Музыкально-ритмическая деятельность в ДОУ. Ритмика

Музыкально-ритмическая деятельность в ДОУ. Ритмика.
Ритмика—один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее
характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, разнообразные
физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства
более глубокого ее восприятия и понимания.
Цель и задачи ритмики.
Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении
средств выразительности, формы), ее образов и формировании на этой основе навыков
выразительного движения.
Задачи ритмики:
—учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях,
согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами
выразительности; —развивать основы музыкальной культуры; —развивать музыкальные
способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство
ритма);
—учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра,
пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие
звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и
т- д.);
—формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре,
танце, хороводе и упражнении;
развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища,
придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные
элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Задачи эти успешно решаются, только если используются подлинно художественные
произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая
музыка всех эпох, современная музыка).
Виды ритмики. Репертуар по ритмике.
Музыкально-ритмические упражнения условно можно разделить на подготовительные и
самостоятельные. К первым относятся упражнения, в которых предварительно
разучиваются отдельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринужденно
выполнять «пружинку», поскоки с ноги на ногу, прямой галоп, подпрыгивать на двух
ногах и т. д. В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы, и они
служат средством выразительной передачи музыкальных образов, персонажей (зайчики,
лошадки, петрушки и др.). Например, в средней группе упражнения «Пружинка» (русская
народная мелодия), «Веселые мячики» (музыка М. Сатулиной), «Сапожки скачут по
дорожке» (музыка А. Филиппенко) помогают детям усвоить игру «Лошадки в конюшне»
(музыка М. Раухвергера): ребята начинают легко, ритмично, с настроением «скакать» под
динамичную, стремительную музыку.
Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. К ним относятся
«Всадники» (музыка В. Витлина), «Вертушки» (украинская народная мелодия),
«Упражнение с лентами» (музыка В. А- Моцарта), «Насмешливая кукушка»
(австрийская народная мелодия). Этот тип упражнений по сравнению с предыдущими
имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных
образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.
Следующий вид ритмики—танцы, пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы:
зафиксированные и свободные.
К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и
педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с
элементами народного, бального танцев, хороводных построений. Это, например, «Пляска
с платочками» и «Круговая пляска» (русские народные мелодии), «Парная пляска»
(чешская народная мелодия «Аннушка») и «Дружные тройки» («Полька» И. Штрауса),
хороводы «Елочка» (музыка М. Красева) и «Веснянка» (украинская народная мелодия) и
др. Особое место в этой группе занимает характерный танец —'плясовые элементы в нем
соответствуют движениям различных персонажей в свойственной им манере (клоуны,
снежинки, котята, мишки, пингвины и др.).
К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами
дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале педагог активно помогает,
советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в
соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои
силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Это «Зеркало» (русская народная
мелодия), «Танцуйте, как я» (музыка В. Золотарева), «Мы веселые матрешки» (музыка Ю.
Слонова) и др.
Музыкальная игра (третий вид ритмики) как разновидность игровой деятельности в
детском саду—важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную
сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомите народными
традициями — все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения,
помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.
Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и не
сюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). В сюжетных играх нужно
выразительно передать образы музыки, а в не сюжетных—выполнить задание, связанное с
общим настроением музыки, ее выразительными средствами (темп, динамические
оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетной музыкальной игре
«Зайцы и лиса» (музыка С. Майкапара) дети должны образно выполнять движения,
характерные для данных персонажи!: вкрадчивый, легкий бег лисы и высокий, мягкий бег
с остановками и кружением (на подпрыгивании) зайца и т. д. В не сюжетной игре «Игра с
бубнами» (польская народная мелодия) ребята меняют движения на малоконтрастные
части пьесы и динамические оттенки; кроме того, плавный характер мелодии передают в
неторопливом беге танцевального характера.
Репертуар по ритмике. Подбору репертуара по ритмике всегда придавалось важное
значение. Именно от того, на каком практическом материале обучаются дети, во многом
зависит, будут ли выполнены цель и задачи, поставленные перед ритмикой.
Основными принципами отбора репертуара по ритмике являются следующие:
- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
- моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям
(«дансантность»);
- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах
народной, классической и современной музыки;
- соответствие движений характеру, образам музыки;
- разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).