Внеклассное мероприятие "Волшебные мгновения музыки М.И. Глинки" 5 класс

Внеклассное мероприятие по музыке
Для обучающихся в 5классах
На тему: Волшебные мгновения музыки М.И.Глинки
Ведущие: Фея Музыки, Скрипичный ключ.
Предварительная подготовка: костюмы ведущих, презентация по теме мероприятия.
Музыка для прослушивания: «Вальс-фантазия», вариации на тему песни «Среди долины
ровныя», ноктюрн «Разлука», романс «Жаворонок», песня «Воет ветер в чистом поле», Марш
Черномора.
(Звучит начало «Вальса-фантазии» М.И.Глинки.)
Фея: Волшебное мгновенье, когда звучит прекрасная музыка.
Так хочется, чтобы музыка не останавливалась, чтобы она продолжалась, как можно дольше.
Наша сегодняшняя встреча с музыкой открывается замечательной пьесой. Она называется
«Вальс-фантазия», и написал ее великий русский композитор Михаил Иванович Глинка.
(На экране портрет М.И.Глинки и далее по ходу мероприятия ведется показ всех слайдов
Презентации соответственно тексту.)
(Вбегает Скрипичный ключ.)
Ключ: Я не опоздал? Мчался изо всех сил, словно паровоз, который изобразил композитор
Михаил Иванович Глинка в своей «Попутной песне». Помните, музыка такая быстрая, бурная, она
рисует, как паровоз изо всех сил мчится по рельсам. (Напевает начало песни.)
Фея: Дорогой Скрипичный ключ, ты пришел вовремя. Кроме того, ты даже начал разговор о
композиторе, с чьей музыкой мы сегодня встретимся – о Михаиле Ивановиче Глинке.
Ключ: Прекрасно! Я так люблю музыку Глинки. Мне нравятся слова, которые он сказал о музыке.
Знаете, ребята, Михаил Иванович Глинка сказал: «Музыка – душа моя!».
Фея: Самое интересное заключается в том, что он произнес эти слова, когда был еще совсем
маленьким мальчиком , в усадьбе его родителей с ним занимался домашний учитель. Но
маленький Миша так часто отвлекался потому, что уже тогда мысли его были полны музыкальных
звуков.
Ключ: Где же мальчик мог слышать музыку? Ведь ни радио, ни телевидения тогда еще не
существовало?
Фея: Во-первых, у маленького Миши Глинки была очень музыкальная няня. В ее исполнении
мальчик услышал много русских народных песен – и печальных, и веселых, любовь к которым он
пронес через всю жизнь. Сам Глинка, когда вырос и стал композитором, вспоминал: «…песни,
слышанные мной в ребячестве были первою причиной того, что в последствии я стал
разрабатывать народную русскую музыку».
Ключ: Да, Миша Глинка родился недалеко от города Смоленска, где издавна славились народные
певцы-умельцы. Его няня Авдотья Ивановна слыла одной из лучших песенниц. Голос у нее был
низкий, звучный и вместе с тем мягкий, словно бархатный. Как запоет бывало (напевает) :
«Среди долины ровныя
На гладкой высоте
Растет-цветет высокий дуб
В могучей красоте»
Фея: Ты знаешь, Скрипичный Ключ, ведь в последствии композитор Михаил Иванович Глинка на
основе этой песни написал удивительную песню- вариации. Послушайте, ребята, как меняется в
вариациях Глинки одна и та же мелодия. Композитор словно каждый раз помещает ее в новую
красивую рамочку: тему мы узнаем, а ее наряд стал совершенно иным, чем прежде.
(Прослушивание отрывка Вариаций на тему песни «Среди долины ровныя».)
Ключ: Михаил Иванович Глинка много путешествовал. Его поездки заграницу не были простым
отдыхом: Глинка отправлялся туда для того, чтобы заниматься музыкой с лучшими европейскими
педагогами, ведь в России в то время не было музыкальных учебных заведений.
Фея: Каковы были успехи Михаила Ивановича? Радовал ли он своих педагогов или огорчал их?
Ключ: Юный Глинка занимался так старательно, что вскоре просто напросто превзошел своих
учителей. Они сами об этом говорили. Глинка много и усердно занимался, и вскоре его самого
стали называть словом «маэстро», что означает «учитель».
Фея: Все же Михаил Иванович очень тосковал по своей любимой родине. У него даже есть
музыкальная пьеса, которая так и называется- «Разлука». Я хочу, чтобы мы сейчас с вами
послушали ее. Пусть эта пьеса несколько велика по объему, зато какие красивые мелодии
сочинил для нее композитор. Послушайте, начало пьесы напоминает плавный задумчивый напев.
Мелодия вращается вокруг одних и тех же звуков, и кажется, словно это мысли человека
постоянно возвращаются к одному и тому же – думам о своей родине. Но вот в середине пьесы
мелодия несколько оживляется, становится более светлой. Наверное, это вспомнилось что-то
доброе. Может быть даже веселое. В конце грустная тема вновь возвращается.
Ключ: Можно представить себе, что это сам Глинка возвращается к себе на родину, домой , в
Россию. Он едет в экипаже и грустит оттого, что ехать приходится так долго.
(Прослушивание первой части ноктюрна «Разлука».)
Ключ: Как почти у всякого музыканта, у Глинки есть музыка, посвященная родной природе.
Давайте послушаем его романс, который называется «Жаворонок». Мелодия этого романса очень
простая, легко запоминающаяся. Музыкальное сопровождение словно передает чириканье
маленькой птички, которая то спускается совсем близко к земле, то вновь поднимается ввысь.
Фея: Жаворонок- первая весенняя птичка, говорят , что ее прилет знаменует начало теплой поры.
Поэтому Глинка передает своей музыкой радостное настроение, которое охватывает человека
оттого что наконец пришло прощание с зимой и наступает встреча весны-красны.
(Прослушивание романса «Жаворонок».)
Фея: Таланту композитора были подвластны все стороны человеческой жизни – тоска по родине,
радость от встречи с весной. Еще Глинка был одарен талантом сочинять музыку, которую трудно
было отличить от народной. С первого раза даже может показаться, что мы слышим музыку,
которую сочинил народ – так похожи мелодии, созданные Глинкой, на подлинно народные.
Давайте послушаем песню Михаила Ивановича Глинки «Воет ветер в чистом поле». Обратите
внимание на то, как напоминает эта песня, созданная профессиональным композитором,
народную.
(Прослушивание песни «Воет ветер в чистом поле».)
Фея: Действительно, если не знать, что эту песню сочинил композитор, можно подумать, что она
народная. Такое признание сам композитор считал высшей похвалой. Он даже говорил так:
«Создает музыку народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем».
Ключ: Фея, расскажи, пожалуйста, что означает слово «аранжируем»?
Фея: Это значит делаем обработку. Конечно, Михаил Иванович Глинка скромничал. Просто у
него был огромный музыкальный талант, который он приумножил своими постоянными
стараниями, учебой, а затем и упорной работой. Недаром так красива музыка, которую он
сочинял. Знаешь ли ты, Скрипичный ключ, какие сказочные произведения написал этот
композитор?
Ключ: Конечно, знаю. Михаил Иванович Глинка создал целую оперу на сюжет сказки поэта
А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы, но злой
волшебник по имени Черномор похищает Людмилу, и отважный Руслан отправляется на ее
поиски. Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым
знаменитым ее отрывком является «Марш Черномора». Давайте послушаем этот марш.
Фея: Я только хочу напомнить, как сам Пушкин рисует в своей поэме «Руслан и Людмила» облик
страшного Черномора.Это был карлик с длинной - предлинной бородой. Вот как сказано в поэме
о его появлении:
«Безмолвно гордо выступая,
Нагими саблями сверкая
Арапов длинный ряд идет…
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подняв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода».
Ключ: В «Марше Черномора» несколько основных тем. Одна из них мощная, грозная, потом
музыка становится таинственной, сказочной. Глинка вводит в нее звучание колокольчиков, и мы
словно слышим перезвон, который раздается в заколдованном царстве Черномора.
(Прослушивание Марша Черномора)
Фея: Я рада, что сегодня ребята познакомились с музыкой великого русского композитора
Михаила Ивановича Глинки.
Ключ: Да, я надеюсь, что они запомнили и его романс «Жаворонок» и волшебный «Марш
Черномора»
Фея: О произведениях этого композитора можно рассказывать очень долго. Поэтому давайте
скажем музыке Глинки «До свиданья», а это значит – до новых встреч.