Методические рекомендации "Особенности работы над произведением в стиле фламенко"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
ПРИАРГУНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Методические рекомендации
Особенности работы над произведением в стиле фламенко
(возраст 9-11 лет)
Подготовила:
Сурина Оксана Владимировна
преподаватель МБУДО
Приаргунская ДШИ
2019 г.
2
В настоящее время фламенко стало одним из жанров гитарной
инструментальной музыки, отличающимся эффектным и экспрессивным
звучанием, для которого характерны некоторые приемы игры, не
применяющиеся ни в каком другом жанре гитарной музыки. Умение сыграть
фламенко расширяет технический багаж и позволяет добавить в свои
выступления эффектные элементы из этого стиля. Поэтому рано или поздно
любой гитарист вводит в свой репертуар произведения в стиле фламенко.
В нотной литературе, а также на просторах Internet можно встретить
материал любой сложности, поэтому знакомство со стилевыми особенностями
фламенко мы начинаем изучать практически с 1 класса (например: В. Калинин
«Маленький испанец», В. Козлов «Испанский танец» и др.).
Фламенко – это общее обозначение южно-испанской (андалузской)
музыки. Истинными носителями стиля фламенко принято считать испанских
цыган, которые в XV веке прибыли в Испанию из рушащейся Византии,
расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия и по
своему обычаю, стали перенимать и переосмысливать местные музыкальные
традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская. Из этого
сплава музыкальных традиций, переосмысленного вначале цыганами, а потом
испанцами, родилось фламенко. Долгое время фламенко считалось «закрытым
искусством», так как цыгане жили изолированной группой, и фламенко
формировалось в узких кругах. Но в конце XVIII века гонения на цыган
прекратили, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе, обрело свободу. В
конце XX века фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и
джазовые мотивы. Основные особенности стиля – импровизационный
характер, сложный ритм и специфическая техника исполнения.
Гармонической особенностью стиля фламенко является типичная
последовательность аккордов – Am-G-F-E, называемая в Испании
андалусийской каденцией. По мнению известного гитариста-фламенкиста
Маноло Санлукара, в этом ладе аккорд E (ми мажор) является тоникой, F (фа
мажор) имеет гармоническую функцию доминанты, в то время как Am (ля
3
минор) и G (соль мажор) играют роль субдоминанты и медианты
соответственно. По другой (более распространённой) точке зрения, тоникой в
данном случае является ля-минорный, а доминантой – ми-мажорный аккорд. В
связи с типичной диспозицией созвучий в формах фламенко метрически
наиболее сильным оказывается доминантовый аккорд («сильный» оттого, что
на нём заканчивается период), отсюда альтернативное название звуковысотной
структуры такого типа – доминантовый лад.
Характерное выступление фламенко с пением и гитарным
аккомпанементом, состоит из серии частей в различных стилях. Каждая часть
представляет собой набор стихов (называющихся copla, tercio или letras),
которые перемежаются гитарными интерлюдиями называемыми falsetas.
Обычно гитарист также исполняет короткое вступление, которое задаёт
тональность, компас (испанское слово для обозначения понятий метра и такта
из теории музыки) и темп песни. Как правило, фламенко – это песенно-
танцевальный жанр с различными формами ритмического рисунка в размерах
3/4 или 6/8, а также встречаются формы со свободным ритмом.
На примере пьесы Джона Уитворда «Сердце Испании», мы подробно
разберем особенности работы над произведением в стиле фламенко с
применением упражнений на различные виды техники на начальном этапе
обучения в классе гитары. Данная работа не сможет уместиться в рамках
одного занятия, поэтому мы приводим её в форме методических
рекомендаций.
4
Джон Уитворд. Сердце Испании.
5
Данное произведение можно изучать с учащимися среднего уровня
подготовки обучающихся в 3-4 классах по дополнительной
предпрофессиональной образовательной программе.
Основной технической сложностью в этот период обучения станут –
исполнение аккордов с применением красочных приемов (rasgueado, tamboro),
при этом сама аккордовая последовательность в единой аппликатурной
постановке в соседних позициях в типичной стилевой последовательности.
Как правило, аппликатура аккордов в испанской музыке содержит открытые
струны, и такие аккорды называют «испанскими», или «аккордами фламенко».
Испанские аккорды играются без баррэ, чтобы не путаться в сложных
названиях, их называют по позиции аккорда с баррэ.
Первый запев:
Заключительная каденция:
Подобная аккордовая последовательность уже встречалась на более
ранних периодах обучения, но для устранения сложности исполнения и
закрепления приобретенного навыка, проучиваем аккордовую
последовательность приемом арпеджиато большим пальцем, следующим
ритмическим рисунком:
6
Вариант для заключительной каденции:
В период проучивания (отработки) добиваемся ровного звучания каждого
аккорда, обращая внимание на смену позиции, при этом кончики пальцев
левой руки должны находиться четко перпендикулярно грифу, чтобы мякоть не
задевала другие струны. В нашем случае смена позиции осуществляется
скольжением трех пальцев левой руки («форма» аккордов идентичная),
поэтому необходимо тщательно контролировать слухом сам переход и
обеспечить неслышимое соединение звуков аккордов: перед переходом палец
ослабляет свое давление на струну, и слегка её касаясь, движением предплечья
и кисти переносится на новое место. Наиболее рационально и точно переход
происходит, если при смене позиции совершается не изолированное движение
какой-либо части руки (кисти, предплечья, плеча), а всей руки в целом.
Отработав смену позиции, постепенно усложняем ритм и играем с опорой
на первую долю.
В подобной последовательности проучиваем заключительную каденцию.
При работе над аккордами на первом этапе рекомендуется отказаться от
звукоизвлечения правой рукой. Как правило, ученик при исполнении аккорда
исходит из физических ощущений, а не из звуковых. Начинать работу следует
7
с медленного темпа (как бы исполняя арпеджиато), прослушивая всю
внутреннюю фактуру аккорда. Во время упражнений следить за звучанием
(дослушиванием) каждого, особенно последнего, аккорда, не допуская спешки
во время их смены. В месте звукового срыва – отработать смену двух соседних
аккордов. Далее, при постепенном сокращении времени исполнения и
прибавлении темпа, нельзя терять фактуры аккорда, его мелодического голоса.
Также можно разнообразить тембр исполнения аккордов: играть ближе к
грифу, ближе к подставке или у подставки. В этом случае вся работа будет
способствовать собранности, концентрации как левой, так и правой руки и,
тем самым, будет положительно сказываться на звуке и его структуре.
После тщательно проведенной работы над аккордами, мы приступаем к
освоению красочных приёмов, что очень увлекает ученика, а, главное –
развивает гибкость игрового аппарата. Одним из наиболее сложных приёмов
на данном этапе, является прием rasgueado – это извлечение звуков аккорда
одним или несколькими пальцами, используя внешнюю сторону ногтя.
Для исполнения нужно поставить большой палец на шестой струне и
сжать остальные пальцы в кулак. Здесь должно быть полное сжатие кисти,
ногти упираются в ладошку так, чтобы пальцы резко выскакивали наружу. При
исполнении приема rasgueado необходимо следить за тем, чтобы каждый
палец «выщелкивал» из кисти точно перед следующим. При этом необходимо
выработать быстрые, ударные движения и правильное равномерное отделение
пальцев друг от друга. Чрезмерная работа над приемом rasgueado утомительна
для кисти, поэтому следует избегать перенапряжения. Осваивая rasgueado, мы
развиваем слабые от природы разгибательные мышцы и тем самым
содействуем общему развитию кисти.
Освоение приема rasgueado начинаем в медленном темпе с применением
ранее использованных ритмических упражнений, обращая внимание на
звучание звуков аккорда при движении вверх и вниз, и соблюдая динамическое
равновесие звуков аккорда, независимо от направления.
8
Прием tamboro в пьесе используется эпизодически (заключительный
оборот первого запева), но на данном этапе обучения является новым
техническим приемом и поэтому требует особого внимания. Этот приём
возник в гитарной музыке после XIX столетия, в связи с ростом интереса к
тональным оттенкам, и получил широкое распространение во многих
произведениях этого периода: достойным примером этому может служить
«Секвенция XI для гитары», написанная Лучано Берио (р. 1925) для гитариста
Элиота Фиска в 1988 г.
Прием tamboro («tambor» исп. – барабан) предполагает извлечение звуков
с помощью не щипков струн, а ударов по ним, которые выполняются левой
боковой поверхностью большого пальца правой руки. Этот прием наиболее
эффективен, если он выполняется в двух-трех сантиметрах от подставки. Удар
надо делать всей тяжестью кисти, быстро отталкиваясь от струн, чтобы они
свободно звучали, звуки при этом получаются резкие и ритмичные, похожие
на барабанный бой.
Отрабатывая прием tamboro, необходимо проследить за тем, чтобы кисть
руки, ударив по струнам, тотчас же поднималась вверх, а не задерживалась на
них.
Основным техническим приемом в припеве – является арпеджио. В
данный период (3-4 класс ДПОП) он не является сложным, так как подробно
разбирался на более ранних этапах обучения, поэтому здесь необходимо
акцентировать внимание на сочетании использования приемов apoyando
(проведение мелодии в басу) и tirando, а также динамической и тембральной
вариативности в повторениях.
Хотя использование приёма apoyando в данном контексте не обязательно,
так как он не является типичным для испанской музыки и его применение
9
рассматривается как вариант исполнения на усмотрение педагога или
исполнителя.
Во втором запеве необходимо обратить внимание на исполнение звуков
децим в третьем такте. Принцип работы с интервалами аналогичен работе над
аккордовой техникой, главное – одновременность установки пальцев на
интервал, четкое соблюдение представленной аппликатуры, звуковое
соотношение открытой и прижатой струн. При этом имеет смысл рассмотреть
различные варианты штрихового и динамического исполнения.
Одним из красивейших приемов игры на гитаре является флажолет
(старофр. «flageolet» – маленькая флейта). Звук флажолета чуть глухой и в то
же время бархатный, тянущийся, чем-то похожий на звучание флейты.
Флажолеты, получаемые от деления целой (открытой) струны, называются
натуральными, от деления прижатой на каком-либо ладу – искусственными.
Натуральные флажолеты обозначаются кружочком над нотой, ромбом на
месте ноты или сокращенным названием (harm или arm), исполняются легким
прикосновением подушечки пальца левой руки, точно напротив ладового
порожка (в указанных местах грифа) и одновременным щипком пальца правой
руки, после чего палец левой руки быстро поднимается.
В нашем случае извлечение натуральных флажолет происходит на фоне
звучания ноты в мелодии, поэтому здесь важно соблюдать указанную
аппликатуру и правильно определить местоположение флажолета. Во время
извлечения флажолета необходимо придать кисти левой руки такую форму,
при которой звук флажолета будет чистым, а звучащая струна не будет задета.
10
Отрабатывая отдельный раздел пьесы, ученику важно ясно представить
цель и задачу, которые в данный момент решаются. Постепенно осваивая
различные ощущения и переводя их из медленного темпа в более быстрый, мы
приобретаем мышечную, автоматическую реакцию, а в более широком смысле
профессиональную исполнительскую техническую базу. В этом случае
автоматизм рассматривается не как чисто механическое действие, а как
выработанный, осмысленный комплекс реакций, в котором первоначальный
импульс исходит именно от слухового представления и затем переходит в
игровой аппарат исполнителя.
В данных рекомендациях мы рассмотрели чисто техническую работу, не
затрагивая вопросы интонирования, анализа выразительных средства и
возможностей их толкования, постарались подробно рассмотреть принципы,
являющиеся важнейшими составляющими оптимальной эффективности,
успеха любого технического тренинга и занятий на гитаре в целом и над
пьесой в стиле фламенко в частности. Поэтапное изучение деталей с
последующим объединением усваивается быстрее и легче за счёт уменьшения
неизбежных ошибок и неточностей, которые при комплексном подходе
появляются чаще и устраняются труднее. Последовательная работа позволяет
быстрее понять возможность использования выше описанных
профессиональных приемов, осознано освоить и наработать правильную
технику исполнения, избежать многих ошибок.
Подводя итог, отмечаем следующее: работа, выполненная грамотно, с
пониманием изучаемого материала обогатит арсенал исполнительских
приёмов, а правильно подобранная техника даст возможность уделять больше
внимания эмоциональной составляющей исполнения, что в итоге повысит
профессиональный уровень учащегося. Ключ к решению технических
проблем лежит в правильных мысленных и слуховых установках учащегося,
которые должны сочетаться с непрерывным совершенствованием его
двигательных ощущений, навыков и умений.
11
Список использованных источников
1. https://ru.wikipedia.org
2. https://pereborom.ru/flamenko-na-gitare/
3. https://gitarmonstr.ru/uroki/flamenko-na-gitare.html
4. https://gitarshkola.ru/odinochnoe-rasgeado-i-chetyryoxzvuchnoe/
5. https://shademark.ru/solfedzhio/nestandartnye-priemy-igry-na-gitare-
razlichnye-tehniki.html
Музыка - еще материалы к урокам:
- Тестовые задания по музыке
- Внеклассное мероприятие "Волшебные мгновения музыки М.И. Глинки" 5 класс
- Тест по сольфеджио "Размер. Метр. Доли" 1 класс
- Конспект урока "Рекрутские песни" 3 класс
- Конспект урока "Музыкальный портрет" 6 класс
- Рабочая программа по музыке 8 класс на 2019-2020 уч. год (Сергеева Г.П., Критская Е.Д.)