Методическая разработка "Методы и формы работы над развитием личности в классе фортепиано"
Частное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Личность»,
город Новороссийск, Краснодарского края
Методическая разработка
«Методы и формы работы
над развитием личности
в классе фортепиано»
подготовила
учитель, преподаватель фортепиано
Ряховская Кира Сергеевна
г. Новороссийск
2015
Содержание:
1. Дополнительное образование о необходимости разностороннего развития
личности.
2. Методика преподавания игры на фортепиано.
3. Воспитательная работа в классе фортепиано.
4. Методы и формы занятий, используемые для активации самостоятельности
в классе фортепиано.
5. Игровые формы работы с начинающими.
6. Формы и методы работы для развития музыкальных навыков.
7. Работа над кантиленой.
8. Игра в ансамбле.
9. Игра на синтезаторе.
10. Проектная и внеклассная деятельность.
11. Информационно-коммуникативные технологии как средство интеллектуально-
творческого развития личности в классе фортепиано.
12. Заключение.
13. Список использованной литературы.
14. Использованные Интернет- ресурсы.
1. Дополнительное образование о необходимости
разностороннего развития личности.
В наше время образованность человека определяется не столько специальными
(предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности,
ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной
системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и
самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Поэтому процесс обучения должен быть направлен не только на передачу определенных
знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его
творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность,
самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к
индивидуальности человека.
Сегодня нередки прагматизм, рассудочность и бездушие, невнимание к ближнему и
вообще к человеку, пренебрежение к нравственным ценностям. Часто можно слышать
сетования учителей на отсутствие у детей познавательных потребностей, их пассивность в
учебной деятельности, нежелание читать и т.д.
Существуют некоторые причины этих явлений:
1 . Пассивная позиция ребенка обусловлена репродуктивным уровнем обучения,
из-за чего ребенок не имеет возможности привнести что-то свое, сделать что-то
новое;
2. Отсутствие возможности применять знания в реальной жизни, создает у ребенка
представление об их ненужности, что не способствует формированию
познавательной мотивации;
3. Отсутствие в реальной жизни возможности для содержательного общения детей
разного возраста.
Система дополнительного образования детей – это своего рода «образовательный
оазис», в котором комфортно чувствуют себя обучающиеся. Дополнительное образование
на современном этапе рассматривается как зона ближайшего развития образования в
России, в основе которого лежат идеи педагогики развития.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному
образованию. В настоящее время оно рассматривается как одно из приоритетных
направлений образовательной политики, как «особо ценный тип образования», как «зона
ближайшего развития образования в России». Развитие системы образования на
современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования в
жизненном становлении и профессиональном самоопределении детей.
Система дополнительного образования, не имея государственных требований,
обязательных для исполнения, наделена правами самостоятельного определения смыслов
и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и специфики свободного
времени.
Основное содержание дополнительного образования – практико-ориентированное,
исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный
путь, обусловлено функциями свободного времени детей.
Музыкальное обучение обусловлено потребностями общества во всесторонне и
гармонически развитой личности. Поэтому в последние годы особое внимание уделяется
усилению не только воспитывающего, но и развивающего влияния обучения различным
видам искусства, наряду с формированием у учеников профессиональных знаний, умений
и навыков.
Особенность музыкального обучения заключается в том, что его методика нацелена на
стимулирование всестороннего развития ребенка, расширение представлений о
неограниченности его способностей, поддержание интереса к избранному виду
творческой деятельности.
2. Методика преподавания игры на фортепиано
Особое место в музыкальном образовании ребенка занимает обучение игре на
фортепиано.
Методика преподавания игры на фортепиано не может быть универсальной и пригодной
для обучения всех, так как такая методика, по-видимому, не может быть создана никогда.
В то же время необходимо признать существование в методике универсальных (базовых)
оснований, без которых невозможно осуществить обучение и воспитание ученика.
В настоящее время существует проблема – необходимость повышения эффективности
учебного процесса и особенно той его стороны, которая связана с гуманизацией
образования, развитием личностного потенциала ученика, предупреждения тупиков его
развития. Таким образом, на смену отдельным формам и методам обучения приходят
целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности. Если
традиционная технология – трансляция готового учебного содержания, то современная
технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности
в рамках выбранного метода.
Из всего многообразия технологий целесообразно использовать те, которые могут
достаточно органично интегрироваться с традиционным обучением, классно-урочной
системой. Всякое нововведение должно быть тщательно подготовлено.
Современные образовательные технологии учитывают требования обязательного
минимума содержания образования, самооценку возможностей преподавателя и
диагностику индивидуальных возможностей и потребностей ученика. На первый план в
современных технологиях урока выходит личностно-ориентированный подход.
Личностно-ориентированное образование – это образование, обеспечивающее развитие
и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных
особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Процесс обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности,
склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в
познании, учебной деятельности и учебном поведении.
В этих целях разрабатываются:
а) индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое)
мышление;
б) организуются занятия (индивидуальные) на основе диалога и имитационно-ролевых
игр;
в) учебный план конструируется для реализации методов исследовательских проектов,
выполняемых самими учащимися.
Отслеживается и оценивается не столько достигнутые знания, умения и навыки, сколько
сформированность качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований.
Типология и структура урока.
Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отмечается
определяющими признаками. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков
получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим
целям и месту уроков в общей системе.
Типы уроков:
1) комбинированные (смешанные);
2) уроки получения новых знаний;
3) уроки совершенствования знаний, умений, навыков;
4) уроки обобщения и систематизации изученного;
5) уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков;
6) уроки практического применения знаний, умений.
Нестандартные формы урока – учебные занятия, выходящие за рамки традиционного
урока:
1) изменение временных рамок;
2) изменение места проведения урока;
3) использование внепрограммного материала;
4) организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством;
5) обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку.
К каждому типу урока предъявляются специфические требования, но существуют и
общие требования.
3. Воспитательная работа в классе фортепиано
Следует отметить, что продуманно подобранный учебный материал может
способствовать воспитанию характера учеников. Например, если застенчивым и робким
учащимся включать в репертуар больше жизнерадостных, жизнеутверждающих,
темпераментных пьес, а скрытным и замкнутым попытаться помочь избавиться от этих
качеств подбором комплекса сочинений с явно выраженной эмоциональностью, это в
конечном счёте оказывает воздействие на общий характер учеников и через некоторое
время находит своё отражение и вне сферы музыкального воспитания.
Воспитание воли учеников связано с одной из насущных задач музыкального обучения в
специальном классе – воспитания любви к работе за инструментом, интереса к самому
процессу упражнения, к «ремеслу» исполнителя. У педагога-музыканта есть много
средств, при помощи которых возможно осуществлять воспитание любви к работе за
инструментом. Это развитие познавательной активности, интереса к музыке, любви к
инструменту, убедительный показ, к каким художественным результатам приводит
регулярная, вдумчивая, сознательная самостоятельная работа за инструментом.
Воспитательная работа в классе фортепиано может быть сведена к нескольким
основным направлениям:
- воспитание мировоззрения и моральных качеств;
- воли и характера;
- эстетических вкусов и любви к музыке;
- интереса к труду и умения работать.
К числу основных образовательных задач в классе фортепиано следует отнести:
- усвоение элементарных теоретических знаний;
- выработка исполнительских навыков, умений, приёмов.
Развивающее влияние обучения в классе фортепиано обеспечивается:
- развитием эмоционального отклика на музыку, образно-ассоциативного мышления,
воображения, фантазии;
- развитием способностей;
- развитием внимания, памяти;
- развитием музыкального мышления, творчества;
- развитием познавательных интересов.
Разграничения этих направлений условны, т.к. вычленить их из процесса образования,
воспитания и развития учеников невозможно, они взаимосвязаны и пронизывают все
этапы занятий в специальном классе. Их глубине и разносторонности способствует
индивидуальная форма занятий.
Для создания индивидуальных методов воздействия на учеников преподавателю
необходимо знать всё многообразие индивидуальных различий, которые проявляются в
познавательной и практической деятельности в классе фортепиано:
- уровень эмоционального отклика на музыку;
- характер протекания мыслительных процессов (гибкость музыкального мышления,
быстрота или вялость установления ассоциативно-образной наполненности музыкальных
образов, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому музыкальному
материалу, критичность, самооценка);
- уровень владения инструментом;
- уровень знаний по элементарной теории музыки ( полнота, глубина, умение
самостоятельно их применять);
- уровень познавательной активности и практической самостоятельности;
- наличие и характер познавательных интересов;
- отношение к учёбе.
«Расшифровка» индивидуальных особенностей учеников является длительным,
последовательно ведущимся процессом наблюдений, практических проверок разных
сторон работы над исполнительским постижением музыкальных произведений.
4. Методы и формы занятий, используемые для активации
самостоятельности в классе фортепиано
В наших условиях, при большой общей загруженности детей, особенно важно
использовать наиболее эффективные методы и формы занятий, выработанные богатым
опытом педагогов-практиков и рекомендуемые современной наукой – музыкальной
педагогикой и психологией.
Наиболее благоприятная ситуация возникает в тех случаях, когда педагог сочетает
испытанные практикой методы воспитания с рекомендациями теории развивающего
обучения. Это означает, прежде всего, продумывание педагогом путей для максимальной
активации самостоятельности учащихся в решении тех художественных и
технических задач, которые перед ними возникают. В процессе обучения в классе
фортепиано используются, в основном, методы:
1) Наглядно-иллюстративный, когда ученики усваивают знания, исполнительские
приёмы, полученные от педагога в готовом виде;
2) Словесный метод, применяющийся в единстве с наглядно-иллюстративным и
связанный с разъяснением тех или иных закономерностей искусства;
3) Метод действия « по образцу»,- когда указание педагога служит для учащегося
ориентиром в исполнительском процессе;
4) Метод беседы;
5) Метод анализа;
6) Метод сравнения;
7) Проблемный метод, при котором учебный материал располагается таким образом,
чтобы перед учащимся была поставлена проблема, решение которой осуществляет
сам преподаватель. Он излагает и показывает не только пути решения проблем, но
и средства, приёмы, с помощью которых эти проблемы решаются;
8) Частично-поисковый метод, сочетающий объяснение преподавателя с творческой
деятельностью ученика по выполнению самостоятельных работ. Например, задание
найти рациональную аппликатуру в зависимости от характера, темпа и штрихов;
9) Исследовательский метод – предполагает самостоятельное определение и решение
проблем. Например, самостоятельная оценка технических трудностей
исполняемого произведения и способов их преодоления; ознакомление с
творчеством композитора, его эпохи и т.д.
«Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение
души. Обычно мы слышим только первое», писал А. Рубинштейн. Познание мира через
звуки музыки особенно в раннем возрасте позволяет раскрыть еще неограниченные
социальными рамками творческие способности ребенка, помогает сформировать его
эстетические пристрастия. Освоение фортепианной техники не требует от начинающего
пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая,
интересная игра.
Между тем, обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он
включает в себя не только пианистическое развитие ученика. Необходимым элементом
развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления:
воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и
любви к музыке, интерес к труду и умение работать.
Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что нам, преподавателям по фортепиано, не
всегда удается отойти от модели музыкального образования, принятой ранее, и на которой
воспитывались многие из нас. В настоящее время, чтобы достичь положительных
результатов, необходимо уделять гораздо больше внимания развитию личности
учащегося, используя при этом широкий спектр средств и форм педагогической
деятельности. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных
основах доступны детям и обеспечивают разносторонность их музыкального и общего
развития. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через
развитие способностей эмоционально воспринимать строй чувств и мыслей, выраженных
в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует в воображаемой
ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других,
переживать за чужую судьбу, как за свою».
Уже с первых лет обучения надо приучать детей осмысливать исполняемую музыку и в
доступной для них форме её анализировать. На последнем этапе обучения они должны
уметь на уровне своих знаний и возрастных возможностей охарактеризовать
произведение, его форму и жанровые особенности, использованные в нём выразительные
средства, темы и их развитие, определить кульминацию, пояснить встречающиеся
термины. Изучая с учеником педагогический репертуар, необходимо обобщать
типические закономерности работы над музыкальным произведением, над сочинениями
разных жанров и характерными для них средствами выразительности.
5. Игровые формы работы с начинающими
Многолетний опыт музыкального обучения показывает, что начинать занятия с
детьми следует в самом раннем возрасте. Пять, шесть лет – это тот возраст, когда стоит
закладывать фундамент музыкального воспитания. Дети в этом возрасте отличаются
активной любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и
событиями, делают элементарные обобщения и вполне могут начинать свой путь в мир
музыки. Важно не переступать порог свойственного детям игрового метода обучения,
стремиться всё время держать ребёнка в заинтересованном состоянии, будоражить его
воображение всеми доступными вам и его способами. Именно такую цель надо
преследовать во время обучения, в подготовительный период, проводя его в виде игр-
заданий.
Очень важно, в какой атмосфере развивается ребёнок, особенно в совсем юные годы своей
жизни. Хорошая музыкальная среда способствует воспитанию духовных качеств
ребёнка. Музыка - один из видов искусства, который обращен непосредственно к
человеческим чувствам.
Задача преподавателя в этот период - зажечь в ребёнке интерес к музыке, создавать на
уроках атмосферу творчества, непринужденности. Поддерживая интерес к занятиям,
оставаясь при этом как бы сотоварищем в игре, преподаватель должен постоянно изучать
ребёнка и, обучая, учиться сам. При этом чрезвычайно важно, чтобы учащийся по
возможности не замечал, что он является объектом воспитания. Он должен просто-
напросто посвятить себя интересной и близкой ему деятельности и уважать в
преподавателе того, кто помогает ему в совершенствовании этой деятельности.
Желательно, чтобы преподаватель стал как бы образцом, шаблоном для ученика.
Постепенно, с течением времени преподавателю нужно нацеливать ребенка на то
чтобы он сам активно участвовал в этом совершенствовании. Уроки должны приносить
учащимся радость. Учащиеся, которые идут на занятия со страхом, никогда не смогут
извлечь из них настоящей пользы. Поэтому преподаватель музыки должен быть не только
хорошим специалистом. В работе с юными музыкантами необходимо учитывать
особенности их возраста и характера. С того момента, как ребёнок впервые прикоснулся к
инструменту, мы развиваем его способность концентрироваться. Большую роль в первый
период обучения играет домашнее окружение, семья. Важно, чтобы взрослые, приведшие
ребёнка в инструментальный класс, не заканчивали на этом свое участие. Весёлые и
полезные игровые занятия с детьми пяти – шести лет – это целый мир интересных
пальчиковых игр, упражнений, музыкально – ритмических и подвижных игр, попевок,
песенок, игр-сказок, игр со словом и театрализованных игр. Принципы постепенности и
систематичности особенно важны при разучивании подобных игр. Ритмичные
движения пальчиков и рук возбуждают речевые центры головного мозга, активизируют и
стимулируют развитие речи, происходит тренировка зрительной памяти. При этом
последовательность движений идёт от простого к сложному. Объём детского внимания
невелик, в связи с этим я стараюсь использовать в работе с малышами принцип
доступности, заключающийся в исполнении небольших по объёму песен-игр, с ясной
формой, запоминающейся мелодией, которая удобна по диапазону и способствует
развитию певческих навыков. Концентрации внимания ребёнка и его распределению
помогает не только медленный показ движений пальцев и рук, который желательно
сопровождать яркими иллюстрациями, но и выразительность подачи материала:
разнообразные интонации в голосе, чёткая дикция, выразительная мимика, яркое,
художественное исполнение песни, например, из сборника Е.А.Поддубной «Музыкальные
пальчиковые игры».
Например:
*Упражнение из сборника Рокитянской Т.А. «Воспитание звуком».
Музыкальные заня тия с детьми от 3 до 9 лет, Академия Развития,
Академия Холдинг, 200
Очень хорошо, когда на занятии используются упражнения разных видов, по минуте-две
на каждый вид упражнений. Например, если вы начали урок с речевой игры, то следом за
ней, как её продолжение, может идти ритмическая игра. Игра на движение может
включать в себя образно-двигательную музыкальную грамоту, речевую и певческую
работу. Не надо увлекаться чем-то одним, лучше чаще менять вид деятельности. Но на
следующем уроке повторять всё сначала, можно в другой последовательности. На каждом
занятии должно быть и что-то новое.
Например:
*Упражнение из сборника Рокитянской Т.А. «Воспитание звуком». Музыкальные
занятия с детьми от 3 до 9 лет,Академия Развития, Академия Холдинг, 2006
Почему так важны все эти перечисленные игры для детей 5-6 лет? Например, упражнения
для движения пальцев, кистей рук, развивают мелкую моторику и общую координацию
движений ребёнка, а попевки, песенки, помогают развивать и упражнять речь учащегося.
Стихотворная форма пальчиковых игр и игровой гимнастики, совершенствует его
произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и слух, помогает
учиться сочетать движение и слово.
Упражнения и игры в процессе обучения учащегося, помогают развивать его
эмоциональную сферу, знакомят с основными видами эмоций и способами их проявлений.
Через игровое обучение учащиеся ощущают целую гамму чувств и переживаний, и могут
передать различные эмоции и настроения. В таком раннем возрасте дети сначала слушают
педагога, наблюдают за его движениями, затем начинают совместно выполнять отдельные
самостоятельные действия, затем пробуют проявить себя в том или ином виде
импровизации. Двигаясь от простого к сложному, мы учим детей: видеть, слушать,
слышать, думать, сравнивать, а главное пробовать!
Игровые формы работы помогают сделать процесс обучения интересным и
увлекательным, раскрывают способности детей, активизируют их творческие
наклонности. С помощью игры каждый извлекаемый звук, любое упражнение, песня,
пьеса, т.е. любая музыкальная деятельность, приобретает эмоционально- образное
содержание.
Важно так выстроить игру, чтобы в её ходе ребёнок сам ставил перед собой задачи и по
возможности самостоятельно их решал. Ребёнок начинает чувствовать уверенность в
своих силах, возможностях. Внимание его концентрируется не на нём самом, а на
извлекаемых им звуках. Самое главное, чтобы с первого занятия ребёнок искал в звуках
образ, настроение и с этим чувством работал над заданием.
Весьма действенные результаты дают такие методы обучения:
1) Заведомо неправильное исполнение музыкального произведения педагогом;
2) Прослушивание незнакомого произведения и подбор к нему названия;
3) Музыкальные загадки, различные задания;
4) Игра в ансамбле с педагогом или другим учеником.
Каждый урок должен приносить ребёнку радость общения с педагогом, инструментом,
музыкой, которую он услышит или исполнит сам.
6. Формы и методы работы для развития музыкальных навыков
Для развития аналитического мышления и логической памяти используются
следующие формы работы с учениками в классе фортепиано:
1) Устный отчёт о подготовке домашних заданий: ученик рассказывает о том, что
было трудно, как устранялись встретившиеся трудности и т.д.;
2) Самостоятельный анализ исполнения: ученик оценивает свою игру, отмечает
допущенные ошибки, делает разбор исполнения своего товарища;
3) Самостоятельный разбор – устный и на инструменте – заданного сочинения в
классе под наблюдением педагога.
4) Самостоятельный разбор – устный и на инструменте – заданного сочинения в
классе под наблюдением педагога.
При работе с учеником над произведением педагог должен последовательно
концентрировать своё внимание, а также внимание ученика, на разных задачах. Это
зависит от очерёдности этапа работы над произведением. Кроме того, существуют
различные специфические методы работы над произведением по принадлежности этого
произведения к тому или другому жанру.
Например, в работе над полифоническим произведением, педагог-пианист использует
следующие методы:
1) Поочерёдное проигрывание каждого голоса с осмыслением его самостоятельности;
2) Проигрывание голосов по парам (сопрано – бас, сопрано – тенор и т.д.), сохраняя
мелодико-тематический характер;
3) Совместное проигрывание голосов и пар;
4) Пропевание вслух одного из голосов с одновременным исполнением других;
5) Исполнение полифонического произведения вокальным ансамблем;
6) Исполнение полифонического произведения ансамблем в четыре руки;
7) Рельефное исполнение одного из голосов при намеренном затушёвывании других.
Данные способы работы способствуют развитию полифонического слуха, на что,
собственно, и направлено изучение полифонии, т.е. произведение многоголосного склада.
Также широко употребляются различные методы и формы работы над этюдами и
виртуозными пьесами, овладению техникой педализации. Этим разделам
фортепианного искусства и изучению способов работы с учащимися посвящено
множество трудов корифеев отечественной фортепианной педагогики. Постоянно
обращаюсь к методическим советам А.П.Щапова, Г.Г.Нейгауза, А.Алексеева,
Е.Либермана, моего преподавателя в музыкальной школе С.Н.Постика (её практические
методы выручали меня множество раз). Должна отметить, что способы работы над
техникой напрямую зависят от стиля произведения. Кроме того, каждый педагог-пианист
привносит сюда и свои наработки.
7. Работа над кантиленой
Особо хочу отметить важность работы над кантиленой, т.е. пьесой напевного склада, к
которой мы, прежде всего, сводим свою работу к мелодии, к звуку. Нашей работой над
кантиленой мы раскрываем тембровое богатство фортепиано, бесконечно доказывая, что
это поющий инструмент. Дети должны чувствовать это ещё до того, как начинают играть,
когда слушают обогащённое обертонами звучание. Кончики пальцев, туше – это «зеркало
души» пианиста. По туше можно многое сказать о человеке. Самое главное – привить
культуру отношения к звуку. Первое прикосновение к звуку – это почти
священнодействие. Если педагог это понимает, он сумеет передать это понимание
ученику.
При работе над мелодией очень важно, чтобы ученик понимал интонационность
музыкальной речи, её смысл. Выразительность, характер. От умения передать этот смысл
музыкальной речи в большой мере зависит содержательность исполнения. Работа над
звуком – самая трудная работа, так как тесно связана со слуховыми и душевными
качествами ученика. Научить хорошему звуку трудно. Очень многое зависит от самого
ученика. Чем грубее слух, тем тупее звук. Развивая слух, мы непосредственно действуем
на звук; работая на инструменте над звуком, добиваясь неустанно его улучшения, мы
влияем на слух и совершенствуем его. Очень важно разобраться в градации звука самому
ученику. Опуская клавишу слишком медленно и тихо, он получит «нуль» - это ещё не
звук; если же наоборот, он опустит руку на клавишу слишком быстро и крепко –
получится стук,- это уже не звук. Между этими пределами лежат всевозможные градации
звука. Надо заострить внимание на игре самостоятельными пальцами (приготовленными),
ибо при этом ощущении он диктует руке ту силу звука, которая необходима.
Для владения разнообразными качествами звучания ученик должен стремиться к
согласованности работы пальцев и рук с требованиями музыкального смысла. Например,
когда требуется тёплый, проникновенный звук, надо играть близко к клавишам, а для
открытого звука нужно использовать всю амплитуду размаха пальцев и рук. Длинные
ноты, которые должны звучать дольше, необходимо брать сильнее. Одна из основных
задач педагога-пианиста – научить ученика слушать, ибо умение слышать – это основа
пианистического мастерства. Работа над кантиленой должна в особенности заставить
ученика слушать себя «со стороны». Ученик должен стремиться, во-первых, «к полному,
мягкому, певучему звуку», во-вторых,- к максимальному разнообразию звуковых красок.
Работая над звуком, мы должны уберечь ученика от «ударных тенденций», от давления на
клавиатуру. Мы должны избегать жёсткой, заранее подготовленной формы руки у
ученика, а стремиться к плавным, слитным и оправданным внутренним содержанием
исполняемого произведения движениям, естественным и свободным. Для достижения
наилучших результатов владения разнообразными качествами звука надо использовать
все возможности тела, от сустава пальца до всего туловища. Все движения пианиста во
время игры должны быть подчинены слуховому контролю.
«Пение – это главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки»,-
писал К.Игумнов. Человеческий голос – лучший из инструментов, он должен служить
образцом при исполнении всех мелодических пассажей. На уроке необходимо пропевать
голосом буквально каждую фразу, вкладывая в неё требуемую интонацию. «Петь
пальцами, добывая из инструмента те необходимые, волшебные интонации, бывает
значительно труднее. Певучесть звука достигается особым способом нажима клавиши.
Важно не толкать, не ударять клавишу, а сперва «нащупать» её поверхность, «прижаться»,
«приклеиться» к ней не только пальцем, но и через посредство пальца всей рукой, всем
телом, и затем, непрерывно ощущая, «держа» её на кончике (точнее, не подушечке)
длинного, словно от локтя или даже от плеча тянущегося пальца, постепенно усиливая
давление, пока рука не погрузится в клавиатуру до отказа, «до дна».
Когда процесс освоен и автоматизирован, он протекает проще и быстрее, так что
все детали сливаются в одно мгновенное действие. Применяя этот способ
звукоизвлечения, необходимо следить за тем, чтобы рука была освобождена от всякой
скованности, особенно в запястье. Ладонь должна находиться над нажимаемой клавишей,
а не сбоку от неё; пальцы нужно держать собранными, а не растопыренными; не следует
допускать чрезмерного отведения большого пальца. Закруглённость пальцев должна быть
минимальной, опора приходилась бы не на кончик пальца, а на подушечку. Однако в
концах пальцев необходима крепость, цепкость. Данный способ извлечения «поющего»
звука не является единственно возможным. Не следует думать, что понятие «кантилена»
предполагает какое-то одинаковое, раз и навсегда установленное звучание. Кантилена –
значит мелодия, песнь. Но песни бывают разные. Каждая содержательная мелодия имеет
свою, непереводимую на язык слов, внутреннюю сущность. Эпитеты (печальная,
трагическая, величественная, шутливая, лирическая, торжественная и т.д.) подсказывают
лишь основное направление работы. Самое сокровенное в мелодии можно лишь
почувствовать. Эмоциональное отношение к мелодии – одна из важнейших сторон
музыкального человека. В процессе работы пианист воплощает своё внутреннее
представление мелодии в реальное звучание.
Звук мелодии может отличаться по силе, тембру, насыщенности. Градации его густоты,
протяжённости или прозрачности безгранично разнообразны. Нам же в первую очередь
необходимо обратить внимание ученика на три важных момента:
1) Возникновение звука,
2) Его фактическую длительность,
3) Момент его прекращения или перехода в другой звук.
Кантилена имеет свои аппликатурные особенности, свои излюбленные пальцы. Это 3-й, 4-
й, 5-й, меньше 2-й. Желательно реже употреблять «непевучий 1-й палец, хотя в мелодиях,
требующих густого, «валторнового» звучания, он просто незаменим. Однако в
лирической, пластичной кантилене им лучше не злоупотреблять. Особенно желательно
поменьше его подкладывать, т.к. это всегда создаёт опасность толчка в мелодической
линии.
Пользуясь удобной аппликатурой, нужно направить внимание ученика на активность
пальцев. Для активизации пальцев важно усилить слуховой контроль над качеством
звучания – направить внимание ученика на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым,
достаточно насыщенным, полным. Надо научить ученика «петь» на фортепиано, но петь
искренне, задушевно, глубоко передавая смысл произведения.
Очень важно уяснить развитие мелодии, её членение на построения большего и меньшего
масштаба, определить относительную важность этих построений. Полезно осознать в
отдельных построениях наиболее значительные звуки – «интонационные точки», вплоть
до главной кульминационной вершины сочинения. «Интонационные точки,- говорил
К.Игумнов, - это точки тяготения, влекущие к себе, центральные узлы, на которых всё
строится. Они очень связаны с гармонической основой. В предложении, в периоде –
всегда есть центр, точка, к которой всё тяготеет, стремится. Это делает музыку более
слитной, связывает одно с другим».
Работа над кантиленой не эффективна при дремлющем музыкальном чувстве. Наоборот,
эмоциональное отношение к исполняемому, слух – всё должно быть мобилизовано,
обострено.
8. Игра в ансамбле
Одной из форм творческой деятельности является игра в ансамбле. Совместное
музицирование даёт музыканту ни с чем не сравнимое творческое наслаждение и вместе с
тем ставит перед ним довольно сложные задачи, отличные от тех, которые присущи
сольной деятельности.
Часто можно слышать, как о музыканте говорят: «Он тонкий, чуткий ансамблист». Что
это значит? В чём особенности ансамблевого исполнительства? Первое и наиважнейшее
условие для совместной игры в ансамбле - ритмическая согласованность, слаженность
исполнения, каждый участник ансамбля должен очень точно сочетать своё звучание со
звучанием партнёра (или партнёров). Особенно важно вовремя вступить – идёт ли речь о
начале произведения, его отдельной части или начале маленькой фразы. Всё это требует
от ансамблиста не просто чёткого выполнения авторских указаний (что необходимо и в
сольном исполнении), но постоянного, ежесекундного слушания партнёра, мгновенной
реакции на мельчайшие нюансы в его игре.
Специфика игры в ансамбле состоит и в том, чтобы подчинить свою
индивидуальность общему замыслу, не выделяться среди партнёров. А ведь это не так
просто. Любой ансамбль может возникнуть только в том случае, если партнёры
испытывают друг к другу определённую человеческую симпатию. В самом деле,
музицирование – это одно из самых открытых и естественных проявлений чувств. Так что
личностные особенности каждого из участников ансамбля – очень важный фактор в
успешности работы всего ансамбля. Если со всеми этими проблемами ансамблистам
удаётся справиться – добиться и творческого единства на репетициях, и
одухотворённости во время исполнения на эстраде,- слушатель получает редкую
возможность присутствовать при удивительном таинстве музыкального общения.
К ансамблевой четырёхручной игре педагог должен приучить ребёнка с первого этапа
занятий с ним. Ансамблевая игра прививает учащемуся ряд важных исполнительских
навыков (умение слушать партнёра, вовремя вступать, согласовывать звучность своей
партии со звучностью партии партнёра и др.); кроме того, она позволяет значительно
расширить рамки репертуара, осваиваемого на любом этапе обучения. Совместное
музицирование ученика и учителя способствует развитию творческих способностей юных
музыкантов, ускоряет процесс обучения, развивает слух ученика, чувство ритма, умение
читать с листа, прививает навыки игры в ансамбле.
Фортепианные дуэты являются украшением любого школьного концерта. Репертуар
фортепианных ансамблей составляют, как правило, произведения яркие,
запоминающиеся, часто танцевального характера, джазовые мелодии. Ребята играют их с
удовольствием, радость от совместного творчества доставляют не только выступления, но
и сам процесс работы над произведением.
9. Игра на синтезаторе.
Новые информационные технологии, на основе которых построен клавишный
синтезатор, позволяют значительно обогатить творчество учащихся — включить в него
наряду с традиционной исполнительской деятельностью элементы деятельности
композиторской и звукорежиссерской. В самом деле, чтобы озвучить на синтезаторе
нотный текст, сначала надо выбрать из большого количества имеющихся в наличии
электронных тембров те, которые лучше всего подходят данному тексту, и соответственно
скорректировать фактуру изложения, т.е. создать проект аранжировки (элемент
композиторской деятельности). Затем надо озвучить этот проект - исполнить его или
ввести в память инструмента (исполнительская деятельность), а также выстроить
виртуальную электроакустическую среду звучания, т. е. выполнить звукорежиссерскую
работу.
Благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на программные
заготовки каждый из этих видов деятельности приобретает более простые формы.
Творчество музыканта, таким образом, становится не только более многогранным и
увлекательным, но одновременно простым и продуктивным.
Все это делает цифровые инструменты чрезвычайно ценным средством
музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет
преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного
музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и
развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность
данной деятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее детей и
подростков.
Обучение музицированию на синтезаторе связано с решением трех ключевых
задач: получение базовых знаний по музыкальной теории (без которых немыслимо
построение проекта аранжировки), освоение художественных возможностей наличного
цифрового инструментария (без чего невозможно подобрать адекватные этому проекту
звуковые средства) и освоение исполнительской техники.
Изучаемый теоретический материал должен включать не только элементы
музыкальной грамоты, но и необходимые для музыкально-творческой деятельности
сведения о гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, система тональных
функций), фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада), форме
(период, простые двух- и трехчастная формы, вариации, рондо, сложная трехчастная,
сонатная, циклические формы), инструментовке и звукорежиссуре. При этом наиболее
ценным для творческой практики является получение представлений о функциональном
взаимодействии различных музыкально-выразительных средств: мелодии и гармонии,
фактуры, тембра (включая его звукорежиссерскую составляющую); гармонии и фактуры
(нормы голосоведения), формы (каденции); фактуры и тембра (темброфактурная
функциональность), формы; тембра и формы (формообразующая функция тембра).
Изучение художественных возможностей наличного цифрового инструментария
подразумевает ознакомление с его звуковым материалом (набором тембров и шумов) и
средствами внесения различных корректив в этот звуковой материал (вибрато, глиссандо,
тремоло, наложение тембров, эффекты, панорамирование и др.); ознакомление с
некоторыми методами звукового синтеза (на основе различных манипуляций с формой
волны и амплитудной огибающей); освоение различных приемов управления фактурой
музыкального звучания (в режимах обычной и разделенной клавиатуры, использования
ритм-машины, автоаккомпанемента и др.) и знакомство с интерактивными фактурными
заготовками наличного цифрового инструментария.
Задача освоения исполнительской техники включает постановку рук, приобретение
навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, а также выработку
некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во
время игры на электронной клавиатуре.
Все эти учебные задачи решаются в ходе творческой практики учащихся -
электронной аранжировки и разучивания музыкальных произведений. Предлагаемые для
данной практической деятельности произведения сгруппированы в три раздела: музыка
академических жанров (классическая и современная), музыка массовых жанров, народная
музыка. Главными критериями подбора произведений, помимо охвата наиболее значимых
для расширения кругозора детей жанров и направлений, послужили яркость музыкального
материала, соответствие его уровню развития музыкального мышления учащихся
младших и средних классов и соответствие возможностям современной бытовой
электронной аппаратуры.
Интерес к творческим заданиям может быть обусловлен яркой образностью
музыкального материала, особой его художественной направленностью, отвечающей
музыкальному вкусу ученика, эскизностью изложения нотного текста и необходимостью
его доработки в процессе аранжировки (создание проблемной ситуации), доступности
оркестровой полноты и насыщенности звучания.
Ориентация на разнообразие форм деятельности на уроке, создание на занятиях
доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к
творчеству ученика, индивидуальный подход — все это будет способствовать
результативной творческой работе.
В практике музицирования важно максимально эффективно использовать все
преимущества современного электронного инструментария. Компьютерные технологии,
необычайно расширяя художественные возможности этого инструментария и упрощая
технику игры, делают его поистине волшебным средством для введения детей и
подростков в мир музыкального творчества. Любимые мелодии, звучащие на синтезаторе,
делают любой концерт ярче и интереснее.
10. Проектная и внеклассная деятельность
Последние десятилетия характеризуются появлением и активным развитием такого
социокультурного феномена, как проектная деятельность, которая становится
неотъемлемым компонентом жизни человека практически в любой сфере, в том числе в
образовании и дополнительном образовании.
Инновационные формы обучения многообразны и являются действенным средством
повышения эффективности процесса обучения. Именно в рамках их взаимодействия и
представляется перспективным использование методики проектной деятельности
учащихся, которая в этом плане открывает большие возможности, так как направлена на
становление личности ребенка через активные способы действия. В основе этой
деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта, обучение
нестандартными средствами, развитие познавательных и творческих навыков учащихся.
Все составляющие обучения в любом образовательном учреждении, как в зерне,
содержатся в проектной деятельности, которая является одной из популярных форм
организации работы с учащимися. Специфика проектов в классе фортепиано заключается
в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы,
заложенной в проекте по искусству, всегда требует привлечения интегрированного
знания. Музыка и изобразительное искусство теснейшим образом связаны с литературой.
В их сочетании таятся огромные возможности развития художественной культуры
учащихся.
Участие в проектах предполагает использование индивидуальных и коллективных форм
творческой деятельности учащихся. Учащимся предлагается интересная тема, которая
содержит несколько направлений для исследования. Формы участия в проекте могут быть
самые разнообразные: разучивание и сочинение собственных произведений, сбор
информации, подбор зрительного ряда, плакатов и текстов для выступления.
Проект требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации, но
и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения обобщать
художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную
форму, соответствующую замыслу исполняемых произведений.
Практическим выходом, как правило, является исполнение произведений, раскрывающих
основные положения темы или театрализованное представление содержания работы.
Важным этапом в ходе работы над проектом является выполнение творческих заданий и
работ, сочинение стихов, проведение анкетирования, интервью по заданной теме и т. д.
В 2011 году учащиеся класса фортепиано под моим руководством выполнили проект «Я
рисую музыку» по теме детства, где тесно взаимодействуют все три музы – живопись,
поэзия и музыка. Творческие моменты нашли выражение в выборе и выразительном
прочтении стихов, а так же в выполнении рисунков, глубже раскрывающих музыкальный
образ выученных ими музыкальных произведений. Каждому музыкальному произведению
предшествует поэтический эпиграф, который исполнитель рассказывает
перед выступлением. Все произведения концерта и художественные работы объединены
темой детства, детским впечатлениям: от непритязательных несложных пьес про
зверюшек до романтических танцевальных, а также джазовых.
Синтез музыки, живописи и поэзии наиболее полно способствует эмоциональному
созданию художественного образа и его восприятию.
Проектная деятельность учащихся как сотрудничество и сотворчество формируют
дружеские отношения в коллективе детей, что является особенно ценным в классах, где
обучение происходит в форме индивидуальных занятий. Мои ученики, участники
проектов, подружились, стали больше общаться после уроков, в перерывах между
занятиями. Участие в проекте дает им возможность пережить ситуацию успеха, что
закладывает основы для будущей жизни.
11. Информационно-коммуникативные технологии
как средство интеллектуально-творческого развития личности
в классе фортепиано
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно
из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования.
В основе информационной культуры учителя лежит информационно-компьютерная
грамотность - система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый
уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально
значимой информации.
Информационно-компьютерная грамотность специалиста-педагога, её структура и
содержание должны развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной,
функциональной и системной компетентности. Проявлением системного уровня
информационно-компьютерной грамотности педагога является его способность свободно,
уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной
деятельности.
В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют
место процессы компьютеризации и информатизации. Данные процессы во многом
преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования
повышается качество, эффективность и доступность образования.
Применение информационных технологий не только обогащает традиционные
формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но и
раскрывает перед учащимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых
им в повседневной жизни. Следует отметить, что у учащихся всех возрастных групп
достаточно велика мотивация к освоению новых технологий, поэтому повышается
интерес к предмету изучения, активизируются все психологические процессы,
необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие, эмоциональный
отклик и др. Это является залогом более успешного обучения и воспитания учащихся
школы искусств.
Желание каждого педагога – привить любовь и интерес к своему предмету, сделать
урок современным и привлекательным для учащихся.
Как этого можно достичь?
Прежде всего, использование в своей работе современных образовательных и
информационных технологий. Но каким бы высоким профессионализмом не обладал
педагог в наше время, ему необходимо повышать собственную грамотность в области
информационно-коммуникативных технологий, знать и использовать компьютерные
программы на своих уроках.
В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это
понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому.
Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и
программные средства.
В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для
передачи учебной информации:
- технические средства: компьютерная техника и средства связи;
- программные средства, которые могут быть различного назначения.
Для разработки уроков с применением информационных технологий
преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения
каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают
своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс.
Классификация программных средств
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с
компьютерной техникой специализированные программные средства. Программное
средство учебного назначения – это такое программное средство, в котором воссоздается
некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются
условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные
средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили
называние педагогических программных средств.
Педагогическими программными средствами могут выступать:
- компьютерные учебники (уроки);
- программы-тренажеры (репетиторы);
- контролирующие (тестовые и пр.);
- информационно-справочные (энциклопедии);
- демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);
- учебно-игровые и досуговые (компьютерные игры).
Все без исключения программные средства направлены на оптимизацию учебного
процесса, привнесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения и
повышение эффективности обучения в целом.
Однако вопрос о применении технических средств в музыкальном образовании
вызывал и до сих пор вызывает неоднозначные суждения. Внедрение информационных
технологий в музыкальное образование затруднено как из-за проблем с материальным
обеспечением, так и из-за отсутствия обоснованной концепции их использования в
практике обучения.
В чем же заключаются преимущества компьютерной технологии?
-в возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет;
-в интегрировании обычного урока с ИКТ позволяющего педагогу сделать процесс
обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, проблемным, творческим,
ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяющего потребности
современных детей;
-в помощи педагогу лучше оценить способности и знания ребенка, побуждении поиска
новых, форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост и все
дальнейшее освоение информационных технологий.
Цели использования информационных технологий на уроке:
- для профессиональной подготовки исполнителей;
- для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного,
обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).
-сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
-установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между преподавателем и
учащимся;
- помочь преподавателю образно и интересно подать материал;
- расширить кругозор ученика.
Основные направления использования технологий на уроках:
Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).
Демонстрационный материал (упражнения, таблицы, понятия).
Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
Материалами новых методов обучения выступают мультимедийные
образовательные ресурсы. К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки,
энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе
музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих музыкальных программ,
электронные пособия. В последнем случае материал должен быть грамотно
структурирован и организован. Преподаватель в этом случае выступает как
консультантом, так и контролёром усвоенных знаний.
Важное значение информационно-образовательных ресурсов, а в данном случае
интернет-технологий, обусловлено рядом возможностей, предоставляемых обучаемому.
Например:
- получение сведений о содержании курса, темы занятий, необходимых для
изучения дисциплины;
- получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса или
из других ресурсов интернета;
- самопроверка знаний;
- самообразование;
- развитие творческих навыков и музыкальных способностей.
В организации учебной деятельности технологии мультимедиа имеют большой
педагогический потенциал. Мультимедиа-система позволяет создать необходимый
музыкальный фон для работы, включить любой видеофрагмент, что обеспечивает
большую наглядность и интерес учащихся.
На уроках фортепиано активно применяются такие информационные технологии:
1. Различного типа видео- и аудио-ряды (фильмы, картинки, таблицы, презентации,
фонограммы, треки и пр.).
2. Музыкальные энциклопедии, справочники по истории музыки.
3. Интернет-ресурсы (обучающие игровые программы).
Программа - Microsoft Office Word используется для создания мной конспектов,
учебных пособий, написания отзывов к произведениям.
Программа Microsoft PowerPoint открывает пользователю широкие возможности
для создания впечатляющих презентаций. Создать презентацию в программе сможет
любой, даже самый неопытный пользователь – инструменты просты, понятны, удобны и
легко применимы. Я создаю обучающие презентации иллюстративного и
информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми
комментариями для работы на уроке).
Энциклопедические пособия, справочники можно использовать на уроках и для
самостоятельной работы учащихся. Они позволяют не только слушать музыку в
качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к
большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка,
литература, архитектура.
На последнем этапе работы над пьесой я применяю такой способ: записываю их
игру на видеокамеру, а потом вместе слушаем. Ученик слышит себя со стороны и делает
сам себе замечания. После такой формы работы его игра становится заметно лучше.
Для активизации работы учащихся можно применить занимательные формы:
викторины, кроссворды, занимательные вопросы, а сопровождение анимированными
картинками вызывает неподдельный интерес детей, желание работать продуктивно,
повышает мотивацию к учению.
Я часто использованию ресурсы нотных библиотек и музыкальных антологий в
Интернете. Дети очень любят играть популярную музыку. Не всегда можно купить
сборники с понравившимися пьесами. В интернете можно найти и скачать любые ноты да
еще в облегченном варианте.
В своей работе я использую сайт YouTube для размещения видео- файлов, на
которых записана игра моих учеников. Они выступают в номинации фортепиано - соло,
ансамбли.
Их выступления размещены на следующих файлах:
1). Широков А., И.Корнелюк «Город, которого нет» (синтезатор)
http://www.youtube.com/watch?v=OMwRmu2wdss&feature=em-upload_owner
2). Федоренко А., М.Легран «Буду ждать тебя»
http://www.youtube.com/watch?v=VJ5sHVldjC0&feature=em-upload_owner
3). Фортепианный дуэт Н.Чернявский, А.Федоренко, Ж.Косма «Игрушка»
http://www.youtube.com/watch?v=8Hzf756BCRk&feature=em-upload_owner
4). Калошина Е., П.Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»
http://www.youtube.com/watch?v=fu2OZEDu4g8
5). Сольный концерт Л.Калошиной с моими комментариями
http://www.youtube.com/playlist?list=PLSYXsiDeQbdiGxoM_YtPsK7MYXXqGCoRZ
6). Калошина Е., Э.Григ «Ноктюрн»
http://www.youtube.com/watch?v=rdaHJBuitFg
Роль информационных технологий в образовательном процессе значительна. В
музыкальном образовании они улучшают формирование музыкально - исполнительских
навыков, способны поднять подготовку специалистов на более высокий уровень, и
являются большой помощью в развитии продуктивно - творческих способностей
учащихся. Компьютер в школе позволяет ввести в изучение те музыкальные программы,
которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать
фрагменты произведений видеозаписей, но и дают доступ к информации, связанной с
миром искусства: живопись, музыка, литература.
12. Заключение.
В распознавании всего комплекса индивидуальности ученика следует иметь в виду не
только его исполнительские наклонности, но и его черты, увлечения и интересы,
проявляющиеся в общеобразовательной школе. Наблюдения педагога должны также
направляться на уяснение психологических особенностей личности ученика, таких, как
характер внимания и волевых качеств, степень трудолюбия и организованности в работе,
быстрота и точность реакции на поставленные задачи. Каждый ребёнок в классе – это
уникальный мир, единственное в своём роде сочетание особенностей личности, характера,
темперамента. Именно это разнообразие индивидуальностей учеников делает педагога-
музыканта творческой, не укладывающейся в заданные схемы, рамки, границы,
личностью. Каждый урок – это всегда в значительной степени импровизация (что не
отменяет подготовку к нему и последующий анализ).
Импровизационная форма занятий требует от учителя эмоциональной гибкости,
артистичности, интуиции. Педагог не навязывает ребёнку своих ощущений – он творит
вместе с ним, помогает избавиться от комплексов, обрести свободу.
Сама тематика данной разработки для меня чрезвычайно важна и актуальна, т.к. название
моего образовательного учреждения – школа «Личность». На протяжении 7 лет в нашем
общеобразовательном учреждении под моим руководством существует творческое
объединение «Класс фортепиано «Экспромт», одна из форм внеурочной деятельности. В
школе «Личность» дети могут не только получать знания, погружаясь в недра
фундаментальных наук, готовиться к поступлению в ВУЗы, но и заниматься творчеством,
развивать свои музыкальные способности.
В своей работе я ставлю перед собой следующие цели:
Развитие личности ребёнка, его творческих способностей, формирование
мотивации к обучению и интереса;
Освоение нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного
позитивного отношения к себе и окружающему миру;
Освоение системы знаний, умений и навыков фортепианного искусства, опыта
осуществления разнообразных видов деятельности;
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Развитие и поддержка индивидуальности ребёнка, его эмоциональных качеств.
Достижение цели на занятиях кружка «Экспромт» проходит через:
Постоянную работу со слуховыми образами,
Обращение ко всем каналам восприятия,
Создание ассоциативно-логического пространства;
Бесконечное разнообразие форм и методов работы;
Творческие игры;
Вовлечение детей в концертную деятельность.
Контингент класса составляют учащиеся 1- 9 классов. Занятия проходят два раза в
неделю. Ребята учатся читать и анализировать нотный текст, выделять и фиксировать
трудности в предстоящей работе над музыкальным произведением, опираясь на свой
опыт, под руководством опытного педагога-наставника подбирать необходимые методы
работы над различными трудностями. Каждый юный музыкант может по желанию
выбрать репертуар не только для фортепиано, но и для синтезатора. В репертуар учащихся
входят как произведения великих классиков, так и популярная музыка, джазовые
обработки, в том числе и мои, авторские. В работе я применяю современные технические
средства, наглядные пособия. В конце каждого учебного года учащиеся класса
показывают свои достижения широкой публике, выступают на отчётном концерте.
Я стремлюсь найти для каждого отчётного концерта свою оригинальную идею. О
творческом проекте «Я рисую музыку» говорилось выше. Концерт, состоявшийся в мае
2012 года, проследил путь зарождения и «взросления» музыкального произведения,
воссоздал «волшебную цепь» композитор – исполнитель – слушатель. Слушатели были
вовлечены в диалог, участие зрительного зала в концерте не ограничилось только
ответами на поставленные ведущей вопросы. Финальный номер стал кульминацией
концерта, зрители стали также и исполнителями, участие в исполнении музыки
состоялось в виде игры на маракасах совместно с исполнителями, фортепианным дуэтом
Алисы Федоренко и Никиты Чернявского.
Отчётный концерт в апреле 2013 погрузил слушателей в радостную атмосферу карнавала.
Музыкальное путешествие по карнавалам разных стран состоялось благодаря прекрасной,
праздничной, яркой, популярной, в большей степени танцевальной и джазовой музыке.
На отчётном концерте 2014 года зрителей ожидала увлекательная экскурсия по замку Её
величества Музыки, знакомство с её придворными: Мелодией, Ритмом,
Аккомпанементом, Тембром. Очередная встреча с Музыкой состоялась благодаря
произведениям различных эпох, жанров и стилей.
В 2015 году в ставшей уже традиционной «Встрече с музыкой» речь шла о популярной и
любимой музыке кинематографа. На экране перед зрителями чередовались кадры
полюбившихся фильмов, например, «Мэри Поппинс, до свидания», «Белое солнце
пустыни», «Служебный роман», «Пираты Карибского моря» и т.д., а музыка из этих
фильмов, звучавшая со сцены, помогала погрузиться в атмосферу праздника, которую
дарит хороший кинематограф. Со сцены звучало не только фортепиано, но и авторские
обработки популярных мелодий кино для синтезатора.
К участию в отчётном концерте учащихся объединения в этом учебном году были
привлечены и их родители (фортепианные дуэты О.Л. Знаменской и Егора Знаменского,
О.А.Терновской и Саши Петрова). В оформлении концерта важнейшую роль сыграла
авторская презентация с видеоклипами. В создании дополнительного материала к
концерту, видео-роликов к каждому музыкальному произведению я использовала
программу Freemake Video Converter.
Кроме того, юные музыканты успешно выступают на внутришкольных
мероприятиях, а также на городских фестивалях детского музыкального творчества
«Весёлый рояль», «Вдохновение».
Учащиеся класса Коваленко Илья, Федоренко Алиса, Чернявский Никита, Марчук
Илья, Перепечёнова Екатерина, Юровская Алиса, Широков Артём, Знаменский Егор,
Калошина Лариса приняли участие во всероссийских и международных заочных
творческих конкурсах «Мир творчества», «CultNet», «Зелёный рояль», «Первые
ласточки», «Таланты России», «Мелодинка», «Талантоха», завоевав дипломы победителей
и лауреатов I, II и III степени.
13. Список использованной литературы
1. Агапова И., Давыдова М. «Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины».
РИПОЛ КЛАССИК, ДОМ, XXI век, М., 2007
2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978
3. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. М., 1988
4. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». - М., «Музыка», 1978
5. Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. М., 2001
6. Браудо И. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе», М.,
«Классика- XXI», 2001
7. Гофман И. Фортепианная игра. Москва. Издательство. «Композитор». 1997
8. Крюкова В. «Музыкальная педагогика». - «Феникс», Р – на - Д, 2002
9. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов-н/Д: «Феникс», 2002
10. Либерман Е.Я. « Работа над фортепианной техникой». М., 2003
11. Ляховицкая С. «О педагогическом мастерстве». - Л., «Советский композитор», 1973
12. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997
13. Поддубная Е.А. « Музыкальные пальчиковые игры», Ростов н/Д.: Феникс, 2011
14. Рокитянская Т.А. «Воспитание звуком». Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9
лет,Академия Развития, Академия Холдинг, 2006
15. Тургенева Э. «Начальный период обучения игре на фортепиано». - М., МК РСФСР,
1989
16. Царева.Н.А. "Уроки госпожи Мелодии", Учебное пособие.- М.:"Артафон", 2000
17. Щапов А. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище». – М.,«Классика-
XXI», 2001
14. Использованные Интернет-ресурсы:
http://romanovaelena.ru/muzyikalnyie-igryi-onlayn
http://www.muz-urok.ru/skazki_k_urokam.htm
http://zvonoknaurok.ru/load/didakticheskij_material_k_urokam/muzyka/skazki_o_muzyk
alnykh_instrumentakh_k_urokam_quot_rasskazyvaet_fortepiano_quot/107-1-0-1591
http://shikardos.ru/text/r-a-enikeeva-prepodavatele-po-klassu-fortepiano-moudod-
krasnog/
http://festival.1september.ru/articles/634367
http://as-
sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/vazhnost_roli_rannego_muzykalnogo_obuchenij
a_detej_osobennosti_ikh_vozrastnoj_psikhologii_i_ejo_rol_v_organizacii_uchebnogo_p
rocessa/1-1-0-602
http://as-
sol.net/publ/metodicheskaja_stranica/informacionnye_tekhnologii_i_novye_metody_v
neklassnoj_raboty/1-1-0-337
Музыка - еще материалы к урокам:
- Методические рекомендации из опыта работы "Как работать над гаммами"
- Презентация "Песня в военной шинели" 8 класс
- Презентация "Остров сокровищ. Урок-сюрприз. Сольфеджио, I курс"
- Урок-сюрприз "Остров сокровищ" по сольфеджио (I курс)
- Сценарий концерта класса специального фортепиано "Путешествие во времена Эдварда Грига"
- Методический доклад «Вопросы развития музыкально-эстетического вкуса учащихся»