Конспект занятия "Целостный анализ текста. Работа с художественным текстом" 9 класс
Тема: «Целостный анализ текста. Работа с художественным текстом (отрывок из
поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)». (Серия занятий).
Цель: учить выпускников определять вид и форму анализа в зависимости от особенностей
предлагаемого для анализа текста, производить анализ художественного теста, структурировать работу.
Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и
дамских платьев был страшный. Всё было залито светом. Чёрные фраки мелькали и носились врознь и
кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета.
Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались около дам;
некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так
же весьма обдуманно и со вкусом зачёсанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко
выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили
дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые. Эти, напротив того, косились и
пятились от дам и посматривали только по сторонам, не расставлял ли где губернаторский слуга
зелёного стола для виста. Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто
был и рябоват, волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «чёрт меня побери»,
как говорят французы, - волосы у них были низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше
закруглённые и крепкие. Это были почётные чиновники в городе. Увы! толстые умеют лучше на этом
свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особым поручениям или
только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем
ненадёжно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а всё прямые, и уж если сядут где, то
сядут надёжно и крепко, так что скорее место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят.
Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках
благодать божия. У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард; у
толстого спокойно, глядь – и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в
другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец
толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу,
перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живёт, и хорошо живёт.
А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских всё отцовское
добро.
1 занятие
Слово учителя. Любой текст, предлагаемый для анализа, следует рассматривать как единство двух
составляющих. Основные понятия смысловой составляющей, с которыми мы работаем при выполнении
задания в части «С» ЕГЭ по русскому языку, - проблема и позиция автора. Но при анализе
художественного текста определяющее значение имеет художественно-языковая составляющая. Иными
словами, при работе с художественным текстом прежде, чем определить проблематику предложенного
для работы текста, нужно произвести грамотный анализ художественно-языковой составляющей, а
позиция автора зачастую не формулируется непосредственно, а выражается в общем построении
художественного текста и выборе автором «арсенала» художественных средств. Следовательно, при
работе с художественным текстом целесообразно вначале поработать с художественно-языковой
составляющей, а затем, на основе анализа текста, сформулировать проблему и позицию автора. Форма и
вид анализа выбирается с учётом специфики предложенного текста.
1 апреля 2009 года исполняется 200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя – непревзойдённого мастера
художественного слова, в произведениях которого нет случайных фрагментов, фраз и выражений.
Прочитаем фрагмент из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Какой художественный(ые) приём(ы) использовал автор в данном отрывке (сопоставление,
основанное на антитезе, сравнение).
Составим таблицу-сопоставление толстых и тоненьких (обратим внимание на использование
уменьшительно-ласкательного суффикса, определим его значение в данном случае), обратим внимание
на художественно-языковую составляющую предложенного для анализа фрагмента из произведения.
(Внешний вид. Тоненькие следят за своим внешним видом: «весьма обдуманно и со вкусом
зачёсанные бакенбарды, весьма гладко выбритые овалы лиц», ловко скроенный фрак. Лексический
повтор («весьма» и указательное местоимение «так» с частицей «же» при сопоставлении «тоненьких» с
петербургскими франтами), причёска «на манер «чёрт меня побери», как говорят французы» -
свидетельство «подражания моде», внешнему «лоску», указывающее на их внутреннюю пустоту.
Толстые не любят «наружного блеска», «лица у них были полные и круглые, на иных даже были
бородавки, кое-кто был и рябоват», волосы «низко подстрижены, или прилизаны», черты лица «больше
закруглённые и крепкие». Непривлекательный портрет! Используемые прилагательные (полная и
краткая формы) красноречиво свидетельствуют о том, что это люди недалёкого ума, но весьма
«обстоятельные».
Манера поведения. Тоненькие «увивались» около дам, «подседали» к ним. Толстые «косились и
пятились от дам». Оценочные глаголы, используемые при характеристике тех и других, дорисовывают
нелицеприятный портрет.
Служебное положение. Тоненькие «виляют (оценочный глагол) туда и сюда», их «существование
как-то легко, воздушно и совсем ненадёжно». Обратим внимание на значение каждого слова в данной
фразе: наречие «ненадёжно» - логический итог, подготовленный предшествующими определениями.
Это легкомысленные люди, что никак не характеризует их с положительной стороны. Толстые –
«почётные чиновники в городе», которые «никогда не занимают косвенных мест, а всё прямые», сидят
они на них «надёжно и крепко», так что «скорее место затрещит и угнётся под ними, а уж они не
слетят». Меткие определения, оценочные глаголы создают ощущение основательности и
«тяжеловесности». Перед нами «бесчувственная глыба», которую не то что своротить, а и сдвинуть с
места невозможно. Она способна «затормозить» любое проявление живой мысли и чувства.
Цель и смысл жизни. Тоненький в три года способен «промотаться в пух и прах». Толстый
заботятся о том, чтобы у него была «в шкатулках благодать божия», чтобы «явился где-нибудь» домик-
другой, «деревенька», «село со всеми угодьями», где бы он мог сделаться «славным русским барином,
хлебосолом» и хорошо пожить. Автор обращает наше внимание на бездуховность и тех, и других.
Несмотря на то, что у них разные цели, они стремятся лишь к праздной жизни и «насыщению чрева»,
ничуть не заботясь о «развитии души».
Закономерный итог: «тоненькие наследники спускают…на курьерских всё отцовское добро». А
иначе и не могло случиться: в погоне за внешним благополучием «толстые» родители забывают о
«воспитании души» своих отпрысков, которые, проводя свой досуг в праздности и безделье, неизбежно
превращаются в легкомысленных «тоненьких», привыкших брать, а не отдавать.
Именно поэтому в самом начале предложенного для анализа отрывка автор называет людей
«чёрными фраками», обезличивая их, а их хаотичное и бессмысленное мелькание «врознь и кучами там
и там» сравнивается с тем, как «носятся мухи на белом сияющем рафинаде», пытаясь поживиться
«дармовым» сахаром.
Следует обратить внимание на дважды употребленное автором прилагательное «русский» (толстый –
«славный русский барин», а тонкие «по русскому обычаю» «спускают…всё отцовское добро»). Это
горькая ирония Н.В.Гоголя. Всем своим произведением он доказывает нам, что «Русь живая» должна
победить в борьбе с косностью и легкомыслием. Не случайно в конце второго тома своей бессмертной
поэмы он призывает нас «спасать нашу землю», потому что «гибнет уже земля наша не от нашествия
двадцати иноплеменных языков, а от нас самих…»
Сформулируем проблему, над которой автор предлагает нам поразмышлять. (В чем смысл
человеческой жизни? Как следует жить, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые
годы»? Что можно считать истинными жизненными ценностями, а что мнимыми?)
(Рабочие материалы проецируются на экране и записываются учащимися в тетрадь).
Домашнее задание: сформулировать проблему, дать комментарии по тексту (развёрнутый анализ),
сформулировать позицию автора.
2 занятие
На следующем занятии обсуждаются предложенные учениками варианты комментариев по тексту и
создаётся вариант-образец.
Предлагаем возможный вариант комментариев по тексту.
В чём смысл жизни? Как следует жить, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые
годы»? Что включает в себя понятие «истинные жизненные ценности»? Над этими вопросами
призывает нас задуматься Н.В.Гоголь – непревзойдённый мастер слова, в произведениях которого нет
случайных фрагментов, эпизодов, фраз и выражений. Именно поэтому его произведения всегда
актуальны и злободневны.
В предложенном для анализа отрывке из бессмертной поэмы «Мёртвые души» автор сопоставляет
две категории людей, называя одних толстыми, а других тоненькими. Данные автором определения не
случайны, как, впрочем, и все гоголевские определения. Сколько иронии в этих словах! Суффикс
«еньк», используемый автором в слове «тоненькие», в полной мере определяет отношение людей
данной категории к жизни и своему месту в ней: «их существование (не жизнь, а существование) как-то
(обратим внимание на меткое употребление неопределённого наречия) слишком легко, воздушно и
ненадёжно». Смысл их жизни – в погоне за модой, стремлении к внешнему «лоску», подражательности
(неоднократно автор использует указательное местоимение «так» в сочетании с частицей «же», слово
«весьма» при сопоставлении их с петербургскими франтами, говорит об их желании «весело пожить»
(«в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард»), по-французски причёсанных
волосах на манер «чёрт меня побери»). Беда в том, что за внешней «благовидностью» скрывается
внутренняя пустота. Толстые же, напротив, «наружного блеска …не любят», но очень основательно
«стоят на ногах», видят цель и стремительно двигаются к её достижению: сидят на своих местах
«надёжно и крепко, так что скорее место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят», в их
«шкатулках благодать божия», а там «глядь – и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на
имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми
угодьями». Поэтому они «никогда не занимают косвенных мест, а всё прямые», поэтому они и
становятся вначале «почётными чиновниками в городе», а потом «славными русскими» помещиками.
Но уважения к ним автор не испытывает. Как будто случайно обронённое автором «увы» при
упоминании о том, что толстые «умеют лучше на этом свете обделывать дела свои» (а на «том свете»,
уверен автор, за дела их им воздастся, потому что они их не делают, а «обделывают») красноречиво
указывает на авторское отношение к ним. Непривлекательный портрет «толстых» - полные, круглые,
крепкие, рябоватые и бородавчатые лица, нелепые манеры («косились и пятились от дам») – дополняет
представление автора об этих людях. Перед нами «бесчувственная глыба», которую не только
своротить, а и сдвинуть с места невозможно. Она способна «затормозить» любое движение вперед,
«задушить» любое проявление живой мысли и чувства. Страшно, когда у власти (служат «богу и
государю») находятся такие заслужившие «всеобщее уважение» люди!
Автор не испытывает приязни ни к толстым, ни к тоненьким. Отсюда – оценочные глаголы
применительно к тем и другим (тоненькие «увиваются», «подседают», «виляют туда и сюда», толстые
«косятся», «пятятся», «посматривают»). Именно поэтому в самом начале предложенного для анализа
отрывка автор обезличивает их, называя «чёрными фраками», а их хаотичное и бессмысленное
мелькание «врознь и кучами там и там» сравнивается с тем, как «носятся мухи на белом сияющем
рафинаде», пытаясь поживиться «дармовым» сахаром. Именно поэтому автор указывает на
закономерный итог: «тоненькие наследники спускают…на курьерских всё отцовское добро». А иначе и
не могло случиться: в погоне за внешним благополучием «толстые» родители забывают о «воспитании
души» своих отпрысков, которые, проводя свой досуг в праздности и безделье, неизбежно
превращаются в легкомысленных «тоненьких», привыкших брать, а не отдавать.
Следует обратить внимание на дважды употребленное автором прилагательное «русский» (толстый –
«славный русский барин», а тонкие «по русскому обычаю» «спускают…всё отцовское добро»). Это
горькая ирония Н.В.Гоголя. Но автор верит в великое будущее «Руси-матушки». Не случайно в поэме
«Мёртвые души» он создаёт яркий образ «живой Руси». Всем своим произведением он доказывает нам,
что «Русь живая» должна победить в борьбе с косностью и легкомыслием. Не случайно в конце второго
тома своей бессмертной поэмы он призывает нас «спасать нашу землю», потому что «гибнет уже земля
наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих…»
(Вариант-образец записывается учащимися в тетрадь).
3 занятие
На уроке русского языка учащимся предлагается выполнить задание части «С» ЕГЭ по русскому
языку. Для работы предлагается проанализированный отрывок из поэмы Н.В.Гоголя. Данный вид
работы направлен на отработку учащимися навыков «сворачивания» текста.
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Тест "Лексика. Лексическое значение слов" 4 класс
- Презентация "Лексика. Лексическое значение слов" 4 класс
- Технологическая карта урока "По лексике. Слово и его лексическое значение" 4 класс
- Презентация "Гласные О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц" 3 класс
- Конспект урока "Гласные О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц" 3 класс
- Конспект урока "Путешествие по страницам русского языка"