Методическая разработка "Слуховой анализ на уроках сольфеджио"

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1
г. Волгограда
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
«СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»
Выполнила
преподаватель
теоретических дисциплин
Барыкина О. А.
Волгоград, 2019
2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ .............................. 3
СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО .......................................... 4
1. Работа над слуховым анализом ........................................................................ 4
2. Анализ элементов музыкального языка .......................................................... 4
3. Целостный анализ .............................................................................................. 5
4. Музыкальный материал для слухового анализа ............................................. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................... 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ......................................................................................... 10
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с
пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха
учащегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важной
задачей является научить учащихся правильно слушать музыку. Музыкальное
восприятие создаёт необходимую слуховую базу для изучения и осознания
разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с
остальными формами работы (интонационные упражнения, пение с листа,
диктант, творческая работа).
Постоянная систематическая работа по слуховому анализу, даёт возможность
учащемуся накопить внутренние слуховые представления, развивать
музыкальную память, мышление. Слуховой анализ целесообразно сочетать со
зрительным анализом, воспитывая у учеников умение ориентироваться в
нотном тексте, что очень необходимо в работе над произведением по
специальности, музыкальной литературе.
К окончанию курса сольфеджио в ДШИ, учащиеся должны уметь:
эмоционально воспринимать музыкальное произведение;
определять характер, жанровые особенности, лад, размер, форму, фактуру;
узнавать знакомые мелодические и гармонические обороты, ритмический
рисунок, повторность, хроматизм, модуляции, секвенции.
Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся ДШИ.
Предмет исследования: форма работы слуховой анализ на уроках сольфеджио
Цель: доказать целесообразность применения формы работы слухового анализа
на уроках сольфеджио.
Способствовать развитию личности учащегося в процессе воспитания его
художественного мышления в музыкальной деятельности.
Задачи:
Выделить слуховой анализ как важную форму работы на уроках сольфеджио;
доказать необходимость работы;
проанализировать огромную роль творческой инициативы учащихся в процессе
обучения;
рассмотрение слухового анализа как одну из сложных форм работы в курсе
сольфеджио.
4
СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
1. Работа над слуховым анализом
Анализом лучше всего начинать заниматься с первого класса. Теоретические
знания лучше усваиваются с показа их в звучании. Самые первые впечатления
от услышанной музыки прежде всего эмоциональные. Нельзя объяснять
материал только теоретически или тренировать на одних упражнениях- такие
уроки не развивают музыкальный слух, а лишь «дрессируют» детей. Главная
задача научить детей осознанно понимать и определять элементы
музыкального языка, научить правильно и целенаправленно слушать.
Особое значение имеет анализ на слух в работе над гармоническим слухом.
Только яркий, красочный показ произведения поможет детям с желанием
определять функции, созвучия, интервалы.
Существуют два вида анализа на слух:
Усвоение элементов музыкальной речи;
Целостный анализ-элементы музыкальной речи в взаимосвязи в произведении.
2. Анализ элементов музыкального языка
Прежде чем составлять примеры для анализа музыкальной речи нужно хорошо
продумать исполнение. Не желательно исполнять интервалы, трезвучия как
упражнения или схемы, лучше использовать нотные примеры (двухголосные
песни или произведения по специальности). Для обучающихся
хореографического искусства использовать мелодии танцевального характера,
народные, классические танцы. Не следует сразу делать контрольные опросы.
В течении нескольких уроков закрепить данные знания и лишь затем
переходить к индивидуальному опросу. Лучше всего начать всей группой с
разъяснения каждого интервала (трезвучия, септаккорда и т. д.).
Очень важно преподавателю правильно и интересно организовать работу над
этим разделом. Дети поступают в ДШИ в возрасте 6-7 лет не понимают всей
серьёзности обучения, поэтому лучше вести работу над слуховым анализом в
игровой форме. Применение ярких наглядных пособий, музыкально-
дидактических игр помогают усвоить сложный материал в простой доступной
форме. Игры развивают интерес и вкус к предметам теоретического цикла.
Игра побуждает ученика к самостоятельной и добровольной подготовке к
уроку дома. И, что очень важно снимает психологический барьер,
возникающий у слабых учеников при прохождении сложных тем.
Начиная с первого класса дети слушают интервалы, в игровой форме, но с
правильным обозначением. Можно применять ассоциативные примеры для
лучшего усвоения материала. Вместе с детьми мы подобрали картинки-
ассоциации на каждый интервал. Дети с удовольствием фантазировали и
5
рисовали картинки, затем были сделаны общие карточки. (См. Приложение).
Такие игровые подсказки помогают детям не просто услышать интервал, но и
обыграть его эмоционально. Такой приём приводит к быстрому определению
нужного интервала и узнаванию его в музыкальном произведении. В старших
классах надобность в игровых подсказках отпадает.
Трезвучия также нужно начинать слушать с первого класса. Сначала учащиеся
узнают сколько звуков в аккорде, затем определяют ладовую принадлежность
(мажорное или минорное). В качестве дидактического пособия можно
использовать «Аккордовые сказки» автора Л. Лёхиной. Весёлые превращения
трезвучий учащиеся применяют в разборе музыкального произведения.
В старших классах анализ на слух осуществляется в нескольких направлениях:
Звукоряды, гаммы, ступени;
Интервалы;
Аккорды;
Гармонические последовательности-цепочки интервалов, несколько аккордов в
тональности и от звука.
Последовательности и цепочки лучше играть 2-3 раза подряд, а лишь затем
опрашивать учащихся. Обязательно вести разбор произведений по
специальности.
Звукоряды также слушать после эмоциональной настройки. Учащиеся сами
могут придумать себе ассоциативную подсказку (натуральный мажор
солнышко, натуральный минор- тучка, гармонический вид- восточная песня,
мелодический вид-смена настроения и т. д.). Самое важное в воспитании юного
музыканта это развитие творческого воображения.
3. Целостный анализ
Главная задача этой формы анализа- услышать целое произведение. Учащиеся
на первом этапе не могут анализировать произведение, поэтому перед
прослушиванием нужно ставить задачи. Первое впечатление от услышанного
эмоциональное, задание выполняется на этом материале- придумай название,
нарисуй картинку, расскажи историю. В первом классе можно играть в
настроения узыкальные фрагменты в разном характере). Затем учащиеся
угадывают музыкальные загадки по сказкам, временам года и т. д. Учащиеся
младших классов всегда стараются рассказать свои впечатления от
услышанного. Со временем учащиеся узнают в прослушанном произведении
средства музыкальной выразительности (темп, динамику, характер, форму и
т.д.). Произведения маршевого и танцевального характера лучше сочетать с
движением, тогда учащиеся точнее определяют жанр, характер, стиль. Все эти
мероприятия нужно проводить на начальном этапе обучения в 1-3 классе.
Хорошо использовать наглядные пособия-карточки, таблицы, картины,
шумовые инструменты. Двигательная и исполнительская деятельность
поможет учащимся лучше почувствовать связь с музыкой.
6
В старших классах, имея накопленные знания, учащиеся могут анализировать
произведение самостоятельно.
Схема анализа произведения:
Определить характер, дать название;
Определить жанр-песня, марш, танец, склад музыки (полифонический,
гомофонный, гомофонно-гармонический);
Сведения о композиторе и эпохе;
Дать характеристику мелодии: повторы, секвенции, кульминация, движение
мелодии;
Структура мелодии- количество фраз;
Темп, размер, лад;
Ритмические группы;
Тональность (отклонения, модуляции, хроматизм, альтерация);
Спеть мелодию на слоги, или подобрать на фортепиано.
Анализируя произведение, учащиеся более полно могут раскрыть содержание и
познакомиться с разными жанрами музыки.
4. Музыкальный материал для слухового анализа
Первый класс.
В.Моцарт Менуэт
Немецкий танец
А.Гедике Ригодон
Л.Бетховен Рондо
Швейцарская песня «Кукушка»
Н.Мясковский «Беззаботная песенка»
Ф.Шуберт Вальс
Чайковский «Шарманщик поет»
Второй класс.
М.Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
П.Чайковский Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»
В.Моцарт Аллегро
А.Эшпай «Перепелочка»
Й.Гайдн Менуэт
И.С.Бах Менуэт
Третий класс.
А.Репников Пьеса
Б.Барток Вечер в деревне
Р.Шуман Северная песня
А.Гречанинов «В разлуке»
7
Г.Гендель Пассакалия
В.Моцарт Менуэт
Г.Телеман «Веселый танец»
Четвёртый класс.
Ф.Шопен Вальс
Й.Брамс «Кузнец»
Г.Перселл Менуэт
А.Шнитке «Наигрыш»
К.Сен-Санс «Павана»
П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
П.Чайковский Баркарола из «Времена года»
А.Грибоедов Вальс
Пятый класс.
П. Чайковский «Утренняя молитва», «Сладкая грёза»
М. Глинка «Тарантелла»
В. Моцарт «Менуэт», «Азбука»
Б. Барток «Микрокосмос»
Ф. Шуберт «Серенада», «Музыкальный момент»
В.Глюк «Орфей»
Г.Свиридов Вальс
Й. Гайдн «Соната Ре-мажор Бородин опера «Князь Игорь»
Шестой класс.
М. Глинка «Сомнение», «Я вас любил»
Боккерини «Менуэт»
П. Чайковский «Осенняя песня», «Подснежник», «Зимнее утро»
Э. Арро «Пьеса на чёрных клавишах»
Г. Пахульский «В мечтах»
В. Моцарт «Фантазия ре минор»
И. Бах «Инвенция До Мажор»
Й. Гайдн «Соната Ми бемоль мажор»
Э. Григ «Юмореска»
Седьмой класс.
Ф. Шопен «Прелюдия до минор», «Вальс до диез минор»
Э. Григ «Весной»
Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка» «Ай во поле липенька»
И. Бах «Менуэт Соль мажор»
Л. Бетховен «Соната Соль мажор»
8
С Прокофьев «Пе-де шаль» балет «Золушка»
А. Бородин «Ария Князя Игоря» опера «Князь Игорь»
Восьмой-девятый класс.
А. Даргомыжский «Я вас любил»
Д. Кабалевский «Новелла»
Г.Ф. Гендель «Сарабанда с вариациями»
В. Моцарт «Соната Ля мажор» 1-2 часть
Ф. Шуберт «Музыкальный момент»
М. Глинка «Не искушай»
Э. Григ «Родная песня» сборник лирических пьес
П. Чайковский Сцена бала 4 картина, опера «Евгений Онегин»
Ф. Мендельсон «Песни без слов» опус 102 №1
9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слуховой анализ на уроках сольфеджио является важной формой работы.
Очень важно работать параллельно над всеми видами анализа. Это поможет
учащимся осознанно и грамотно исполнять произведения в классе по
специальности. Музыкальное восприятие создаёт необходимую слуховую базу
для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий.
Слуховое восприятие тесно связано с остальными формами работы на уроках
сольфеджио- интонационными упражнениями, пением с листа, диктантом,
творческой работой и уроках музыкальной литературы - разбором и анализом
пройденных музыкальных произведений.
Слуховой анализ является необходимой формой работы на уроках
теоретического цикла для развития музыкального слуха учащихся,
эмоционального восприятия музыкального произведения, умения узнавать в
музыкальном произведении, полученных знаний, умений и навыков.
Слуховой анализ необходим для развития творческого воображения учащихся.
Применение игровых форм работы развивает мышление и эмоциональное
восприятие учащихся.
Слуховой анализ является сложной формой работы и должна проводится
систематически, давая возможность учащемуся накопить внутренние слуховые
представления, развивать музыкальную память и мышление.
10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста» «Композитор»,
Санкт Петербург, 1992г.
2. Н. Белая «Методические рекомендации», «Композитор», Санкт-
Петербург, 1999г.
3. Е. Давыдова «Методика сольфеджио», «Музыка», Москва, 1986г.
4. А. Иманаева «Курс обучения на фортепиано», Уфа, 2013г.
5. Т. Калужская «Программа по сольфеджио для ДШИ», Уфа 2000г.
6. А. Каримов «Детский альбом», Уфа, 2011г.
7. Л. Лёхина «Аккордовые сказки для больших и маленьких», «Классика 20
век Москва, 2003г. Учебно-методическое пособие.
8. Б. Милич «Фортепиано 1-5 классы», «Кифара», Москва, 2001г.
9. И. Прохорова «Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных
стран», «Музыка», Москва, 1990г.
10. И. Прохорова «Хрестоматия по русской музыкальной литературе»,
«Музыка», Москва, 1990г.
11. А. Сальманова «Пьесы для фортепиано», Уфа, 2012г.
12. Л. Семченко «Программа по сольфеджио для 5-летнего обучения»,
Москва 2006г.
13. Л. Шаймухаметова «Инновационные формы преподавания теоретических
дисциплин в ДШИ», Уфа, 2013г.
14. Л. Шихтман «Слуховой анализ на уроках сольфеджио 4-8 классы ДШИ»,
«Композитор», Санкт-Петербург, 1996г.
15. Р. Шуман «Альбом для юношества», «Композитор», Москва 1993г.
16. П. Чайковский «Детский альбом», «Композитор», Санкт-Петербург,
1992г.