Игровые технологии как средство обучения детей младшего школьного возраста на занятиях по хореографии

Секция: Технологии и практики внеурочной деятельности в развитии личности
учащегося
Внеурочная деятельность и система дополнительного образования
Игровые технологии как средство обучения детей младшего школьного
возраста на занятиях по хореографии
А.В. Машуков,
педагог дополнительного образования
ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга
Внеурочная деятельность и система дополнительного образования имеют общую
цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе
свободного выбора.
Так же они ставят перед собой схожие задачи:
1. Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к
различным видам деятельности;
2. Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере
внеурочной деятельности;
3. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении
деятельности;
4. Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
5. Создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
6. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
7. Расширение рамок общения с социумом.
Я занимаюсь с детьми младшего школьного возраста, для которых игровая
деятельность ещё имеет большое значение.
И сегодня мы рассмотрим вопрос влияния игровых технологий на успешное развитие
детей в работе хореографического коллектива
В современном мире понятие «игра» ассоциируется у детей с телефонами,
различного рода гаджетами, что ведет за собой малоподвижный образ жизни
(гиподинамия), замкнутость в себе из-за полного погружения в виртуальный мир, а в
педагогике игра рассматривается как средство обучения.
В отечественной психологии принята концепция игры, построенная Д. Б.
Элькониным. Ребенок в играх (по Эльконину) отражает действительность и моделирует
окружающий его мир. Педагог, пользуясь игрой как средством обучения и
воспитания, моделирует различные условные ситуации, которые дети должны сами
решить в процессе игры.
Преодолевая пространство и время, сочетая несколько видов искусства – музыки,
театра и танца, игра воздействует с огромной силой на эмоциональный мир ребенка.
Используя огромный потенциал игры в процессе обучения, педагог хореографии
приобретает возможность сделать наиболее интересным разучивание и отработку
танцевальных движений, которые зачастую кажутся детям скучными и бесполезными.
Применение игровых технологий вызывает у обучающихся желание овладеть
предлагаемым учебным материалом без сопротивления с их стороны, наоборот, получая
при этом удовлетворение. Процесс игры облегчает процесс запоминания и освоения
упражнений, а также вызывает интерес к занятиям. Дети с удовольствием включаются в
игру, предлагают свои варианты правил, усложняют ее содержание. Грамотный педагог
поддерживает их инициативу, но при этом не забывает, что основное назначение игры
превратить в интересное для ребенка дело сам образовательный процесс.
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала ребят,
формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими
высокого творческого результата используются различные методы работы.
Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных
педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом.
К традиционным подходам подготовки относятся методы и рекомендации по
изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций,
изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие
занимающихся.
Инновационные подходы включают в себя следующие компоненты:
современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических
способностей; игровые технологии; педагогические технологии коллективной творческой
деятельности; технологии развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в
процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива;
методы создания художественной среды средствами хореографии.
В своей работе педагог использует различные виды игр, такие как:
1. Игры-превращения:
Развивают творческие способности в танцевальной импровизации: умение
придумывать движения в соответствии с заданным образом и характером музыки.
К данным играм относится, например, игра «Деревянная, каменная и тряпочная
куклы», где дети сначала учатся исполнять движения четко и акцентировано, напрягая
при этом мышцы ног, рук, резко поворачивая голову и тело, а затем, подражая тряпочным
куклам, снимают напряжение, обмякают, исполняя движения мягко и безвольно.
2. Игры на внимание.
Цель данных игр сосредоточить внимание учащихся на учебном процессе.
Игра «Хлоп-стоп». Под музыку дети двигаются в свободном порядке, танцуют,
перемещаются по классу. Когда музыка останавливается, педагог должен хлопнуть в
ладоши либо один раз, либо два раза, либо три и т. д. Если звучит один хлопок ученики
должны встать на свои места в шахматном порядке, если два хлопка встать в пары и
взяться за руки, на три хлопка образовать «тройки».
3. Игры на развитие двигательных и импровизационных способностей.
Развивают умение ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по
залу, не сталкиваясь друг с другом, учат двигаться в разных темпах, координировать
движения, останавливаться по сигналу педагога.
Например, игра «Медведи». По хлопку педагога дети начинают хаотично
двигаться, стараясь не столкнуться друг с другом и заполнить свободное пространство
зала.
4. Игры на закрепление пройденного материала.
Такие игры помогают учащимся лучше закрепить свои знания, умения и
танцевальные навыки, полученные на уроках. Педагогу же позволяют выявить, насколько
хорошо пройденный материал освоен детьми.
Игра на знание различных рисунков танца. Под музыкальное сопровождение
учащиеся двигаются в свободном порядке, перемещаясь по классу. По команде
преподавателя они перестраиваются в колонны, диагональ, круг, делают «змейку»,
«ручеёк», «воротца» и т.д.
Игра на знание позиций ног, рук в классическом и народном танцах.
Учащиеся двигаются в свободном порядке, танцуют, перемещаются по классу.
Когда музыка в любой момент останавливается, педагог дает задание, например, сделать
первую позицию ног и третью позицию рук. Дети стараются выстроить заданную позу. На
следующую музыкальную паузу задание меняется: например, нужно сделать пятую
позицию ног, руки сложить «полочкой» и т. д.
Применение на занятиях хореографией игр, позволяет снять психологические
зажимы, обогащает эмоциональный опыт ребенка. Игра помогает многим ребятам
преодолеть излишнюю скромность, стеснительность и закрепощенность, а чувство
сотрудничества и гармоничное взаимодействие с группой сверстников придает им
уверенность в себе.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе,
так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации
деятельности воспитанников, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память,
помогает учащимся выработать танцевальные умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную и физическую деятельность обучающихся,
развивает внимание и интерес к предмету;
3) игра – один из приёмов преодоления пассивности детей.
4) Профессиональные качества детей, такие как выворотность, гибкость,
растяжка, воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения у обучающихся
закрепляются с интересом и удовольствием
Список использованной литературы и информационных источников:
1. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и
развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. – М.: Народное образование, 1998.
3. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -
Просвещение, 1991.