Конспект открытого урока "Вокально-хоровые упражнения. Разучивание песни «Аэробика»"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.
ТЕМА: «Вокально-хоровые упражнения. Разучивание песни «Аэробика»».
Разработала и провела педагог
дополнительного образования-
Окопная Е.В.
Тимашевск, 2016г.
ТЕМА: «Вокально-хоровые упражнения. Разучивание песни «Аэробика»».
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работая над округлым
звуком и чёткой дикцией собрать внимание детей для разучивания песни
«Аэробика».
Задачи:
Образовательные задачи:
-закрепить понятие о правильной работе певческого аппарата;
-добиться четкого произношения согласной «Р», пропеть гласные и
т. д.
-закрепить понятие об использовании дыхания в пении;
-закрепить понятие о разнообразности музыкальных образов и
настроений;
-научить эмоционально исполнять произведения, используя
различные приемы (инсценировка, мимика, сценическое движение);
Развивающие задачи:
-создать условия для развития эмоциональной сферы;
-развить творческую фантазию, воображение;
-активизировать слуховое восприятие;
-развить чувство ритма;
Воспитательные задачи:
-воспитать эмоциональное отношение к исполняемому
произведению;
-расширить музыкальный кругозор;
-сформировать навык общения в группе детей;
Тип занятия: комбинированное занятие.
Форма занятия: практическое занятие.
Методы: наглядные, словесные (обсуждение характера музыки, образные
сравнения, словесная оценка исполнения), дедуктивный; проблемно
поисковый, объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным
(вокальные иллюстрации голосом педагога и воспроизведение услышанного
детьми).
Используемые технологии: игровые, здоровье сберегающие.
Оборудование: фортепиано, микрофон, музыкальный центр, раздаточный
материал, ноутбук.
План занятия:
1. Организационный момент:
- музыкальное приветствие.
- проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Сообщение темы и целей занятия.
- понятие о постановке корпуса во время пения.
- упражнения для пробуждения резонаторов: головных; б) гайморовых; в)
грудных.
- упражнение на артикуляцию в стихотворной форме, произношение
скороговорок.
- вокально-хоровые упражнения и распевки на развитие дикции,
артикуляции, дыхания.
- исполнение песенки-попевки под аккомпанемент фортепиано с
использованием приобретенных вокально-хоровых навыков.
3. Основная часть.
- просмотр видео исполнения песни «Аэробика»;
- работа над текстом произведения и сценическим движением;
- работа с фонограммой «минус».
4. Подведение итогов занятия.
5. Организационное завершение занятия.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие педагога. Здравствуйте, ребята! (по гамме
вверх).
Дети. Здравствуйте! (по Т35 вниз).
Сегодня у нас необычное занятие. Вы, наверное, заметили, что у нас гости.
Давайте покажем, как мы умеем дружно работать.
2. Сообщение темы и целей занятия.
Педагог. Ребята, на прошлом занятии мы изучали дикцию и артикуляцию.
Сегодня наша работа посвящена, закреплению знаний и умений в этом
направлении.
Понятие о постановке корпуса во время пения.
Для того, чтобы красиво петь давайте все вместе повторим правило о
постановки корпуса во время пения.
Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись
Если хочешь сидя петь-
Не садись ты как медведь,
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей.
Молодцы! А сейчас будем выполнять упражнения - распевки. Для чего нам
нужны распевки? (Ответы детей)
Педагог. Правильно, для подготовки голосового аппарата к вокально-
хоровой работе.
Упражнения для пробуждения резонаторов: головных; б) гайморовых; в)
грудных.
Педагог. Итак, упражнения для пробуждения резонаторов: а) головных; б)
гайморовых; в) грудных (для укрепления мышц голосового аппарата).
(Исполнение распевки: «м-м-м-м-м» - с закрытым ртом)
Каких резонаторов должно быть больше в пении?
(Ответы)
Правильно. Должно быть больше головных и грудных резонаторов.
Объясните почему?
(Ответы)
Верно, для чистоты звучания тембра голоса. Вам известно, что вокальная
дикция - это четкое и ясное произношение слов во время исполнения
вокально-хорового произведения. Как вы думаете, от чего зависит дикция?
(От органов артикуляции).
Педагог. Правильно. Перечислите органы артикуляции.
(Нижняя челюсть, губы, язык, мягкое небо, глотка).
Упражнение на артикуляцию в стихотворной форме, произношение
скороговорок.
А теперь проговорим вместе со мной текст речевого упражнения.
(Педагог раздает детям текст упражнения)
Тс, тише, слушайте ребята,
Жил великан один когда – то,
Во сне вздохнул он, что есть сил,
И мышь живую проглотил.
Ребята, давайте еще раз проговорим это упражнение, но шепотом, с
выразительным произношением текста постепенно ускоряя темп.
(Дети проговаривают текст).
Молодцы! Какие скороговорки мы используем для развития артикуляции?
(От топота копыт пыль по полю летит. Рапортовал, да недорапортовал, а
стал дорапортовывать - совсем зарапортовался и т.д.)
Вокально-хоровые упражнения и распевки на развитие дикции,
артикуляции, дыхания.
Педагог. А теперь распевки для артикуляции. Старайтесь четко
проговаривать согласные звуки.
(Распевка: «бра-брэ-бри-бро-бру», «да-дэ-ди-до-ду», «ма-мэ-ми-мо-му»).
Формируя положение «зевка» споем легко и полетно.
(Распевка: «мия-мия-мия-ро-о-о»).
Поработаем над удлинением фраз и высвобождением челюсти с активацией
губ и округлением звука. Помним, что дыхание берем межрёберно-
диафрагматическое, исполняем легко, на зевке.
(Распевка: «бай-бай- бай-бай-бай», «дай-дай- дай-дай-дай»)
Ребята, завершая наши распевки, давайте исполним песенку-попевку
«Небылица» весело, выразительно, с чувством ритма.
(Исполнение песни-попевки)
3. Основная часть.
Знакомство с новым материалом
А сейчас поиграем в речевую игру под названием «Аты-баты, шли солдаты».
Все дружно встали и приготовились маршировать при этом одна половина
хора задает вопросы, а другая на них отвечает.
Физкультминутка (речевая игра с движениями и маршевой поступью-
здоровье сберегающий компонент)
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Просмотр видео исполнения песни «Аэробика».
Педагог. Сегодня мы будем работать над новым произведением под
названием «Аэробика». Написал её замечательный композитор Давид
Тухманов, слова Юрия Энтина. Вы послушаете и посмотрите видеозапись
исполнения этой песни. Во время прослушивания постарайтесь уловить
настроение и проанализировать произведение.
(Прослушивание песни)
Назовите характер звучания, лад, форму построения, темп.
Дети: (Характер звучания светлый. Лад минорный. Форма построения
куплетная. Подвижный темп.)
Работа над текстом произведения и сценическим движением.
Педагог. Прочитаем текст с артикуляцией слов в песни.
(Педагог раздаёт текст, ведется работа над дикцией и артикуляцией).
Эта песня подвижная, ритмичная и поэтому мы добавим соответствующие
движения. Смотрим и повторяем движения за мной.
(Отработка движений).
Работа с фонограммой «минус».
Педагог. А теперь постараемся исполнить песню с фонограммой «минус»
Ваша задача: внимательно прослушать вступление, настроиться на
выразительное исполнение, стараться правильно интонировать мелодию,
брать дыхание только после окончания фраз, исполнить песню в
соответствующем эмоциональном настроении от начала до конца и добавить
движения. Итак, приготовились и ….. начали!
(Исполнение песни с движениями).
4. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Педагог. Что вам запомнилось на занятии? (Ответы)
Чему вы научились? Понравилась ли вам новая песня? (Ответы)
Меняется ли настроение в песне и музыкальный лад? (Ответы)
Как надо её исполнять в первых двух куплетах, а как в третьем куплете?
(Ответы)
Какие бы хотели задания выполнить еще раз? тветы).
5. Организационное завершение занятия.
Педагог. Молодцы! На память я дарю вам волшебные воздушные шарики с
рисунками и надписями о дружбе, чтобы вы домой унесли хорошее
настроение и поделились им с вашими родителями! До свидания!
Используемая литература:
1. В. В. Емельянов. Основные принципы вокальной педагогики.
2. И.И. Добровольская. Вокально – хоровые упражнения
3. М. Соколов. Методика работы над дыханием
4. Л. П. Дмитриев. Основы вокальной методики.
Источник: http://refedit.ru