Методические основы формирования вокального ансамбля на базе ДШИ

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного
образования детей
Детская школа искусств с. Раздольное Новосибирский район Новосибирская
область
" Методические основы формирования вокального ансамбля на базе
Детской школы искусств с. Раздольное"
Предметная область - Вокальное исполнительство
Учебный предмет – Ансамбль
С. Раздольное
2020
Методические основы формирования вокального ансамбля на базе
ДШИ
Характеристика подготовительного этапа функционирования
вокального ансамбля у детей 7-10 лет
«Детские школы искусств уникальное явление в мировой
педагогической практике, основа системы российского музыкального,
художественного образования. В ДШИ создаются условия для реализации
важнейших социокультурных функций в двух направлениях:
1) профессиональное самоопределение музыкально одаренных детей в
процессе сложившейся в России трехступенчатой подготовки кадров
отрасли культуры и искусства (детская школа искусств музыкальное
училище – творческий вуз);
2) приобщение к искусству наибольшего количества детей и
молодежи», - пишет Сабина С.В. в своей научной статье.
1
Концепция развития дополнительного образования «направлена на
воплощениу в жизнь миссии дополнительного образования как
социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений
к познанию, творчеству стала для детских школ искусств ориентиром в
поисках новых направлений, содержания и форм деятельности, а также в
развитии традиционных образовательных моделей».
2
Для достижения этих задач, поставленных перед детскими школами
искусств, директор ДШИ с. Раздольное предложил создать детский ансамбль,
на базе школы. Это направление было новым для меня, т.к. я организовала и
1
Сабина С. В. Детские школы искусств в системе дополнительного образования: традиции и поиски
направленной деятельности. - Поволжский педагогический вестник. 2015. №4(9) - С. 192.
2
Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. 1726-р. С. 2. Режим доступа:
http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
12 лет руковожу студенческим вокальным коллективом «Мегаполис» при
Новосибирском Государственном Архитектурно-Строительном
Университете. За это время вокальная студия стала призером многих
конкурсов, фестивалей, как в нашей стране, так и за рубежом. Студия активно
привлекается для выступления на площадках города Новосибирска в дни
общенародных праздников и мероприятий (Приложение 1).
Зная этапы создания коллектива Шаминой Л.В. и Поповой В.Х.,
подготовительный период создания детского вокального ансамбля в с.
Раздольное я начала со сбора информации о населенном пункте.
Согласно реестру населенных пунктов Новосибирской области,
подготовленному департаментом организации управления администрации
Новосибирской области, село занимает 276 гектаров, численность населения
ежегодно растет, а на 2010 год составляла 4861 человек. Функционируют 4
учреждения образования: МБОУ Раздольненская СОШ 19, МБДОУ детский
сад комбинированного вида «Рябинка», Новосибирский аграрный техникум
(филиал), МКУДО Детская школа искусств с. Раздольное, единственное
учреждение культуры в селе, которое насчитывает 294 ученика.
3
Каждый год в мае Детская школа искусств проводит отчетный концерт
в актовом зале общеобразовательной школы. На праздник детского творчества
приходят посмотреть почти все жители села: родители и родственники
учеников, школьники. Это самое лучшее время для рекламы. Чтобы привлечь
в ансамбль как можно больше заинтересованных участников, я, как
руководитель, договорилась с директором ДШИ об участии в майском
отчетном концерте 2015 года и пригласила в село Раздольное коллектив
«Мегаполис», для того, чтобы продемонстрировать их творчество. По
завершении отчетного концерта, я вышла на сцену и рассказала о том, что с
3
Реестр населенных пунктов Новосибирской области. - Региональное законодательство.
Новосибирская область – Режим доступа: http://www.bioweb.ru/index.php?ds=425518
сентября в ДШИ открывается отделение эстрадного вокала и будет проходить
набор в вокальную студию «Мегаполис - ДЕТИ». Репертуар для исполнения
будет разножанровый - от народной песни до джазовых произведений.
После выступления я попросила остаться всех, кого заинтересовала моя
информация о наборе в коллектив. Чтобы показать свою работу, студия
«Мегаполис» из НГАСУ представила 3 разножанровых номера. Зрители с
восторгом приняли яркие номера в исполнении студенческого коллектива, а
после концерта все, кому было интересно, остались пообщаться не только со
мной, но и со студентами, которые рассказали о жизни в коллективе.
Чрезвычайно эффективными стали беседы родителей и детей с
участниками выступившего ансамбля. Мы постарались убедить людей
принять участие в работе вокальной студии. В беседе я рассказала, что участие
в ансамбле занимает время: еженедельные репетиции, затем концерты. Все
ребята должны быть к этому готовы. Вместе со студентами дети, желающие
заниматься эстрадным вокалом, вышли на сцену и спели несколько детских
песен. В конце такого непринужденного мастер-класса было написано 4
заявления от родителей на зачисление в ДШИ. Желающих в сентябре было
очень много.
Характеристика певческих данных у детей, желающих
заниматься эстрадным вокалом
«Управлять процессом развития детского голоса это не подавлять,
не навязывать какой-то ход, противоречащий его природе, а, наоборот,
максимально учитывая природу естественно протекающего процесса,
согласовывать каждое воздействие на данный процесс с его внутренней
логикой.
При построении методики работы над развитием певческого голоса
детей младшего школьного возраста необходимо учитывать прежде всего
регистровую природу их голоса, т. е. нужно знать исходный материал, с
которым учителю приходится иметь дело в процессе обучения. Поэтому
возникла необходимость выявления склонности детей младшего школьного
возраста, не имеющих вокального воспитания, к преимущественному
использованию регистров при спонтанном пении», - отмечает Земисева А.Ю.
в своем реферате.
4
С этой целью в сентябре 2015 года было проведено прослушивание
детей в детской школе искусств с. Раздольное. За основу был взят метод
обследования детей Стуловой Галины Павловны. В её пособии «задание
сводилось к следующему: каждый испытуемый должен был спеть любую
песню, ранее ему знакомую, без музыкального сопровождения, в удобной
для него тесситуре. Тон не задавали.
В процессе прослушивания учитывались два фактора:
1) качество звуковысотной интонации, которое оценивалось по трем
подгруппам:
I плохая интонация, совсем неверное воспроизведение мелодии
исполняемой песни («гудошники»);
II средняя по качеству интонация, частичное искажение мелодии;
III хорошая и отличная интонация, исполнение мелодии без
искажения.
2) преимущественное использование голосового регистра было оценено
по
четырем подгруппам:
1) чисто грудное звучание (ч. гр.);
2) микст, близкий к грудному типу (→м);
3) микст, близкий к фальцетному типу (м→);
4) чистый фальцет (ч. ф.).
Следует отметить, что такое разделение на подгруппы по типу
регистрового звучания следует считать весьма условным, так как нередко
ребенок, исполнивший песню, например, микстом, близким к грудному
4
Земисева А.Ю. Реферат на тему «Звукообразование», недостатки, причины, способы
исправления.- Мультиурок. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/riefierat-na-tiemu-
zvukoobrazovaniie.html.
звучанию, по нашему заданию мог повторить эту же песню в более высокой
тесситуре, используя при этом другой регистровый режим, ближе к
фальцетному типу. Однако судили по первому исполнению, так как
регистровый режим при этом был выбран самим испытуемым.
5
В результате была проведена статистическая обработка данных, в
результате которых отобрано 6 девочек. Полученные данные представлены в
виде таблицы и диаграммах. В первой круговой диаграмме показано качество
звуковысотной интонации. Во второй диаграмме отражено использование
голосового регистра, где четыре типа регистрового звучания голоса отмечены
по горизонтали, а по вертикали количество обучающихся, использовавших
тот или иной голосовой регистр (табл. 1, рис. 1.).
Таблица 1. – Результаты констатирующего прослушивания
№ Ф.И.
Качество звуковысотной интонации
плохая
интонация,
совсем неверное
воспроизведени
е мелодии
исполняемой
песни
(«гудошники»)
средняя по
качеству
интонация,
частичное
искажение
мелодии
хорошая и
отличная
интонация,
исполнение
мелодии без
искажения
чисто
грудное
звучание
(ч. гр.)
микст,
близкий
к
грудном
у типу
(→м)
микст,
близкий к
фальцетно
му типу
(м→)
чистый
фальцет
(ч. ф.)
1.
З. Валентина
+
+
2.
К. Кристина
+
+
3.
П. Софья
+
+
4.
С. Любовь
+
+
5.
Ч. Елизавета
+
+
6.
Я. Алиса
+
+
5
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.- М. Прометей, 1992.- С. 100.
Итого:
5
1
0
2
3
1
0
Рисунок 1. Результаты констатирующего прослушивания
Из данной диаграммы видно, что только у одного ребенка средняя по
качеству интонация, частичное искажение мелодии. Остальные дети плохо
интонируют и совсем неверно воспроизводят мелодию исполняемой песни
(рис. 2).
Рисунок 2. Преимущественное использование голосового регистра
Из данной диаграммы видно, что у двух детей чисто грудное звучание
голосового регистра, а трое используют микст, близкий к грудному типу. Ни
5
1
Качество звуковысотной интонации
плохая интонация, совсем
неверное воспроизведение
мелодии исполняемой
песни
средняя по качеству
интонация, частичное
искажение мелодии
хорошая и отличная
интонация, исполнение
мелодии без искажения
2
3
1
0
0
1
2
3
4
5
6
чисто грудное
звучание (ч. гр.)
микст, близкий к
грудному типу (→м)
микст, близкий к
фальцетному типу (м→)
чистый фальцет (ч. ф.)
Преимущественное использование
голосового регистра
у одного нет чистого фальцета, а один ребенок использовал микст, близкий к
фальцетному. Проведя анализ полученных данных, можно заметить, что
певческому голосу необученных пению детей характерны почти все регистры,
которые характерны голосу взрослых.
«Певческий голос необученных пению детей, особенно с плохой
интонацией, близок к речевому голосу по тембру и диапазону.
Физиологической предпосылкой данного наблюдения является тот факт, что
развитие и становление гортани человека как в филогенезе, так и в онтогенезе
связано прежде всего с речевой функцией. Поскольку в речи наряду с
фальцетным дети пользуются и грудным голосом, такое использование его в
пении следует считать естественным функциональным проявлением
голосового аппарата. Поэтому дети с плохой интонацией чаще используют
грудную манеру фонации.
В зависимости от возраста регистровые возможности голоса младших
школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Однако так же,
как и на более ранних стадиях онтогенеза, у детей 7—10 лет чаще всего
проявляется склонность к использованию натуральных голосовых
регистров: фальцетного и грудного, хотя появилась уже и способность к
смешанному голосообразованию»,- утверждает Стулова Г.П., проведя
исследования певческого голоса необученных детей.
6
«Индивидуальные различия в звучании голоса стали более ярко
выраженными по сравнению с детьми раннего возраста и связаны с
преимущественным употреблением того или иного голосового регистра,
что обусловлено рядом причин объективного и субъективного порядка.
Данное обстоятельство определяет и звуковысотную локализацию
голосового диапазона, его интенсивность и тембр, а также имеет прямую
взаимосвязь с качеством интонирования. Однако, проявляя склонность к
использованию какого-то одного из голосовых регистров, дети легко могут
перестроиться на другой регистр в процессе одного занятия с педагогом на
6
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.- М. Прометей, 1992.- С. 100.
основе подражания. Способность к вокальному подражанию в этом возрасте
у детей достигает своей кульминации»,- считает Земисева А.Ю., изучая
звукообразование в младшем хоре.
7
Результаты апробации разработанных методических рекомендаций в
условиях ДШИ с. Раздольное
В начале сентября 2015 года в ДШИ с. Раздольное было организовано
собрание для детей, прошедших прослушивание, и их родителей. Место
встречи было оборудовано, красиво оформлено, подготовлены документы:
устав учреждения; лицензия на осуществление образовательной деятельности;
заявления, в которые записываются сведения о поступающих участниках
самодеятельности (Приложение 2). На первой встрече участники вокального
ансамбля и их родители были ознакомлены с организационными
документами, выработано общее решение об организации работы коллектива
и составлено расписание репетиционных занятий. Участникам собрания
разъясняются основные разделы, по которым ведется обучение:
овладение репертуаром и выработка вокально-хоровой техники;
изучение музыкальной грамоты и сольфеджио;
расширение знаний по истории и теории музыки.
В методических рекомендациях для работы в ДШИ хорошо описаны
задачи, которые стоят перед начинающим коллективом. Поставленные задачи
обсуждаются на первом организационном собрании, «важно:
1. Привить любовь к вокальному искусству и научить правильно
исполнять вокальные произведения.
2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как
важную часть жизни каждого человека.
7
Земисева А.Ю. Реферат на тему «Звукообразование», недостатки, причины, способы
исправления.- Мультиурок. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/riefierat-na-tiemu-
zvukoobrazovaniie.html
3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных
вокальных произведений, научить 2х и 3хголосному исполнению песен.
Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры,
работе в коллективе.
4. Развить индивидуальные творческие способности детей на основе
исполняемых произведений. Использовать различные приемы
вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной
отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы
художественного вкуса.
5. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой.
Создать атмосферу увлеченности, успешности каждого члена ансамбля»
8
Уточняются правила пользования реквизитом, оборудованием
(синтезатор и звуковая аппаратура), а также правила технической и пожарной
безопасности.
Чтобы организационно-творческая работа в коллективе шла успешно, на
общем собрании выбрали старосту, которая будет следить за посещаемостью
и вести группу в социальных сетях, т.е. станет моим помощником в
организации учебной и воспитательной работы в ансамбле.
Для того чтобы сплотить коллектив и познакомить участников друг с
другом, мы с родителями девочек организовали поездки в Новосибирскую
государственную консерваторию имени М. И. Глинки на Цикл абонементных
концертов для детей и юношества: «Детский хоровой», «Музыка без границ»
и «Музыкальные истории». На этих концертах ребятам было очень интересно,
они узнавали много нового, слушали и постигали все новые вокальные знания,
находились в атмосфере некоторой причастности к действию. Вот на этих
впечатлениях, заинтересованности я начала проводить систематическую
работу для становления вокального ансамбля.
8
Вокальный ансамбль. Методические рекомендации для работы в ДШИ.- С. 2-3. Режим доступа:
http://as-sol.net/PDF/metodika/vokalnyi_ans_luchkina.pdf
Обучение детей, поступивших в образовательное учреждение в возрасте
6 до 9 лет и не имеющих музыкальную подготовку, начинается с первого
уровня сложности. Зная структуру и содержание общеразвивающей
программы в области музыкального искусства «Эстрадный вокал», мы
подобрали технологии к каждому занятию. В результате была создана
программа, позволяющая на одном занятии использовать не одну, а несколько
технологий (Приложение 3).
О результатах апробации разработанных методических рекомендаций в
условиях ДШИ с. Раздольное можно судить по результатам вокального
обучения. Сейчас ансамбль девочек на 4-ом году обучения исполняет 3-х
голосные произведения, участвует во всех мероприятиях села и района, а
также в различных городских и международных конкурсах и фестивалях
(Приложение 4).
Заключение
В последние годы малые формы совместного музицирования, в
частности вокальные ансамбли классическом понимании), занимают
значительное место в концертной практике. Лучкина О.А., разрабатывая
методические рекомендации, утверждала: «Воспитание детей на вокальных
традициях является одним из важнейших средств нравственного и
эстетического воспитания подрастающего поколения.
Планомерная и систематическая работа вокального коллектива - это
цельный педагогический процесс, построенный по определенной программе,
рассчитанной на последовательное и регулярное воспитание и обучение
участников коллектива. По мере творческого роста требования к различным
разделам занятий возрастают.
Успех и эффективность учебно-воспитательной работы в вокальном
ансамбле в большей мере зависит от владения руководителем методикой
вокально-хорового и музыкально-образовательного обучения».
9
Проведенное исследование по апробации методических рекомендаций
по созданию вокального ансамбля в учреждениях дополнительного
образования подтвердило нашу гипотезу создание вокального ансамбля у
детей 7-10 лет будет успешнее, если: учесть все этапы создания детского
вокального ансамбля в учреждениях дополнительного образования; подобрать
методические рекомендации с учетом условий ДШИ.
Вокальный ансамбль это вид коллективного творчества, призванный,
прежде всего, раскрыть творческий потенциал каждого участника. Вокальный
ансамбль даст возможность юным дарованиям заявить о своем таланте, а
остальным детям приобрести музыкальные познания, которые обязательно
скажутся на формировании их личности, обогатят внутренний мир.
9
Лучкина О.А. Вокальный ансамбль. Методические рекомендации для работы ДШИ.- Карачев,
2014.-С. 2.
Библиографический список
1. Белов Е.Е. Понятие «Вокальная школа» в историко-
культурологическом анализе. Известия Самарского научного центра
Российской академии наук, т 11, 4 (5), 2009. С. 1666. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatie-vokalnaya-shkola-v-istoriko-
kulturologicheskom-analize
2. Боронникова Ю.С. Методические рекомендации по созданию
школьного хора. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Режим доступа: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-
iskusstvo/library/2015/05/23/metodicheskie-rekomendatsii-po-sozdaniyu-
shkolnogo
3. Вокальный ансамбль. Методические рекомендации для работы в
ДШИ.- С. 17. Режим доступа: http://as-
sol.net/PDF/metodika/vokalnyi_ans_luchkina.pdf
4. Вопросы хороведения. Учебное пособие для учащихся регентско-
хорового отделения Новокузнецкого Православного Духовного училища. Том
I / Составитель А.А. Толстокулакова. – Новокузнецк: ИПК, 2004. –С. 96.
5. Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором. Элементарный
курс: Учебное пособие. 5-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань»;
Издательство «Планета музыки», 2017. – С. 112
6. Ефремова А.С. Организация вокального ансамбля как средство
развития исполнительских навыков студентов культурно-образовательного.
Выпускная квалификационная работа бакалавра. - Екатеринбург, 2017. Режим
доступа: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/20281/1/RSVPU_2017_306.pdf
7.Земисева А.Ю. Реферат на тему «Звукообразование», недостатки,
причины, способы исправления.- Мультиурок. Режим доступа:
https://multiurok.ru/files/riefierat-na-tiemu-zvukoobrazovaniie.html.
8. Изюрова О.С. Вокальный эстрадный ансамбль как форма развития
толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к