Рабочая программа по музыке 3 класс УМК «Школа России» соответствует ФГОСам
Рабочая программа по музыке 3 класс УМК «Школа России» соответствует ФГОСам (приказ МОиН РФ №373 от 06.10.09г.)
Пояснительная записка
Программа по музыке разработанной в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса,
задачи формирования у младших школьников умения учиться, на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской,
Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2017 г. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки
Российской Федерации».
Учебный предмет «Музыка» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о
технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и
показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по предмету «Музыка» для I-IV классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии со стандартами второго
поколения, примерными программами начального общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б.
Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных
учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной
деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», как и
другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных
пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыка, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений
современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской
музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского. Это будет оказывать позитивное
влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Произведения
отечественного музыкального искусства рассматриваются в рамках мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального
фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражения факты истории, отношения человека к родному краю,
его природе и труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и
письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки
базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую
часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью,
разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире. Специфика воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в
интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением детей
формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы
музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла
музыкального произведения, принципы развития музыка (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений
(одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыка (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония,
инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразия, специфика их
преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов
развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения
подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и
сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование
(разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства
фиксации музыкальной речи.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность
учащимся овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у
младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.
Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят
пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса
два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежат опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству,
знания и умения, проявляющиеся в различных видах музыкально-творческой деятельности. Данная программа не подразумевает жестко
регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках
урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической
идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных
занятий.
Место учебного предмета в системе начального общего образования
Программа начального общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане
образовательных учреждений общего
образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел 1. Россия — Родина моя (5 ч)
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины.
Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и
особенности музыкального языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Примерный музыкальный материал
Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А, Толстого.
Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.
Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Раздел 2. День, полный событий (4 ч)
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность
и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей
композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений
разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Примерный музыкальный материал
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свири-денко.
Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.
Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова.
Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.
Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.
С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.
Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.
Раздел 3. О России петь — что стремиться в храм (4 ч)
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери
— величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988
г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и
хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Примерный музыкальный материал
Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Тропарь Владимирской иконе Божией Матери.
Лее, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.
Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных
сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле.
Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Примерный музыкальный материал
Былина о Добрыне Никитиче. Обраб. Н. Римского-Корсакова.
Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).
Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Третья песня Леля; хор «Проводы Масленицы». Из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Веснянки. Русские, украинские народные песни.
Раздел 5. В музыкальном театре (6 ч)
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и
балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и
балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности
музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение
сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Примерный музыкальный материал
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Океан — море синее. Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
Раздел 6. В концертном зале (6 ч)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая
жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможнос-
ти (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы
программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы
музыки Л. Бетховена.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Примерный музыкальный материал
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский.
Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.
Мелодия. П. Чайковский.
Каприс № 24. Н. Паганини.
Пер Гюнт; Сюита № 1 (фрагменты); Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.
Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен.
Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.
Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.
Волшебный смычок, норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5 ч)
Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных
сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как
основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.
Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая
общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Примерный музыкальный материал
Мелодия. П. Чайковский.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.
Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
Запевка. Т. Свиридов, стихи И. Северянина.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.
Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.
Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.
Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского; Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой; Всюду музыка живет. Я.
Дубравин, слова В. Суслова; Музыканты, немецкая народная песня; Камертон, норвежская народная песня.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
песен всего учебного года.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планируемые результаты обучения
Требования к уровню подготовки учащихся
• обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их
языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
• накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
• выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения)
миром музыкальных образов;
• совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
• развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление
песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
• совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях
(пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
• освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;
• развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3класса обучающиеся научатся:
• узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
№
Разделы и темы
Кол-во часов
Россия-Родина моя.
5
День, полный событий.
4
«О России петь – что стремиться в храм».
4
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
4
В музыкальном театре.
6
В концертном зале.
6
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
5
итого
34
• продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
• продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и
музыкально-творческой деятельностью;
• высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
• продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и
изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
• эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
• показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого
голоса;
• выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
• охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
• определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального
творчества разных стран мира;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение,
инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой
деятельности;
-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;
-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения
музыки в собственной жизни;
-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
-нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
-нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;
-понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
-представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;
-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
-выбирать способы решения исполнительской задачи;
-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
-исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;
-соотносить различные произведения по настроению и форме;
-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
-обобщать учебный материал;
-устанавливать аналогии;
-сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);
-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);
-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
-стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).
-понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной
деятельности.
-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Тематическое планирование 1 час х 34=34 часа в год
№
урок
а
Тема урока
Колич
ество
часов
Элементы содержания
Планируемые результаты (личностные и
метапредметные)
Характеристика деятельности
I четверть ( 8 часов) Россия-Родина моя.(5 часов)
1
Мелодия- душа музыки.
1
Образная природа музыкального
искусства. Способность музыки в
образной форме передавать
настроение, чувства, характер
человека, его отношение к природе,
к жизни.
Музыка как средство общения
между людьми.
Выявлять настроения и чувства, выраженные в музыке.
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в
процессе исполнения музыкальных произведений ( пение,
художественное движение, пластическое интонирование и др. )
Передавать в импровизации интонационную выразительность
музыкальной и поэтической речи.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и
исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных
жанров.
Выполнять творческие задания.
2
Природа и музыка.
1
3
Виват, Россия! Наша слава
– русская держава.
1
Кантата « Александр
Невский».
4
Опера « Иван Сусанин».
1
5
Мелодия- душа музыки.
1
День, полный событий. 4 часа
6
С утра до вечера:
музыкальные впечатления
ребенка.
1
Музыкальный фольклор как особая
форма самовыражения.
Роль исполнителя в донесении
музыкального произведения до
слушателя.
Музыкальная интонация как основа
музыкального искусства. Общее и
особенное в музыкальной и речевой
интонациях. Выразительность и
изобразительность музыкальной
интонации
Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные
особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать художественно – образное содержание
музыкального произведения и раскрывать средства его
воплощения.
Передавать интонационно – мелодические особенности
музыкального образа в слове, рисунке, движении.
Находить ( обнаруживать ) общность интонаций в музыке,
живописи, поэзии.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного
характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга.
Выразительно ,интонационно осмысленно исполнять
сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре.
Выявлять ассоциативно – образные связи музыкальных и
живописных произведений.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных
сочинений программного характера.
Выполнять творческие задания.
7
Портрет в музыке. В каждой
интонации спрятан человек.
1
8
Детские образы М.
Мусоргского («В детской»,
«Картинки с выставки» и
П. Чайковского («Детский
альбом»)
1
2 четверть
9
Образы вечерней природы.
1
«О России петь – что стремиться в храм». (4часа.)
10
Радуйся, Мария!
1
Музыкальная интонация как основа
Обнаруживать сходство и различия русских и
Богородице Дево, радуйся.
музыкального искусства. Общее и
особенное в музыкальной и речевой
интонациях. Выразительность и
изобразительность музыкальной
интонации
Средства музыкальной
выразительности
западноевропейских произведений религиозного искусства (
музыка, архитектура, живопись).
Определять образный строй музыки с помощью « словаря
эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва,
величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов
России и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания .
11
Древнейшая песнь
материнства.
1
12
Тихая моя, добрая моя,
мама!
1
13
Вербное воскресенье.
Вербочки.
1
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4часа.)
14
Настрою гусли на
старинный лад. Былина о
Садко и Морском царе.
1
Музыка в народных обычаях и
обрядах.
Народные музыкальные игры.
Особенности звучания различных
видов оркестров: народных
инструментов, духового,
симфонического.
В ыявлять общность жизненных истоков и особенности
народного и профессионального музыкального творчества.
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как
способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в
коллективных играх –
драматизациях
Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов
оперных спектаклей.
Выразительно ,интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания.
15
Певцы русской старины.
Лель, мой Лель.
1
16
Звучащие картины.
Прощание с Масленицей.
1
3 четверть
17
Обобщающий урок.
Жанр былины в русском
музыкальном фольклоре.
1
В музыкальном театре. (6часов)
18
Опера « Руслан и
Людмила».Увертюра.
1
Песенность, танцевальность,
маршевость как основа становления
более сложных жанров- оперы,
балета, мюзикла и др.
Особенность тембрового звучания
различных певческих голосов,
хоров и их исполнительские
возможности.
Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-
постановщика в создании музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных
фрагментов музыкального спектакля ( дирижер, режиссер,
действующие лица и др. )
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к
опере и балету.
Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной
записи.
Воплощать в пении или пластическом интонировании
сценические образы на уроках и школьных концертах.
19
Опера « Орфей и
Эвридика».
1
20
Опера « Снегурочка».
1
21
Океан – море синее.
22
Балет « Спящая красавица».
23
В современных ритмах.
1
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-
концерты.
Учебно-методическое обеспечение
Программа:
Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из
мюзиклов, опер, балетов.
В концертном зале. (6 часов)
24
Музыкальное состязание.
1
Тембровая окраска наиболее
популярных в России музыкальных
и их выразительность.
Различные виды музыки: вокальная,
инструментальная, сольная,
хоровая, оркестровая
Композитор как созидатель музыки.
Роль исполнения в донесении
музыкального произведения до
слушателя.
Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.
Узнавать стилевые особенности, характерные черты
музыкальной речи разных композиторов.
Определять виды музыки , сопоставлять музыкальные
образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Называть исполнительские коллективы и имена известных
отечественных и зарубежных исполнителей.
25
Музыкальные инструменты.
Звучащие картины.
1
26
Музыкальные инструменты.
1
4 четверть
27
Сюита « Пер Гюнт».
1
28
« Героическая» Призыв к
мужеству.
1
29
Мир Бетховена.
1
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. (5 часов)
30
Чудо- музыка.
1
Роль композитора, исполнителя,
слушателя в создании и бытовании
музыкальных сочинений. Сходство
и различие музыкальной речи
разных композиторов.
Джаз — искусство XX века.
Особенности мелодики, ритма,
тембров инструментов, манеры
исполнения в джазовой музыке.
Импровизация как основа джаза.
Мелодии прошлого, которые знает
весь мир.
Выявлять изменения музыкальных образов , озвученных
различными инструментами.
Разбираться в элементах музыкальной грамоты.
Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим
содержанием в духе песни, танца, марша.
Определять особенности построения ( формы) музыкальных
сочинений.
Различать характерные черты языка современной музыки.
Определять принадлежность музыкальных произведений к
тому или иному жанру.
Инсценировать музыкальные образы песен, пьес
программного содержания.
Участвовать в подготовке заключительного урока – концерта.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания.
31
Острый ритм- джаза звуки.
1
32
Люблю я грусть твоих
просторов.
1
33
Мир С. Прокофьева. Певцы
родной природы.
1
34
Прославим радость на
земле. Радость к солнцу нас
зовет.
1
1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2011
Учебники и рабочие тетради
1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка. Учебник 3 класс.— М.: Просвещение, 2011.
2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс.— М.: Просвещение, 2011.
2.2. Учебно-методические пособия для учителя:
1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс
2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 3 класс (МР3)
3. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
2.3. Список используемой литературы:
1. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
Бакланова Т.И. «Обучение в 3 классе», М., Астрель, 2005г.
2. Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 3 класс», Волгоград, Учитель,2006г.
3. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 3 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
4. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
5. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
6. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
7. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
8. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.
М.: Глобус, 2008.- 176с
9. Песенные сборники.
Технические средства обучения.
1. DVD-плеер
2. Компьютер.
Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
2. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).
Наглядные пособия
Таблицы, схемы, учебные картины, плакаты, портреты композиторов.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Технологическая карта урока "Царит гармония оркестра" 4 класс
- Методические рекомендации "Особенности работы над произведением в стиле фламенко"
- Тестовые задания по музыке
- Внеклассное мероприятие "Волшебные мгновения музыки М.И. Глинки" 5 класс
- Тест по сольфеджио "Размер. Метр. Доли" 1 класс
- Конспект урока "Рекрутские песни" 3 класс