Методическая разработка "Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в ДМШ"

Мальцева Марина Геннадьевна
преподаватель МБУДО
«Детская музыкальная школа №1
им. М.И. Глинки» г. Смоленска
Методическая разработка
Развитие музыкально-творческих способностей
обучающихся в ДМШ
План
1. Введение
2. Понятия: творчество, творческие способности, музыкально-творческие
способности.
3. Особенности и условия развития творческих способностей детей
4. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества
5. Заключение
6. Список литературы
1. Введение
Проблема развития музыкально - творческих способностей обучающихся
актуальна для музыкальной школы и очень интересна для меня, поэтому я выбрала
данную тему для своей методической работы.
Наблюдая за детьми, обучающимися в музыкальной школе, и сравнивая их с
учениками общеобразовательной школы, можно сделать вывод, что дети, обучающиеся в
ДМШ, более развиты во всех отношениях.
Творческое развитие детей является важнейшей актуальной задачей в современной
педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с
искусством, в частности с музыкальным искусством.
Проблема духовности остро стоит в нашем обществе, и мы стараемся найти пути
решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самого детства. Каждый
год в школу приходят дети, которые мыслят быстрее, но все меньше умеют удивляться,
меньше восхищаются и негодуют. В этом случае важно разбудить в ребятах интерес к
самим себе. Важно сделать творческую деятельность потребностью, а искусство
естественной, необходимой частью жизни. И мы пытаемся искать пути решения в
музыкально-творческом развитии.
В свое время Гегель писал: «Человек должен родиться дважды, один раз
естественно, а затем духовно».
Вопросам развития творческих способностей учащихся посвящено много
исследований, в которых подчеркивается природа творческой деятельности, и
определяются четыре ее компонента:
-действующее лицо (созидатель),
-процесс действия (творчество),
-продукт действия (произведение),
-контекст, в рамках которого происходит действие.
Творческим развитием личности ребенка занимались такие выдающиеся
исследователи как Л.В. Выготский, Б.М.Теплов, К.Роджерс и др.
Исследованием проблемы способностей занимался Б.М.Теплов. В понятие
«способность» он включил 3 признака:
- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
- индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения
какой-либо деятельности;
- понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже
выработаны у данного человека.
Способности всегда являются результатом развития. Из этого следует то, что
способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной
деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают
влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка. Таким образом, можно
определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка,
благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.
Существует несколько взглядов на эту проблему. Одни исследователи (В.Глоцер,
Б.Джеферсон) утверждают, что вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка
вредит индивидуальному выражению личности. Они считают, что творчество детей
возникает интуитивно; в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Отсюда
следует, что роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь
детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и
оригинальность их творчества.
Другие исследователи (А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова и другие)
признают интуицию и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают
нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что
вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых
научится оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать
детскому творчеству.
Л. С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества
важно соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого
творчества. Это говорит о том, что творчество детей может возникать только из детских
интересов. Для того чтобы творческие способности ребенка успешно развивались,
необходимо создание благоприятных условий. В учреждениях системы дополнительного
образования создаются благоприятные условия для развития творческих способностей.
Они выполняют важную роль по воспитанию открытого социума.
Актуальность развития творческих способностей вызвана потребностями
окружающего мира и окружающей среды, так как творческий подход необходим во всех
видах деятельности.
2. Понятия творчество, творческие способности, музыкально-творческие
способности.
Очень часто в нашем сознании творческие способности отождествляются со
способностями к различным видам художественной деятельности.
Творчество это личностное качество, которое базируется на развитии высших
психических функций.
Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть
развито только самим человеком.
Творчество это способность, вбирающая в себя, целую систему взаимосвязанных
способностей: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность .Выготский,
Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И.Леонтьев).
Таким образом, творческие способности это индивидуальные качества и
способности человека, которые проявляются в умении применить знания, умения и
навыки в условиях нестандартной ситуации.
Творческие способности подразделяются на различные виды: художественные
творческие способности, технические творческие способности, математические
творческие способности, и т.д.
Что же такое способности?
Способности это индивидуальные особенности личности, являющиеся
субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Они не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине,
прочности овладения способами и приемами деятельности.
Способности можно классифицировать следующим образом:
музыкальные;
лингвистические;
интеллектуальные;
творческие.
Сегодня мы будем рассматривать именно музыкально – творческие способности.
Музыкальные способности это часть общих способностей. И если мы хотим
развивать, например слух, мы должны развивать прежде всего общие способности. А для
этого необходимо заниматься всем: и литературой, и живописью, и танцами, и актерским
мастерством, и музыкой.
Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил
музыкальные способности на 2 группы:
1) технические (игра на данном инструменте или пение);
2) слуховые (музыкальный слух).
Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает
книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». Главным показателем
музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным
способностям отнес те, которые связаны с восприятием и воспроизведением
музыкальный слух и чувство ритма.
Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый,
динамический, гармонический и абсолютный слух.
Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с
развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в
музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее
протекает процесс музыкального развития и успешнее достигается цель музыкального
воспитания.
Иными словами, творческие способности это индивидуально-психологические
особенности личности, относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности,
результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта,
либо для общества.
Развитие творческих способностей у ребенка подразумевает проявление
собственной инициативы, стремление создать что-то новое, стремление расширить
кругозор.
3.Особенности и условия развития творческих способностей детей.
Исследования психологов и педагогов указывают на связь творческих
способностей с развитием личности и интеллекта.
По мнению Л. С. Выготского, все, что связано с изобретением нового, нуждается в
непременном участии фантазии, причем фантазия должна рассматриваться как функция,
которая связана как с эмоциональной жизнью, так и с интеллектуальной.
Фантазия есть одно из проявлений творческой деятельности человека. В фантазии
ребенок предвосхищает свое будущее, и творчески приближается к его построению и
осуществлению.
Если говорить о формировании музыкальных способностей, необходимо
остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные
творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти
лет. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным
периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом воз-
расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать
окружающий мир. А накопление опыта и знаний это необходимая предпосылка для
будущей музыкальной творческой деятельности. Дошкольный возраст, даёт прекрасные
возможности для развития музыкальных способностей к творчеству.
Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость.
Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыка
здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного
воспитания, формирующего внутренний мир ребенка.
«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие
человека”, — утверждал известный педагог В.А. Сухомлинский
Мышление школьников более свободно, чем мышление взрослых, оно более
независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Школьный возраст, даёт
прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько
были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал
взрослого человека.
Создание условий, способствующих формированию творческих способностей,
является одним из важнейших факторов творческого развития детей. Можно выделить
шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей:
1) раннее физическое развитие ребенка: плавание, гимнастика. Затем раннее чтение,
счет, знакомство с различными инструментами;
2) создание обстановки, которая стимулировала бы его разнообразную творческую
деятельность и развивала бы именно то, что в соответствующий момент способно
наиболее эффективно развиваться;
3) характер творческого процесса, который требует способности развиваться тем
успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих
возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше;
4) предоставление ребенку свободы в выборе деятельности. Тогда желание ребенка,
его интерес послужат гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к
переутомлению, и пойдет ребенку на пользу;
5) ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых;
6) дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно сти-
мулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам.
Сфера искусства рассматривается как пространство, которое способно
формировать эстетически активную личность. А раскрытию внутренних качеств личности
в наибольшей степени способствует синтез искусств.
4. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества
В своих исследованиях, Н.А.Ветлугина проанализировала возможности детей в
выполнении творческих заданий, обосновала идею взаимосвязи обучения и творчества
детей, и доказала в своих работах, что эти процессы не противостоят, а взаимообогащают
друг друга.
Условия возникновения детского творчества:
накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для
творчества;
накопление опыта исполнительства. Ребенок применяет все то, что усвоил в процессе
обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей,
приобретает развивающий характер.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет
художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка.
Для того чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить
основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется
воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях.
Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной
деятельности: в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах, театральной
деятельности.
Пение - одна из самых активных и доступных форм коллективного музицирования,
оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие.
Коллективное пение является важной формой самовыражения детей. Специфика
коллективного пения заключается в том, что все ученики независимо от уровня их
индивидуальных музыкальных и вокальных способностей приобщаются к хоровому
пению. Ведущее место в творческих заданиях занимает программная музыка, так как
поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.
Примером может служить представленная музыкально литературная композиция,
посвященная Дню Победы, где яркое и эмоциональное выступление ребят захватило
слушателей и приглашенных на концерт ветеранов, которые вместе с исполнителями
пели песни о войне.
Важную роль в развитии музыкально-творческих способностей играет
инструментальное музицирование. Одно из условий обеспечивающих успешное
инструментальное творчество владение элементарными навыками игры на музыкальных
инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать
простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно,
чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение,
характер музыки.
Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает интерес к
литературе, музыке, театру, побуждает к созданию новых образов. Самый короткий путь
эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и
художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Все это может дать театрализованная деятельность.
Эта деятельность и является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Мы использовали такую форму работы как театрализованные представления: «Бал в
имении», «К 1150-летию города Смоленска», «Прогулки по старой Европе», «К 200-летию
В.А. Вонлярлярского», «Танец под музыку времени», «Образы, звуки, краски».
5. Заключение
Творческие способности не новый предмет исследования. Проблема
человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Детский
возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к
творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет
зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Таким образом, восприятие музыки зависит от уровня музыкального и общего
развития человека, от целенаправленного воспитания. Важно для развития музыкального
восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей
будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой
целенаправленный процесс, в ходе которого решаются педагогические задачи,
направленные на достижение конечной цели.
Список литературы
1. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;
2. Березина В.Г., Детство творческой личности. — СПб.: 1994.-60с
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. С.П.б.: Союз, 1997.
96 с.
5. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. М.: 1984. 206 с.
6. Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск 1993. 56 стр.
7.Теплов Б. М. Способности и одарённость. Психология индивидуальных различий.
Тексты. М. 1982