Развитие образного мышления на уроках музыки (из опыта работы)

Развитие образного мышления на уроках музыки (из опыта работы)
Образность основа музыкального искусства. Музыка рождается и живет в
результате единения деятельности композитора, исполнителя, педагога,
слушателя. Общение между ними происходит через музыкальные образы. В
сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и
творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем
воплощается в произведении. Образное мышление широко представлено в
творческой деятельности человека. В психологии образное мышление иногда
описывается как воображение - психологический процесс, заключающийся в
создании новых образов путем переработки материала восприятий
представлений,. Оно присуще только человеку и необходимо в любом виде
человеческой деятельности, тем более при восприятии музыки и
«музыкального образа». Поэтому развитие образного воображения должно
опираться на более полное раскрытие жизненного содержания музыки в
единстве с активизацией ассоциативного мышления учащихся. Чем шире,
многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже
будут проникать учащиеся в авторский замысел, тем больше вероятность
возникновения у них личностных, жизненных ассоциаций. В результате чего
процесс взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия
будет более полным. Воображение следует развивать с детства. Учащиеся
младших классов лучше усваивают произведения с доступной их возрасту
программой. Поэтому в репертуаре для слушания должно быть много
программных сочинений, которые адресуются к конкретным
представлениям, к образному воображению ребенка. Психологи
подтверждают, что эмоции как физиологическое явление поддаются
развитию. Умению слушать и слышать музыку необходимо учить, и в
центре внимания должен быть художественный образ произведения и
постижение его через эмоциональное сопереживание. . В связи с этим
воспитание эмоционально-образного мышления у детей в процессе слушания
и восприятия музыки является актуальной проблемой современной
музыкальной педагогики. Образное мышление - один из основных видов
мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-
логическим мышлением. Образное мышление носит как непроизвольный,
так и произвольный характер. Приемом непроизвольного являются:
сновидения, грезы. Произвольные широко представлены в творческой
деятельности человека.
Образное мышление является не только генетически ранним этапом в
развитии по отношению к словесно-логическому мышлению, но и составляет
у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое
развитие в художественном творчестве
Задачи учителя музыки:
помочь научиться видеть необычное, новое в музыкальных и
жизненных явлениях;
развивать у детей способность продуцировать новые идеи и умение их
высказывать;
поддерживать и развивать стремление учеников мыслить нестандартно;
развивать у школьников потребность в самостоятельной деятельности
при поиске разнообразных вариантов преодоления проблем на уроке
общения с искусством.
Учитель музыки призван решать целый комплекс педагогических проблем.
Ведь в наше время техносфера вытесняет эмоции людей и если не развивать
эмоциональную сферу, то это приведёт к депрессиям, агрессиям и
эмоциональной неустойчивости человека.
В музыкально - педагогической практике известно, что процесс развития
музыкально-образного мышления многогранен. Поэтому для его
осуществления необходимо на уровне учителя музыки иметь целостную
систему приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления
учащихся
Какие же существуют приемы для развития образного мышления?
1. Визуализация
2. Система вопросов и заданий
3. Перевод музыки на язык другого вида искусства
4. Эмоциональный отклик
Остановимся на каждом более подробно
Учащиеся школьного возраста еще не всегда способны воспринимать музыку
адекватно и откликаться на выразительность отдельных музыкальных
элементов.
Поэтому, на начальном этапе развития мышления можно использовать
следующие приёмы:
Прием визуализации. Визуализировать - значит вывести наружу, сделать
видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в
зрительный образ. Например, музыку можно выразить в движении, линиях,
цвете и т.д. После прослушивания произведения детям предлагается отразить
внутренне ощущение различными зрительными моделями:
спонтанное рисование;
цветовое и графическое изображение;
пластическое движение (руки, тело).
Данный прием позволяет визуализировать, перевести в зрительную
модальность не только средства музыкальной выразительности, которые
имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние,
впечатления.
Система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное
содержание музыкального искусства. Они представляют собой диалог и
рождают у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений..
Вопрос может выражаться и через сопоставление музыкальных произведений
между собой и через сопоставление музыкальных произведений с
произведениями других видов искусства. Важна направленность вопроса:
нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных
средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро), а обращал бы
его, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям,
впечатлениям, рождающимся в его душе под воздействием музыки.
Возможны такие вопросы:
Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на прошлом
уроке?
Что важнее в песне музыка или слова?
Как ты себя чувствовал, когда звучала эта музыка?
Где бы она могла звучать в жизни, с кем бы ты хотел ее слушать?
Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел
передать?
Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?
Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?
Важно не только задавать детям вопросы, но и услышать ответы, часто
оригинальные, нестереотипные, а это очень важно и ценно.
Часто ребята дают противоречивые, недосказанные ответы, но зато в них
уже сквозит индивидуальность, личностная окрашенность .
Перевод музыки на язык другого вида искусства, театрализация
После прослушивания музыкальных пьес детям предлагается «разыграть»
услышанное. Например, С.Прокофьев «Прогулка». Фантазии детей
разнообразны: игра с мячом, скакалкой, катание на качелях, догонялки и
многое другое. Особенно удаётся разыграть характеры любимых
музыкальных персонажей : «Три подружки», «Клоуны» Д.Кабалевского,
«Кикимора» А.Лядова, «Смелый наездник», «Весёлый крестьянин»
Р.Шумана. Дети сами выбирают лучших исполнителей.
Следующая методика «Выбери музыку» выявляет возможности детей в
определении родственной по содержанию музыки. С её помощью можно
определить, насколько обоснованно дети могут при сопоставлении 3-х
фрагментов, найти созвучные по содержанию.
Предлагаемая музыка похожа по внешним признакам: схожести фактуры,
динамике звучания, элементам музыкальной речи, составу исполнителей,
инструментария и пр. Трудность методики заключается в том, что
произведения не контрастируют между собой.
В качестве стимулирующего материала школьникам предлагаются
следующие произведения:
1) П. Чайковский «Баркарола».
2) Ф. Шопен «Ноктюрн b-moll».
3) Ф. Шопен «Ноктюрн f-moll».
Сложность данной методики заключалась в том, что все три фрагмента
имеют много общего, формально являются музыкальными высказываниями
на одну тему. Их объединяет спокойный темп, лиричность содержания –
задумчивость, погруженность в себя.
После прослушивания школьники определяют, какие произведения
родственны по «духу» музыки, по музыкально-образному строю.
В задания входит и беседа, в ходе которой дети рассказывают, по каким
признакам они определяли такую общность.
Данная методика позволяла выявить, насколько дети проникались «чувством
музыки». Главная задача методики выявление того, что всё же дети
оценивали или свои собственные эмоции, вызванные музыкой, или просто
выразительные средства, оторванные от жизненного содержания Высшим
уровнем можно считать установление зависимости между своими эмоциями
и звучащей музыкой, т.е. достижение той ситуации, когда ребёнок мог
достаточно содержательно рассказать о том, почему у него возникают
именно эти эмоции, а не другие.
Музыка-искусство звуков, которое нельзя увидеть. Но благодаря нашему
воображению музыка дарит многогранную палитру чувств и образов. Не
всем детям легко дается понимание образного мира музыки. Задача учителя
увлечь и помочь понять прекрасный мир звуков.