Основные принципы работы в классе фортепиано с учащимися старших классов

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1 им. Т.П.Николаевой»
Основные принципы работы в классе
фортепиано
с учащимися старших классов
Методическое сообщение
Преподаватель по классу фортепиано:
Шелудяева Светлана Тимофеевна
2018г. Брянск
Введение
К старшим классам учащиеся музыкальной школы должны овладеть
навыками звукоизвлечения, работы с текстом, уметь слушать себя.
Определяется профессиональная направленность обучения или для общего
музыкального образования.
Начиная с пятого класса необходимо уделять внимание воспитательной
работе с учащимися, так как именно в этот период наступает так
называемый переходный возраст. В этот период важно чутко относится к
запросам подростка, не теряя контакт с ним, учитывая все
психологические особенности ребенка.
Работа с учащимися, которые будут продолжать свое обучение в
музыкальных колледжах или ВУЗах, требует особого внимания. Важно
обратить внимание на расширение музыкального кругозора, приобретение
теоретической базы, технической подготовке и тому подобное.
Этапы работы с учеником:
1. Разбор произведения.
Грамотный осмысленный разбор закладывает основу для дальнейшей
правильной работы. Воспитание внимательного отношения к тексту еще
при разборе должно переходить во вдумчивое изучение и тщательное
выполнение всех авторских указаний: точность артикуляции, метроритма,
аппликатуры, фразировки. При этом игра ученика не должна превращаться
в бессмысленное чтение нот. Требуется постоянное вслушивание в музыку
и ее понимание.
2. Звуковая выразительность.
Работа над звуком должна занимать центральное место во всем процессе
обучения. В старших классах становятся более сложными звуковые
задачи: способность слышать музыку во всем ее объеме, ощущение
горизонтального движения музыки.
Одна из самых распространенных ошибок учеников динамическое
сближение мелодии и аккомпанемента, недостаток «воздушной
прослойки» между первым и вторым планом или между разными планами.
Выполнить эту задачу поможет ощущение горизонтального развития
музыки.
В исполнении кантиленой мелодии важно, внутренне услышав ее
выразительные особенности, избрать соответствующее ей ощущение
прикосновения к клавиатуре.
Часто появляется опасная тенденция аккомпанемента подчинить себе
мелодию. Это выражается как в фиксированном звучании аккомпанемента,
так и в стремлении «заковать» мелодию в тиски метрического движения.
Чтобы этого не случилось, правая рука должна вести свою мелодическую
линию с яркой грузовой выразительностью и ощущением живого развития
музыкальной фразы. Левая рука должна играть сопровождение цельно, без
промежуточных метрических опор, полностью подчиняясь движению
мелодии, дополняя ее звучание и помогая развитию.
3. Педализация.
В младших и средних классах учеником уже освоены необходимые навыки
работы с педалью. В старших классах без педали практически мы не
обходимся. Полезно, конечно, любое произведение проигрывать без
педали, чтобы легче было проследить точность, отчетливость и ясность
звука, но еще полезнее учить с правильной педалью, так как только с ней
можно добиться нужного звукового результата.
Педальная запись в нотах несовершенна и нельзя целиком на нее
полагаться. Произведение разных композиторов требуют разного подхода
к педализации. То, что подходит к произведению Бетховена, никак не
подходит к произведениям Моцарта. Если Лист тяготеет к густым
сочетаниям тембров, к передаче оркестровых эффектов, то для Шопена
характерно стремление к прозрачным краскам и так далее. Баха также
нужно играть с педалью, но умной и осторожной. Хорошая педализация
должна являться результатом правильного представления о стиле и
особенностях звучания того или иного произведения.
4. Работа над музыкально-художественным образом произведений.
Беря в работу произведение, мы должны сразу ставить конкретные задачи
для раскрытия музыкально-художественного образа заложенного в это
произведение. Нужно предложить ученику изучать произведение не только
в целом, но и в деталях, разлагая сочинение на его составные задачи:
гармоническую, полифоническую структуру; изучить отдельно
мелодическую линию, аккомпанемент; внимательно изучить переходы к
побочной теме или репризе, если это сонатная форма.
Когда произведение изучено, усвоено и выучено наизусть, то нужно
суметь рассказать ученику много существенного, что в этом произведении
происходит, развить его фантазию аналогиями с явлениями природы и
жизни. Необходимо добиваться конкретного воплощения своих внушений
в звуке, фразе, нюансировке. Большое значение имеет качественный показ
хотя бы отрывков проходимого произведения преподавателем. Чем раньше
учащийся осмыслит и представит себе образное содержание сочинения,
тем плодотворнее будет развиваться его художественная и
исполнительская самостоятельность.
5. Выбор репертуара.
Чем значительнее произведение по содержанию и совершеннее по
инструментальному воплощению, тем оно труднее. Внешне простые
произведения нередко оказываются трудными для понимания и для
исполнения: например некоторые пьесы из «Альбома для юношества»
Р. Шумана или «Детской музыки» Срокофьева. Другие пьесы, как
например «Времена года» П.Чайковского более доступны и любимы
учениками, но их исполнение редко радует.
Такие пьесы требуют тонкого владения звуком, ритмом, педалью. Отсюда
вопрос: давать или не давать ученикам простые по изложению, но глубоко
содержательные и тонкие вещи? Мы не вправе лишать ученика
знакомиться с разным репертуаром. Чем выше художественные
достоинства произведения, тем больше обогатит ученика работа над ним.
Только классический репертуар недостаточен для воспитания учащихся.
Мы обязаны изучать лучшее из современной музыки. Программа каждого
ученика должна быть более разнообразной, включающей в себя
произведения и легко усваиваемые, и требующие больших усилий,
дающих возможность развивать недостающие ученику качества
исполнения.
6. Техническое развитие.
В музыкально-исполнительском обучении своевременное и
целенаправленное развитие техники – одна из важнейших сторон развития
художественных и пианистических способностей. В старших классах все
явственнее прослеживаются индивидуальные различия в овладении
учащимися моторикой, гибкостью, техническими навыками и приемами.
Систематическая работа над этюдами, гаммами является обязательной
стороной комплексного развития техники. Этюдной литературе придается
наибольшее значение в этой работе. Наиболее популярная в обучении
«Школа беглости» соч.299 К.Черни является как бы сводом тех полезных
формул пианистического изложения, мимо которых не проходит ни один
старшеклассник в работе над техникой. В известной мере условно формы
изложения делятся на два вида техники мелкой и крупной. К мелкой
относятся гаммаобразные и арпеджированные последовательности,
ломаные арпеджио, репетиционные фигуры. Овладение двигательными и
звуковыми качествами техники реже всего может быть достигнуто путем
многократного проигрывания трудных эпизодов произведения.
Эффективной формой разучивания являются временные изменения
фактурных средств: темповые, динамические, ритмические,
артикуляционные варианты. По мере преодоления трудностей нужно
сочетать медленный темп с постепенно убыстряющимся и с основным
темпом произведения. При этом применение любого варианта необходимо
сочетать с элементами звуковой выразительности. Применение лишь
громкой игры ограничивает развитие звуковых качеств техники и
слухового контроля. В работе над сложными пассажами полезно
чередовать их проигрывание в четком звучании на f с тонко ощутимым
пальцевым легатным прикосновением на p.
Бережно следует подходить к использованию метроритмических
вариантов. Их применение порой можно ограничить лишь внутренним
ощущением более учащенной пульсации без метрического видоизменения
технических фигур. Работа над крупной техникой (двойные ноты, аккорды
и октавы) представляет немалую трудность, особенно для учащихся с
маленькими руками. Главное в двойных нотах точность созвучия. В
октавах борются с опасностью зажима кисти. Октавы полезно поучить
одним 5 пальцем, держа 1 палец на расстоянии октавы. Если ученик
хорошо выучит октавы одним пальцем сли нужно вперемежку с 4), да
еще и поиграет одним первым, исполнение октавы целиком станет легче.
7. Работа над полифонией.
Работа над полифонической литературой является одной из наиболее
сложных областей обучения учащихся. Изучение полифонии не только
активизирует восприятие многоплановости музыки, но и успешно влияет
на общее развитие учащегося. Трудность овладения имитационной
полифонией объясняется всей природой этой музыки, голоса которой
самостоятельны и часто равноправны по музыкально-смысловому
звучанию. Музыкальные построения менее четко расчленены,
мелодическое построение голосов отличается непрерывной текучестью.
Одной из первых задач является уяснение учеником формы произведения
и заключенного в ней мелодического материала. В общем строении фуги и,
часто, инвенции преобладает трехчастное изложение экспозиционная,
средняя и репризная части. Приступая к разбору, учение должен уяснить
для себя образно-интоннационный характер темы. Необходимо выявить те
интонационно-ритмические и гармонические обороты темы, которые
находят свое дальнейшее развитие на протяжении всего произведения.
Наиболее яркими выразительными средствами исполнительского
раскрытия полифонической ткани являются артикуляция и динамика. К
трудностям при изучении полифонии относятся: регистровая
сближенность голосов, сочетание двух голосов в партии одной руки или
распределение одного из них между партиями рук, ясное динамическое и
смысловое различие голосов.
Используемая литература:
1. А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано».
2. В.В.Крюков «Музыкальная педагогика», Ростов н /Д: «Феникс»,
2002г.