Открытый урок "Работа над техническим развитием в классе домры"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа п. Редкино»
Открытый урок по теме:
Работа над техническим развитием
в классе домры
Подготовила:
преподаватель по классу
домры
Печенкина Ксения Викторовна
Редкино
2017 год
2
План
Преподаватель- Печенкина Ксения Викторовна.
Предмет- домра.
Дата проведения открытого урока- 06.02.2017
Учащийся 3 класса класса домры – Зубков Антон Максимович.
Присутствовали:
Заведующий ПЦК ТМК им.М.П. Мусоргского - Струговщиков Ю.М.
Преподаватель высшей категории – Спильник В.Н.
Концертмейстер- Соловьева Ирина Владимировна.
Тип урока - урок практической работы.
Цель урока - добиться грамотного, выразительного исполнения
произведений.
Задачи урока:
1.Обучающие:
1) Освоение технических формул и вспомогательного учебного материала;
2) Умение делать простейший структурный анализ произведений.
2. Развивающие:
1) Работа над звукоизвлечением при исполнении штрихов;
2) Развитие технических навыков исполнительства, художественного вкуса,
творческих способностей.
3.Воспитательные:
1) Привитие интереса и любви к музыкальному искусству.
3
Методическая записка.
Работа над этой темой стала актуальной на данном этапе обучения, так как
репертуар усложнен за счёт виртуозных пьес.
Основная цель технического развития - обеспечить условия, при которых
технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую
музыкальную задачу. Это удобная, правильная посадка, постановка, гибкость
и пластичность аппарата, целесообразность и экономия движений. Особое
внимание я обращаю на постановку рук. На мой взгляд, правильной
постановкой рук надо считать ту, которая помогает исполнителю добиваться
желаемого звучания. Нельзя к постановке рук относиться как к чему-то
установленному. Положение правой руки должно видоизменяться в
зависимости от того, что конкретно исполняется.
Ход урока.
Необходимо знать, что элементы, пассажи в произведениях состоят главным
образом из гамм и арпеджио. От регулярной работы над гаммами и арпеджио
аппарат приобретает хорошую техническую форму.
В работе над гаммами и арпеджио нужно всегда ставить перед собой
определённые музыкально-художественные задачи наряду с техническими.
Если не делать выразительную фразировку, даже хорошо выученный этюд
будет звучать однообразно.
Для начала возьмём упражнения Г. Шрадика. При недостаточно твёрдой
атаке медиатора и слабом нажиме на струны звук теряет свою глубину,
плотность и продолжительность. Третий и четвёртый пальцы должны
работать независимо друг от друга.
Для работы возьмём гамму Фа мажор. Для развития беглости, координации,
артикуляции можно поиграть гаммы разными штрихами на единицу времени.
Следим за качеством штрихов, силой удара по струне, незаметной сменой
позиций, предплечье ведёт кисть и пальцы, координация правой руки и
пальцев левой руки в триолях, квартолях и квинтолях.
Хроматическая гамма - смена позиций, плавное скольжение кисти по грифу.
Очень полезно поиграть, начиная с «обратного» удара, то есть те ноты,
которые игрались ударом медиатора вниз, сыграть ударом вверх, и наоборот.
Детям необходимо осознавать, что элементы, пассажи в произведениях и
состоят главным образом из различно комбинированных гамм и арпеджио.
4
Возьмём произведение И. С. Баха «Рондо» из сюиты №2 си минор,
написанное для флейты со струнным оркестром. Тут настолько виртуозна
сольная партия, что её вполне можно назвать флейтовым концертом. Оно
насыщено фрагментами на разные виды техники.
В пьесе А. Шалов" Играй, моя травушка" необходим технический анализ. По
гамме, арпеджио, определить сложные места. На материале сложного места
можно придумать упражнение для работы над ним.
В конце урока прослушивание видео, аудио материала, слайд-шоу
фотографий с уроков.
Вывод:
Понятия и смысл поставленных в начале урока задач был понятен, ухвачен
учеником, используя которые, мы будем и дальше работать над техническим
развитием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В. Чунин. Школа игры на трехструнной домре. Москва .
“Советский композитор. 1990.
2. А.Александров. Школа игры на трехструнной домре. Москва. Му
зыка . 1990.
3. А. Климов «Совершенствование игры на домре».
4. В. Игонин, М. Говорушко «Вопросы музыкальной педагогики».
5. Н.Т.Лысенко Методика обучения игры на домре. Киев. 1990.
6. Вольская. Технология исполнения красочных приемов игры.
Свердловск.1998.
7. В. Круглов «Работа домриста над мелизмами»
8. К. Черни ор. 299. «Школа беглости» для фортепиано
5