Анализ нотного текста на уроках сольфеджио

1
Учебно-методическая статья
«Анализ нотного текста на уроках сольфеджио».
Предмет сольфеджио - это целая система развития музыкального слуха, является
основным в музыкально-теоретическом цикле.
Основные задачи урока сольфеджио:
развитие музыкального мышления,
развитие мелодического и гармонического слуха,
воспитание метроритмического чувства,
развитие музыкальной памяти,
формирование навыка точного интонирования.
Все формы работы на уроке сольфеджио (сольфеджирование, чтение с листа,
анализ на слух, музыкальный диктант, метроритмическая, вокально-
интонационная) направлены на развитие музыкально-творческих способностей.
С первых уроков дети знакомятся с графическим изображением (нотные
знаки, ритм, паузы), сопоставляя звучание с рисунком. Процесс мышления
двухсторонний: «слышу –вижу» и наоборот. Уже на данном этапе начинает
формироваться внутренний музыкальный слух, так необходимый во всех видах
музыкальной деятельности («вижу - слышу - воспроизвожу»). Поэтому анализ
нотного текста считаю необходимой и важной формой работы на уроке, особенно
в младших классах. В игровой форме («Что рассказывают нам нотки?»)
проводится анализ текста, его «расшифровка».
Анализ на уроке сольфеджио присутствует во всех формах работы,
формируя аналитическое мышление. Важно научить детей понимать, запоминать
и усваивать информацию, сопоставлять и делать выводы.
Анализ на уроках сольфеджио
Основные задачи:
Воспитывать целенаправленное восприятие.
Служить основным средством знакомства с новыми музыкальными
явлениями и закрепления изученных.
Развивать музыкальное мышление учащихся, т.е. способность осознавать
слышимое и видимое, проводить сравнение, синтезировать и
дифференцировать явления.
Помогать развитию и укреплению памяти и внутреннего слуха.
В курсе сольфеджио, наряду с пением, основной формой работы над
развитием музыкального слуха является слуховой анализ и подразумевает не
просто слышание, а осознанное восприятие. Анализ нотного текста подразумевает
осознание «графической музыки», максимально развивая внутренний слух.
2
Считаю, что анализ нотного текста является одним из видов музыкального
анализа. Таким образом, выявляется 2 вида аналитической деятельности.
Анализ на уроке сольфеджио
Слуховой анализ
Анализ нотного текста
Анализ
дифференцированный -
усвоение элементов
музыкальной речи
(звукоряды, гаммы,
отдельные ступени лада,
интервалы –
мелодические и
гармонические, в ладу и
от отдельных звуков, в
разных октавах,
интервалы отдельно
взятые и «цепочки»,
аккорды, гармонические
последовательности
(гармонический анализ)
Анализ «целостный»,
т.е. анализ различных
элементов музыкального
произведения в их
взаимосвязи.
осмысление лада,
размера, тональности,
структуры
(предложений, фраз,
мотивов), цезур,
метроритма;
определение в
произведении
повторяющихся
фрагментов, способов
развития;
выявление
характерных
особенностей мелодии
(поступенное
движение, опевания,
по звукам аккордов,
скачками на
устойчивые и
неустойчивые звуки
лада,
альтерированных
звуков и т. д.);
Анализ нотного текста непосредственно применяется в таких формах работы, как
«Сольфеджирование и чтение нот с листа».
Этот вид деятельности предполагает умение видеть и понимать нотную
запись, слышать видимый текст внутренним слухом и переживать его
эмоциональный смысл, уметь видеть и «понимать» клавиатуру инструмента,
представлять себе вертикаль созвучий, мелодических линий, ориентируясь на
графический рисунок (выше, ниже, через одну и т.д.). Все это требует
активизации мысли и должно совершенствоваться систематически. Однако,
предлагаемый материал для чтения должен быть понятен и доступен ученику.
В работе над сольфеджированием и пением с листа, использую свой алгоритм
действий, приучая детей к определённой последовательности действий и
мышления. Сформированные навыки анализа нотного текста способствуют
запоминанию музыкальных элементов в слуховом анализе.
3
Алгоритм анализа мелодии для пения
1. Определение тональности, размера, жанровых особенностей.
2. Особенности метроритма, работа над ним (разделение задач).
3. Сольмизация нотного текста с анализом мелодической линии.
4. Форма, структура, тональный план. Сравнение фраз, предложений.
5. Выявление характерных интонаций, оборотов, повторов (точные, секвенции,
варьирование, расширение, дополнение), способов развития, хроматизмов,
альтераций.
6. Интонирование мелодии (настройка в ладу, пение отдельных интонационно
сложных оборотов, мелодии целиком).
7. Исполнение на инструменте, дальнейшая интонационная работа над мелодией.
Пение с дирижированием или тактированием.
Возможные виды работы над нотным текстом мелодии в младших классах
(предшествующие интонационной работе)
1. Обозначить доли, поставить цезуры.
2. Найти изучаемые интервалы, аккорды.
3. Отметить опевание, секвенцию, повторность.
4. Определить тональность и подписать ступени.
5. Нарисовать движение мелодии (линия, кружок, точка и т.д.)
6. Исполнить ритм ритмослогами, добавить чтение нот. Стучать ритм с пульсом
(двумя руками) в разных темпах.
7. «Прочитать» ноты в ритме с тактированием (дирижированием).
8. Запоминание нотного текста после анализа, запись по памяти (рефлексия).
9. Транспонирование мелодии (письменно, голосом, на инструменте).
Анализ нотного текста на уроках сольфеджио способствует выработке навыков:
чтения с листа (метапредметная связь);
написания музыкального диктанта;
запоминания и воспроизведения музыкальной мысли в развитии (сочинение,
импровизация);
анализа при определении на слух.