Методическая разработка "Специфика работы над тремоло в классе трёхструнной домры"

МКУ ДО «Щигровская детская школа искусств»
Методическая разработка:
«СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НАД ТРЕМОЛО
В КЛАССЕ ТРЁХСТРУННОЙ ДОМРЫ »
Преподаватель:
Почерняева Юлия Борисовна.
Щигры 2019
Музыка это язык чувств. Она отражает действительность и
воздействует на человека посредством осмысленных и особым
образом организованных по высоте и по времени звуковых
последований.
В процессе работы над выразительными средствами исполнения
разных по характеру музыкальных произведений идёт воспитание
чувств самого музыканта. Трактуя художественный образ,
учащийся раскрывает характер музыки, а эмоциональное
сопереживание позволяет пропустить «через себя» и пережить
заложенные в ней оттенки настроения. Лирическая музыка-
кантилена способна выявить чувство нежности, а мелизмы
позволяют развить утончённость. В «пении» на домре важно
достичь такой выразительности, чтобы эмоциональное воздействие
звучания инструмента было не менее убедительным, чем нюансы
человеческого голоса. Поэтому, чтобы заставить инструмент петь,
требуется мастерски выполненное частое тремоло. Очень важно
донести до учащихся качественную подготовку в отработке
данного приёма.
Тремоло с итальянского буквально переводится как «дрожащий»,
это быстрое многократное повторение одного звука, интервала или
аккорда.
Тремоло в кантилене как художественное средство, с помощью
которого достигается певучесть в исполнении протяжных мелодий.
Кантилена на домре это подражание певческого голоса, что
достигается посредством тремоло.
В «пении» на домре важно достичь такой выразительности, чтобы
воздействие звучания инструмента на слушателя было не менее
убедительным, чем человеческий голос.
Тремоло является самым выразительным и самым трудным для
освоения приёмом. Частота тремоло величина непостоянная. Она
зависит от количества ударов медиатором по струне. Ускорение
движения вызывает увеличение напряжения мышц, что отражается
в звучании. Главным определяющим фактором должно быть не
количество ударов на каждую ноту, а конечный результат
создание выразительной певучести мелодии. У домристов кроме
проблем художественного плана остро встаёт проблема физической
зажатости правой руки. Усталость мышц обычно происходит в трёх
точках: в кончиках пальцев, в кистевом суставе и локтевом суставе.
Чтобы избежать эти ощущения, следует придерживаться методики
работы над техникой правой руки. Профессор РАМ им. Гнесиных
Чунин В. С. в своих методических работах много писал о том, что
«в основе техники исполнения приёма тремоло лежит ротация
предплечья, обеспечивающая движение кисти по дугообразной
траектории в двух фазах: медиатор сверху упинация) и медиатор
снизу (пронация)». Нельзя принимать результат движения лучевой
кости предплечья, связанной с кистью за собственное вращение
кисти. В связи с этим определяется методика работы над техникой
правой руки: основное внимание следует уделять естественному
взаимодействию плеча, предплечья и запястья, чтобы получить
конечный результат вращательное движение кисти.
Чтобы начать тремоло, требуется посыл активное поступательное
и ротационное движение предплечья, что придаёт энергию
движения кисти, тот же посыл передает инерцию размашистому
движению предплечья, что не должно исключить вращательных
кистевых движений.
Выделяют шесть этапов в обучении приёму игры тремоло:
1. Подготовка правой руки к игре, медиатор держать ребром
ногтевых фаланг большого и указательного пальцев, другие пальцы
распрямить, мышцы не напряжены.
2. Начать волнообразное движение с отведением локтя от себя,
предплечье развернуть, локоть слегка отвести за корпус домры,
медиатор слегка поднять над струной, сделать активное движение
локтём от себя и вместе с разгибанием начать тремолирование.
3. Закончить цикл одним из двух вариантов снятия звука:
- движение кисти вниз;
- движение кисти вверх.
4. Во время тремолирования необходимо продвигать руку вдоль
струны вправо или влево.
5. По мере освоения приёма диапазон продвижения следует
сократить.
6. Для более определённой фиксации опорных звуков подключить
гибкое запястье как дополнительный импульс. Сделать
инерционную природу тремоло управляемой можно только через
контроль за опорными звуками, определяющими структурную или
ритмическую организацию музыки. Это качественно меняет
отношение к тремолированию, превращая его из механического
способа звукоизвлечения в приём игры со всеми присущими ему
свойствами: началом, развитием и окончанием.
Самостоятельные движения кисти и предплечья одновременно с
подключением мышц плеча это комбинированное тремоло. Этот
вид тремоло создает сильный глубокий звук. На начальном этапе
обучения отрабатывают тремоло только с участием кисти и только
после этого можно осваивать и два других вида. При усилении
звука до форте движение кисти подкрепляется движением
предплечья. В этом случае удаётся избежать перенапряжения
кисти. При ослаблении динамики кисть возвращается в прежнее
положение. То же происходит и при игре тремоло двойных нот,
которое почти всегда исполняется кистью и предплечьем. В
создании динамики форте необходимо следить за свободой
локтевого и запястного суставов, малейшее их перенапряжение
моментально приведёт к жесткости звука и ограниченности в
движениях. Освоение этого приёма большим рычагом нужно
начинать с умеренных движений и минимальных мышечных
напряжений. При этом произойдёт не только увеличение рычага, но
изменится и угол удара по струне он станет меньше. Сам удар
будет более нажимным, а амплитуда ограничится соседними
струнами. Тремоло с участием большого рычага очень удобно при
игре двойных нот, так как движения совершаются почти
параллельно деке, чем обеспечивается удар обеих струн почти под
одним углом. На практике этот приём даёт более глубокое,
округлое звучание с меньшими призвуками, значительно сильнее,
полнее и без треска.
На начальном этапе обучения следует отрабатывать штрихи
легато, нон легато и переменный штрих. Работу нужно начинать с
проигрывания тремоло на панцире или: берём лист бумаги, рисуем
дугу и начинаем проводить правой рукой имитацию ударов вниз -
вверх. Чтобы не потерять легкости движений нужно использовать
при игре на домре вначале бумажный или очень тонкий и мягкий
медиатор. Такой медиатор при соприкосновении со струной не
вызовет сильных напряжений кисти, звук буде слабый и мягкий.
Таким медиатором нужно произвести удар по второй струне с
остановкой на первой. После удара кисть в обратном движении
вновь зацепит струну, затем в свободном падении произведёт
третий удар по струне. Четвёртый удар будет совершён также за
счёт отскока, который будет подхвачен мускульным усилием и
кисть займёт исходное положение для очередного удара сверху.
Самым сильным будет первый удар, самым слабым последний.
Все удары должны быть ритмически ровными. После проработки
упражнений на второй струне можно перейти к упражнениям на
третьей струне. Темп игры должен быть умеренным. Далее темп
может быть ускорен.
В начале освоения приёма тремоло маленькому ребёнку трудно
объяснить, что какое «мышечный импульс», поэтому, при освоении
тремоло нужно использовать упражнения игры:
«Догони-ка»: медиатор держать ребром ногтевых фаланг большого
и указательного пальцев, другие пальцы распрямить. Медиатор
касается струны, мышцы не напряжены. Играть удары вниз-вверх.
«Поезд»: собранной рукой делать движения вниз-вверх
медиатором, то ускоряя движение, то замедляя, не отрывая его от
струны.
«Фигурное катание»: рисуем медиатором горизонтальную
восьмёрку. Концентрируем мышцы (собираем руку) уменьшаем
восьмёрку, расслабляем руку увеличиваем восьмёрку.
Теперь следует подключить левую руку. И здесь главное это
координация обеих рук. Заполнение расстояний между
интервалами – работа слуха и воображения учащегося:
«Игра на скрипке»: предложить ребёнку представить игру на
скрипке. Левая рука ведёт мелодию, а у смычка (правая рука) своё
дыхание. Смычок не делает движения на каждую ноту, а
захватывает фразу целиком.
При знакомстве с пьесами кантиленного характера сначала нужно
проигрывать произведение ударом вниз, затем тремоло отдельных
звуков и уже потом мотивов двух трёх звуков егато).
Работа над звуком самая трудная работа, она тесно связана со
слуховыми и душевными качествами учащегося. Научить
хорошему звуку трудно, многое зависит от самого ученика.
Развитие слуха непосредственно действует на звук. Для овладения
разнообразными качествами звучания учащийся должен стремиться
к согласованности работы пальцев и рук. Когда требуется тёплый и
проникновенный звук, надо играть ближе к грифу, а для открытого
и яркого звука нужно передвигать правую руку ближе к голоснику.
Длинные ноты надо держать ровно и тремоло должно быть мельче
и чаще. Пальцы левой руки должны располагаться ближе к грифу и
не собираться в «кулак». Одна из основных задач педагога
научить ученика слышать, так как умение слышать это основа
мастерства.
Список литературы
«Азбука домриста» / Т. М. Разумеева – 2006 г.
«Домра с азов» / А. Потапова 2003 г.
«Нотная папка домриста», тетрадь № 1, 2, 3, 4. / В. Чунин 2003
«Искусство игры на трёхструнной домре» / В. Круглов 2001 г.
«Школа игры на трёхструнной домре» / В. Круглов 2003 г.
«Развитие техники игры на трёхструнной домре» / В. К. Мироманов
2003 г.
«Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных
инструментах» / Выпуск 95 1987 г.
Электронные ресурсы
https://ruslania.com/sheethttp://assol.net/PDF/metodika/vals v
tvorchestve 19 veka dolinina.pdfmusik/byauthor/76850/fadeev-valerij