Открытый урок "Использование разнообразных методов и способов закрепления учебного материала на уроках сольфеджио"

1
Открытый урок на тему «Использование разнообразных методов и
способов закрепления учебного материала на уроках сольфеджио в 1
классе» с учащимися 1 класса Б фортепианного, струнного отделения и
отделения народных инструментов
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – игра.
Цель: Формирование и развитие ритмического и мелодического слуха,
закрепление терминологии на основе практических форм работы.
Задачи:
1. Обучающие:
- Закрепить навыки чтения нот на нотоносце и клавиатуре, познакомить
учащихся с первоначальными теоретическими понятиями и формами работы
на уроках сольфеджио.
- Привить учащимся начальные навыки дирижирования, сольфеджирования.
- Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка, ритмического
аккомпанемента на примере работы с ритмическими упражнениями.
2. Развивающие:
- Способствовать развитию аналитического мышления, образного и
творческого потенциала детей через игровую импровизацию.
- Стимулировать развитие музыкальных способностей детей:
певческие, исполнительские через инновационные формы работы на
уроке.
- Способствовать развитию у учащихся синтеза двигательных,
зрительных и слуховых навыков.
- Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».
3. Воспитывающие:
Воспитывать в детях организованность, работоспособность, активность,
самостоятельность, ответственность.
2
- Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных
образов и слуховых впечатлений.
Структура урока
1. Приветствие. Задания на знание нот.
2. Теоретическая разминка, сильные и слабые доли.
3. Вокально - интонационные упражнения и игра на фортепиано.
4. Сольфеджирование, чтение с листа.
5. Метро - ритмические упражнения.
6. Мажор и минор.
7. Применение полученных знаний в групповых формах работы.
Содержание урока
1. Приветствие. Задания на знание нот.
2. Теоретическая разминка: закрепление понятий темп, метр, ритм,
размер, доли сильные и слабые, диез, бемоль, бекар, тон, полутон,
гамма, строение мажорной гаммы, тоника, устойчивые, неустойчивые,
вводные ступени, тоническое трезвучие, форте, пиано.
Дирижирование в размере 2/4.
3. Вокально - интонационные упражнения и игра на фортепиано: песенка
на основе мажорной гаммы «По утру меня дорога», 6 попевок «Совет
тональности» на основе тонического трезвучия.
4.Сольфеджирование и чтение с листа с предварительным анализом
мелодических моделей.
5. Метро - ритмические упражнения: работа с ритмическими
карточками–тактами (длительности нот четверти, восьмые,
шестнадцатые, половинные); игра «Ритмический переводчик» - выложить
ритмическими карточками-тактами ритм стихотворного текста; сочинение
текста на заданный ритмический рисунок.
6. Мажор и минор: сравнительная характеристика образов музыкальных
3
(песенка «Как под горкой», прозвучавшей в мажоре и миноре), двух
отрывков стихотворений и картин художников разного настроения
(мажорного и минорного); пение и подбор на фортепиано песенки «Ох и
ясный день» от разных нот; слуховой анализ отрывков музыкальных
произведений, написанных в мажоре или миноре. .
7. Применение полученных знаний в групповых формах работы:
- «Ты куда идешь, медведь»- диалогическая ритмодекламация;
- Н. Метлов. «Бьют часы» исполнение песни со «звучащими жестами»
- Ритмический аккомпанемент (двухголосная партитура) к пьесе Ф.
Лещинской «Две лошадки».
Методы и приемы обучения:
словесный,
наглядно-зрительный,
наглядно-слуховой
практический,
игровой метод,
практический
репродуктивный,
сравнения,
частично-поисковый,
метод проблемного изложения.
Наглядные пособия: лесенка, столбица, таблички теоретических терминов,
учебные карточки, карточки песен, нотные и цифровые карточки,
ритмические таблицы.
Раздаточный материал: пособие «клавиатура», шумовые ударные
инструменты (бубен, «маракасы»),
4
Методическое пояснение
Младшие классы – важнейший период в обучении прочтению и записи
мелодической, метроритмической стороны нотного текста. В этот период
осваиваются основные ритмические фигуры, наиболее употребительные в
музыке размеры, вводится большое количество музыкальных понятий и
терминов. И все это учащиеся должны осознать и практически освоить.
Практика показывает, что дети легко и быстро воспринимают и
усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Осознанная
ребенком мотивация является действенным двигателем в его обучении чему-
либо. Лучшим способом для достижения результата является ИГРА.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста
конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное
восприятие явлений окружающей жизни, на уроке используются
разнообразные формы работы, что способствует быстрому переключению
учащихся с одной формы работы на другую, развивая их уровень
мыслительных способностей, и делая урок более динамичным. А игровые
моменты влияют на качество усвоения материала (дети начинают все
«схватывать на лету»).
Данный урок показывает различные игровые формы в таких видах
музыкальной деятельности на уроке сольфеджио, как вокально-
интонационнные, ритмические упражнения, сольфеджирование, слуховой
анализ.
Для подготовки и проведения урока преподаватель использовал
учебник сольфеджио 1 2 класс Н. Баевой, Т. Зебряк, сольфеджио для
подготовительных отделений ДМШ М. Котляревской-Крафт, И.
Москальковой, Л. Батхан, свои авторские пособия: «Учим нотки на досуге»,
часть II, Тольятти, 2013 г.; «Воспитание чувства метроритма в 1 классе
5
через ритмодекламацию», Тольятти, 2011 г.; «Песни упражнения»,
Тольятти, 2010 г., и другие источники.
Ход урока
I. Приветствие. Задание на знание нот
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!
Сегодня у нас гости. Постарайтесь работать слаженно и внимательно.
1. Задание: Вспомнить считалочку и назвать ноты, расположенные на
нотоносце и показанные преподавателем в разных темпах. (Учащиеся
проговаривают ноты, преподаватель – стихотворный текст).
До, ре, ми, фа, соль, решил узнать король,
Ре, ми, фа, соль, ля, большая ли земля.
Ми, фа, соль, ля, си, весь мир исколесил,
Фа, соль, ля, си, до, был в Риме и в Бордо,
Соль, ля, си, до, ре, на Сене и Днепре,
Ля, си, до, ре, ми, в Чикаго и Перьми.
Си, до, ре, ми, фа. А это что? Уфа!
До, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре, до .
(Е. Ефимовский)
2.Расшифровать ноты, зашифрованные в стишках «Крокодил»,
«Случай».
(Вызванный учащиеся выходит к доске и читает стих «с листа»).
II.Теоретическая разминка. Теоретическая разминка.
Преподаватель: Я начинаю, а вы, ребята, продолжаете:
1). Чтобы в нотный дом войти,
Надо ключ приобрести.
Ключ красивый, завитой,-
Называется ключ?... (Соль)
Понятия: ТЕМП.
6
2). Ровные шаги в музыке называются … МЕТР
3). Узоры музыкального времени образуют… РИТМ
4). Показываю карточки с цифрами 2/4, 3/4 , 4/4. Что это …РАЗМЕР,
Сколько долей будет в такте,
нам верхняя цифра покажет,
Длительность каждой доли –
нижняя цифра укажет.
5). Дирижируем на 2/4 под музыку.
Считаем вслух: сильные доли - f, слабые – p.
М. Глинка. Полька d-moll
6). Преподаватель:
- Какой длительности равна доля – шаг? (четверть)
- Сколько восьмых нот в четверти? (две)
- Сколько восьмых в половинной ноте? (четыре)
7). Показываю карточки со знаками альтерации.
Какой знак лесенкой сбит? ДИЕЗ – повышает звук на полтона;
Какой знак капелькой висит? БЕМОЛЬ – понижает звук на полтона;
Какой знак непростой, он музыкальный постовой,
За порядком наблюдает, эти знаки отменяет?
БЕКАР - Отменяет и диез, и бемоль.
8). Преподаватель: Что такое полутон, тон, назвать строение мажорной
гаммы.
Преподаватель показывает на клавиатуре звуки и задает вопросы учащимся,
они отвечают:
Преподаватель: до – ре – это тон?
Ученики: до – ре – это тон.
Преподаватель: ре – ми – это тон?
Ученики: ре – ми это тон, и т.д.
Понятия: метр, ритм,
размер
Понятия: форте, пиано
Понятия:
диез, бемоль, бекар.
Понятия: длительности
нот четверть,
половинная, восьмые
Понятия:тон,
полутон, строение
мажорной гаммы
7
III. Вокально - интонационные упражнения.
Мониторинг ЗУН (на материале ранее выученных песен)
1). Преподаватель:
Что такое гамма?
Гамма До мажор?
«Совет тональности»?
Вводные ступени?
Сейчас мы споем песенку «По утру» (стих Р. Муха) с ручными знаками. Но
сначала выберем «дирижера».
2). Песенка «По утру» (ст. Р. Муха) на основе гаммы.
а). Поем с ручными знаками и с «дирижером».
Преподаватель: Что такое аккомпанемент?
б). Поем с аккомпанементом.
3). Преподаватель: Назовите устойчивые ступени лада.
( I III V звук? Нас ТРЕЗВУЧИЕМ зовут).
«Совет тональности». Шесть положений тонического трезвучия и шесть
песенок на эти положения:
a. Песенки на 6 положений Т5/3. Поем с ручными знаками.
б.Песенки на 6 положений Т5/3 играем на фортепиано и поем
(соло, дуэт, трио).
Преподаватель: Какие мелодические модели есть в этих песенках?
(движение по тоническому трезвучию и «топтание»).
IV.Сольфеджирование и чтение с листа.
Преподаватель: Откройте учебник сольфеджио, сейчас мы споем номер из
домашнего задания - № 17:
Понятия: Гамма,
тоника, тоника «До»,
устойчивые ступени,
вводные ступени.
Понятие:
Аккомпенемент
I III V
I V - III
III V - I
III I - V
V I - III
V - III - I
Понятие:
Тоническое
трезвучие
8
- Какой здесь размер? (2/4);
- Какие длительности нот встречаются? (четверти и половинные).
Поем номер сольфеджио и со словами.
Преподаватель: Следующий номер, - № 18 мы споем с листа. Сейчас
повторим план нашей работы и покажем родителям, как учить номера,
заданные на дом.
План работы:
1). Проговариваем ритмослогами с дирижированием;
2). Проговариваем нотами с дирижированием;
3). Анализируем мелодические модели (поступенное движение – «кусочек»
гаммы вверх, затем вниз, «топтание»);
4). Поем номер.
V. Метро - ритмические упражнения.
1). На доске вывешены карточки–такты на разные ритмические модели:
Задание:
Кому – нибудь из ребят выбрать любые четыре карточки, составить ими
ритмический рисунок из 4-х тактов, простучать указанный в них ритм и
прочитать слова в этом ритме под музыку. Останавливаться нельзя!
Г. Левкодимова. Плясовая.
2). Преподаватель: Сейчас мы проверим домашнее задание.
Пар - та
Ку- би-ки
Само-лёт
О-безь-я-на
Дом
По-бе-жа-ли по лу- жай-ке
И за-пры-га-ли как зай-ки
Понятие: доля (такта),
метр, ритм, ритмические
модели
9
На данную ритмическую модель надо было сочинить слова и уметь их
проговорить:
(Дети под музыку по очереди проговаривают приготовленные дома слова)
Г. Левкодимова. Плясовая.
3). Преподаватель: Игра «Ритмический переводчик». Я говорю текст.
Вам, ребята, надо выложить ритм карточками-тактами:
а)
б)
2. На доске выложен ритм. Это ритм из Д/З.
(Замер лес от удивленья, пишут звери сочиненье).
Задание 1: Узнать что это за ритм?
Задание 2: Показать Д/З (прочитать свой сочинённый текст
на такой же ритм).
а). Учащиеся по очереди читают свой текст (по поднятой руке).
б). Учащиеся по очереди (очередность оговариваем заранее) читают свой
текст под аккомпанемент преподавателя. Задание на ВНИМАНИЕ!
Останавливаться нельзя!
Понятия: размер (2/4),
такт, реприза.
Понятия: аккомпанемент.
Дом
Понятие: пауза
Ве-тер вет-ка-ми шу-мит, ё-жик наш до- мой спе-шит
Шап – ка да шуб – ка, вот и весь ми шут - ка
10
Д. Кабалевский. Полька.
VI. Мажор и минор.
1. Преподаватель играет и поет песенку «Как под горкой» сначала в C-dur, а
потом в c-moll. Учащиеся характеризуют музыкальный портрет «мужика»: в
До мажоре он – «сильный», «молодой», «радостный», «смелый»; в до миноре
«погрустнел», «постарел», «заболел», «нет сил», «ослаб».
Преподаватель: Ребята, обратите внимание, как смена лада влияет не
только на настроение в музыке, но иногда полностью меняет характер,
образ.
В мажоре мужик здоровый, бодрый, полный сил.
В миноре мужик больной, усталый.
2. Читаю два стихотворения.
Вопрос: какое стихотворение можно назвать мажорным, какое
мминорным?
Мажор
Минор
Приди, весна, и снова
Пусть рощи оживут.
Под шум ручья лесного
Фиалки зацветут.
(Г. Селянин)
Говорила осень хмурая:
«Я пролью дожди унылые,
Прогоню в дорогу дальнюю
Птичьи стаи перелетные».
(Д. Можжевелов)
3.Показываю картины:
А). Жан-Марк Жаньячик - «Подсолнухи и лаванда» и Камиль Писсаро -
«Осень»:
11
Б). Жан-Марк Жаньячик - «Белый парус» и Камиль Писсаро - картину с
неизвестным названием:
В). Камиль Писсарою «Каштаны в Овсни»:
Вопрос: какая картина мажорная?, минорная?
12
4.Попевку «Ох и светлый день» играем и поем от разных нот разным
составом исполнителей: дуэтом, solo:
Ох и свет-лый день, ноч-ка тем - на - я.
5. Слуховой анализ пьес. Играю произведения (отрывки) в мажоре и миноре.
Задание: определить лад.
Д. Шостакович. Марш До мажор
П. Чайковский. «Болезнь куклы»
Ф. Шопен. Ноктюрн. До минор
И. Дунаевский. «Колыбельная»
Преподаватель: Ребята, «Колыбельная» написана в мажорном ладу. А
полька Д. Кабалевского, звучавшая ранее в минорном ладу. Давайте
сосчитаем такты в этой польке. Вспомните как мы такие задания
выполняли на уроках…
VII. Групповые формы работы.
1. Ритмодекламация «Ты куда идешь, медведь»
на слова Г. Виеру с сопровождением. Диалог двух групп.
Ты ку-да и-дешь, мед-ведь? В го-род, ел-ку при-гля-деть!
А на что те-бе о-на? Но-вый год встре-чать по-ра!
Где по-ста-вишь ты е-е? В лес возь-му, в сво-е жиль-е!
Что ж не вы-ру-бил в ле-су? Жал-ко, луч-ше при-не-су!
2
4
2
13
2. Н. Метлов. «Бьют часы».
Преподаватель: На примере этой песни мы повторим тоническое
трезвучие и пройденные ритмические модели, которые покажем с помощью
«звучащих» жестов:
- отмечаем шагами, - стучим ладошками,
- «скользящими» ладошками.
Исполняем песню «Бьют часы»
1. Ритмический аккомпанемент (двухголосная партитура).
Преподаватель: В заключение исполним ритмическую партитуру. Это будет
ритмическим аккомпанементом к пьесе Ф. Лещинской «Две лошадки».
Маракасы 2/4
Бубен 2/4
Преподаватель: Наш урок окончен. Спасибо всем ученикам за работу, а
присутствующим родителям за внимание. До свидания.
Выводы по уроку. На уроке были показаны основные формы работы
интонационные, ритмические упражнения, сольфеджирование, слуховой
анализ, творческие задания. Эти формы работы находились во взаимосвязи
и основывались на определенных теоретических знаниях. Учащиеся
работали активно, с интересом, показали практическое применение
теоретических терминов (термины запоминают, потому что ими все время
приходиться оперировать), знание нот на нотоносце и клавиатуре, осознание
ритма через стихотворный текст, пройденных мелодических моделей
(повторение звуков, движение по гамме, по трезвучию). В целом учащиеся с
поставленными задачами справились, их музыкальный кругозор постепенно
14
расширяется при помощи вопросов и посильных задач, постепенно
формируется мышление.
В дальнейшем следует продолжить работу над метроритмом:
определять на слух ритмическую пульсацию, сильную долю метра,
отрабатывать навыки дирижирования (тактирования) в размерах 2/4, 3/4 ,
4/4, являющиеся организующим фактором в процессе пения.
Особое внимание следует уделять сольфеджированию: уметь
определить лад и тональность мелодии, размер, особенности ритмического и
мелодического строения; уметь настроиться в данной тональности;
развивать навыки точного интонирования, приучать детей сознательно
слушать музыку, соответственно программе определять по нотному тексту и
по слуху её отдельные элементы, слушать себя при пении, следить за
качеством звука (точности высоты по отношению к строю, протяженности,
силы звука).
15
Характеристика учащихся
В открытом уроке принимают участие учащиеся 1 «Б» класса
фортепианного, струнного отделения и отделения народных инструментов.
Уровень музыкальных способностей детей, участвующих в
представленном уроке, различный. Одни из них эмоционально более
отзывчивы на музыку, их музыкальный слух более активен. В процессе
слушания произведений они быстрее осознают регистры, мажор и минор как
средства отражения света и тени, радости и горя, направление движения
мелодии, точнее воспроизводят звуковысотную линию в мотивах. Другим
детям это удается определить не сразу.
У одних детей чувство ритма более развито. В процессе движения
под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах им быстрее
удается воспринять равномерную пульсацию метрических долей, а также
различить сильные и слабые доли в музыке при ее прослушивании. Усвоение
ритмических фигур, осознание длительностей и пауз, формирование
представлений об их записи, осознание выразительной и изобразительной
сущности ритма таким детям дается легче. Другим детям, чтобы выполнить
ритмические упражнения, требуется больше времени, а порой и помощь
преподавателя.
В представленной группе есть учащиеся, которым сложно
сконцентрировать свое внимание, а, тем более удержать его на протяжении
урока даже при частой смене форм работы.
16
Учащиеся 1 «Б» класса проучились в «Лицее» всего 3,5 месяца (со
второй половины сентября по декабрь). Но, несмотря на разный
первоначальный общий уровень подготовки (не все дети умели на тот
момент бегло читать литературный текст), ученики достаточно легко
воспринимают и усваивают учебный материал по предмету сольфеджио,
проявляют активность, любознательность, заинтересованность,
эмоционально отзывчивы. Предложенные задания выполняются достаточно
четко, в хорошем темпе. Но, надо отметить, что формирование
способностей требует от преподавателя и от родителей упорной и
терпеливой работы. В течение длительного времени надо упорно развивать и
формировать личность маленького человека и вместе с ним стремиться к
достижению больших результатов, которых чаще всего можно добиться не
очень быстро.
17
Приложения
18
Список приложений
Приложение № 1. Нотоносец. Клавиатура.
Приложение 2. Пособие «Расшифровать стих» из Учебного пособия
Бабичевой Е.Г. «Учим нотки на досуге»:
1. «Случай» (стихи Ю. Хазанов). 2. «Крокодил» (стихи Е. Серова).
Приложение № 3. Размер. Знаки альтерации.
Приложение № 4. Песенки «По утру».
Номера для сольфеджирования и чтения с листа.
Попевки на мажорное трезвучие Т5/3 - «Совет тональности».
Карточки «Совет тональности».
Приложение № 5. Карточки – такты.
«Ритмический переводчик».
Ритмический рисунок для сочинения текста.
Приложение № 6. р.н.п. «Как под горкой». «Ох, и ясный день».
Репродукции художников: Жан-Марк Жаньячик. «Подсолнухи и лаванда»;
Камиль Писсаро. «Осень»; Жан-Марк Жаньячик. Белый парус; Камиль
Писсаро. Название картины неизвестно; Камиль Писсарою «Каштаны в
Овсни».
Два лада: мажор, минор.
Приложение № 7. Ритмодекламация «Ты куда идёшь, медведь».
Н. Метлов «Бьют часы на башне» (ритмическое оформление)
Приложение № 8. Нотный материал:
19
1. Д. Шостакович. Марш.
2. П. Чайковский. «Болезнь куклы»
3. Ф. Шопен. Ноктюрн до минор, соч. 48, 1.
4. Г. Левкодимова. Плясовая.
5. Ф. Лещинская. «Две лошадки»
6. Н. Метлов. «Часы».
Список рекомендованной литературы:
1. Бабичева Е. Азбука ритма, 1 класс.- Тольятти, 2012.
2. Бабичева Е. Воспитание чувства метроритма в 1 классе через
ритмодекламацию, Тольятти, 2011.
3. Бабичева Е. Г. Песни – упражнения.- Тольятти, 2010.
4. Бабичева Е. Учим нотки на досуге, часть II. Сборник занимательных
стишков и картинок.- Тольятти, 2013.
5. Баева Н., Зебряк Т.. Учебник сольфеджио I – II класс. М., «Кифара»,
2006.
6. Котляревская – Крафт М. , Москалькова И. , Батхан Л.. Сольфеджио. –М.,
«Музыка», 1984.
7. http://bigart.com.ua/artgallery/ZHanyachik-ZHan-Mark
8. http://yandex.ru/images/search?text=%D0%
9. http://yandex.ru/images/search?img_url=http%