Особенности развития творческих способностей младших школьников с ЗПР на уроках музыки
Особенности развития творческих способностей младших школьников с ЗПР
на уроках музыки
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
магистрант
ОГАОУ «Центр образования «Ступени», г. Биробиджан
учитель музыки
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы коррекционного значения уроков музыки в
развитии творческих способностей младших школьников с задержкой
психического развития. Определены эффективные методы и способы развития
творческих способностей у младших школьников с ЗПР на уроках музыки.
Ключевые слова: младшие школьники, учебный предмет «Музыка»,
творческие способности, развитие, задержка психического развития,
коррекция.
Peculiarities of development of creative abilities of younger students with
mental retardation at music lessons
Sholom-Aleichem Priamursky state University
graduate student
RSAEI (Regional state Autonomous educational institution ) "Center of Education"
"Stupeny", Birobidzhan
music teacher
Annotation
The article deals with the development of younger students' creative abilities with
mental retardation at music lessons. The effective methods and ways of development
of younger students' creative abilities with mental retardation at music lessons are
defined.
Key words: younger students, music lessons, creativity, development, correction.
Работа по обеспечению доступности и качества образования для лиц с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов с учётом их
особых образовательных потребностей послужило основой для внедрения
федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для
обучающихся с ОВЗ вообще и ФГОС начального общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) в частности.
Задержка психического развития относится к группе пограничных форм
интеллектуальной недостаточности, которая характеризуется замедленным
темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми
нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев для
задержки психического развития характерно стойкое, или слабо выраженное
нарушение познавательной деятельности. Такое нарушение может быть и
обратимым только в условиях специального обучения и воспитания [1].
В системе гуманистического воспитания важное место занимает
музыкальное искусство. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями
воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно –
эстетических основ, на становление личности в целом и играет значительную
роль в коррекционно - направленном процессе обучения детей с проблемами
здоровья.
Урок музыки в школе - это не только приобщение детей к музыкальной
культуре, развитие их музыкальных способностей, но и коррекция нарушений в
развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности. Музыка
является неиссякаемым педагогическим источником, способным разбудить у
ребенка чувства, воображение, фантазию, а также повлиять на его физиологию,
психику, мировоззрение [3].
В процессе организации и проведения уроков музыки с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать
индивидуальные и возрастные особенности ребенка, использовать специальные
методы и приемы музыкального обучения и воспитания. И самое главное,
каждый урок музыки может стать полезным, интересным, запоминающимся
благодаря инициативе и творчеству учителя.
В числе исследований этого вопроса следует отметить труды
В.М.Бехтерева, А.Н.Борисова, Л.С.Брусиловского, В.А.Гиляровского,
И.М.Догеля, Е.П.Жиляева, С.С.Корсакова, Ю.П.Лисицына, Н.Д.Масловой,
В.И.Петрушина, И.М.Сеченова, И.В.Темкина, Г.П.Шипулина, В.С.Шушарджан
и др. Важные аспекты положительного влияния на детей музыки, имеющих
разные нарушения, отклонения в развитии, освещены в работах
Н.Г.Александровой, И.Г.Багровой, Г.А.Волковой, О.П.Гаврилушкиной,
В.А.Гринер, И.В.Евтушенко, Е.А.Медведевой, А.С.Кагарлицкой,
С.Ю.Кондратьевой, Н.Н.Кунц, И.Ю.Левченко, С.М.Миловской, Е.В.Оганесяна,
Е.Ф.Рау, Ю.А.Флоренской, Н.И.Шелгуновой, Е.З.Яхниной, Г.И.Яшунской и др.
Например, по мнению В.М.Бехтерева, основа врачующих свойств музыки,
звуковое интонирование. Низкие тона в музыке ассоциируются с чем-то
тяжёлым, густым, материальным, высокие – вызывают чувство лёгкости,
ощущения пространства. Музыка может творить чудеса, тонко и точно
воздействуя этими тонами на эмоциональную сферу человека, а через неё и на
весь организм [4].
Уроки музыки являются основным способом развития творческих
способностей учащихся. Под творческой деятельностью мы понимаем такую
деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это
предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым
знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к
действительности. Если внимательно рассмотреть поведение человека и его
деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида
поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или
репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его
сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже
ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме
репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая
деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его
опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В
основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Как отмечает Д.Б.Кобалевский, восприятие музыки нельзя сводить к
одному из "видов деятельности" учащихся, активное восприятие музыки -
основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев" [5].
Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, но оно
представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику.
Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее
неизвестное им в мире музыки.
Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно
высоко. Б.Л. Яворский указывает, что воспитательная ценность музыкального
творчества ребенка проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он
позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребенка. Б.В.
Асафьев отмечает, что творчество способствует более глубокому освоению
музыкального материала и развитию музыкальности детей. В своих
исследованиях Б.М. Теплов писал о важности творчества в период начального
обучения, когда закладываются основы отношения к искусству. Согласно
мнению Н.А. Ветлугиной, творчество является важным условием и средством
развития способности образного видения мира [6].
На музыкальных занятиях коррекционно-развивающего обучения
используются различные виды деятельности: пение; игра на музыкальных
инструментах; психогимнастика, музыкальный театр, фольклор [7].
Младшие школьники с задержкой психического развития слушают,
понимают и воспринимают музыкальные произведения, более сложные по
своему содержанию и эмоциональной окраске, чем те, которые они исполняют.
Поэтому слушание музыки также имеет большое значение в коррекционно-
развивающей работе с этими детьми.
Эффективной формой устранения недостатков в развитии творческих
способностей младших школьников с ЗПР являются и музыкально-ритмические
занятия.
Слушание музыки - одна из форм музыкально-коррекционного лечебного
восприятия, основанная на благотворном воздействии на психоэмоциональное
состояние ребенка слуховых образов, имеющих различную эмоциональную
окраску. Ученик переносит свои чувства и мысли на образ героя, воплощенного
композитором, за которым можно видеть конкретного человека. При этом у него
возникает невербальное диалогическое общение [8].
Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах.
Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах: рецептивной
(пассивной) – ребенок участвует относительно активно в непосредственном
действии; активной – активное включение ребенка в музыкотерапевтический
процесс посредством пения, движения или игры на музыкальных инструментах
и интегративной музыкотерапии, – сочетающей в себе подходы рецептивной и
активной музыкотерапии.
Как считает О.А.Карабанова, участвуя в арттерапии – изобразительной
деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматизации –ребенок
получает практически неограниченные возможности для самовыражения и
самопознания. В творческой продукции ребенка воплощены его чувства,
ценности, идеалы, мотивы. Интерес к результатам творчества ребенка со
стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества (рисунки,
спектакли, сказки, поделки и др.) повышают самооценку ребенка, степень его
самопринятия и самоценности.
По мнению Г.Ф.Кумариной, важный принцип арттерапии – одобрение и
принятие всех результатов творческой деятельности ребенка независимо от их
содержания, формы, качества.
Наиболее важен сам процесс творчества – особенности поведения
младшего школьника в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов,
принятие задачи, сохранение ее на протяжении творческой деятельности,
спонтанные речевые высказывания, характер эмоциональных реакций,
особенности взаимодействия с другими детьми. Наконец, в художественно-
творческой деятельности более естественно возникают и развиваются важные
качества ребенка (произвольность и саморегуляция), необходимые для
достижения желаемой цели – создать рисунок, сочинить сказку, исполнить
песню и заслужить внимание взрослых.
Таким образом применение на уроках музыки различных коррекционных
технологий создают благоприятную атмосферу для полноценного психического
и физического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а в
частности развитию их творческих способностей.
Используемые источники:
1. http://www.maam.ru;
2. Васильева М. В. Особенности обучения детей с задержкой психического
развития в классах коррекции. http://www.maam.ru/
3. http://www.dissercat.com;
4. https://cyberleninka.ru;
5. Кабалевский, Дм. О применении принципов и методов программы в
школах союзных республик / Дм. Кабалевский // Музыка в школе. 1985. -
№ 1.-С. 5-8.
6. http://открытыйурок.рф;
7. http://cinref.ru;
8. https://studopedia.ru;
9. Т.Г. Неретина. Нетрадиционные методы корреции
нарушений.http://rosmetod.ru/
Музыка - еще материалы к урокам:
- Концертмейстер вокальной студии в учреждении дополнительного образования
- Развитие творческих способностей в классе фортепиано обучающихся ДМШ и ДШИ
- Вокально - хоровая работа в старших классах ДМШ
- Открытый урок по музыке "Музыкальные инструменты. Скрипка" 4 класс
- Методическая разработка к урокам ритмики и танца
- Методические основы формирования вокального ансамбля на базе ДШИ