Конспект занятия "Традиционная культура. Комплексный анализ текста" 8 класс

МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза Каманина Н.П.
г.Меленки»
Тема: Традиционная культура
Комплексный анализ текста
Урок русского языка в 8 классе.
Учитель: Болотина Ольга Федоровна
Цель урока: формирование ценностных ориентаций
посредством копмлексного анализа текста.
Задачи: -продемонстрировать умение вычленять основную мысль текста, определять
стиль речи, тип текста, аргументировать высказывания;
-использовать знания по русскому языку, полученные по теме:» Второстепенные
члены предложения»,
-формировать четкую позицию значимости нравственных категорий в жизни
человека.
Ход занятия.
На доске записаны слова.
«Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за
пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего собственных родных,
трудно ждать уважения к другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду».
В.Белов.
I.Учитель читает эпиграф к занятию вслух.
-Можете ли вы предложить, о чем пойдет наш разговор сегодня?
/доме,семье,согласии/
-Эти слова являются синомичными?
/да/
Продолжите этот ряд.
Дом-семья-родные-родина.
-что в вашем понятии представляет слово дом?
-Составьте словосочетание с данным словом.
/добрый дом
Теплый дом
Хлебосольный дом
Родной дом/
II.А сейчас мы обратимся к статье А.Ивановой.
/Чтение статьи/
III.Работа с текстом
-Какую проблему поднимает данный текст?
/смысл семьи, иерархия семейной жизни/
-Чем являются слова дом,изба,двор,дворище?
/синонимами/
-Чем отличаются этим слова друг от друга?
/стилевой окраской/.
-Итак, мы уже говорили, что семья,род,родина-синонимы.
В какое понятие они входят.
/подтвердите текстом/.
Традиционная культура.
Это и есть тема нашего урока
Задание: дайте лексическое значение данных слов
Традиционная культура
Повторяющиеся это конценрированный
Устойчивые организованный опыт
События, явления, человека
Принципы и т.д. /культурологический
Словарь/.
IV.Возвращаемся к работе с текстом.
1)Докажите, что перед нами текст публицистического стиля.
-раскрываются вопросы нравственного характера;
-текст воздействует на читателей;
-приводятся примеры пословиц;
-проблема рассматривается всесторонне.
2)Определите тип текста/рассуждения/.
3)Разбейте его на абзацы, озаглавьте их.
/работа на доске;
Всем – выбрать пословицу и объяснить её/.
Примерный вариант плана:
1Дом семейный союз.
2Основные человеческие ценности .
3Поддержка семьи церковью, распределение обязанностей.
4.» семейная лестница»
4)Найдите в I абзаце прямые и косвенные дополнения.
Признаки их.
5)Охарактеризуйте следующие словосочетания с точки зрения второстепенных членов
предложения.
Основные человеческие ценности
Крестьянская семья
/ согласно определения/.
6) Объясните постановку знаков препинания в следующих предложениях.
1. Без хозяина дом – сирота.
2. Главной помощницей мужу, его правой рукой по дому была жена –
большуха, старшая, во всём подчиняющаяся ему.
7) Выпишите слова, относящиеся к дому и семье:
Семейный союз
Семья уподабливалась церковному клиру
Семейная лестница
V. Межпредметные связи.
В каких художественных произведениях нашли отражение данные вопросы, темы.
А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
ВЫВОД: Исходя из содержания текста, самое главное для человека- семья, его дом, в
котором несет человек свои вкусы, нравы, мысли, а значит, культуру народа, русскую
традиционную культуру.
РЕФЛЕКСИЯ:
- Что узнал нового?
- Что изменилось в моем представлении?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Используя воображения и жизненный опыт, напишите сочинение на тему: / по
выбору учащегося/
1. Что может быть выше любви?
2. Человеческие ценности в моем понимании.
Приложение №1.
Статья А.Ивановой (из серии статей о народных верованиях, обрядах и фолклоре,
опубликованных в 1997 – 1998 гг в журнале русская словесность).
Дом, изба, двор, дворище, печище … казалось бы, говорящие об одном и том же,
приведенные слова тем не менее отличаются смысловыми оттенками и в котором можно
укрыться от дождя, холода и прочих бед, другие, помимо этого, указывают на семейный
союз, в нем проживающий, что с наибольшей очевидностью декларируют песни,
исполняемые во время святочного обхода дворов, известного во многих областях России
как колядование.
/…/ Господинов двор посередь Москве.
Посередь Москве на живом мосту,
Во первом – то терема златоверховые;
Во втором – то терему красно
В третьем – то терему часты звездочки.
Млад светил месяц – то хозяин наш,
Красно солнушко – то хозяюшка,
Часты звездочки – малы деточки /…/
Сказанное объясняет, почему понятие СЕМЬЯ, РОД стали одними из ключевых в русской
традиционной культуре и семантически пересекались с другими ( не менее значимыми)
ДОМ, РОДИНА.
Издревле в России с семьей связывались основные человеческие ценности, а человек,
так и не сумевший обзавестись семейством, именовался бездомным и бездольным
(см.пословицы : «И в раю тошно жить одному», «Семейная каша погуще кипит», «Одна
головня и в поле гаснет, а две дымяться», «Без мужа, что без головы, без жены, что без
ума» и др.). По этой причине в общественной жизни холостые лишались ряда
привилегий, о чем красноречиво свидетельствуют следующие фрагменты из писем
крестьян XIX в., проживающих в Ярославской и Орловской губерниях: «Неженатый не
считается у нас настоящим крестьянином. На него смотрят отчасти с сожалением, как на
нечто нецельное, очтасти с презрением»; «Холостому быть хозяином общество
запрещает».
В народной среде трепетное отношение к семье поддерживалось
священнослужителями, почитавшими ее за «малую» церковь, что зафиксировано в ряде
пословиц (« Жена мужу пластырь, муж жене пастырь», «Муж в дому, что глава (крест) на
церкви») и в обычае домашних молебствий перед принятием пищи или на сон грядущий,
которым обыкновенно руководило с семейный старейшина. Таким образом, и, в
определенном смысле семья уподабливалась церковному клиру, в котором права и
обязанности были строго распределены в зависимости от возраста и сана ( характерным, с
этой точки зрения, следует признать именование средневековой семьи, основанной на
уставных отношениях, изложенных в документе XVI в. « Домострое», патриархальной).
Упорядочению отношений между членами большой крестьянской семьи способствовала
ее сложная иерархическая стратификация – своего рода «семейная лестница», в которой
права и обязанности каждого определялись занимаемой им «ступенью».
Во главе семьи стоял старший мужчина – БОЛЬШАК, НАБОЛЬШОЙ, СТАРШОЙ.
Именно он имел право решающего голоса во всех семейных делах ( распределение работ
по членам семьи, купля, продажа, уход на заработки и пр.) и представлял свой род на
мирской сельской сходке (см. пословицы: «Всякий дом хозяином держится», « Дом
красится хозяином», «Без хозяина дом – сирота»).
Главной помощницей мужу, его правой рукой по дому была жена БОЛЬШУХА,
СТАРШАЯ, во всем подчиняющаяся ему. Такие жены рассматривались в народе как залог
семейного благополучия, поскольку в этом случае исчезали поводы для семейных ссор, а
«где мир да лад, там и Божья благодать»(ср.: «Умная жена, нищему сума», «От плохой
жены состареешся, от хорошей помолодеешь», «Добрую жену взять ни скуки, ни горя не
знать»).
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Капитонова В.
8 а класс.
Человеческие ценности в моем понимании.
Все мы обладаем многими человеческими ценностями, кто – то одними, кто – то другими.
Есть много человеческих ценностей: любовь, доброта, творчество, счастье.
«Любовь – это самый верный свидетель моего существования «. Так пел Высоцкий.
Например, я люблю этого человека, потому что она красивая. Но есть тысячи более
красивых людей, почему я остановился именно на ней? Я люблю ее, потому что она
умная. Но разве за это любят? Я люблю ее, потому что она богатая. Но это уже совсем не
серьезная причина любить. Любят не за что – то; любят, потому что.
Иногда можно услышать, как один юноша говорит другому: «За что ты ее полюбил, она
ведь такая некрасивая?» На что другой мог ответить: «Ты слеп, у тебя нет глаз, которыми
ты можешь увидеть ее божественную красоту, которая открыта мне».
Другое качество – счастье. Никто не знает точно, что такое счастье, и разные люди
понимают его по – разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье
удовольствием.
Удовольствие – это имитация счастья.
Другая человеческая ценность – творчество. Когда мы говорим о творчестве, то имеем в
виду великих людей \ художников, учителей. Однако каждый человек занимается своим
творчеством. Кто – то рисует, кто – то сочиняет.
Творчество – это образ жизни человека.
Все человеческие ценности важны. Их нужно уважать, приобретать. И мир будет
ярче, красочней.
Шаманиной М.
8 /а/ класс
Что может быть больше любви?
Что может быть больше любви? Мне на этот вопрос ответить очень сложно. Наверное,
нельзя дать однозначного определения любви, так же, как и счастье. Я думаю,
представление о любви для каждого разное. Все зависит от моральных ценностей каждого
индивидуума. Иногда любовь бывает незаметной, она тихо дремлет в тебе и негромко
поет. Это удивительные мгновения, и их нужно уметь обнаружить. Из таких крохотных
осколочков и состоит жизнь. Почему, например, старость выглядит так по разному?
Один пожилой человек вечно в суете, заботах, ему интересно жить, он торопится
обменяться с жизнью впечатлениями, он выглядит молодо, от него заряжаешься здоровой
энергией. А другой – пенсионер в вечной зависти к молодости, что ничего не успел, не
доделал, не достроил, не долюбил. А кто мешает делать это сейчас?
Ведь годы идут , ты ещё живешь! Ушла молодость и зрелость, пришла мудрая, добрая
старость. Почему одних стариков любят, других нет? Одного увидишь на улице и
влюбляешься, а от другого бежишь, сломя голову. Любовь доступна в любом возрасте.
Насколько богат внутренний мир человека, настолько и разнообразно ощущение любви
описать понятие «любви» невозможно, можно описать ощущения, чувства, состояние.
Ощущение любви может выражаться едва заметно, когда посмотришь в глаза человека, а
они излучают радость восторг. Или же когда человек способен полететь, взмыть к
облакам, обнять всю землю.
Хлыстовой О.
8 класс.
Что может быть выше любви?
Многие писатели и поэты в своих произведениях писали про любовь, как про самое
высокое чувство на свете. Они считали, что любовь нельзя сравнить ни с дружбой, ни с
преданностью, ни с одним другим чувством. И поэтому я считаю, что выше любви не
может быть ничего. Как сказал А.Блок: «Только влюбленный имеет право на звание
человека». Наверно, На Земле нет ни одного человека, который бы в своей никого не
любил. Все мы любим своих родителей, сестер, братьев и, наконец, Родину.
Вдохновившись идеалом любви, мы пишем стихи, музыку, обогащая этом человеческую
культуру. Правда, любовь – это не только белая полоса в жизни, но и черная.
Иногда любовь причиняет человеку очень много горя. Мне невольно вспоминается
рассказ. Тургенева «Му му». В этом рассказе Герасиму пришлось переживать много
несчастья из – за того, что он был настоящим человеком. Герасим сумел полюбить. И
таких произведений тысячи.
Без любви не было бы ни стихов, ни фильмов, ни музыки. Так что выше любви нет и
не может быть ничего. Так будем же благодарными жизни и судьбе за то, что на свете есть
любовь.