками, показ ребенком, сравнение, сопоставление, анализ, поощрение,
одобрение. Решение детьми проблемных, поисковых ситуаций.
Материалы и оборудование:
Нотный материал, музыкальные инструменты, карточки, иллюстрации, текст сказки.
План урока:
1. Вступительное слово 5 мин.
2. Объяснение и работа с новым материалом 15 мин
3. Творческая работа – 5 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Новый материал
3. Работа с карточками (или задание комиссии)
4. Домашнее задание
В работе урока применяются методы анализа, словесного показа (объяснение новых понятий),
тактильной наглядности через непосредственное изучение инструмента, коммуникативный метод,
наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: формирование
музыкальной культуры личности.
При подготовке урока мною учитывались возрастные и индивидуальные особенности
учащегося: высокий интерес к обучению данного предмета, хорошие потенциальные возможности
для овладения игрой на инструменте, умение сравнивать и обобщать услышанное, музыкальная
память, ритм, слух, креативное мышление, темперамент.
В процессе урока учитываются впечатления, знания и умения, полученные на других уроках
(т.е – обращение к межпредметным связям).
Прежде всего сольфеджио. Это проверка знаний в интонационном (интервальном)
развитии, умение определять гармонию.
Говоря о композиторе, жанрах, форме построения можно вспомнить уроки музыкальной
литературы.
Развивается пространственно-образное мышление тем самым проводится связь с
уроками литературы (чтения) в школе. Ученик через художественное слово знакомится с
некоторыми особенностями текста. Всё это помогает полнее и глубже воспринимать
аналогичные явления, отражённые в музыкальном произведении.
Развитие двигательных навыков (координация рук) предполагает использование умений и
навыков, полученных на уроках физкультуры (движение кистями, пальцами, положение и
движение рук в стороны и перед грудью)
Нотный текст это конспект мысли композитора! Существует для того, чтобы связать две
творческие личности: композитора и слушателя. А дальше начинается волшебство (!) Вслушайтесь
творит ребёнок!!! А устами младенца, как известно, глаголет истина!!!
Выбранная мною форма проведения урока – урок-лаборатория.
Особенность урока наличие соревновательной борьбы и сотрудничества. Данная форма
проведения урока повышает уровень мотивации к занятиям, улучшается эффективность и
продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу большей части класса, позволяет
учащимся раскрыть свои способности, убрать скованность и зажатость. Элемент соревновательности
предлагает ученикам мобилизовать свои силы все смеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.
Музыкальные средства выразительности (МСВ) это те средства выразительности,
благодаря которым исполнитель может передавать свои чувства и образы через звук, через игру на
инструменте.
Ученик использует для воссоздания музыкального произведения своё воображение, волю,
темперамент, характер, поэтому в центре внимания стоит не само музыкальное произведение, а
человек музыкант-исполнитель. Ученик становится как бы продолжением музыкального
произведения. Задача преподавателя помочь ученику раскрыть его возможности .
Если у исполнителя недостаточно знаний, умений и навыков МСВ, то, как бы он ни старался
сыграть произведение выразительно, у него ничего не получится все будет звучать не так, как
он чувствует, не так, как хочет и может сыграть. Его исполнение не будет отражать его чувства,
образы и переживания. По аналогии приведу пример с речью: если человек хочет что-то сказать
выразить свои чувства он знает что нужно говорить и как это надо произносить. В этом случае его
мысли и чувства дойдут до слушателей и его все поймут. Если же в детстве ребенка не обучили
языку (или у него малый словарный запас), то он не сможет донести до слушателя свою мысль,
как бы ни старался и ни хотел. Поэтому, если у исполнителя недостаточно знаний, умений и навыков
МСВ, то от своей игры у него всегда будет оставаться чувство неудовлетворенности.
Итак, к МСВ относятся: тембр звука, регистр, движение звука, гармония, динамика
и баланс, окраска звука, интонация, украшения (трели, форшлаги, глиссандо), штрихи, фраза
и форма, музыкальная речь, метр, образ и даже артистизм.
Р.н.п.- это текст, слово которого является носителем русской культуры. Изучая и сохраняя
традиции русского народа, развиваются межкультурные коммуникации. Человек другой веры не
чувствует себя ущемлённым - он приобщается к русской культуре. Почему необходимо обращаться к
традициям? Потому что все происходит постепенно. Каждая река вытекает из своего источника и
впадает в свое море. Новая песня рождается из песенных особенностей своего времени. Любое
явление, взятое в отрыве от породивших его корней, выглядит нелепо.
Русская народная сказка «Теремок».
Построила муха терем и живёт в нем. Бежит блоха-попрыгуха, увидала теремок и
стучится:
Кто, кто в терему? Кто, кто в высоком?
Я муха-горюха. А ты кто?
А я — блоха-попрыгуха.
Иди ко мне жить!
Стали они вдвоём жить.
Летит комар-пискун и стучится:
Кто, кто в терему? Кто, кто в высоком?
Я муха-горюха.
Я блоха-попрыгуха. А ты кто?
А я комар-пискун.
Иди к нам жить!
Бежит мышка-норушка и стучится:
Кто, кто в терему? Кто, кто в высоком?
Я муха-горюха.
Я блоха-попрыгуха.
Я комар-пискун. А ты кто?
А я мышка-норушка.
Иди к нам жить!
Скачет мимо лягушка-квакушка, увидала теремок и стучится:
Кто, кто в терему? Кто, кто в высоком?
Я муха-горюха.
Я блоха-попрыгуха.
Я комар-пискун.
Я—мышка-норушка. А ты кто?
А я лягушка-квакушка.
Иди к нам жить!
Идёт зайчик-побегайчик, увидал теремок и стучится:
Кто, кто в терему? Кто, кто в высоком?
Я муха-горюха.
Я блоха-попрыгуха.
Я комар-пискун.
Я мышка-норушка.
Я лягушка-квакушка. А ты кто?
А я зайчик-побегайчик.
Иди к нам жить!
Бежит мимо лиса — стук-постук:
Кто, кто в терему ? Ктo, кто в высоком?
Я муха-горюха.
Я блоха-попрыгуха.
Я комар-пискун.
Я мышка-норушка
Я лягушка-квакушка.
Я зайчик-побегайчик. А ты кто?
А я лисичка-сестричка.
Иди к нам жить!
Идёт волк и стучит в дверь:
Кто, кто в терему? Кто, кто в высоком?
Я муха-горюха.
Я блоха-попрыгуха.
Я лягушка-квакушка.
Я зайчик-побегайчик.
Я лисичка-сестричка. А ты кто?
А я волчище — серый хвостище!
Иди к нам жить!
Вот они в тереме живут, песни поют.
Вдруг идёт медведь косолапый и ревёт во всю мочь:
Кто, кто в терему? Кто, кто в высоком?
Я муха-горюха.
Я блоха-попрыгуха.
Я комар-пискун.
Я мышка-норушка.
Я лягушка-квакушка.
Я зайчик-побегайчик.
Я лисичка-сестричка.
Я волчище — серый хвостище.
Все из теремка:
А ты кто?
А я медведь косолапый!
Ну, полезай к нам!
Вот медведь полез в теремок. Лез, лез, лез, лез — никак не мог влезть и говорит:
Я лучше у вас на крыше поживу!
Да ты нас раздавишь!
Нет, не раздавлю!
Ну, полезай на крышу.
Сел медведь на крышу — и раздавил теремок. Насилу успели из него все выскочить
Празднично
Лениво
Тревожно
Шаловливо
Стремительно
Стесняясь