Концертмейстер вокальной студии в учреждении дополнительного образования

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»-
Региональный модельный центр дополнительного образования детей
«Концертмейстер вокальной студии в учреждении дополнительного
образования»
Концертмейстер вокальной студии
«Звонкие нотки», Медведева А.Н.
Тамбов
2019
Функции концертмейстера носят в значительной степени психолого-
педагогический характер, поскольку они участвуют в развитии личности
юного исполнителя, в организации поэтапной работы над музыкальным
произведением, в разучивании с солистом нового репертуара. Особенности
работы концертмейстера с вокалистами заключаются в глубоком понимании
природы музыкального искусства и певческого голоса, специфики вокального
пения, секретов взаимодействия голоса и инструмента. Концертмейстер-
правая рука педагога класса вокала, целенаправленно выполняющий свои
профессиональные задачи. В современной музыкальной теории и практике
зачастую термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» воспринимаются как
синонимы, однако такое их отождествление не совсем верно. Аккомпаниатор
(от французского «akkompagner» сопровождать) музыкант, играющий
партию сопровождения солисту на выступлениях, тогда как понятие
концертмейстер включает в себя нечто большее. Это и разучивание с
солистами их партий, и умение контролировать качество их исполнения, и
знание их исполнительской специфики и причины возникновения трудностей
в исполнении, и умение подсказать правильный путь к исправлению тех или
иных недостатков. Концертмейстер-пианист, помогающий вокалистам
разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и концертах. Таким
образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие,
педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от
друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Концертмейстерство, как отдельный вид исполнительства, появился во второй
половине ХIХ века, когда большое количество романтической камерной,
инструментальной и песенно-романсовой музыки потребовало особого
умения аккомпанировать солистам. Любой концертмейстер должен обладать
общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом,
воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения,
артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора
в концертном исполнении.
Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст,
охватывая комплексно партитуру и сразу отделять существенное от менее
важного, т. е. уметь грамотно сокращать фактуру аккомпанемента, при этом,
не искажая гармонию и ритмический рисунок, а также сохраняя авторский
замысел композитора.
Концертмейстер, как и педагог, должен внимательно изучить индивидуальные
особенности вокального аппарата учащегося, его недостатки и достоинства.
Работая с вокалистами, музыкант должен знать возрастные особенности
развития голоса учащихся. Концертмейстер под руководством педагога учит
певца правильно распределять силу звука на протяжении всей песни или
романса, должен объяснить певцу, какой выразительности он может добиться,
разнообразя силу и окраску звука, насколько он при этом сбережет свой голос.
Знание таких тонкостей помогает концертмейстеру профессионально
подходить к вопросу образования звукового баланса и применению
здоровьесберегающих технологий.
Концертмейстер вместе с педагогом участвует в выборе учебной программы,
приходится в это время проигрывать большое количество музыкальных
произведений различной сложности, поэтому ему необходимо уметь хорошо
читать с листа, виртуозно владеть инструментом.
Выделяют несколько этапов работы концертмейстера над аккомпанементом
вокального сочинения:
-предварительное зрительное прочтение нотного текста (музыкально-
слуховое представление);
- проигрывание произведения целиком;
-ознакомление с творчеством композитора, его стилем, жанрами, в которых он
работал; -выявление стилистических особенностей сочинения;
- отработка на фортепиано эпизодов произведения;
- выучивание своей партии и партии солиста;
--анализ вокальных трудностей;
-постижение художественного образа сочинения;
-составление исполнительского плана;
-правильное определение темпа; нахождение выразительных средств,
создание представлений о динамических нюансах;
- репетиционный процесс в ансамбле с солистом;
-воплощение музыкально-исполнительского замысла в концертном
исполнении.
На заключительном этапе работы большое значение имеет отбор
выразительных средств и окраски звучания произведения. В процессе работы
с певцом концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной
фортепианной звучности порой зависит и звучание сольной партии.
Например, грубый, стучащий звук аккомпанемента вызывает форсирование
звука вокалистом, мягкое «пение» фортепиано приучает солиста к
правильному звуковедению, оберегает его от «крика». Если юный певец еще
не обладает навыками сольфеджирования, пения по нотам, пианист должен
сыграть ему мелодию песни или романса на фортепиано и попросить
воспроизвести ее голосом. Для облегчения этой работы всю вокальную
партию можно разучивать последовательно по фразам, предложениям,
периодам. Важным моментом является психологическая совместимость
участников образовательного процесса. Следует выделить особую
эмоциональную окрашенность занятий, умение педагога и концертмейстера
диагностировать состояние учащегося, предвидеть и обеспечить его развитие.
И концертмейстеру, и педагогу очень важно обладать коммуникативной
культурой, проявлять педагогический такт, терпение и оптимизм в воспитании
учащегося.
Подбор и исполнение разнообразного сопровождения воспитывает у детей
гармонический слух, развивает чувство стиля и жанра. Также развитию
гармонического слуха у учащихся способствуют импровизация и
аранжировка. Освоение фактурных формул различных жанров – необходимая
составляющая работы музыканта. Одним словом, концертмейстер должен
быть настоящим универсалом, мастером своего дела. Самое главное – чутким
педагогом, т. е. обладать всеми основными педагогическими качествами,
необходимыми при работе с детьми различных возрастов. В том числе знать
особенности возрастной психологии и педагогики, владеть различными
методиками обучения детей, а также выработать свой, определенный стиль
общения с учащимися и свою определенную педагогическую технологию,
отвечающую требованиям современного гуманно-личностного обучения.
Перед началом разучивания любого произведения концертмейстеру следует
ярко, образно показать его учащемуся, чтобы заинтересовать ребенка,
разбудить в нем фантазию и воображение, помочь проникнуть в образное
содержание произведения. В начале работы над песней концертмейстер
должен помочь юному вокалисту разучить мелодию (вокальную партию),
играя ее вместе с аккомпанементом трехстрочном изложении), т. к.
изначально мелодия не поддерживается аккомпанементом. Особую сложность
представляет пение на legato, поэтому в процессе разбора мелодии пианист
должен достичь мягкого, плавного звуковедения, избегать форсированного
звучания. Таким образом, концертмейстер должен:
-уметь читать с листа фортепианную партию, понимать смысл воплощаемых
в нотах звуков, их роли в построении целого;
-овладеть навыками целостного зрительного и слухового охватывания
партитуры, включая слово;
-владеть навыками игры в ансамбле (прежде всего, уметь слышать солиста,
подстраиваться под него);
-транспонировать музыкальный материал средней трудности, что необходимо
для работы с вокалистами;
-знать специфику строения произведений;
-владеть основными дирижерскими жестами и приемами;
-знать основы вокала: постановку голоса, дыхания, артикуляции,
нюансировки;
-быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать солисту слова,
компенсировать, где это необходимо, темп, настроение, характер, а в случае
надобности незаметно подыграть мелодию;
-уметь подобрать мелодию и аккомпанемент; иметь навыки импровизации, то
есть играть простейшие стилизации на темы известных композиторов;
- овладеть навыком дублирования вокальной мелодии фортепианной партией;
-знать историю музыкальной культуры;
-копить большой музыкальный репертуар, разнообразный по содержанию и
стилям.
Одним словом, концертмейстер должен быть настоящим универсалом,
мастером своего дела, но самое главное чутким педагогом, т. е. обладать
всеми основными педагогическими качествами, необходимыми при работе с
детьми различных возрастов, в том числе знать особенности возрастной
психологии и педагогики, владеть различными методиками обучения детей, а
также выработать свой, определенный стиль.
Список литературы:
1.Крючков Н., Искусство аккомпанемента как предмет обучения, Л.1961;
2.Кубанцева Е.И., Концертмейстерский класс, учебное пособие-М.
Издательский центр «Академия»,2002;
3.Люблинский А.П., Теория и практика аккомпанемента: методические
основы-Л. Музыка, 1972;
4.Островская Е.А., Концертмейстерское искусство: педагогика,
исполнительство, психология, научный журнал ISSN 1812-7339,
фундаментальные исследования №1/Культура и искусство, стр.106-107, 2009;
5.Шенднрович У.М., В концертмейстерском классе, размышления педагога,
Музыка 1998.