Работа с произведениями в старших классах ДМШ

«Работа с произведениями в старших классах ДМШ»
Ежова Ольга Георгиевна, преподаватель.
Назначение: Данный конспект урока может быть полезен преподавателям
специальности (баян, аккордеон) музыкальных школ и школ искусств.
Данный материал рассчитан на учащихся 3-5 классов ДМШ.
Тип урока: открытый
Форма работы: индивидуальная
Тема урока
Работа с произведениями в старших классах на примере К.Хачатурян.
«Быстрый марш», А. Гедике «Сарабанда»
Цель урока: Научиться работать и раскрывать художественный образ
произведений.
Задачи:
Образовательная дать определение понятию «художественный образ
произведения»; научить раскрывать замысел произведения.
Воспитательная воспитывать культуру исполнения произведения.
Развивающая Развить умение слушать и понимать исполняемое
произведение, развить воображение, мышление, память, чувство ритма.
Ход урока
Структура урока состоит из пяти частей:
1 часть – организационная;
2 часть – работа над новым материалом;
3 часть – закрепление изученного материала на уроке;
4 часть – итог урока;
5часть - формулировка домашнего задания.
1 часть – Организационная
Подготовка игрового аппарата:
Проигрывание гамм имеет огромное значение:
Гаммы дают возможность добиться игры равными длительностями в разных
темпах. С этой целью необходимо играть гамму ровными четвертями, в
самом медленном темпе; сохраняя единицу счета и темп, играть ту же гамму
ровными восьмыми, триолями из восьмых шестнадцатыми; по мере
выработки всех этих навыков, сохраняя тоже соотношение длительности,
следует увеличивать и скорость движения (темп)
•игра гамм A-dur двумя руками в две октавы разными штрихами: legato,
staccato; арпеджио, аккорды правой рукой;
•игра гаммы e-moll гармонический левой рукой в одну октаву;
•игра гаммы e-moll двумя руками в одну октаву.
•анализ проделанной домашней работы
проверка домашнего задания целостное проигрывание пьес двумя руками
Г.Гедике «Сарабанда» , К.Хачатурян. «Быстрый марш» с выполнением
раннее поставленных задач:
1.производить смены меха в указанных местах нотного текста;
2.точно выполнять аппликатурные требования соблюдать выставленные
над нотными знаками пальцы;
3.точно выдерживать все длительности;
4.держать единый темп исполнения;
5.добиться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдая
нотный текст.
2 часть - работа над раскрытием художественного произведения
Постановка цели урока Для того, чтобы научиться раскрывать замысел
произведения, т.е. художественный образ, нужно понять, что это такое, и с
помощью каких средств раскрывается замысел произведения. Поэтому цель
нашего урока – вывести понятие «художественный образ», и научиться,
используя средства музыкальной выразительности, раскрывать его. К
старшим классам школы ученик обычно приобретает определенные навыки
работы.
Методы работы над пьесой А.Гедике «Сарабанда»
•целостное проигрывание пьесы преподавателем;
•анализ исполнения: ответы ученика на вопросы педагога:
1. Какого характера эта музыка? При диалоге возможно использовать
картины бала,прически,движения, помогающие понять смысл произведения.
2. разбираться в музыке, которую по сути, не воспринимаешь, очень трудно,
запомнить, как и что «полагается», не видя в этом музыкального смысла,
пожалуй, нельзя. Поэтому преподаватель рассказывает о композиторе А.
Гедике, который родился и жил в Москве. О его творчестве ,характере и
воспитании.
Для понимания полифонического произведения и осмысленности работы
учащемуся необходимо с самого начала представлять себе его форму, тему и
ее характер, слышать все ее проведения ,динамические оттенки, темп - то
есть проанализировать. Дать определение самому названию произведения-
старинный трехдольный испанский танец 16-17 века .
Пьеса Сарабанда это произведение полифонического склада. Что такое
полифония, полифония – это многоголосие, в котором каждый голос имеет
самостоятельное значение. В данной пьеске 2 голоса с элементами 3-голосия.
Обратить внимание ученика на отличие мелодии верхнего и нижнего
голосов, их самостоятельность и независимость друг от друга: первый-
высокий, а второй низкий , или два голоса исполняют два разных
инструмента.
Чтобы исполнение было выразительным,его необходимо правильно
интонировать.Что такое «интонация»? Что мы делаем голосом для того
чтобы выразительно прочитать стихотворение? Остановки, выделяем
некоторые слова при помощи интонации , замедления. В музыке тоже
существует ИНТОНАЦИЯ. Проработать мотивы с интонацией, оттенками,
дыханием.
Обьяснить ученику , что музыка должна отражать плавность и важность
поклонов, приседаний и реверансов. Поэтому и характер исполнения должен
быть мягким, плавным, певучим, в спокойном, ровном движении.
Следующий этап работы –проигрывание поочередное каждого голоса в
произведении с одновременным пением ученика, или эту пьесу можно
попробовать играть в ансамбле с педагогом. Это придает каждой
мелодической линии большую рельефность. Для обеспечения необходимого
слухового контроля целесообразно при исполнении голосов играть их первое
время не от начала до конца, а отдельными небольшими построениями,
возвращаясь повторно к наиболее трудным местам и играя их по нескольку
раз.
Фразировка - это построение фраз, в каждой фразе есть начало, вершина, и
конец. Фраза состоит из мотивов. Начало фразы играем тихо, потом делаем
крещендо к вершине и к концу фразы делаем диминуэндо. Динамические
оттенки в полифонической пьесе, как правило, отличаются большей
гибкостью, чем в пьесах Поэтому здесь следует кропотливо работать над
каждой, даже маленькой фразой, добиваться ее развития и кульминации и
закругления. Однако при этом важно не потерять общей линии развития
всего произведения. Надо добиваться, чтобы пьеса звучала не отдельными
самостоятельными, не связанными друг с другом кусками, а была бы
цельным, завершенным музыкальным произведением. Разрешить ученику
играть полифоническую пьесу обеими руками можно, когда он уже твердо
будет знать текст, аппликатуру, играть ритмически правильно каждый голос,
в темпе, близком к готовому. Соединять две партии лучше на уроке в классе
под контролем преподавателя, но не задавать этого на дом в качестве
самостоятельной работы. Затем постараться исполнить выразительно пьесу в
целом.
2.Вторая пьеса , над которой мы сегодня будем работать
называется К.Хачатурян. «Быстрый марш»
Послушали и ответили на вопрос: Какой характер у этой пьесы? Определяем
настроение, образ ,жанр произведения.Смотрим на заголовок ,который
определяет жанр мызыкальный «Быстрый марш» . Это шествие, движение
вперед ,а значит -лёгкость в исполнении.
Спросить ученика, сколько частей в этой пьесе? Пьеса написана в 3-х
частной форме,третья часть это повторение первой. Вся пьеса должна
звучать очень отчётливо и остро. Чтобы добиться яркого, выразительного
исполнения и передать характер марша, давай представим себе
действующими лицами веселых ребят.Они четко и энергично на празднике
оттачивают свой шаг, как военные.
В этой пьесе нам нужно добиться звуковой стройности аккордов. Поэтому
необходимо поработать над стаккато в медленном темпе: staccato
исполняется мельчайшими движениями кисти при подобранных кончиках
пальцев. (Нужно проследить, чтобы ученик не делал никаких лишних
движений). Полезно поучить отдельно мелодию и аккомпанемент в
медленном темпе.Обратить внимание ученика на затактовое строение темы в
правой руке и наметить динамические вершины в каждой фразе.Басы
исполнять штрихом non legato , а аккорды –staссato ,таким образом марш
будет звучать ярче и легче при исполнении
Затем идет работа над фразировкой и оттенками.
Методы работы
1.детальный показ педагога на инструменте проигрывание каждой партии
отдельно;
2.игра в ансамбле с педагогом;
3.работа над фразировкой: определение кульминации в каждой фразе,
графическое изображение динамики в нотах, пропевание мелодии, показ
педагога на инструменте;
4.работа над ритмом: игра со счётом вслух, прохлопывание ритма каждой
партии, работа над трудными ритмическими местами;
5.работа над штрихами – добиться в партии правой руки легкости в
исполнении аккордов , а в партии левой руки – добиться чёткости
аккомпанемента (игра отдельными руками);
6.соединение трех частей;
7.работа над единым темпом исполнения игра под метроном;
8.при возникновении трудностей при соединении следует вернуться к работе
отдельными руками уточнить нотный текст, аппликатуру, смену меха.
4 часть .Итог урока.
Задать ученику вопрос: Над какими задачами мы работали на
уроке?Добивались выразительного исполнения пьесы и передачи её
характера.
5 часть .Домашним заданием ученику дается работа над музыкальным
характером произведения и его выразительностью, как в классе.