Открытый урок "Небесное и земное в музыке И.С. Баха" 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18
с углублённым изучением предметов»
141307 г. Сергиев Посад, ул. Молодёжная, 2а
Тел./факс 8(496) 545-62-18
s-posade-schooll18@yandex.ru
Открытый урок в 6 классе
Тема урока « Небесное и земное в музыке И.С.Баха»
Подготовила и провела учитель музыки
первой квалификационной категории
Иванова Надежда Михайловна.
Тема урока: Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное в музыке
И.С.Баха».
Цель урока: Понимать особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко.
Воспринимать музыку И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека.
Задачи урока: Способствовать формированию знаний о жанре полифонической музыки на
примере фуги в творчестве И.С.Баха, познакомить с понятиями – свет -
ская и духовная музыка, полифония. Расширять музыкальный кругозор учащихся
развивать образное мышление и музыкальный слух, творческое воображение.
Личностные УУД: умение определять и высказывать уважительное отношение к искусству.
Регулятивные: развивать умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать
полученные результаты.
Познавательные: находить необходимую информацию в тексте.
Коммуникативные: уметь формировать свои мысли в устной, слушать и понимать других.
Тип урока: изучение нового материала.
Музыкальный материал и оборудование урока: токката и фуга ре минор И.С. Баха, скерцо
(«Шутка») из сюиты №2, «Высокая месса си минор», прелюдия и фуга до мажор из ХТК т.1,
ноутбук, флэшка с презентацией урока.
Формы организации урока: слушание музыки, анализ музыки, исполнение музыки.
Ход урока.
Организационный момент.
Музыкальное приветствие: «Прозвенел звонок – начался урок. Добрый день».
Учитель: Слайд 1. Мы продолжаем работать по теме «Мир образов вокальной и
инструментальной музыки. Образы духовной музыки Западной Европы».
Сегодня мы отправимся в необычное путешествие – путешествие во времени. Послушайте
фрагмент музыкального произведения и определите, к какой эпохе оно принадлежит
….современное или старинное? Почему?
Слайд 2. Звучит фрагмент Токката и фуга ре минор – Ванесса Мей.
Учитель: Какое прозвучало произведение: старинное, современное.
Учащиеся: Прозвучало современное произведение.
Учитель: Какой инструмент был ведущим? – Исполняла скрипка.
Как назывался стиль, в котором исполнялось произведение? рок.
- А знаете ли вы, что это произведение было написано 3 столетия назад, в период с 1703 –
1707гг. Сегодня на уроке нас ждёт встреча с музыкой великого немецкого композитора, а имя я
надеюсь назовёте сами. Послушайте это произведение в первозданном виде.
Поделитесь своими впечатлениями о характере музыки.
Учащиеся: (называют композитора, высказывают свои впечатления о характере
музыки).1. Произведение исполнено на органе. Мы знаем, что много музыкальных
произведений написано Иоганном Себастьяном Бахом. Я думаю, что прозвучавшее
произведение принадлежит Баху. 2. Характер музыки торжественный, величественный.
Учитель: спасибо за ваши ответы. Совершенно правильно, это произведение принадлежит И.С.
Баху. Тема нашего урока называется «Небесное и земное в музыке И.С.Баха». Запишем тему
урока в тетради. Эпиграфом нашему уроку послужат слова самого композитора «Цель музыки –
трогать сердца»
Как вы понимаете эти слова?
Ответ учащегося: я думаю, что каждое произведение должно трогать наши души.
Слайд №3.
Учитель: Что вы знаете об Иоганне Себастьяне Бахе?
Учащиеся: рассказывают о жизненном и творческом пути немецкого композитора.
Учитель: Кому принадлежат слова?- «Не ручей, а море ему имя»
- сказал о нём немецкий композитор …. Людвиг ван Бетховен. Бах в переводе с немецкого –
ручей, но талант композитора настолько многообразен, что сравним, разве что, с бушующим
морем, поэтому Бетховен провёл такое сопоставление. Но Бах писал не только серьёзную
музыку, заставляющую задуматься, но и весёлую. Послушайте Скерцо из сюиты №2, чаще это
произведение называют Шуткой. Какой инструмент солировал в этом произведении?
Поделитесь своими впечатлениями, какое средство музыкальной выразительности играет
важную роль в создании характера этого произведения?
Учащиеся: произведение по характеру шутливое, светлое, взволнованное, летящее. Здесь
чередуются мажор и минор, быстрый темп.
Учитель: тема нашего урока – «Небесное и земное». Что в вашем воображении возникает,
когда мы говорим земное? земля, деревья, люди, их эмоции, отношения. И что вы
представляете, когда говорим небесное? – небо, бог, облака, молитва. Мы попробуем выяснить,
действительно ли в музыке И.Баха есть «небесное и земное». Как вы думаете, о земном или
небесном рассказала нам пьеса «Шутка»? Какие чувства вызывает музыка этого произведения.
Учащийся: чувства веселья, воодушевления. Я думаю, что музыка нам рассказала о земном.
Учитель: За свою жизнь И.С. Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве есть и
инструментальные, и вокальные произведения, духовные и светские, композитор писал во всех
жанрах, кроме оперы. Бах обобщил достижения музыкального искусства периода барокко.
Найдите в учебнике на стр.66 как переводится слово барокко, что характерно для этого стиля
искусства?
Посмотрите, внешний вид органа во времена И.С. Баха, который сложился под влиянием стиля
барокко.
Слайд № 4. У органа несколько клавиатур, которые называются мануалами, несколько
педалей, посмотрите, как красиво украшен старинный орган (стр. 67 учебника).
Слайд №5. Другой инструмент, для которого писал Бах – это клавесин, клавикорд.
Самым известным произведением, написанным для клавира, является ХТК т.1 и т.2, прелюдии
и фуги, написанные во всех 48 тональностях.
Послушайте прелюдию до мажор из ХТК №1, в тетрадях запишите свои впечатления о
характере музыке произведения, какой музыкальный образ раскрывается в прелюдии?
Учащиеся: светлый, нежный, прозрачный. Лирический образ. Чувства нежности, доброты,
спокойствия.
Учитель: второе произведение – фуга. Найдите в учебнике на стр.68, что такое фуга.
Ученица: полифоническое произведение, значит многоголосное.
Слушание фуги до мажор из ХТК №1.
Учащиеся делятся своими впечатлениями: звучит неторопливо, светло.
Учитель: за счёт какого средства музыкальной выразительности звучит светло?
Учащийся: за счёт мажорного лада.
Учитель: молодец, правильно. Бах так высказывался о фуге: «Каждый голос в сочинении,
каждая тема, каждая мелодия – это личность, а многоголосное сочинение – беседа между этими
личностями.» Следующее произведение, на которое я хотела обратить ваше мнение – это песня
«За рекою старый дом»
Сейчас мы с вами исполним песню И.С.Баха «За рекою старый дом».
Слайд №7. Текст песни.
Исполнение песни учащимися: обратить внимание на каждый голос, пропеть отдельные
мотивы.
Учитель: а сейчас исполняя песню, покажите мне движение мелодии рукой.
Можно ли её отнести к полифоническому произведению?
Ученица: Это произведение относится к светскому, рассказывает о старом доме.
Учитель: Очень много вокальных произведений написано Бахом для церкви. Хорал
одноголосное песнопение, являющееся частью богослужения в церкви Западной Европы. В
своих хоралах композитор к хорошо известной, звучащей мелодии добавлял новые. Так возник
контрапункт – тип полифонии, многоголосия с одновременным звучанием нескольких
мелодических линий, не нарушающих общего благозвучия. Хоралы Баха подобны
музыкальным гравюрам, которые можно сравнить с гравюрами немецкого художника 16 века
А. Дюрера, запечатлевшими духовные сюжеты и образы.
Слайд №7.
Гравюра – вид графического искусства, произведения которого в завершённом виде
представлены печатными оттисками. Первая гравюра называется «Рождение Богородицы», а
вторая – Мадонна на полумесяце».
Послушаем хорал «Страстей по Матфею» И.С. Баха. Страсти – музыкальное произведение,
которое посвящено страстям Христовым, написанное для солистов, двух хоров, двух оркестров,
исполнялось в Великую пятницу, на Страстной неделе; музыкальное произведение на
евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и казни Иисуса Христа.
Учащиеся: по характеру возвышенное, светлое, величественное.
Учитель: как вы думаете, что в этом произведении воплощается – земное или небесное?
Ответ ребёнка: воплощается небесное.
Учитель: Что нового узнали мы с вами на уроке?
Ответ учащихся: мы познакомились с новым понятием – фуга и полифоническое
произведение.
Слайд № 7.
Вывод: ребята, сегодня мы с вами в очередной раз прикоснулись к музыке И.С. Баха, такой
недосягаемой и в тоже время доступной. Не случайно, вновь и вновь, слушая Баха, вспоминаем
стихи Бориса Дубровина:
Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвётся в тишину.
И мы у этой пленницы органа,
У музыки, у музыки в плену.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопросы, которые помещены на слайде.
Слайд №8.
Итог – рефлексия.
Какая же особенность в музыке И.С. Баха?
В чём её современность?
Где она звучит?
Учащиеся: Музыка Баха звучит и в наше время. Она и сейчас современна. Звучит в
кинофильмах, на концертах, в современной интерпретации.
Учитель: Какие произведения мы сегодня услышали?
Ответ учащегося: токкату и фугу ре минор, «Шутку» из сюиты №2.
Учитель: Какое хотелось бы услышать ещё раз?
Ответы учащихся.
Есть ли в музыке Баха «Небесное и земное»?
Учащиеся: Да есть. «Небесное» - это духовная или церковная музыка, молитвы и хоралы
обращение к богу, а «Земное» воплощается в светской музыке, которая передаёт чувства
человека, изображает окружающую нас жизнь.
Учитель: молодцы, умницы. Спасибо за работу. Вы получили следующие отметки… Урок
окончен.
Дополнительные сведения.
Гравюра — это французское слово, имеющее значение: царапать, разрезать
gravir и, по сути, означает одну из разновидностей искусства — получение
иллюстрации прямо с печатной формы, путем оттиска.
Живописец получает изображение путем наложения красок на холст кистью.
Акварелист имеет в арсенале картон и бумагу, рисуя мелом, красками,
карандашами. Для гравера, предметом мастерства служит гравировальная доска и
инструменты: игла, рулетка, набор резцов. Именно ими он и создает гравюры,
процарапывая доску особым способом и вытравливая полученное изображение
при помощи кислоты.
Старинные гравюры выполняли на деревянных досках. Впервые они были
замечены в XIV–XV веках в Западной Европе. Этот вид старинных гравюр
получил греческое название — ксилография, в переводе — пишу по дереву.
Только спустя века стали использовать доски из металлов: медные, затем
цинковые и, наконец, стальные, так получались гравюры на металле.
Гравировка на металлической основе стала востребованной быстро и стала
основным способом гравирования. В ходе истории и смены поколений, мастера
изобрели множество видов гравирования, причём некоторые из них до сих пор
остаются популярными. Это техники: офорт, сухая игла, акватинта.