Методическое сообщение "Подбор мелодии по слуху"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №2 г. Твери
ПОДБОР МЕЛОДИИ ПО СЛУХУ
методическое сообщение
Подготовила преподаватель фортепиано
Тишкина Инна Викторовна
г. Тверь, 2019 год
Многие дети учатся в музыкальной школе, не связывая свою будущую
профессию с музыкой. Как принято говорить, просто для себя, для общего
развития. Общаясь с выпускниками музыкальных школ, нередко можно
столкнуться с парадоксальным явлением: ребята свободно читают ноты с
листа, выразительно играют сложные классические произведения и при этом
совершенно затрудняются подобрать аккомпанемент к мелодии.
В музыкальной школе учат разбирать произведения по нотам,
выдерживать точно длительности и темпо ритм и точь-в-точь передать
задумку автора. А творить музыку не учат. Перекладывать гармонию звуков
в своей голове на ноты тоже. И раскладывать популярные мелодии на вполне
понятные аккорды как-то тоже не считается достойным академическим
занятием.
Есть и еще одно интересное наблюдение. Крайне легко относится к
подбору музыки большая часть самоучек людей, которым в свое время
никто не объяснил, что для этого нужно не только музыкальное образование,
но и талант свыше. И вот, не зная об этом, они легко подбирают нужные
аккорды и, скорее всего, будут крайне удивлены услышать, что те аккорды,
которые они играют, могут иметь сложные названия. Несомненно, для
развития навыка подбора музыки на слух не будут лишними знания из
области сольфеджио: о тональностях, видах аккордов, устойчивых и
неустойчивых ступенях, параллельных мажорах-минорах и прочее и как
всё это реализуется в разных музыкальных жанрах. Но самый простой способ
научиться подбирать мелодии по слуху: слушать и играть, играть и слушать.
Перекладывать в работу пальцев то, что слышат уши. И если уши слышат, а
пальцы знакомы с музыкальным инструментом, развитие навыка не заставит
себя долго ждать.
Воспроизвести можно только ту мелодию, которую запомнил, а
запомнить музыкальное произведение можно только после неоднократного
прослушивания. Кто-то легко запомнит мелодический рисунок с одного раза,
кому-то понадобится гораздо больше.
Игра на музыкальном инструменте, это прежде всего, своеобразное
самовыражение музыканта, его разговор посредством языка музыки.
Современные музыканты могут неплохо сыграть наизусть, чуть хуже
проиграть с листа по нотам, немногие повторят услышанное по слуху.
Пассивность слуха результат постоянного обучения по нотам, когда
графическое изображение музыки является первичным и доминирует во всей
системе обучения.
Формирование навыка игры по слуху, восстанавливающего
естественную организацию психомоторных взаимосвязей, требует несколько
иного подхода к обучению и иных учебников и программ.
На мой взгляд, большой интерес представляет сборник Ирины Ядовой
«Играем по слуху» (Москва изд. Смолин К.О. 2004). Данное учебное пособие
представляет собой самоучитель для детей младшего школьного возраста,
имеющих небольшую музыкальную подготовку. В нем поставлена задача
развития у детей навыка игры по слуху весьма слабо разрабатываемого в
системе музыкального образования. Пособие написано в увлекательной
игровой форме, материалом для обучения выбраны известные детские песни
из мультфильмов и кинофильмов издание комплектуется аудио приложением
на СD.
Воспитывая мировоззрение, эстетические вкусы и ряд личных качеств
ученика, необходимо уделить самое серьезное внимание развитию его
музыкальных способностей. Обучение фортепианной игре требует
комплексное развитие способностей ученика. Одним из важных элементов
развития музыкальных способностей является подбор по слуху простейшей
мелодии, а в дальнейшем, известной песни. Любую знакомую и любимую
песню можно сыграть (подобрать) на фортепиано. Это ещё один этап в
развитии слуха - подбор от различных звуков - транспонирование. Кроме
точности звуковой, необходимо следить за ритмической тканью. Ученик
должен знать, что при подборе мелодии от разных звуков сохраняется её
рисунок и лад.
Исходя из требований программы для ДМШ, в курс обучения юного
пианиста входят подбор по слуху.
Есть такое понятие, как внутренний слух. Он помогает нам услышать
мелодию в сознании, «в голове», а затем начать воспроизводить голосом и на
инструменте. Внутренний слух поможет и тем начинающим музыкантам,
которые умеют следовать голосом за звучащей мелодией (на инструменте, в
записи), но не могут правильно воспроизвести ее без сопровождения
«плавают» по тональности, не точно интонируют.
Начинать нужно с подбора мелодии: внимательно прослушать её,
определить рисунок движения звуков (вниз, вверх, на месте, скачок), а затем
найти эту мелодию на клавишах.
I) Первый этап посвящен подбору одноголосных мелодий, в процессе
которого воспитывается умение вслушиваться в мелодию, ощущать её ритм,
запоминать несложные мелодические попевки. Формы подбора могут быть
разными и зависят от музыкального слуха ребенка. Однако при любой
слуховой восприимчивости, особенно при слабо проявляющихся слуховых
данных, необходимо систематически отводить этой работе должное место.
Обязательным условием подбора является предварительное
запоминание мелодии. Легче дети подбирают знакомые мелодии или их
отдельные мотивы. Началом подготовки слуха ребенка к подбору на
фортепиано является напевание педагогом мелодии и полное или частичное
её воспроизведение учеником. Это может производиться по - разному:
напевание со словами или на слоги «ля», «та», напевание с одновременным
проигрыванием на инструменте; напевание отдельных звуков или
мелодических оборотов песни.
После усвоения мелодии или отдельных попевок ученик «ищет» звуки
мелодии на клавиатуре.
При первых попытках подбора педагог корректирует, поправляет
процесс вслушивания ученика в вокальное и инструментальное звучание
мелодии. В качестве одной из форм подбора «особенно для детей, неточно
воспроизводящих мелодию голосом» можно рекомендовать слуховые
загадки. Педагог проигрывает на инструменте отдельные звуки, взятые из
начала или конца песенной фразы. Ребенок напевает или пытается напеть
звук, не глядя на клавиатуру. Вслед за этим происходит поиск звука в
ограниченном отрезке клавиатуры. Педагог, по мере необходимости,
направляет слуховое восприятие ученика дополнительными замечаниями и
приемами (подпевает, подыгрывает, обращает внимание ученика на
высотную направленность мелодии и т.д.) легче отгадываются попевки с
постепенным движением мелодии вниз, завершающейся на тонике
(«Василек», «Наконец настали стужи»).
При замедленной или слабой слуховой ориентации ученика как
временный прием рекомендуется подбирание «с рук»: педагог проигрывает
небольшую мелодическую попевку;
ученик, глядя на руки педагога, старается подобрать услышанное.
Однако в этом случае зрительные восприятия не обособляются от слуховых,
постепенно все активнее способствуя их формированию.
В процессе подбора постепенно развивается звуковысотная ориентация
ученика в мелодиях («послушаем, куда направляются звуки- вверх, вниз,
остаются на месте; как движется мелодия- плавно или скачком»).
С первых шагов обучения игре на фортепиано ученик начинает играть
подобранные «по слуху» простейшие попевки. Работа по принципу «пою-
играю» побуждает слух ученика к активному вниманию, вносит в урок
элементы творчества.
Слова в первых песенках-попевках должны быть понятны по
содержанию и легко запоминаемы.
Работа над попевкой начинается с того, что ученик поёт ее вместе с
педагогом, прохлопывает ритмический рисунок. После этого определяет
сколько звуков и как они расположены между собой. Затем подбирает
попевку на инструменте от того звука, от которого она исполнялась голосом.
Рекомендуется начинать такую работу с попевок в узком диапазоне
секунды).
В практике обучения в ДШИ работа над подбиранием по слуху, к
сожалению, ограничивается часто первыми месяцами обучения, что
указывает на недооценку этого важнейшего метода для развития слуха,
внимания, памяти, свободы овладения инструментом. В работе «Пианист и
его работа» (Сов. комп Л. 1961 стр.31) проф. С. Савшинский пишет
«Приходится сожалеть о том, что обучение игре по слуху сводится лишь к
кратковременным и несистематизированным занятиям».
Если игра по слуху является одним из постоянных методов занятий и
доведения до умения «подбирать» не только песенки, но и относительно
сложные музыкальные произведения или хотя бы отрывки из них «то этим
систематически воспитываются способности и уменье, необходимые для
уверенной игры наизусть сложных произведений».
II) Подобрав и выучив мелодию правой рукой, можно приступать к
следующему этапу –гармонизации мелодии.
Нельзя мириться с тем, что дети, закончив музыкальную школу, не
могут подобрать популярную песню с аккомпанементом.
Ученик должен узнать основные ступени лада TS–D, затем
использовать аккорды этих же ступеней. Когда ученик хорошо усвоил этот
материал, необходимо показать, что аккомпанемент может состоять не
только из баса или аккорда, но и гармонизация может проходить разными
способами:
1. Одноголосно, главные ступени используются в виде выдерживания
звуков
2. Аккомпанемент – используются интервалы
3. Аккордовое сопровождение используются выдержанные аккорды
или ритмическая, гармоническая, мелодическая, смешанная фигурация и т.д.
Творческую работу учащихся, а уроки по музицированию и
предполагают развитие творческих навыков, надо тактично направлять,
давать советы по подбору по слуху в отношении формы, гармонизации,
фортепианного изложения.
Рекомендации для 1-2 классов
Песня «Василёк»
Внимательно прослушать песенку, определить рисунок движения
звуков и рисунок мелодии.
III) Нотная запись
Ученик должен хорошо запомнить песенку. Затем педагог дает задание
сыграть песенку от ноты «ФА». После проделанной работы, у ученика не
вызовет затруднений сыграть от всех белых клавиш. Если, подбирая
мелодию, появилась «чужая нотка», какая-то белая клавиша фальшиво
звучит, то тогда нужно использовать чёрную клавишу, расположенную чуть
выше (диез) или (бемоль) ниже.
Обязательно рассказать ученику, что необходимо следить не только за
точной высотой, но и за длительностью каждого звука. Помнить о связи
слова (текста песни) и ритма мелодии. Можно предложить играть мелодию с
аккомпанементом. На первом этапе необходимо научиться свободно
применять бас главных ступеней лада T–SDT.
Также можно познакомить ученика с двухголосным аккомпанементом.
Здесь используются интервалы (квинта, кварта, секста и т.д.)
Рекомендации для подбора по слуху 3,4,5 классов
Здесь уже ученик знакомиться с более сложным аккомпанементом.
Аккордовое сопровождение применяется уже не только на сильную долю, а с
ритмической, гармонической, мелодической и смешанной фигурацией.
В 5-ом классе ученику можно предложить заданную мелодию сыграть
в форме вариаций, используя ритм польки, марша, вальса. Дети это делают с
удовольствием.
Резюмируя выше сказанное, следует отметить то, что ученик становиться
более раскрепощенным при игре на рояле и больше проявляет личной
инициативы и творчества.
Гармоничное развитие творческих способностей позволит учащимся
более осмысленно работать и над программным учебным материалом.
Список литературы
1. Играем по слуху [Ноты]: [учеб. пособие для детей мл. шк.
возраста] / Ирина Ядова. - М.: Смолин К. О., 2004. - 55 с.
2. С. Савшинский Пианист и его работа. — М.: Классика -ХХ1,
2002. 244 с.
3.