Развитие творческих способностей в классе фортепиано обучающихся ДМШ и ДШИ

«Развитие творческих способностей в классе фортепиано
обучающихся ДМШ и ДШИ»
Трефилова И.Н.
преподаватель по классу фортепиано
МКУ ДО «Порошинская ДШИ»
Воспитание творческого начала у обучающихся ДШИ, ДМШ всегда
было темой важной и актуальной.
Во все времена, начиная с античности, говорилось об исключительных
возможностях воздействия музыкального искусства на человека, на его
чувства и интеллект. Музыкальное воспитание уникальное средство
формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики
ребенка, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на
эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, на развитие в нем
творческих способностей.
В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого
поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В
связи с этим повышается роль музыкального образования в воспитании
активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны.
Музыкальные школы, детские школы искусств в системе дополнительного
образования детей имеют все возможности для того, чтобы развивать детей
на основе их индивидуальных особенностей и интересов.
Нет людей ни к чему не способных. Способность можно развивать или
совсем погасить. Творческое начало в человеке это всегда стремление в
самом высоком и широком смысле этого понятия.
Искусство музыки в силу своей природы благоприятствует активизации
творческих способностей, формированию художественно-образного
мышления и воображения. Это связано с большой вариативностью
музыкальных образов, высокой абстрактностью языка звуков, особенностями
повествований. Л.С. Выгодский писал: «Музыкальное произведение
вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир
переживаний и чувств».
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы
видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать
все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к
собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам
леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать и имитировать
интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и
слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.
«Музыкальность специальные музыкальные способности в качественно
своеобразном сочетании». Этот тезис лишь продолжение главного постулата
современной музыкальной психологии, который выдвинул Б. Теплов.
Главным показателем музыкальности он считал эмоциональную
отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те, которые
связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического
воспроизведения, - музыкальный слух и чувство ритма.
Способность эмоциональной отзывчивости на музыку составляет ядро
музыкальности, как некоего интегрированного понятия и качества. Но
музыкальность предполагает также достаточно тонкое, дифференцированное
восприятие, «слышание» музыки. Эти две стороны не имеют смысла, взятые
сами по себе - одна без другой, слушание без восприятия.
Фортепиано является популярнейшим музыкальным инструментом,
благодаря его огромным, поистине безграничным возможностям. Диапазон
фортепиано включает в себя диапазоны всех остальных музыкальных
инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего
пианиссимо до мощного фортиссимо. Инструмент может звучать нежно, как
флейта, а может, и как целый оркестр. Для обучающихся становится
открытием, что фортепиано это инструмент с огромными музыкально-
техническими возможностями. Художественные возможности инструмента
являются благодатной почвой для развития музыкально-познавательных
способностей, художественного вкуса ребенка. Именно репертуар является
одним из главных факторов в обучении учащихся комплексу важнейших
навыков музицирования и самостоятельного творчества: игре по слуху,
чтению нот с листа, игре в ансамбле, умению аккомпанировать по нотам и
на слух, сочинению и импровизации.
Современный педагогический фортепианный репертуар очень богат. Он
включает в себя разнообразнейшую музыку, сохраняя как незыблемую
основу свой классический «золотой» фонд. Возникает необходимость
определить какие нужны знания, в какой последовательности лучше их
осваивать, чтобы обеспечить и осмысленное исполнение и развитие
музыкального мышления.
В игре на фортепиано существует ряд специфических приемов игры,
которые способствуют созданию различных художественных образов
музыкальных произведений, а также решают многие технические задачи,
стоящие перед исполнителем. Процесс освоения этих приемов игры на
практике индивидуален у каждого обучающегося. Это связано с
техническими возможностями, психофизиологичскими, возрастными
особенностями, с общим уровнем музыкального развития и освоих их в
должной мере, знания помогут обучающемуся перейти из разряда школяра в
стадию творческого самовыражения, самостоятельной интерпретации и
импровизации.
Основным видом учебной и воспитательной работы в классе фортепиано
является индивидуальное занятие педагога и обучающегося. Для обучения в
класс приходят дети с различными музыкальными способностями. Таким
образом, можно выбирать методы, соответствующие возрасту, интересам,
способностям и характеру определенного обучающегося.
Ребенок приходит в школу с желанием узнать что-то новое, поближе
познакомиться с фортепиано, научиться играть на инструменте. Чтобы
построить обучение, не перегружая мышление ребенка непосильными
задачами и понятиями, чтобы ввести детей в круг музыкально-
художественных образов естественным, доступным их восприятию путем,
чтобы сделать процесс интересным и увлекательным нужно использовать
игру. С ее помощью каждый звук, упражнение, пьеса приобретают
эмоционально-образное содержание.
Прежде всего, необходимо увлечь ребенка музыкой, заняться
обогащением и развитием его художественных впечатлений. Это составит
содержание вводного периода занятий. Первоочередная же задача самого
начала обучения – научить ребенка слушая – слушать, развивать способность
слушать внимательно, активно, сопереживать, вступать в диалог. Существует
много игровых упражнений, для того, чтобы развить умение внимательно
слушать и слышать. Следующий этап - изучение клавиатуры. У каждого
педагога в его копилке есть свои игровые приемы в освоении клавиатуры.
Ребенку доставляет удовольствие «гулять» по клавиатуре без боязни,
позволяет ему хорошо ориентироваться на клавиатуре. Только когда у
ребенка появится слуховой багаж и опыт игры по слуху, постепенно можно к
игре по нотам. Это трудный период изучения нотной грамоты можно сделать
увлекательным. Дети большие фантазеры и используя это качество,
можно вместе придумать «новоселье» для звуков-нот. Причем ребенок сам
«расселяет» по квартирам ноты, с ненавязчивой помощью педагога.
Требования, предъявляемые к начинающему, конечно, меняются в
зависимости от его развития; но такие общие требования, как вслушивание в
игру, ее осмысленность и выразительность, сохраняются на всем протяжении
занятий. С этим тесно связана точность и грамотность прочтения текста. С
самого начала занятий надо обращать внимание на характер исполняемых
пьес. Даже на самом начальном этапе занятий надо, чтобы ученик
вслушивался в звучание. Главное в этот период обучения, «заразить»
ребенка музыкой, вызвать у него стойкое желание общаться с фортепиано.
Именно на этой базе может быть успешным дальнейшее обучение.
Непосредственно перейдем к развитие творческих навыков.
Чтение с листа
Развитая способность чтения с листа дает возможность сразу охватить
музыкальное произведение целиком, нащупать его эмоциональный смысл.
Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в
центре внимания педагога. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное
отношение к тексту, приучал не только видеть, но и слышать в них
музыкальное содержание. Зачастую учащиеся даже старших классов неважно
ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на его
разбор и усвоение. Это является тормозом в повседневной работе. Между
тем, при сокращении времени на разбор пьес, появляется возможность
усвоить больше материала, шире ознакомиться с музыкальной литературой,
быстрее развиваться.
Навык, позволяющий свободно читать музыкальное произведение -
умение быстро прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных они
размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет
дополнительную трудность. Обучать чтению нот с листа необходимо с
самого начала. Необходимо объяснить ребенку, что как и при чтении
художественного произведения, когда ты видишь целое слово и даже больше,
а не буквы по отдельности, так и в музыке необходимо мыслить не
отдельными нотами, а фразами, предложениями. Необходимо научиться
быстро и легко читать любые ноты, точно так же, как читаешь книжки. Тогда
не придется тратить много времени на разбор несложной пьесы. А самое
главное умение свободно читать ноты откроет перед тобой море
интересной музыки, которую ты сможешь сыграть самостоятельно и с
удовольствием. Для этого необходимо, чтобы ребенок прочно усвоил
написание нот, их названия и расположение на клавиатуре. Необходим
тренинг, как в классе так и дома, в чтении нот и нахождении их на
клавиатуре сразу в двух ключах, потом читать ноты со знаками альтерации.
Так как нотный текст состоит не только из одних нот, но и
аппликатурных, динамических и агогических указаний, внимание к этим
многочисленным знакам необходимо прививать ученику с самого начала его
обучения, потому что тщательное изучение и выполнение этих знаков
является ключом к пониманию авторского замысла. Для технического роста
большое значение имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру,
что способствует сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем и
хорошему чтению нот с листа. Ведь ученик, который умеет правильно
организовывать свои пальцы, очень быстро движется как в техническом, так
и в художественном отношении. Он уже видит и слышит музыку целиком, а
не отдельными нотами, ему не нужно учить ноты, пальцы сами выводят
музыкальный рисунок.
Это очень сложный и трудоемкий процесс. Обучить этому очень сложно,
особенно тех детей, которые сами по себе неорганизованные,
невнимательные. А ведь в музыке, как и в других науках есть свои
определенные правила, формулы, которым мы обучаем с самого первого дня,
но которыми не все умеют и хотят пользоваться. Казалось бы, пассажей так
много, очень трудно их запомнить, прочитать. Но, еще Ф. Лист пришел к
выводу, что все возможные пассажи могут быть сведены к нескольким
основным формулам; все сочетания, все последования сводятся к
известному количеству основных пассажей, являющихся ключом ко всему:
«отсюда следует, что «владея ключами», «набив руку» в вариантах основных
формул, пианист не встречает больше никаких трудностей, они побеждены
заранее», - писал Ф. Лист.
У опытного музыканта игровые движения возникают на основе хорошо
натренированной «двигательной памяти», т.е. хранящихся в мозгу
обобщений, моделирующих типичные формулы. Чтобы с «легкостью
воспроизводить» нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в
зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов
фортепианной музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные
гаммообразные пассажи, аккордовые структуры. Ко всему этому мы должны
приучать ребенка с первых уроков.
Именно с первых уроков мы знакомим ученика с основными
аппликатурными принципами: стремиться к естественной
последовательности пальцев, что звуки у нас могут двигаться подряд,
поступенно - значит пальчики движутся подряд. Звуки движутся через один –
пальчики тоже через один. Это самая основная формула, основное правило.
Звуки также могут располагаться на большом расстоянии друг от друга.
Клавиш много, а пальцев на руке всего пять. Поэтому для удобства, быстрого
запоминания, должен быть определенный порядок в пальцах.
Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями начинается
выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы - интервалы,
аккорды.
Необходимо с учащимися проходить (изучать и читать с листа) как можно
больше этюдов. С одной стороны, это помогает развитию техники, а по
выражению Г.Г. Нейгауза, «техника это рука, повинующаяся интеллекту».
С другой стороны дает возможность ученику ощутить уже в первые годы
обучения, какое огромное количество разнообразных приемов и
исполнительских способов игры надо изучить, чтобы достигнуть настоящего
умения исполнить в совершенстве любое произведение. Этюд должен быть
прост, понятен ученику, легко запоминался, но должен нести в себе хоть
долю этого трудно достигаемого, что обогатит возможности исполнения и
поможет преодолеть все трудности, с которыми неизбежно придётся
встретиться ученику.
Все произведения, которые изучает учащийся, с самого начала должны
быть яркие, образные, программные. Такая программность это
обязательная фаза в развитии пианиста. Так как, казалось бы, на самом
абстрактном материале этюде - мы учим детей простой, живой,
разговорной музыкальной речи. Причем, услышать ее дети должны сами,
фантазируя образы и сочиняя ту или иную программу. Это учит детей
осмысленности, умению в исполнении связно и просто выразить
музыкальным языком всё, что может встретиться в содержании каждой
играемой вещи.
Формирование навыка быстрого разбора и чтения нотного текста тесно
взаимосвязано с общим музыкально-пианистическим развитием ребенка,
слухотворческим воспитанием, становлением исполнительского аппарата.
С самого начала и в дальнейшем педагогу необходимо развивать и
совершенствовать в своих учениках внутреннее ощущение музыки. Важно
«погружать» ученика в музыку, «заражать» ею, приучать слушать
произведения, говорить с ним о них. Со временем на смену навыкам
слушания, умению почувствовать настроение небольшой пьесы приходят
более сложные навыки: узнавание повторяющихся музыкальных тем-
образов, различение контрастных тем, осознание структурных элементов.
Стоит прослушивать вместе с учеником отдельные произведения в записи.
Транспонирование и подбор по слуху
Большую помощь в развитии самостоятельного музыкального мышления
оказывает подбор по слуху и транспонирование. Это поможет ученику
наладить связь между слухом и ориентировкой на клавиатуре. Ученик,
занимающийся транспонированием, продвигается быстрее других и
проявляет при самостоятельной домашней подготовке большую
музыкальную грамотность. Умение транспонировать способствует развитию
памяти и практическому усвоению различных тональностей. Задания на
транспонирование отдельных музыкальных фраз, мелодических отрывков,
песенок, а в дальнейшем и целых пьес являются составной частью
комплексного процесса обучения. Это накладывает отпечаток на процесс
музыкального мышления. Ребёнок узнает, как создается музыка, он может
аналитически отнестись к заданному ему произведению. Как правило, такой
ученик непринужденно и с большой творческой свободой исполняет
произведения на эстраде.
Развивать навыки транспонирования следует двумя способами: по слуху и
по нотам. В практике начинающего музыканта раньше появляется
транспонирование по слуху, т.е. воспроизведение мелодий в разных
тональностях без помощи нот. Не объясняя тональностей ученику, просто
просить его подбирать мелодию от разных клавиш. Но сначала необходимо
выяснить, слышит ли он высотное соотношение звуков, направление
мелодии, регистры, её ритмические особенности. Чтобы научить их этому,
следует играть одной рукой мелодию, а другой показывать направление
движения мелодии (лучше с закрытыми глазами для концентрации внимания
на внутреннем слуховом представлении). Потом можно перейти к
подбору на инструменте. Желательно, чтобы педагог поддерживал игру
ребенка аккомпанементом.
В процессе работы у ученика накапливается определенная сумма знаний,
умений и навыков: развивается слух и чувство ритма, обогащается
музыкальная память, вырабатывается хорошая ориентация на клавиатуре и в
нотной записи, закрепляются игровые (пианистические) навыки, и, главное,
развивается творческое мышление.
Целесообразно начинать работу по формированию навыков подбора,
транспонирования и творчества с самого начального периода обучения.
Однако не поздно начинать её и с учащимися средних и старших классов
ДМШ и ДШИ.
Аккомпанемент
Задача педагога постоянно будить фантазию ребенка, развивать его
творческие способности. Большое удовольствие доставляет детям пение под
собственное сопровождение. Умение аккомпанировать является одной из
важнейших форм развития гармонического слуха, логического музыкального
мышления, музыкальной памяти, дает осознанное ощущение подчиненности
музыкального материала сопровождения и помогает при работе над
двуручными пьесами гомофонного стиля. Исполнению на фортепиано
мелодии с аккомпанементом, или народной песни с подголоском, или
двухголосной полифонической пьесы, в которой оба голоса равнозначны,
должно сопутствовать умение слышать одновременно два звуковых плана.
Игра в ансамбле
Развитию беглости чтения музыкальных произведений служит также игра
в ансамбле с педагогом, потом с партнером. Необходимость считаться с
партнером требует быстроты реакции и стимулирует сообразительность.
Игра в ансамбле совершенствует чувство ритма, развивает умение читать с
листа. Ансамблевое музицирование учит слушать партнера, учит
музыкальному мышлению, это искусство вести диалог с партнером, т.е.
понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать.
Если это искусство в процессе обучения постигается ребенком, то можно
надеяться, что он успешно освоит специфику игры на фортепиано.
Игра на фортепиано в четыре руки это вид совместного музицирования,
которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом
уровне владения инструментом, который приносит ни с чем несравнимую
радость совместного творчества. Ансамблевая игра представляет собой
форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для
всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед
музыкантом проходят произведения различных художественных стилей,
авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки.
Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений
стимулирует художественное воображение. Партнерами при игре в ансамбле
выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня
подготовки. В этой ситуации возникает негласное состязание, являющегося
стимулом к более основательной и более внимательной игре.
Всем детям очень нравится играть в ансамбле, особенно с товарищем. Они
более сознательно подходят к такому виду работы, больше самостоятельно
мыслят и добиваются неплохих результатов.
В заключении хочется сказать: жизнь это непрерывный процесс
творчества, потребность в котором растет по мере роста сложностей
окружающей среды и неприспособленности человека к существующим
условиям жизни. Преодоление любого жизненного кризиса и начало нового
этапа в жизни всегда связано с творческим решением проблемы и отказом от
старых способов действий. Творчество главный процесс пробуждения
человеческого в человеке. Этим объясняется потребность цивилизации в
непрерывном развитии. Существуют разные возможности развития
потенциала человека, в том числе и через музыкальное искусство.
В каждом ребенке заложены задатки, которые можно развивать с
помощью музыкальной деятельности. Исполнительство на фортепиано
эффективный путь формирования музыкально-творческих способностей у
детей. Вовлекаясь в деятельность, связанную с исполнительством,
музыкальный интеллект получает возможность подлинного и всестороннего
гармоничного развития. Таким образом, если исполнение музыки
способствует лучшему ее пониманию, то, со своей стороны, понимание -
необходимое условие художественно-полноценного исполнения.
Детский фортепианный репертуар очень разнообразен. Существует
возможность придерживаться высоких критериев выбора репертуара для
формирования и развития музыкально-познавательных способностей
обучающихся, для определения вкуса и духовного развития воспитанников.
Список использованной литературы:
1.Даринская Л.А. Педагогика творческого развития личности С-Пб, 2007;
2.Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы
обучения, М., 2008.
3. Беленькая М., Ильинская С. Первые шаги к мастерству. Пособие по развитию
навыков транспонирования, С-Пб, 2001.
4. Камаева Т., Камаев А. Чтение с листа на уроках фортепиано игровой курс
классика XXI, М., 2007.
5. Савшинский С. Пианист и его работа. Л., «Советский композитор», 1961.
6.Юдовина – Гальперина Т.Б. Мир музыки в звуках, С-Пб, 2010.
7.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов, Ярославль,1997.