Методическая разработка урока "Вокально - хоровые упражнения в детском хоре" 2 класс
1
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Вокально-хоровые упражнения
в детском хоре»
Подготовила:
Пономарева Людмила Георгиевна
преподаватель хоровых дисциплин
МБУ ДО «ДШИ Сарапульского района»
2019 г
2
Оглавление
I. Введение
II. Формирование вокальных навыков на музыкальном материале
упражнений.
1.Понятие о вокальных навыках и вокальных упражнениях
2.О предпосылках воспитания вокально-хоровых навыков
3.Основные вокальные навыки
4.Условия системы вокально-хоровых упражнений
III. Распевание хора и принципы подбора вокальных упражнений
IV. Заключение
V. Используемая литература
3
I. Введение
Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства.
Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определила её
значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организационные
возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества были
периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и
политической борьбы.
Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным
содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный
строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средство
мне только музыкального, но и эстетического воспитания.
Хор – это исполнительский коллектив, владеющий необходимыми вокально-
техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно
глубоко передающий содержание исполняемого произведения. Хоровому
коллективу подвластно исполнение многоголосных произведений
полифонического и гармонического склада, а это дает возможность в полной
мере развивать гармонический слух, выступающий средством целостного
познания произведений музыкальной классики и сочинений с современным
стилем музыкального письма.
Певческий голос - природный музыкальный инструмент, который может
быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Есть
основание считать пение первичным из всех видов музыкального
исполнения, одним из первых проявлений музыкальности. Недаром и при
обучении игре на музыкальных инструментах часто говорят о пении как
начале всякого серьезного музыкального образования. Известный пианист и
педагог К.Н. Игумнов называл хоровое пение «жизненной основой музыки».
Современный методист В. Л. Михелис рекомендует в начальный период
обучения игре на
4
фортепиано использовать ансамблевое пение, так как это, по его мнению,
является залогом успешной работы в дальнейшем.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс
музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку,
обогащаются переживания ребенка. Современной наукой доказано, что дети,
занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны,
восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность
сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск
заряжает его жизненной энергией. Однако, несмотря на то, что пение один из
самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки
голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Занятия по
обучению пению состоят из нескольких частей, в процессе которых
происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются
вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них
отрабатываются основные вокальные навыки(дыхание, артикуляция,
звукообразование).
Распевание хора преследует чисто практические цели. Никто не станет
отрицать пользы для каждого человека физкультурной зарядки, не менее
необходима вокальная зарядка для певческого коллектива.
Цель методической разработки – изучить и обобщить имеющие
методические рекомендации и практический опыт в области формирования
вокальных навыков детей через систему вокально-хоровых упражнений.
Задачи методической разработки:
-изучить вокальные упражнения для младшего детского хора;
-проанализировать особенности формирования вокальных навыков младших
школьников; определить принципы подбора вокальных упражнений ;выявить
роль вокальных упражнений в формировании вокальных навыков.
Практическое значение методической разработки состоит в том, что
начинающие хормейстеры найдут в ней полезную информацию и
5
практические рекомендации для применения их в своей профессиональной
деятельности.
Опыт убеждает меня в том, что к каждому ребёнку, независимо от степени
его одарённости, можно найти соответствующий подход, нисколько не
отрывая его от естественной «игровой фазы» незаметно ввести в мир звуков,
пробудить любовь к пению.
Г.Г.Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно создавать
среду для их проявления и роста. Этими словами я руководствуюсь в своей
педагогической деятельности на протяжении многих лет. Педагог, ведущий
занятия с детьми, должен создавать на занятиях непринуждённую, радостную
атмосферу, поддерживать в детях игровое состояние, пробуждать их
воображение. Занятия с детьми требуют знания физиологии этого возраста и
выработки игровых приёмов обучения.
Возрастные характеристики детского голоса.
Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие
заключается в ширине диапазона (он несколько меньше). А так же различен в
характере звучания. Детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели
женские.
Сопрано детского хора от до I - до соль II октавы.
Альт детского хора от ля малой до ре II октавы.
У детей специфичный голосовой а порой (короткие и тонкие голосовые
связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое головное звучание,
характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но
нет тембральной насыщенности.
Условно детские голоса в хоре можно разделить на 3 группы:
1) Детская, от самого младшего возраста до 10-11 лет. Фальцетное
звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I
октавы - до II октавы, или ре I - ре II октавы. Это дети младшего школьного
возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука р - mf. И причём нет
существенного развития между мальчиками и девочками.
6
В таком начальном этапе хорового воспитания закладывается
профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника,
ансамблевое исполнение.
2) 11-12 до 13-14 лет. Средний школьный возраст. Уже есть
предрасположенность на грудное звучание. Несколько расширяется диапазон
(до I октавы - ми, фа II октавы). 5-7 класс, наблюдается некоторая
насыщенность звучания. У девочек прослеживается развитие женского
тембра. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны.
Сопрано до, ре I октавы - фа, соль II октавы
Альты ля малой октавы - ре, миb II октавы
В этом возрасте возможности более широки. В репертуар можно включить
произведения гармонического склада и несложно полифонические
произведения. Так же 2х - 3х г, партитуры.
3) 14-16 лет. В основной массе сформировавшиеся голоса. В этих голосах
смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского)
голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 - 2
октавы. Звучание смешанное, 8 - 11 класс. У мальчиков заметнее и раньше
выявляются элементы грудного звучания.
У девочек заканчивается формироваться голос. Мальчики подвержены
мутации и редко в этом возрасте поют в хоре.
Следует отметить, что полный диапазон каждой партии в детском хоре
может расшириться:
Сопрано до ля, сиb II октавы.
Альты до соль малой октавы
При обучении хоровому пению во внимание принимается и то, что голосовой
аппарат и характеристики голоса младшего школьника тоже имеют свои
особенности, которые педагогу необходимо учитывать в своей работе.
Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие
заключается в ширине диапазона (он несколько меньше), а также различен в
характере звучания. Детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели
7
женские. Сопрано детского хора от «до» I октавы - до «соль» II октавы. Альт
детского хора от «ля» малой до «ре» II октавы.
У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые
связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое головное звучание,
характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но
нет тембральной насыщенности. Условно детские голоса в хоре можно
разделить на 3 группы, в зависимости от возраста: младшая группа, средние
школьники и старшее звено. Младшая детская группа - от самого младшего
возраста до 10-11 лет. Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой
диапазон, если по максимуму: до I октавы - до II октавы, или ре I - ре II
октавы. Это дети младшего школьного возраста (1-4 класса). Небольшая сила
звука. И причём нет существенного развития между мальчиками и
девочками. В репертуаре таких хоровых коллективов имеется по сути 1-2
произведения. На этом начальном этапе хорового воспитания закладывается
профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника,
ансамблевого исполнения.
Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с
работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем,
что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном
развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано,
что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о
пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении
определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок,
дыхательного и артикуляционного аппаратов; правильно проводимое пение
укрепляет здоровье детей.
Для меня одна из важнейших задач – зажечь в ребёнке интерес к пению и
вместе с этим привить любовь к работе. Я убедилась, что дети иногда гораздо
успешнее двигаются вперёд на более трудном для них материале, если он их
эмоционально затронул, чем на лёгком и доступном им, но не
заинтересовавшим. Поддерживая интерес к занятиям, привлекаю их
8
симпатии к себе, и при этом оставаясь как бы сотоварищем по игре, я их
изучаю и чаще всего они подсказывают метод и специфику занятий. Ребёнок
от природы доверчив и восприимчив. Он всему верит, всё впитывает как
губка. Поэтому для меня важно ответственно и серьёзно относиться к
детской личности, начинающей обучение.
Музыка для ребёнка - это мир радостных переживаний. Дети любят петь,
исполняя песню, они активно выражают свои чувства, глубже воспринимают
музыку. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности:
музыкальный слух, память, чувство ритма. Многолетний опыт показал, что
пение способствует развитию речи детей, повышается уровень читательских,
счётно-арифметических, письменно - графических навыков, так как во время
музыкальных занятий активизируются функции мозга, а также улучшается
эмоциональный настрой ребёнка. И именно музыка призвана помочь обрести
чувство гармонии.
9
II. Формирование вокальных навыков на музыкальном материале
упражнений
1.Понятие о вокальных навыках и вокальных упражнениях
Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного
внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству,
необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Вокальная работа в
детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом
хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в
отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно,
изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте
не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в
вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных
принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и
артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет
здоровье детей. А чтобы развитие младшего школьника в хоре шло
правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые
навыки. С первых же занятий хором следует провести беседу с детьми о
правилах работы в хоровом коллективе. На каждом занятии руководитель
должен обращать внимание на певческую установку, дыхание,
звукообразование. звуковедение, артикуляция (дикция), дирижёрский жест,
ансамбль, строй.
Певческая установка
Независимо от того, поют ли дети сидя или стоя, положение корпуса и
головы должно быть прямым, естественным и свободным. При пении сидя
ноги всей ступней стоят на полу, руки лежат на коленях. Правильной
певческой установки нужно добиваться на каждом занятии.
Дыхание
Работа над привитием навыка правильного певческого дыхания имеет
важнейшее значение в вокально-хоровом искусстве. От правильного дыхания
зависит красота и чистота звука, выразительность пения. Основное правило
10
певческого дыхания – владение выдохом, что значит умение петь на
задержанном дыхании (опора).Равномерное расходование дыхания зависит
от правильного вдоха, который должен быть быстрым и бесшумным. При
вдохе нельзя поднимать плечи и брать много воздуха. Характер дыхания
зависит от разучиваемых произведений: песни бодрые, маршевые,
героические требуют короткого вдоха; песни медленные, плавные,
протяжные требуют вдоха более спокойного, но в обоих случаях дыхание
должно быть активным. Особенно за активностью дыхания следует следить
при тихом пении. Необходимо помнить, что вовремя взятое дыхание
помогает художественно-выразительному исполнению.
Звукообразование, звуковедение и дикция
Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука –
начальный момент его возникновения. В детском хоровом пении
применяются и мягкая и твердая атаки. Основу певческого звучания
составляет мягкая атака звука. Однако целесообразно использовать
активную, энергичную подачу звука. При этом звонкое, активное пение не
должно переходить в форсированное звучание. Очень важно соблюдать
чувство меры, иметь чуткий слуховой контроль.
Выразительное пение немыслимо без самого серьёзного внимания к
звукообразованию и звуковедению. Руководитель должен добиваться от
детей пения свободного, естественного, лёгкого, звонкого. Этому
способствует активная работа артикуляционного аппарата. (правильное
открывание рта, чёткая работа губ и языка ); ясное формирование гласных с
одновременным округлением их звучания. Активное звукообразование
должно быть как в песнях с твёрдой атакой, так и в песнях с мягкой атакой.
Звуковедение зависит от характера произведения. В одних произведениях
звук должен быть напевным, льющимся (legato),в других несколько
акцентируемым (non legato).
Хорошая дикция в значительной мере способствует выразительному пению.
Важным моментом в дикции является соотношение гласных и согласных:
11
гласные должны звучать напевно, широко; согласные - чётко, коротко,
энергично.
Следует помнить, что согласные которыми заканчивается слог или слово,
должны переноситься к следующему слогу или слову; что одинаковые
гласные, встречающиеся в конце одного и в начале другого слова, поются
раздельно; что согласные звуки в конце слова, поются раздельно; что
ударные слова во фразах и ударные слоги в словах пропеваются несколько
громче, чем безударные.
Особенно внимательно следует относиться к пению безударных окончаний.
Слова в пении надо переносить в соответствии с общепринятым
литературным произношением, а не с их правописанием.
Строй и ансамбль
Без чистого, стройного пения не может идти речь о выразительном
исполнении. Поэтому вопросы сознательного интонирования, строя должны
быть в центре внимания руководителя. Необходимо постоянно
совершенствовать музыкальный слух детей, развивать в них чувство
контроля за своим пением, умение слушать не только свою, но и другую
партию, подстраиваясь к ней и сливаясь со звучанием всего хора.
Руководитель должен позаботиться о том, чтобы певцы умели сохранять
ровный темп, а если нужно, то одновременно ускорять или замедлять его.
Чёткий ритмический рисунок способствует передаче характера
произведения. Воспитание в учащихся чувство ритма необходимо уделять
большое внимание.
Руководитель должен добиваться ровного звучания каждой партии хора в
целом. Хорошему ансамблю способствует единообразное и одновременное
произношение слов, осознанная всем хором фразировка.
Многоголосие
Каждый хоровой коллектив должен овладеть свободным пением сначала
двухголосных, а затем и многоголосных произведений. Начинать работу над
двухголосием следует с пения упражнений и канонов, которые подготовят
12
хор к исполнению двухголосных произведений. После овладения таким
типом двухголосия, следует перейти к песням с терцовым соотношением
голосов, свободным движением каждого голоса и, наконец, к пению песен с
элементами трёхголосия.
Пение без сопровождения
Наиболее трудным, но и наиболее интересным видом хорового пения
является пение без сопровождения. Такое исполнение возможно только после
накопления хором определённых навыков и умений. Приступать к ним
следует только после того, как участники хора овладеют правильным
дыханием, звукообразованием, сознательным интонированием и т.д. На
первом же этапе полезно петь без сопровождения отдельные места из песен и
песни, написанные с сопровождением инструмента, так как при пении без
сопровождения особенно ярко выступают все недостатки интонирования,
звуковедения и т.д. Свободное пение без сопровождения есть высшая
ступень хорового исполнительства, к которой должен стремиться каждый
коллектив.
Дирижёрский жест
В процессе работы большое значение имеет дирижёрский жест, который
должен быть ясным, чётким, определённым. Внимание к жесту
воспитывается в ребятах с первых же занятий, начиная с основных четырёх
указаний дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало» и «окончание».
Воспитание внимания к жесту приведёт к точному донесению задуманного
дирижёром замысла произведения. Кроме того, чёткий жест дирижёра
поможет хору выровнять строй во время исполнения, добиться хорошего
динамического и унисонного ансамбля, умения одновременно начать и
закончить пение произведения и его частей.
Хоровое пение представляет собой сложное искусство, требующее
известной автоматизации певческих приемов. Чем совершеннее певец
владеет техникой, тем больше может он сосредоточиться на художественном
замысле композитора. Поэтому выработка певческих навыков является одной
13
из актуальных проблем в вокальной педагогике. Выработка вокально-
хоровых навыков тесно связана с развитием музыкального слуха, так как
слуховой контроль дает возможность установить соответствие
воспроизводимого звука его предварительному представлению, его
«внутреннему слышанию».
Музыкальное образование доступно всем: обычным и одаренным детям.
Поэтому при поступлении в музыкальную школу и школу искусств мы
сталкиваемся с разным уровнем готовности детей к певческим занятиям.
Одни обладают прекрасным слухом и замечательно интонируют, у других
при регулярных занятиях, очень быстро налаживается координация между
слухом и голосом, но встречаются и сложные случаи, требующие
внимательной и терпеливой работы педагога.
Неумение петь может быть вызвано разными причинами: первая – неумение
ясно и точно представить мелодию; вторая- неумение ее воспроизвести
голосом (ребенок слышит правильно, но поет неверно, хотя и слышит свои
ошибки); третья- неумение оценить свое пение (ребенок не замечает своих
ошибок.), четвертая-перенос манеры « разговорного голоса» в пение.
Встречаются дети, поющие очень низкими голосами. Им необходимо
почувствовать правильную высоту звука. В таких случаях можно
использовать пение звуков верхнего регистра - си первой октавы – ми
второй. Педагог, благодаря своим пояснениям, путем создания образных
представлений, должен помочь детям
(« надо спеть высоко, как птичка, комарик» и т. д.)
Используя в упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за
сравнительно малый срок регулярных занятий прекрасных результатов.
Для педагога очень важно точно определить причины неумения петь,
чтобы правильно направить работу над развитием слуха. И эта очень
важная работа требует пристального внимания к каждому хористу,
выяснения его индивидуальных особенностей, а иногда и отдельной работы с
ним.
14
При этом нужно обязательно заботиться о том, чтобы дети со слаборазвитым
слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует
стимулировать и поощрять их каждый успех.
Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового
восприятия и вокально-слуховых связей:
- слуховое сосредоточение и вслушивание в показ руководителя с целью
последующего анализа услышанного;
- сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
-ведение теоретических понятий о качестве певческого звука;
-отражение направления мелодии при помощи рисунка, схемы, ручных
знаков, нотной записи;
- настройка на тональность перед началом пения;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью
выстраивания унисона;
- представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен
вслух
У многих детей, имеющих хорошие музыкальные данные, встречаются ряд
других недостатков в пении:
- зажатая нижняя челюсть;
- гнусавый звук;
- плоские гласные;
- плохая дикция;
-короткое и шумное дыхание
А устранение этих недостатков происходит с помощью упражнений,
которые в дальнейшем значительно экономят время при работе над
репертуаром.
2. О предпосылках воспитания вокально-хоровых навыков
При разработке проблемы вокально-технических навыков и средств их
воспитания мы опираемся на следующие положения: без овладения
техникой, специфическими выразительными средствами вокального
15
искусства невозможно художественно исполнить произведения, передать
замысел, содержания, художественный образ песни. При недостаточном
внимании к содержанию произведения процесс обучения пению
превращается в дрессировку. Музыка, ее содержания должны обуславливать
формирование исполнительской вокальной техники на каждом этапе
развития учащегося.
Известно, что передача того или иного содержания в музыке требует
определенных, соответствующих ему, художественно-технических
выразительных средств, исполнительских приемов.
Искусство пения требует, чтобы каждый певец или участник хора овладел
прежде всего навыками певческого дыхания, звукообразования и дикции.
Именно эти навыки составляют основу, фундамент вокального воспитания
учащихся в хоре. Строй и ансамбль, эти специфические условия при
обучения пению в хоровом коллективе, рассматриваются как нечто
производное, основывающиеся в значительной на овладении навыками
певческого дыхания, звукообразования, дикции. В самом деле, трудно
представить себе стройное пение в ансамбле, если учащиеся не владеют
дыханием, певческим звуком, не умеют правильно открыть рот, если у них
плохая дикция. Осуществление же задач вокального воспитания в хоровом
коллективе требует полного единообразия, одновременности в выполнении
всех действий, связанных с пением. В противном случае хоровой коллектив
отсутствует, есть лишь некое собрание поющих людей.
Чем своевременный певец владеет техникой, тем больше творчество может
он внести в свое исполнение, тем больше может он сосредоточиться на
художественном замысле композитора. Поэтому выработка певческих
навыков является одной из актуальных проблем в вокальной педагогике.
Необходимым и обязательным условием выработки навыков является
упражнение, т.е. рациональная, целенаправленная повторность действия с
целью усовершенствования способов его выполнения. Упражнение - не
механическая повторность действия, а такая повторность, в процессе которой
16
происходит усовершенствование способов выполнения этого действия, их
закрепление, уточнение.
В процессе упражнений происходит выработка прочных вокально-хоровых
навыков, т.е. отбор тех исполнительских приемов, тех выразительных
средств, которые обеспечивают наибольшее соответствие воспроизводимого
звучания его предварительному внутреннему слушанию.
Искусство пения требует овладение сложным комплексом художественно-
технических элементов. Овладение этим комплексом достигается путем
фиксации внимания учащегося на каждом отдельном этапе обучения в хоре,
на каждой конкретной вокально-технической задаче. При этом
целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный материал
упражнений создает благоприятные условия для овладения главным образом
каким-то одним определенным навыком.
Цели этой служат специальные упражнения и попевки, которые подбираются
соответственно уровню певческого развития учащихся и усложняются
постепенно в процессе обучения. Например, предлагая упражнения на
кантилены, мы сознательно упрощаем прочие элементы музыкальной
выразительности: ритм, мелодический рисунок, темп, тесситура. Иными
словами, мы подбираем небольшую попевку с несложным ритмом, плавным
мелодическим рисунком, в умеренном темпе и средней тесситуре. Тем самым
мы создаем наиболее благоприятные условия для усвоения протяженности
звучания. Работая в хоре над ансамблем в двух - в трехголосии, мы
предлагаем упражнения без текста (с закрытым ртом или на слоги), для того,
чтобы учащиеся могли максимально сосредоточить свое внимание на
уравновешенности и чистоте звучания хоровых партий.
3. Основные вокальные навыки
Основными вокальными навыками являются певческое дыхание, певческое
звукообразование и певческая дикция. Именно эти элементы искусства пения
зиждется искусство художественного коллективного пения - хорового
искусства.
17
Певческое дыхание
В процессе занятий дети должны овладевать техникой дыхания - бесшумный
короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. А со
временем, на более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного
дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе
обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с
последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее
вводятся песни с более продолжительным звучанием фраз. Для работы над
развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.
Певческое звукообразование
Важным вопросом певческого звукообразования является атака звука –
начальный момент его возникновения. В детском хоровом пении
применяются и мягкая и твердая атаки. Основу певческого звучания
составляет мягкая атака звука. Однако целесообразно использовать
активную, энергичную подачу звука. При этом звонкое, активное пение не
должно переходить в форсированное звучание. Очень важно соблюдать
чувство меры, иметь чуткий слуховой контроль.
Певческая дикция
Артикуляция является важнейшей частью вокально-хоровой работы. Она
тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием и т.д. Текст
доходит до слушателя только при хорошей артикуляции. А на качество
исполнения влияет умение открывать рот при пении, правильное положение
губ, языка, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти. При
пении важны такие особенности произношения, как: напевность гласных;
умение их округлять; быстрое и четкое произношение согласных; стремление
к чистоте звучания неударных гласных.
4. Условия системы вокально - хоровых упражнений
1. Первым условием системы вокально-хоровых упражнений является
воспитание сознательного отношения учащихся к тем учебным задачам,
которые ставятся в процессе упражнений. В начале обучения хоровому
18
пению учащиеся больше, чем в процессе дальнейшей работы, нуждаются в
объяснениях и наглядных показах педагога. Постепенно, в результате
сознательного объяснения и рационального повторения они начинают
самостоятельно применять полученные навыки в процессе вокального
исполнения. Достаточно определенного дирижерского жеста
руководителяхора соответствующей мимики, даже взгляда, и весь хоровой
коллектив слаженно и четко отзывается на его требование.
2. Вторым условием системы упражнений является постепенное и
последовательное усложнение учебных задания.
В процессе упражнений необходимо идти от простого к более сложному, от
понятного, доступного- к более трудному. Ушинский говорил, что в это
заключается основа успеха: всякое новое упражнение, по его словам, должно
быть связано с предыдущим, опираться на него делать шаг вперед.
Отсутствие этого условия является главной причиной того, что иногда
длительные и многочисленные упражнения дают плохие результаты.
В системе вокальных упражнений предполагается такое расположение
учебного материала, при котором ученику приходится преодолевать
постепенно возрастающие трудности.
3. Третьим условием системы упражнений является учет особенностей
самого процесса образования навыков. Процесс этот идет от восприятия и
усвоения правила к умению его применить, к закреплению этого умения, к
постепенному приобретению навыка.
Если педагог не умеют использовать в процессе хоровых занятий
заинтересованность учащихся, то нередко это приводит к тому, что внимание
угасает, наступает скука и появляется рассеянность.
4. Четвертым условием системы является воспитание у учащихся
произвольное внимание в процессе упражнений. Большую роль в воспитании
произвольного внимания играет использование в педагогическом процессе
внимания непроизвольного.
19
5. Пятое условие системы - разнообразие заданий, переключение внимания
учащихся в процессе упражнений с одной задачи на другую, охват комплекса
заданий.
Можно привести в качестве иллюстраций такой пример. Известно, что пение
legato считается основой вокального искусства.
Выработка навыков напевного, протяжного звучания представляет одну из
основных задач в вокальной педагогике. Однако, если не считать эту задачу с
выработкой легкости, подвижности голоса, с навыками пения nonlegato и
staccato, то это приведет в конце концов к образованию тяжелого, массивного
звучания, лишенного необходимой гибкости и выразительности.
6. Шестое условие системы вокально-хоровых упражнений заключается в
необходимости регулярной, последовательной работы. Нерегулярность
занятий, большой временный разрыв между ними ведут к потере навыков.
Случайные или редкие занятия по формированию певческих навыков
никогда не приведут к овладению сложным искусством пеня, требующим
большой, упорной и последовательной работы.
20
III. Распевание хора и принципы подбора вокальных упражнений
Вокально-хоровые упражнения можно разделить на две основные категории.
К первой относятся специальные упражнения, которые применяются вне
связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют
последовательному овладению средствами вокально - хоровой
выразительности по принципу: от простого - к сложному.
Система данных упражнений помогает сознательно фиксировать внимание
на той или иной конкретной задаче.
Упражнения второй категории направлено на преодоление конкретных
трудностей при разучивании какого-либо произведения. Эти упражнения
служат более узким задачам и не могут быть систематизированы с большей
четкостью и последовательностью.
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над
ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение
имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его
исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является
основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения
устойчивого результата необходимо использовать абсолютно все знания,
умения и навыки, полученные на занятиях.
На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их
элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В
дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и
совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и
правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной
нюансировкой на более сложном музыкальном материале.
Работать надо постепенно, без торопливости. Ни в коем случае нельзя
допускать форсированного звучания. Петь следует на умеренном звучании
(не громко и не тихо). Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания
и свободе при пении.
21
Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на
разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще
более ограниченном диапазоне. Необходимо уравнивание всех звуков по
качеству звучания.
Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных
упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения.
Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших
операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся
система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя
соответственные мышечные системы. Умелое использование
дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной
тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное
звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление
индивидуального тембра.
В процессе такой повторности упражнений происходит усовершенствование
способов выполнения задания, его закрепление, уточнение. Упражнения
подбираются соответственно уровню певческого развития учащихся и в
процессе обучения постепенно усложняются.
На первоначальном этапе работы проводится работа над воспитанием
элементарных основных навыков: правильное, естественное положение
корпуса, головы, рук; глубокий вдох и постепенный экономный выдох;
свободное открывание рта; одновременное начало и окончание пения,
протяженность звучания.
В процессе дальнейшей работы происходит углубление и совершенствование
полученных навыков: выработка нижнереберно-диафрагматического
дыхания; расширение диапазона; красота тембра; гибкость, подвижность
голоса; тонкая, разнообразная нюансировка.
Распевание имеет две функции:
1.Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе.
22
2. Развитие вокально-технических навыков, достижения качественного и
красивого звучания в произведениях. Наиболее распостранёнными
недостатками в пении являются: неумение формировать звук, зажатая
нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные), плохая дикция, короткие
и шумное дыхание), широко открыть глаза.
Упражнения способствуют развитию звуковысотного слуха, ладотонального
слуха, чувство тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и
мимике, тембрового слуха, дыхания. На первоначальном этапе занятий с
учащимися ведётся работа над воспитанием основных вокально-хоровых
навыков в их элементарном виде: сохранение правильного положения
корпуса, головы и рук, постепенный экономный выдох, свободное
открывание рта, одновременный вдох, начало пения, протяжённость
звучания. Все три компонента: повторность, определённая организация и
целенаправленность на улучшение качества голосообразования - являются
обязательными. Упражнения должны быть простыми по мелодическому и
ритмическому рисунку, легко запоминаться.
Вокальные упражнения помогают разогреть связки и подготовить голосовой
и артикуляционный аппарат к пению.
Артикуляционная гимнастика.
1.Покусать кончик языка.
2.Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю
поверхность.
3.Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
4.Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.
5.Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую
щеки.
6.Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка
менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному
цокаюткопытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие —
пони, цокают быстро и высоко).
23
7.Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
8.Закусить изнутри щеки боковыми зубами.
9.Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.
10.Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение
улыбки.
11. Совершать предыдущие два движения попеременно в ускоряющемся
темпе.
12. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и
сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели.
Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.
13. Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и
ощутить пальцами движение мышц.
Для развития артикуляции предлагаются следующие упражнения:
1. Для активизации языка пошевелить языком из стороны в сторону, вперед,
назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком",
"трубочкой". Высунуть кончик языка и быстро-быстро перемещать его из
угла в угол рта;
2. Почувствовать кончик языка, он активный и твердый, как молоточек (в
этом поможет воображение). Побить изнутри кончиком языка по зубам (как
будто беззвучно говорите: да-да-да-да). Хорошо в этот момент представить
себе "высокое нёбо" и объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д;
3. Для освобождения языка и гортани следует выполнять следующее
задание: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью
выдохнуть через рот, выдох резкий, как "выброс" воздуха со звуком "ФУ"
(щеки "опадают");
4. Для укрепления мышц гортани, энергично произносить: К-Г, К-Г, К-Г;
5. С целью активизации мышц губ рекомендуется надуть щеки, сбросить
воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы.
Энергично произнести: П-Б, П-Б, П-Б;
24
6. Для освобождения нижней челюсти - открыть рот подвигать челюстью в
стороны, почувствовать свободу этого движения. Делать упражнение перед
зеркалом, пока не будет достигнута легкая усталость. Нижняя челюсть
должна быть свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя
челюсть бьет по гортани, делает звук бесформенным, артикуляцию
укрупненной.
На развитие дикции направлено и чтение скороговорок. Читать их надо
медленно, постепенно убыстряя по мере успешного совершенствования. При
этом важно следить за ритмичностью произношения, не забывая о темпе:
а) Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова, на траве дрова.
б) Ты, сверчок, сверчи, сверчи, сверчать, сверчок, нас научи.
Упражнения на организацию дыхания и звучания:
1. Полностью расслабить тело. Свободно свисающие руки раскачать с
помощью корпуса (будто подвесить на ниточке). Голову освободить от
мышечного напряжения. Нижнюю челюсть свободно опустить вниз, язык
полностью расслабить, его кончик поместить у нижних зубов. После полного
выдоха сделать глубокий вдох через нос (ребра при этом расширятся, живот
немного втянется). Остаться несколько мгновений в положении вдоха (как
будто хочется сделать еще вдох); затем выпустить изо рта весь воздух.
2. Взять дыхание вышеуказанным способом и выдыхать, будто осторожно
дуя на пламя свечи, не гася его. Взять дыхание, задержать его, выдохом
«раздуть пламя костра». Взять дыхание, выдохнуть, как бы дуя на пушинку,
не давая ей опуститься.
Все упражнения необходимо выполнять точно по описанию, следя за тем,
чтобы голова, торс и руки были свободны от мышечного напряжения.
3. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и
глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как
расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это
означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание,
выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра.
25
4. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От
зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов,
твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем
объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом
стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали
языком. В эту зону мы направляем поток выдоха, и там звучит наше слово,
причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое
небо очень «высокое», куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь
на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите,
как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра,
это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков,
слов.
Певческие упражнения
Главным условием хорошего звучания гласных в младшем хоре должно быть
постоянное стремление сохранять высокую позицию звучания на всех звуках
диапазона.
Воспитывать у детей правильное формирование различных гласных нужно
постепенно. Целесообразнее всего начинать с гласного у, который дает
возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме
подачи звука. При произнесении этого гласного ротовая полость и глотка
раскрыты широко, пение совершается «на зевке» (поднимается небная
занавеска). Кроме того, у освобождает голос от носового призвука, потому
что поднятое мягкое небо перекрывает вход в носовую полость. Свешников
считал гласную «У» головной, пение которой вырабатывает высокую
вокальную позицию.
Упражнение № 1
26
Упражнение №2
Цель упражнения - обучение быстрому и незаметному вдоху и вокализация
гласного звука у.
И третий мотив поется с закрытым ртом, чтобы избежать тусклого,
затемненного звучания гласного звука. В пения с закрытым ртом зубы
разомкнуты, а во рту ощущение небольшого яблока, что необходимо для
поднятия мягкого неба..
Надо следить, чтобы губы не вытягивались чрезмерно вперед, а артикуляция
гласного у была естественной.
Упражнение № 3
Для придания гласному у большей звонкости к нему можно присоединить
согласный к.
Если у детей не получается спеть первую фразу закрытым ртом, можно спеть
ее также как и первую, а затем попробовать повторить в первоначальном
виде.
Гласный о также имеет большое значение в вокальном воспитании, так как
этот звук не требует специального округления, при нём глотка хорошо
27
открыта. Упражнения на гласные о и ё помогают выработать округлое,
светлое головное звучание.
Упражнение № 4
Упражнение № 5
Гласный и – наиболее «высокий по позиции», близкий, светлый по звучанию,
поэтому полезен для устранения таких недостатков, как тусклое и глухое
звучание голоса. Он требует округления, то есть приближения к ю или ы. А в
случае зажатости звука его применение должно быть весьма осторожным,
прежде всего следует обратить внимание на устранение этого недостатки.
Упражнение №6
В вокальной педагогике наиболее используется гласная та. По звучанию,
требует меньших усилий для образования, способствует раскрепощению
голосового аппарата, освобождая его от зажатости и напряжения. При пении
данного звука опускается нижняя челюсть, широко раскрывается полость
рта, глотка становится узкой. Но это и самый пёстрый гласный, требующий
округлённости звучания, которая достигается путём его приближения к о.
Пение отдельных гласных следует постепенно переходить к их чередованию
в упражнениях.
28
Упражнение №7
Упражнение №8
В работе с младшим детским хором можно использовать русские народные
песенки - попевки, что помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к
национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей
музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую
детям не заострять внимание на сложности интонирования.
Упражнение №9
Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды
и твёрдое, уверенное пение тоники. Можно провести параллель в звучании
больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков.
Упражнение №10
Песня «Скок,скок» чрезвычайно полезна для формирования
артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда.
29
Песни с нисходящим движением очень полезны, так как главным условием
хорошего звучания гласных должно быть постоянное стремление сохранять
высокое звучание. При пении звукроряда сверху вниз необходимо следить за
формированием верхнего звука, особенно при переходе на последующий
полутон, интонационно чуть подтягивая его, иначе последующие звуки при
пении могут потерять высокую певческую позицию.
Активно содействует формированию звука с одновременным
стимулированием работы дыхательного аппарата чёткая артикуляция,
которая в младшем хоре является одним из приёмов активизации дыхания.
Для активизации языка применяются специальные упражнения.
Упражнение №11
Попевки, в тексте которых преобладают твёрдые, взрывные и звонкие
согласные, помогают активизировать работу артикуляционных органов,
способствуют выработке чёткой, ясной дикции. Обычно такие попевки
исполняются в довольно быстром темпе. При этом следует следить, чтобы
согласные произносились детьми чётко, активно.
Скороговорка-игра интеллектуальная и артикуляционная (развитие речевого
аппарата). У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром
говориться в народе: «ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕГОВОРИТЬ И НЕ
ПЕРЕВЫГОВАРИТЬ». Удивительная особенность скороговорок - их
сложная ритмическая организация. Каждый звук, звукосочетание и слово в
скороговорке создают ритм и подчиняются ему. Ритм создаётся за счёт
повторения одинаковых созвучий. Скороговорка имеет концевые внутренние
созвучия образующие рифму. Перед нами не только определённым образом
звучащая фраза, но и по соотношению со смыслом картинка, полная живых
звуков. Ритм скороговорки создаётся за счёт чёткого чередования ударных и
безударных слогов, активно содействует формированию звука с
одновременным стимулированием работы дыхательного аппарата чёткая
артикуляция. В младшем хоре чёткая артикуляция – это один из немногих
приёмов активизации дыхания. Здесь применяются специальные упражнения
30
для активизации языка. Полезно пропевать различные скороговорки с
употреблением различных словосочетаний с крещендо и диминуэндо, mp и
pp
В работе над дикцией полезно пропевать скороговорки с употреблением
различных словосочетаний с крещендо и диминуэндо, mp, pp, пение
народных прибауток, построенных на одном-двух звуках: «Барашеньки»,
«Андрей-воробей», «Бык – тупогуб», «Веники»
Упражнение №12
Упражнение не только формирует дикционные навыки, но и позволяет
успеть без особых усилий приподнять небо и поставить верхнюю ноту в
высокую позицию.
Упражнение №13
При исполнении слогов кум-ма должно быть ощущение, как при пении
закрытым ртом, приподнятость неба поможет найти высокую позицию и
светлое звучание. Все следует произносить упруго, не прерывая вокальной
линии. Упражнения со слогами “кума” или “зима” А.Свешников использовал
при работе над сглаживанием регистров.
Кантилена — основа пения. Одна из основных задач - научить хор петь
legato. За штрихом legato следует и другие штрихи non legato, marcato.
Целесообразно менять характер звуковедения.
Упражнение №14
31
Упражнение №15
Интонационно чистый унисон, который вырабатывается на основе
правильной вокализации, является основой красивого многоголосного пения.
Опыт показывает, что дети легче осваивают такую форму двухголосия, когда
второй голос имеет мелодическую самостоятельность. Параллельное
движение второго голоса дается детям гораздо труднее.
Целесообразно вначале использовать знакомые детям, простые по структуре
напевы или русские народные песни в двухголосном изложении.
Упражнение № 16
Упражнение № 17
32
IV.Заключение
Хоровое пение требует овладения целым комплексом художественно-
технических приемов. Правильный подбор упражнений помогает выработать
каждый певческий навык в отдельности, а также закрепить комплекс навыков
в их совокупности. Упражнения нельзя сводить лишь к работе над
отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая
связь и координация между ними.
Как мы уже выяснили, навык – это есть умение, доведенное до значительной
степени автоматизации путем длительной и регулярной тренировки. Такая
тренировка в основе своей должна опираться на сознательное отношение к
образованию и укреплению навыка, когда в этом процессе отбрасываются
ненужные и лишние движения и отбираются, культивируются только
необходимые и целесообразные; продолжительное и систематическое
совершенствование приводит навык в его наиболее законченном виде к
автоматизации. Достижение такого уровня, пусть даже относительного,
очень важно: оно постепенно освобождает певца от скованности и
хаотичности, позволяя осуществлять задачи более творческого порядка.
Вокально-хоровые навыки являются средством передачи образа, содержания
произведения. Чем лучше учащиеся владеют этими навыками, тем
выразительнее может быть исполнение.
Необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение,
то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования этих
навыков. В процессе такой повторности происходит усовершенствование
способов выполнения задания, его закрепление, уточнение. Весь процесс
33
выработки вокально-хоровых навыков представляет тонкий отбор наиболее
целесообразных для каждого определенного случая приемов исполнения.
34
При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный
материал упражнений будет способствовать закреплению определенных
навыков.
Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно уровню
певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе
обучения.
Упражнения могут быть самыми различными и преследовать многообразные
цели: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание,
настраивать позиционно высоко, вырабатывать кантилену, ровность голоса,
его подвижность, гибкость, чистоту интонации, развивать гармонический
слух, четкость дикции, единую манеру звукообразования и т.п., словом,
должны помогать певцам овладеть техническими приемами выразительного
исполнения. Есть упражнения, которые носят комплексный характер то есть
развивают различные навыки одновременно.
В то же время нельзя учить сразу всему, не закрепляя отдельных элементов
голосообразования. Поэтому необходим специальный подбор постепенно
усложняющегося музыкального материала упражнений, что создает
благоприятные условия для овладения каким-либо одним определенным
навыком на каждом этапе обучения. Так, предлагая упражнения на
кантилену, следует упростить другие элементы музыкальной
выразительности: ритм, мелодический рисунок, темп, тесситуру. Выработка
вокально-хоровых навыков в процессе упражнений основывается на
следующих методических принципах:
поддержание у детей интереса, активности и эмоционального тонуса в
процессе упражнений, что достигается разнообразием как самих
упражнений, так и методических приемов;
развития слуха учащихся (воспитание слухового контроля, умения оценить
правильность выполнения каждого вокально-технического задания);
35
пение упражнений без сопровождения, что способствует успешному
воспитанию вокального слуха учащихся и выработки чистоты интонации;
использование гармонической поддержки (особенно в начале обучения);
связь вокальных упражнений с музыкальной грамотой, что достигается
разучиванием и пением этих упражнений по нотам;
сознательное овладение навыками, то есть понимание детьми правил и
способов выполнения упражнений;
сочетание в процессе вокально-хоровых упражнений коллективного пения с
индивидуальным опросом отдельных учеников.
Выбирать вокально-хоровые упражнения нужно обязательно в зависимости
от уровня певческого развития участников хора, а также наличия тех или
иных певческих недостатков.
На занятиях хора техническая работа должна сочетаться с работой над
музыкальной выразительностью, и тогда у детей разовьются не только
певческие навыки, но и музыкальный вкус, и художественные
представления.
Главное – чтобы ребенок пел естественно, красиво и с удовольствием,
выявляя свою вокальную индивидуальность.
V. Литература
1. Абелян Л., Масленников В., Скорняков А., «Программа и методические
указания по хоровому пению». М.: «Советская Россия», 1977
2.Бандина А., Школа хорового пения М., Москва, 1966
3. Багадуров В. «Вокальное воспитание детей». М., Музыка, 1952
4. Беркман Т.Л., Грищенко К.С., «Музыкальное развитие учащихся в
процессе
обучения пению», М.: АПН РСФСР, 1962
36
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.1968.
6. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – М.:
1969.
7. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе.
– М.: Музыка, 1972.
8. Емельянов В.В. «Фонопедический метод формирования певческого
голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки».
Новосибирск. Наука. Сиб.отделение. 1991
9. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж». СПб. Лань.
1997
10.Огороднов Д.Е, Музыкально-певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе. П. 1972.
11. Орлова Т.М., Бекина С.И., «Учите петь детей». М.: Просвещеине, 1987
12. Попов В.С. «О развитии певческого голоса младших школьников». В сб.
“Музыкальное воспитание в школе” Вып. 16. М., Музыка. 1985
13. Соколов В.Г., «Работа с хором». М.: «Советская Россия», 1959
14. Струве Г.А. «Школьный хор». М. Музыка. 1981
15. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». М.
Прометей. 1992
16. Стулова Г.П. Хоровой класс. М "Просвещение" 1988.
17. Струве Т.А. Школьный хор. 1981. М."Просвещение" .
18. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей». М-Л. Сов.композитор.
1967
19.Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.
«Музыка» 2004
37