Конспект урока "Лирические и трагические музыкальные образы Ф. Шуберта" 7 класс
7 класс. I четверть
Урок 7. Тема: Лирические и трагические музыкальные образы Ф. Шуберта
Цели и задачи:
- углубление и закрепление знаний о композиторе Ф. Шуберте;
- знать понятия «лирика», «романтизм», «серенада»;
- развитие умений давать характеристику музыкальным образам;
- развитие вокально-хоровых навыков;
- воспитание чувства сопереживания;
- формирование эстетического вкуса, повышение интереса к музыке композиторов-
классиков.
Тип урока: закрепление полученных ранее знаний и усвоение новых.
Оборудование: аудиозапись «Серенада» (вокальный и инструментальный вариант),
портрет Ф. Шуберта, стихи «Серенада» Л. Рельштаба в переводе В. Жуковского.
ХОД УРОКА
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие
2. Мотивация
Прослушайте несколько стихотворений. Что их объединяет?
1) Лариса Рубальская. Признание в любви
Звёзды, падая, качают ветки сада,
Я спою тебе сегодня серенаду.
Догорел закат пожаром,
Искры звёзд взметнул в ночи,
Только не молчи, моя гитара.
Моя гитара, ты не молчи.
2) Зинаида Гиппиус. Серенада
Из лунного тумана
Рождаются мечты.
Пускай, моя Светлана,
Меня не любишь ты.
3) Эдуард Асадов. Серенада весны
Ну, вот и снова грянула весна
Под птичьи свиристелки и волынки!
Мир вновь как на раскрашенной картинке!
Средь красок же всех яростней одна.
4) Владимир Высоцкий. Серенада Соловья-разбойника
Выходи, я тебе посвищу серенаду!
Кто тебе серенаду ещё посвистит?
Сутки кряду могу - до упаду,
Если муза меня посетит.
- Во всех стихотворениях упоминается слово «серенада»; тема стихов – любовь.
- Верно, сегодня на уроке разговор пойдет о жанре серенады, о ее музыкальном
образе. А что такое серенада? Что вы слышали о серенадах?
- Серенада – песня лирического характера (обращение к любимой), которую
исполняли вечером или ночью.
- Верно, серенада – вокальная или инструментальная пьеса, написанная или
исполненная в честь кого-либо (например, возлюбленной, - выражение чувств к ней).
Исполнялась, действительно, вечером или ночью под аккомпанемент лютни,
мандолины или гитары.
С серенадой какого композитора вы уже знакомились на уроках музыки?
- Моцарт «Маленькая ночная серенада».
3. Целеполагание
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Жанр серенады. Рассказ учителя
В творчестве венских классиков – особенно Ф. Гайдна и В. Моцарта – серенадами
обычно назывались инструментальные или оркестровые многочастные (циклические)
произведения лирического характера, близкие по музыке простым народно-бытовым
песням и танцам.
Эти произведения нередко предназначались для любительского исполнения на
вечерних празднествах и прогулках. Само слово «серенада» означает «вечерняя музыка».
В духе таких серенад написана, например, уже знакомая вам четырехчастная
оркестровая «Маленькая ночная серенада» Моцарта. В русской же музыке эти
классические традиции оригинально использовал П.И. Чайковский в своей
четырехчастной «Серенаде для струнного оркестра».
В эпоху романтизма пышно расцветает жанр серенады как лирической
миниатюры, насыщенной большим эмоциональным содержанием.
А что означает понятие «лирика»?
- Род произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и
переживания человека.
Для музыки композиторов-романтиков особенно характерна серенада вокальная,
т.е. предназначенная для исполнения человеческим голосом (почти всегда с
инструментальным сопровождением).
Вокальные серенады обычно пишутся на тексты любовно-лирического содержания,
представляющие собой обращение к какой-либо женщине. Очень часто содержанием
серенады служит признание в любви или призыв к возлюбленной откликнуться,
отозваться на признание.
По характеру музыки серенады могут быть весьма различны.
2. Прослушивание Серенады Ф. Шуберта и беседа о ней
Сегодня на уроке мы поговорим о серенаде Ф. Шуберта.
Песня Шуберта «Серенада» написана на стихи поэта Л. Рельштаба, в которых
обращение к любимой женщине звучит в поэтической обстановке ночной природы:
Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной…
В рощу легкою стопою
Ты приди, друг мой.
Следовательно, разбираемая серенада является именно вечерней, или ночной,
песней. Ее содержание – страстный призыв к возлюбленной, которую юноша просит
прийти на свидание:
При луне шумят уныло
Листья в поздний час;
И никто, о друг мой милый,
Не услышит нас.
Эти чувства влюбленного Ф. Шуберт передал чрезвычайно поэтичной и теплой
музыкой. Наиболее характерной чертой ее является удивительная напевность,
мелодичность:
Прослушивание вокального фрагмента серенады.
Другим примечательным моментом «Серенады» является партия фортепиано. Она
отличается мягкой, выразительной звучностью и очень интересным сопоставлением
гармоний, создающим красочную игру мажора и минора:
Прослушивание проигрыша со звучанием фортепиано.
И еще одним интересным моментом характерна партия аккомпанемента – всем
своим обликом, своими прозрачными, отрывистыми звуками она напоминает звучание
гитары:
Прослушивание вступления.
Важную роль в создании музыкального образа «Серенады» играют ее минорный
лад и неторопливый, спокойный темп. Песня отличается небыстрой, очень размеренной
«поступью». Лишь в нескольких тактах, где возникает напряженно звучащая
доминантовая гармония, на фоне которой протекает эмоциональная перекличка вокальной
мелодии с партией фортепиано, ритмическое движение приобретает более активный
характер:
Прослушивание музыкального фрагмента «Дай же доступ их призванью…»
«Серенада» завершается постепенно затихающими звуками сопровождения,
заканчивающегося на мягкой, светло звучащей мажорной гармонии. Но светлое звучание
здесь ассоциируется с мерцающим, зыбким светом звезд, несущим в себе что-то
неуловимо грустное…
Слушая ее, сразу понимаешь, что герой серенады – поэтически настроенный
мечтатель.
«Серенада» имеет в основе куплетную форму, но здесь эта форма усложнена
появлением нового эпизода в начале 3-го куплета (со слов «Дай же доступ…»).
Слушание «Серенады» Ф. Шуберта, сл. Л. Рельштаба.
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка? Охарактеризуйте ее образ.
- Звучание какого инструмента напоминает аккомпанемент «Серенады»?
- Проследите за развитием мелодии. Найдите ее кульминацию. (Наиграть и напеть
без аккомпанемента).
- Какое значение тут имеют пунктирный и триольный ритм, смена лада?
- Можно ли сказать, что музыка «Серенады» рисует образ мечты, надежды?
Кроме Ф. Шуберта серенады писали многие известные композиторы: Э. Григ
«Серенада Вельховену», П. Чайковский «Спи, дитя, под окошком твоим я тебе пропою
серенаду…», «Серенада для струнного оркестра» и др. Пишут их и сегодня.
Сравните «Серенаду» Ф. Шуберта с современными песнями о любви:
Прослушивание фрагментов: И. Саруханов «Серенада моей любви», «Серенада»
(гр. «Божья коровка»).
3. Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шуберта
1) Рассказ учителя с инструментальным показом отдельных фрагментов
Чтобы полнее представить себе творчество Ф. Шуберта, мы выучим одну из его
песен. Это песня «Шарманщик» - последняя из 24-х песен вокального цикла «Зимний
путь».
Цикл «Зимний путь» написан Шубертом на слова поэта Мюллера. В цикле
повествуется о трагической судьбе усталого от безрадостной жизни, но еще не бросившего
борьбу человека.
Смертельно изнурен я,
Устал от тяжких бед, -
Говорится в 20-й песне цикла (песня «Придорожный столб»).
Песня «Шарманщик» рассказывает о нищем музыканте, который в суровую
зимнюю стужу, идя от селения к селению, просит подаяние. Его игра, однако, никого не
привлекает, и чашка его пуста – в ней не лежит ни одной монеты. Лишь собаки, ворча,
бродят вокруг никому не нужного бедняка.
Какими же музыкальными средствами Шуберт раскрыл в этой песне ее трагические
образы?
Прежде всего, внимание слушателя привлекает к себе очень выразительная партия
фортепиано. Ее музыка воспроизводит однообразное, монотонное звучание шарманки с
характерным гудением двух нижних звуков (наиграть на фортепиано квинту ля-ми).
Такой звуковой фон сохраняется на протяжении всей песни, рождая в нашем
воображении облик дряхлого одинокого старика, вертящего своей озябшей,
неповоротливой рукой валик инструмента.
Партия певца по самому смыслу своих слов является рассказом о таком нищем
музыканте:
За селом с шарманкой старичок стоит
И рукой озябшей еле шевелит.
Мелодия этой песни полна щемящей тоски. Постоянным возвращением к одной и
той же попевке Ф. Шуберт создает настроение горького одиночества и унылой
безрадостности.
На протяжении всей песни вокальная мелодия чередуется с близкими ей по
интонациям фортепианными фразами на фоне постоянно гудящего баса (наиграть
мелодию).
После двукратного изложения основного музыкального материала Шуберт
завершает песню небольшой репликой «от автора», полной глубокого трагического
смысла:
Эй, старик, пойдем-ка вместе кочевать,
Хочешь мои песни ты сопровождать? (Прослушивание заключительного
фрагмента.)
2) Слушание «Шарманщик» Ф. Шуберта, сл. В. Мюллера (перев. с нем. И.
Тюменева).
3) Разучивание песни Ф. Шуберта «Шарманщик».
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Итог урока
- Что характерно для творчества Ф. Шуберта?
- Передача разнообразных душевных состояний, чувств, настроений человека.
- Какой образ в основном раскрывает Шуберт в своем творчестве?
- Романтический; образ романтически настроенного человека, причем очень
тонко, глубоко, прочувствованно.
- Образ человека-мечтателя: верит в лучшее, не потерял надежды что-то
изменить в жизни в лучшую сторону.
- Образ Человека: сочувствующего, сострадающего, переживающего за других
людей.
2. Рефлексия. Вывод
Прочитайте и сравните стихотворение Г. Галиной «Шарманщик» с песней
«Шарманщик» Ф. Шуберта:
Музыка, музыка где-то звучит!
Борются звуки с осенним дождем.
Старый шарманщик печально стоит
Там, за окном,
Медленно ручку шарманки вертя…
Видно, устала рука…
«Дайте на хлеб!..» - умоляет, грустя,
Взгляд старика.
Поздно. Он бродит сегодня давно
С жалкой шарманкой своей…
Ответы учащихся.
- Сделайте вывод, что имеет существенное значение для более глубокого
понимания музыки Ф. Шуберта? Что несет людям музыка Шуберта?
- Искусство, которое создал Ф. Шуберт, несет людям сердечное тепло. Оно
помогает человеку лучше понимать себя и других людей.
Домашнее задание: найти интересный материал о творчестве Ф. Шуберта,
оформить доклады.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Игровые технологии как средство обучения детей младшего школьного возраста на занятиях по хореографии
- Рабочая программа по музыке 6 класс на 2019-2020 учебный год (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.)
- Рабочая программа по музыке 5 класс на 2019-2020 уч. год
- Рабочая программа по музыке 6 класс на 2019-2020 учебный год
- Методическая разработка "Слуховой анализ на уроках сольфеджио"
- Презентация "Оркестр народных инструментов"