План - конспект урока "Работа над художественным образом в произведениях композиторов - романтиков" 4 класс

1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская школа искусств №1 им. Т.П. Николаевой»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока по специальному фортепиано
на тему: «Работа над художественным образом в произведениях
композиторов – романтиков»
преподаватель Гоголь Н.В.
г. Брянск 2018 г.
2
Тип урока: комбинированный (закрепление пройденного материала,
комплексное применение знаний).
Вид урока:
- развитие воображения ученика, формирование личности, способной к
творческой работе;
- закрепление пианистических приемов и работа над качеством звука, при
чутком слуховом контроле.
- работа над стилем и характерными чертами романтизма, с обобщением
и осмыслением приобретенных знаний.
Задачи:
Образовательные:
- обеспечить в ходе урока усвоение, повторение и закрепление материала;
- создать условия для навыков анализа музыкальных произведений.
Развивающие:
- развивать навыки работы над кантиленными произведениями;
- создать мотивацию к получению знаний;
- развивать музыкальное и художественное мышление.
Воспитательные:
- воспитывать художественно эстетический вкус и устойчивый интерес
к занятиям.
Оборудование: инструмент – рояль, нотная литература, иллюстрации,
стихи.
Методы урока:
- практический: работа с текстом произведения, воплощение
художественного образа средствами музыкальной выразительности;
- наглядный: использование иллюстраций и стихов для более
успешного восприятия образов в исполняемых произведениях.
- эмоционально волевой: достижение учащейся поставленной цели и
умение анализировать.
ПЛАН УРОКА:
1. Введение.
2. Общие сведения об эпохе романтизма.
3. Стилевые особенности произведений.
4. Детальная работа.
5. Устранение трудностей.
6. Домашнее задание.
3
ВВЕДЕНИЕ.
История романтизма.
Романтизм как течение сформировался на рубеже XVIII-XIX в. Он был
противопоставлением классицизму. Основа романтизма это сочетание двух
миров: реального и мира мечты. В центре – внутренний мир человека, его
душа, чувства, настроения и переживания. Часто сильные эмоции и страдания.
Композиторы романтики были убеждены, что чувства это более глубокий
пласт души, чем разум.
Новое время диктовало новые формы.
Появляются:
- программные произведения;
- инструментальные миниатюры;
- баллады;
- танцевальная музыка: вальсы, полонезы, где используется народная
музыка и фольклор;
- экспромты;
- ноктюрны.
Новые образы и темы.
На первый план в музыкальной культуре романтизма выступает песенное
начало, мелодия. Именно песенный жанр в наибольшей степени подходил для
выражения чувств и переживаний.
Вокальность, песенно-кантиленное и речевое начало – вот важнейшие
черты музыки этой эпохи.
Человеческие переживания: любовь, одухотворённость, лиризм все эти
образы также очень широко использовались композиторами-романтиками.
Способы и средства выразительности.
Они также изменились. Для «пения» на инструменте требовалось особое
легато, особое прикосновение. Изменилась педализация: педаль стала
объединяющей, часто использовалась гармоническая педаль. С её помощью
звучали не только те звуки, которые держали пальцы, но и проходящие. Смена
педали происходила на новых гармониях. Это характерная и отличительная
черта эпохи романтизма. Благодаря такой педали создавался особый колорит и
красочность мелодий. Словно «тонкая вуаль» окутывала тему.
Динамика и фразировка тоже изменились. Действовали принципы
непрерывности. Развитие мелодии шло длинными линиями. Ладовые и
гармонические средства стали более разнообразными. Часто
противопоставлялись мажор и минор. Хроматизм и уменьшенные интервалы
использовались для передачи сильных эмоций и напряжённости.
4
Работа над произведениями.
1. Проигрывание целиком.
2. Детальное разучивание текста.
3. Анализ строения и формы.
4. Работа над фразировкой: мотивы, фразы, предложения, части.
5. Динамический план общий и конкретно по частям.
6. Кульминация.
7. Педаль.
8. Темпы.
9. Работа и устранение технических трудностей.
10. Заключительный этап – работа над объединением фрагментов в единое
целое.
11. Домашнее задание.
5
Э. Григ «Вальс» ми минор
Краткое знакомство с композитором и его творчеством.
Жанр – танец.
Характер мелодии мягкая, нежная, неторопливая тема. Очень напевна.
Лирична и задушевна.
Форма – 3-х частная.
Средняя часть – контраст и в темпе и в настроении.
Образ крайних частей – танцевальная, напевная мелодия.
I часть: 4 фразы - подхватывают одна другую, цепляются друг за друга,
образуя «звуковые» гирлянды. Именно такое строение, такая динамика создает
цельность произведения. На первый план выдвигается задача объединения
отдельных фрагментов в единое целое.
II часть: Престо. Характер стремительный. Мелкие мотивы также
объединяются в длинные линии. Исполняются с нарастанием. 2-а регистра. 2-ое
предложение кульминация всей пьесы. Стремление к верхнему тоническому
звуку обязательно. Дальше речитатив. Этот прием также характерен для
романтиков и используется достаточно часто.
Сход мелодии вниз обязательно высвечиваются верхние звуки,
используется динамика спада. Отдельное внимание левой руке. Она тщательно
проучивается, выучивается до автоматизма.
Педаль прямая, вальсовая. Бас соединяется с аккордом. Так сглаживается
скачок от нижней басовой ноты – к аккорду.
Озвучивается результат исполнения, ставятся задачи.
6
Феликс Мендельсон «Детская пьеса» ми-бемоль мажор.
Краткое знакомство с композитором и его творчеством.
Жанр песня.
Характер мелодии – нежный, мягкий, напевный.
Музыкальный образ – песенная кантилена.
Форма произведения свободная (романтики часто используют смешанные
и свободные формы). В этой пьесе есть вступление и заключение. Это
четырёхтактовая фраза которая отличается только динамикой. Сама тема
напевна, задушевна и лирична. Указание автора кантабиле (выполняется
обязательно качественно). Чтобы создать певучее легато, необходимо особым
образом прикасаться к клавишам. Контролировать ухом каждый звук.
Для достижения нужного звука - «бархатного», необходим слуховой
контроль и точное прикосновение. Близко располагая палец к клавише
необходимо активно его погружать, не толкая и не ударяя. При этом кончики
пальцев должны быть очень чувствительны, иначе звук будет «расплываться».
Играть, погружаясь в «густую, вязкую массу». Красивый, певучий звук
извлекается из рояля не столько силой, сколько весом руки.
Важно отметить, что у романтиков в мелодии действовали тенденции к
непрерывности развития темы, к длинным линиям. Иногда композиторы
использовали многотактовые лиги для создания нужного образа. Фразы
подхватывают одна другую, но не наслаиваются. Очень важно дослушать их
окончание и успеть перестроиться на новое построение. Выполнение этих задач
также служит точной передачей стиля и проявлением музыкальности ученика.
Необходимо качественно проучить левую руку. В динамическом плане
идет нарастание к кульминации это аккорд. Из него вытекает речетатив).
Верхние звуки высвечиваюся. Дальше звучит заключение, но динамика -
нисходящая.
После исполнения всего произведения ученик и педагог анализируют
качество услышанного и ставят задачи для следующей работы.
Важно чтобы ученик подходил к анализу очень осмысленно и понимал
что от него требует педагог.
7
Бургмюллер «Этюд. Ровность и беглость».
В период романтизма появлялись произведения не только спокойного,
распевного характера. Ряд композиторов: Мошковский, Шопен, Лист - писали
романтичные этюды. Быстрые, стремительные пассажи в этюдах это тоже
мелодия. Профессор Перельман говорил, что «быстрый шопеновский пассаж
содержит в себе интонационного материала на 5-6 ноктюрнов».
Этюд Бургмюллера «Ровность и беглость» можно так же отнести к
романтическим, программным произведениям.
Характер соответствует названию. Трехчастная форма. Если не относиться
к стремительным пассажам, как технической трудности, а постараться
услышать в них выразительную мелодию, то произведение от этого только
выиграет, и все технические неудобства преодолеваются легче.
Крайние части это стремительный поток с кульминационными точками
Важно не терять из вида стыки частей, дослушивать их. Средняя часть
отклонение в другие тональности. Это вносит некоторую напряженность в
звучание. Кульминация всего произведения - это конец 2 части. Для
исполнения такого этюда ученик должен быть готов технически. Только тогда
образ «стремительного потока» и при этом лёгкое скольжение по клавиатуре,
будет воплощен и художественный образ будет достоверным!