Методическая разработка "Методика организации игрового аппарата учащихся класса домры"
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №22
Музыкально-экстетическое отделение
Методическая разработка
На тему «Методика организации игрового аппарата
учащихся класса домры»
Выполнила:
Кирова Елена Борисовна
Преподаватель по классу домры
Кострома
2019
Введение
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и
введением в стране новых федеральных государственных требований
детскими музыкальными школами и детскими школами искусств
осуществлен переход на дополнительные общеобразовательные программы в
области музыкального искусства. В связи с этим возникает необходимость в
повышении качества исполнительской подготовки юных музыкантов,
невозможной без правильной организации игрового аппарата ученика. При
обучении игре на домре решение данной задачи осложняется
конструктивными особенностями самого инструмента: его корпус в форме
полусферы затрудняет свободу движений исполнителя, расположение струн
на грифе одновременно требует от ученика свободного удержания
инструмента и достаточной силы для прижатия струны. Во время игры на
домре, учащиеся не могут полностью зрительно контролировать процесс,
вследствие чего возникает потребность в активизации слуховых навыков.
Справиться с этим должны помочь специальные приемы и методы обучения.
Творческая деятельность преподавателя зависит, с одной стороны, от
педагогической направленности его личности, а с другой – от его
профессиональных знаний, владения инструментом и музыкально-
педагогической техникой, которую он передаст юным исполнителям.
Организация игрового аппарата – первое условие воспитания
инструменталиста. От успешности этого процесса зависит сохранение
здоровья исполнителя, скорость его технического развития и, конечно,
качество владения инструментом. При организации игрового аппарата
начинающего домриста следует учитывать множество различных моментов,
которые подробнее мы рассмотрим в основном содержании работы.
Методика организации игрового аппарата учащихся класса домры
В области методики обучения игры на домре существуют разные
подходы к тому, как организовать игровой аппарат ученика, какие способы
звукоизвлечения целесообразно применять на начальном этапе такого
обучения, с чего начинать процесс формирования технических навыков и т.д.
Многие авторы указывают на то, что выбор того или иного подхода зависит
от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Безусловной
остается необходимость учитывать специфику инструмента, а также
необходимость знания физиологических механизмов исполнительской
техники. Все должно способствовать раскрытию интонационно-тембровых
возможностей инструмента и умелому их использованию в решении
исполнительских – художественно-творческих задач. Поэтому в процессе
работы над организацией игрового аппарата нельзя забывать о творческой
стороне обучения, которая является «живым началом» исполнительства, а
значит, должна присутствовать во всем – в том числе, и в постановке рук, и в
работе над правильной посадкой, и в организации игровых движений
ученика.
Не менее важна в ходе учебного процесса осознанность действий в их
последовательности и систематичности, что должно привести к
контролируемости исполнительского процесса, достижению необходимого
результата в обучении. Это требует от самого педагога постоянного и
пристального внимания ко всем «тонкостям» постановки игрового аппарата
ученика, настойчивости в требованиях правильного выполнении им всех
заданий. Индивидуальный подход к ученику – также является важным
этапом работ. Преподаватель должен учитывать конкретные особенности
самого ученика, и возникающие в процессе обучения проблемы.
Многие авторы методических пособий по домре рекомендуют начинать
обучение детей с раскрепощающих упражнений, сначала без инструмента, а
затем, перенося найденные ощущения на инструмент. Другие же считают,
что начинать обучение необходимо с песенок на открытых струнах. Таким
образом, полагают они, у учащихся развиваются не только правильные
игровые движения, но и формируются первичные слуховые представления, а
также чувство ритма. Первые попытки сыграть на инструменте несколько
звуков на закрытых струнах могут привести к потере интереса ребенка к
инструменту, поскольку для него это окажется слишком сложным. Поэтому
О.Г. Салихова считает, что начальное воспитание игровых движений
необходимо начинать с выработки осознанной постановки двигательного
аппарата домриста. По мнению автора, во время освоения посадки за
инструментом главное внимание нужно уделять правильному положению
корпуса и рук. Играющий на домре садится на переднюю половину стула, не
отклоняясь на его спинку, но слегка наклонив корпус вперед. Весьма
распространенной ошибкой среди начинающих домристов является наклон
головы вместе с корпусом, педагогу необходимо вовремя её исправить
(обратить на это внимание ученика) [6]. Корпус домры должен опираться на
бедро правой ноги и касаться грудной клетки исполнителя. Дека
располагается с небольшим поворотом к лицу играющего, чтобы он мог
спокойно видеть все лады на грифе. Головка грифа должна находиться чуть
ниже уровня плеча исполнителя. Чтобы корпус инструмента не скользил по
бедру играющего, достаточно положить поролоновую подкладку или
наклеить овальный кусочек поролона на нижнюю часть корпуса в месте
соприкосновения домры с бедром играющего. При постановке рук особое
внимание следует уделить сбалансированности веса правой и левой рук в
точках приложения к домре. Основными опорами для этого являются:
игровой палец на грифе с одной стороны, медиатор на струне – с другой.
Т.П. Варламова подчеркивает, что постановку рук нельзя
рассматривать как нечто неизменное и универсальное для всех исполнителей,
идущее вразрез с индивидуальными особенностями строения тела
исполнителя. Постановку правой руки, по мнению автора, следует начинать с
вспомогательных упражнений без инструмента:
1) поставить правую руку на локоть, опустить свободную кисть вниз и
совершать ею маятниковые движения;
2) уложить предплечье и кисть на стол, собрать ногтевые фаланги
вместе и поводить подушечками пальцев из стороны в сторону.
Эти упражнения следует делать до тех пор, пока не появиться
ощущение свободного плеча при относительно свободном предплечье и
различной степени выгнутости кистевого сустава. Затем, при переносе этих
движений на деку инструмента необходимо следить за свободой движения
руки от подставки до грифа. Говоря об удержании медиатора, наряду с
основными моментами постановки, автор отмечает, что «большой палец
может находиться в трех положениях: полусогнутым, согнутым или прямым.
Это зависит от физиологии руки, степени погружения медиатора в струны и
силы зажима медиатора в пальцах. Угол наклона медиатора зависит от его
заточки, например, медиатор с широкой заточкой следует держать
перпендикулярно струне, а медиатор с узкой заточкой, держать с некоторым
наклоном» [1].
В работе Т.И. Вольской – «Особенности организации
исполнительского процесса на домре» – говорится о таком методическом
основании мышечной свободы исполнителя, как «дозирование активности»:
«В активной мышечной свободе различаются степени дозирования
активности от минимального легчайшего игрового тонуса до максимально
возможного для данного конкретного исполнителя и инструмента. Крайняя
точка – «максимум напряжения». Автор выделяет три фазы мышечного
состояния:
⎯ первая фаза – расслабленность (внеигровое состояние);
⎯ вторая – легкий тонус (доигровое состояние);
⎯ третья – игровой тонус – активное состояние мышц;
⎯ дозирующееся в зависимости от специфики игры на инструменте.
Известный педагог и методист М.М. Гелис обращает внимание на
важность установки необходимого изгиба пальцев в зависимости от
индивидуальных особенностей руки учащегося, замечая при этом, что, хотя у
разных учеников руки и длина пальцев различны, но функции пальцев при
этом одинаковы [2]. Основные функции пальцев описаны
Н.Ф. Олейниковым в методической работе «О технике рук домристов»:
большой палец – поддерживает гриф инструмента,
⎯ противопоставляет свое давление при нажатии пальцами на струны;
скользит при смене струн, обеспечивая легкое перемещение руки; участвует
в исполнении аккордов; указательный палец – прижимает струны на ладах;
изменяет
⎯ положение на грифе (вертикальное – подушечкой ближе к ногтю;
боковое); движение вдоль грифа; средний палец – прижимает струны на
ладах; изменяет
⎯ положение на грифе (вертикальное – подушечкой ближе к ногтю;
боковое); движение вдоль грифа; безымянный палец – прижимает струны на
ладах; изменяет
⎯ положение на грифе (вертикальное – подушечкой ближе к ногтю;
боковое); движение вдоль грифа; мизинец – прижимает струны на ладах;
изменяет положение на грифе (вертикальное – подушечкой ближе к ногтю;
боковое); движение вдоль грифа. Перечисленные функции всегда находятся в
определенной взаимосвязи с действиями кисти, предплечья и всей руки [5].
В. Круглов в «Методике обучения игре на домре» указывает на
нежелательное применение подставки под правую ногу на начальном этапе
обучения, так как «ученик не способен «держать» позвоночник, чрезмерно
наклоняется не только вперёд, но и вправо» [3]. Автором также
подчеркивается, что положение корпуса может изменяться в зависимости от
технических задач исполнения. В технике игры правой руки В. Круглов
выделяет четыре основных способа движения:
1) вращательное – кисть вращается вокруг своей продольной оси,
медиатор при этом наклоняется к струне вправо (данное движение
напоминает размешивание чая в чашке);
2) комбинированное маховое – сгибание и разгибание правой руки в
локте, вместе с вращательным движением кисти, в этом случае предплечье
приводит в движение кисть;
3) поступательное – кисть и предплечье совершают маховое движение
параллельно струнам, медиатор при этом двигается перпендикулярно струне;
4) комбинированное поступательное – движение идет от плеча к
кисти, при этом оно проходит по всей руке без сокращения мышц и передает
вес руки в медиатор [3].
Автор обращает внимание и на то, что основой звукоизвлечения
является щипок со струны, а не удар по ней. Поэтому не следует сразу в
первоначальном обучении ставить руку ребёнка в первую позицию, где
требуется большая растяжка пальцев, лучше располагать пальцы на седьмом,
восьмом, девятом, десятом ладах в хроматическом тетрахорде, начиная
движение с четвертого пальца. Также следует избегать многократного
механического проигрывания изучаемого материала. Работая над
отдельными местами нужно ставить чёткие задачи: проработка приёмов и
штрихов, ритм, качество звука, переходы из позиции в позицию и др. [4].
О А. Фламенбаум в своей работе «Некоторые вопросы рациональной
постановки исполнительского аппарата домриста» говорит о трудностях,
вызванных сочетанием разнообразных движений кисти, предплечья правой
руки и пальцев левой руки. Несмотря на сложность такого сочетания,
необходимо избегать обучения механической, абстрактной постановке.
Важно помнить, что у каждого ученика (что зависит от анатомических
особенностей) присутствуют индивидуальные ощущения игровых движений.
Для начинающих домристов автор предлагает комплекс упражнений,
направленных на сознательное управление движениями рук и контроль за
состоянием мышц:
1) «Полоскание». Ученик сгибается в поясе, ощущает свободно
висящие руки. Имитируя полоскание, двигает руками. Здесь его внимание
нужно направить на освобождение мышц плеча, шеи и рук;
2) «Листики». Ученик поднимает руки вверх и раскачивает ими в
разные стороны, изображая, как колышутся листики на деревьях. При
выполнении этого упражнения необходимо контролировать свободу запястья
и кистей рук;
3) «Робот». Перед началом упражнения ученику дается установка:
расслабить плечи, поднять их и напрячь весь корпус так, как будто ты –
робот. Затем наступает момент полного расслабления. Ученик должен
прочувствовать степень напряжения мышц и ощущение легкости после их
расслабления.
Таким образом, существует немало способов, помогающих преодолеть
зажатость игрового аппарата ученика и обеспечивающих ему нужную
свободу движений. Их выбор остается за педагогом, который должен очень
ответственно подойти к вопросам организации игрового аппарата ребенка на
начальном этапе его обучения игре на домре.
Список использованной литературы
1. Варламова, Т.П. Вопросы методики обучения игре на домре: учеб.
пособие / Т.П. Варламова. – Челябинск: Челябинская гос. акад. Культуры и
искусств. 2010. – 110 с.
2. Гелис, М.М. Методика обучения игре на домре: метод.
рекомендации / под ред. Т.И. Вольской. – Свердловск: типография
Управления издательств полиграфии и книжной торговли, 1988. – 87 с.
3. Круглов, В. Искусство игры на трехструнной домре / В. Круглов. –
М.: Композитор, 2001. – 188 с.
4. Лукин, С.Ф. Школа игры на трёхструнной домре (начальные
классы), ч.1 / С.Ф. Лукин. – Иваново: ООО «Выбор», 2008. – 400 с.
5. Олейников, Н.Ф. О технике рук домристов: метод. рекомендации /
Н.Ф. Олейников. – Екатеринбург: Банк культурной информации. – 2004. – 40
с.
6. Салихова, О.Г. Вопросы совершенствования техники левой руки
домриста / О. Г. Салихова // Вопросы совершенствования техники домриста.
- Нефтеюганск. – 2014. – 30 с.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Технологическая карта урока "Разные жанры танцев" 2 класс
- Рабочая программа музыкального руководителя ДОУ по музыке
- Конспект урока "Интонационное многообразие музыки" 2 класс
- Сценарий праздника "Посвящение в юные музыканты, художники и хореографы"
- Основные принципы работы в классе фортепиано с учащимися старших классов
- Итоговые тесты по музыке 3 класс