Работа над художественным образом музыкального произведения как элемент воспитания музыканта-исполнителя
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования "Детская школа искусств" г. Лаишево
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Статья
«Работа над художественным образом
музыкального произведения как элемент
воспитания музыканта-исполнителя»
подготовила
преподаватель по классу домры
Клюева Татьяна Анатольевна
г. Лаишево
2019 г.
Поиски художественного образа для любого музыканта-исполнителя
являются основополагающей и важнейшей частью работы над музыкальным
произведением. Именно художественный образ подсказывает, какие
технические приемы, штрихи, динамику, аппликатуру лучше исполь зовать,
именно от него зависит внятность музыкального изложения. Тем не менее, в
педагогической практике этой стороне работы уделяется меньшее значение.
Как правило, попытки оформить художественный образ предпринимаются
только после того, как ученик освоил нотный текст. Однако такой подход
значительно замедляет, а иногда даже препятствует скорости и качеству
запоминания. Более того, это вызывает определенные сложности для того,
чтобы ученик чувствовал себя органично, исполняя музыкальное
произведение. Но самое главное, что именно в работе над художественным
образом воплощается воспитательная роль педагога. Это именно то поле
влияния, где преподаватель может пробудить фантазию ученика, вызвать в
нем сопереживание, сочувствие, помочь «вжиться» в исполняемую музыку,
по-настоящему полюбить ее. Такой подход, на наш взгляд, принесет гор аздо
более высокие результаты в обучении игре на музыкальном инструменте.
Для того, чтобы определить основные принципы работы над
художественным образом в музыкально-исполнительской деятельности,
обратимся к некоторым закономерностям музыкального восприятия как
такового. Условно разделим музыкальное восприятие на восприятие
развития формы и воздействие интонационных структур на слух человека.
Согласно В. Медушевскому, музыкальное развитие можно рассмотреть
с трех различных сторон, воздействие которых на слушателя единовременно
дает наиболее полное представление о музыкальном восприятии формы в
целом.
1. Временная организация – развитие как последовательность
простых и сложных компонентов музыки, подчиняющихся или не
подчиняющихся грамматическим нормам.
2. Семантика – развитие как отражение процессуальности жизни с
ее противоречиями и конфликтами, воспроизведение человеческих
переживаний и мыслей посредством музыкальных средств.
3. Коммуникация – временная организация познавательно-
эмоциональной деятельности слушателя, непрерывное поддержание высокой
активности и заинтересованности восприятия [3, 152-153].
В работе над художественным образом, на наш взгляд, это выражается
следующим образом:
- временная организация заключается в подробном анализе изучаемого
произведения, его законов и логики развития;
- семантическая сторона соотносится с эмоциональной составляющей
исполнителя, наполняет особым музыкально изобразительным смыслом в
контексте того жизненного опыта, который имеется на данный момент у
музыканта;
- коммуникативная сторона состоит в умении донести
проанализированное, наполнить его собственными переживаниями и донести
публике при сценическом исполнении.
Несомненно, все три составляющие одинаково важны на каждом этапе
работы над произведением.
Понимание особенностей интонационной системы на слуховое
восприятие также может помочь в работе над художественным образом.
Правильное слуховое восприятие музыки различных эпох основывается на
запоминании типичных гармонических и интонационных структур,
присущих каждому конкретному музыкальному стилю. Таким обр азом, чем
больше слуховой «багаж» у исполнителя, тем процесс восприятия
происходит легче и быстрее [1, 23-24]. То есть, чем больше исполнитель
знаком с музыкально-стилевой эпохой, тем быстрее происходит освоение
нового произведения. Для этого в педагогической деятельности нужно
уделять большое внимание знакомству ученика с как можно большим
репертуаром различных стилей, в особенности с теми произведениями,
слушание которых может помочь обогащению слухового опыта и более
грамотному исполнению изучаемого в данный момент произведения.
Перечисленные положения могут послужить хорошим подспорьем в
работе над изучением нового музыкального материала, а также более
глубоким пониманием его художественного образа. Беря за основу
указанные тезисы, разберем, в чем же заключается конкретная работа над
художественным образом и ее воспитательная функция.
Г. Нейгауз дает такое определение художественного образа – «это
конкретное материальное воплощение своих высказываний и внушений в
звуке, фразе, нюансировке, совершенстве техники» [4, 32]. По нашему
мнению, художественный образ – это основа изучения всякого музыкального
произведения, а постижение художественного образа учеником – основа
удачного исполнения. Поэтому именно раскрытие художественного образа
должно предшествовать выучиванию текста и преодолению технических
трудностей. При этом не важна сложность самого музыкального
произведения - работа над художественным образом должна начинаться
одновременно с первоначальным обучением игре на инструменте и
усвоением нотной грамоты. Главная задача преподавателя в этом вопр осе –
помочь ученику развить необходимые качества, задействовать имеющийся
жизненный и эмоциональный опыт ученика. В этом вопросе могут помочь
ассоциативные связи между опытом и исполняемым произведением.
Исполнителю, в первую очередь, должен быть понятна стилевая, обр азная и
эмоциональная составляющая произведения, чтобы тот смог пропустить ее
через призму собственных переживаний. Как только ученик будет
воспринимать инструментальное искусство как жизненный процесс, ему
станет интересна работа над художественной стороной произведения.
В этом вопросе от педагога, а также и от уровня его знаний, эр удиции,
компетентности, нравственных качеств во многом и будет зависеть,
насколько качественна и результативна будет работа над созданием и
развитием художественного образа в произведении. В этом, пожалуй, и
заключается самая сложная, воспитательная функция работы над
художественным образом. В зависимости от типа способностей ученика,
работа над художественным образом будет выглядеть по-разному. Так,
например, чем ниже общий музыкально-художественный уровень
(интеллект, слух, фантазия, технические данные), тем сложнее будет
добиться нужного результата. Поэтому преподаватель, как чуткий психолог и
воспитатель, должен развивать талант ученика, независимо от его
способностей, а не только научить его «хорошо играть». От такой работы над
художественным образом ребенок может развить в себе чуткость, честность,
справедливость, стойкость, ум и, как следствие, любовь к музыке в целом.
Для достижения такой высокой педагогической цели важно не только
научить ребенка анализировать музыкальный текст, но и непрерывно
развивать его музыкально, интеллектуально, артистически. Необходимо
знакомить его с шедеврами музыкальной литературы - р азвивать слуховые
данные, слушая произведения одного стиля и автора, как бы «вживаясь» в
них (интонационная система), научить разбираться в форме, тематическом
материале, фактуре и гармонии (временная организация), пробуждать его
эмоциональный опыт и воображение поэтическими образами, метафорами,
сравнением с природными и жизненными явлениями (семантика),
возбуждать профессиональное честолюбие – равняться на исполнителей-
мастеров, учить слушать себя со стороны (коммуникация), а также развивать
в нем любовь к поэзии, архитектуре, живописи и другим искусствам. Именно
из этих составляющих складывается глубокая работа над художественным
образом, а ее воспитательная составляющая становится воодушевляющей и
вдохновляющей силой как для ученика, так и для педагога.
«Наше дело – играть так нашу изумительную чудесную музыкальную
литературу, чтобы она нравилась слушателю, чтобы она заставляла сильнее
любить жизнь, сильнее чувствовать, сильнее желать, глубже понимать» [4,
24]. Мы убеждены, что если поставить во главу угла этот педагогический
принцип, исполнительское искусство может подняться на новый
профессиональный уровень.
Список использованной литературы.
1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, 1971. -
376 с.
2. Медведева К. Работа над художественным образом как основная
часть процесса изучения музыкального произведения. // Филологические
науки. Вопросы теории и практики №6 (72): в 3-х ч. Ч. 1. / Тамбов, 2017. -
С. 198-202.
3. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного
воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.
4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 5-е. - М.: Музыка,
1988. - 240 с.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Тематическое планирование по музыке 1-8 класс
- Анализ нотного текста на уроках сольфеджио
- Рабочая программа по музыке 4 класс ФГОС Е.Д. Критская на 2019-2020 уч. год
- Рабочая программа по музыке 3 класс УМК «Школа России» соответствует ФГОСам
- Технологическая карта урока "Царит гармония оркестра" 4 класс
- Методические рекомендации "Особенности работы над произведением в стиле фламенко"