Конспект урока "Интонационное многообразие музыки" 2 класс

Усачева, Школяр. Музыка, 2 класс
II четверть
Урок 2. Интонация и музыкальный образ
Тема урока: Интонационное многообразие музыки
Цель: Углублённое изучение интонационной природы музыки.
Задачи:
- различать и классифицировать интонации как по жанровым истокам, так и по
эмоционально-образному содержанию;
- исследовать на примере романсов Даргомыжского средства перевода
человеческой речи (декламация) в музыкальную интонацию;
- исследовать зависимость смысла от интонации на примере 5-й симфонии
Бетховена;
- развивать умение анализировать услышанную музыку; сравнивать, обобщать,
говорить о характере музыки.
Средства обучения и оборудование:
Музыкальный материал:
А.С. Даргомыжский, сл. П. Вейнберга. «Титулярный советник» / фонохрестоматия;
нотная хрестоматия, с. 70.
А.С. Даргомыжский, сл. П. -Ж. де Беранже пер. В. Курочкина). «Старый капрал»
/ фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 62.
Л. ван Бетховен. Симфония 5 (фрагмент 3-й части «Тема судьбы») / учебник, с.
101—102; ЭФУ, с. 101; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 8.
ХОД УРОКА
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие
2. Мотивация - «Интонационный обман»
Ребята, на протяжении наших уроков музыки вы уже стали привыкать к такому
пониманию, что интонация это одновременно и характеристика самого явления или
действующего лица, и наша оценка-отношение слышимой характеристики.
Но сейчас я внесу в вашу привычку некоторую «сложность»: попробуйте по
звучанию музыки определить, какая из начальных интонаций принадлежит мужчине, а
какая — женщине? (Примеч. Используется прием «диалектической сложности»)
Звучит музыка романса А.С. Даргомыжского «Титулярный советник» (как
фортепианная пьеса, т.е. - мелодия (без слов) и аккомпанемент).
Вероятный ответ детей: - Первая интонация — женская.
- Вы сейчас очень удивитесь, когда услышите романс в настоящем звучании!
Прослушивание романса «Титулярный советник» Даргомыжского.
- Вот, оказывается, как можно ошибиться!.. Но ошибку вашу легко объяснить.
Давайте попробуем объяснить ее вместе!
О чем или о ком рассказывается в тексте этого романса?
Он был титулярный советник.
Она - генеральская дочь.
Он скромно в любви объяснился.
Она прогнала его прочь!
Пошел титулярный советник
И пьянствовал с горя всю ночь.
И в винном тумане носилась
Пред ним генеральская дочь!
- О женщине и мужчине. Об отвергнутой любви.
- Совершенно верно. В сатирическом музыкальном рассказе от лица автора ярко
обрисовывается облик двух участников действия - скромного титулярного советника и
генеральской дочери, с возмущением его оттолкнувшей. А почему любовь оказалась
отвергнутой?
- Может быть, мужчина был бедный, а генеральская дочь – богатой.
- Да, точно так, вот вы и понимаете, что в романсе поётся не только о мужчине и
женщине, но и о социальном неравенстве. Именно поэтому интонации-характеристики и
меняются местами. Именно поэтому вы и допустили ошибку.
Но мы начали урок с этого романса не только ради этого. В нём - удивительна
точность попадания в содержание образов. Посмотрите на свои «клавиатуры»: интонация
титулярного советника расположена в очень узком пространстве - в пределах секунды, а
генеральской дочери — квинта (на сколько рангов выше!).
Музыкальное повествование, как и сам текст стихотворения, отличается
краткостью, простотой и до наглядности выразительным контрастом образов:
униженного чиновника и гордой «властительницы» его дум – генеральской дочери. С
самого начала они характеризуются контрастными интонациями: смиренно и робко на
повторяющемся звуке звучат слова «он был титулярный советник», властно, решительно
звучат слова «она генеральская дочь». Начинается фраза активным мелодическим
скачком, затем звучит шире.
При словах «пошел титулярный советник» меняется ритм, передающий
приплясывающую походку; мелодия более певучая носит несколько надрывный характер
- человек отвергнут, оскорблен.
А как рельефно передано состояние эйфории, в котором купается герой, как бы
отрешась от земной несправедливости (кстати, великолепный контраст к предыдущим
интонациям), как зримо стирается в его сознании образ генеральской дочери. Прием
контрастного сопоставления образов дан в романсе «Титулярный советник» очень ярко.
В музыке этого романса очень ярко проявился главный принцип Даргомыжского,
его кредо: «Хочу, чтобы звук прямо передавал слово. Хочу правды».
И, действительно, музыка идёт за каждым словом текста.
Хочу подчеркнуть, что музыкальные интонации в этом романсе удивительно
пластично сливаются с речевыми, и не случайно именно А.С. Даргомыжского великий
русский композитор М.П. Мусоргский считал своим учителем, у которого надо учиться
искусству говорить музыкой, как словами, чтобы музыкальная речь была подобна
разговорной.
3. Целеполагание
- Какие же размышления нам сегодня предложит музыка?
- О музыкальной речи, об интонации.
- Совершенно верно. Музыка нам предлагает все интонации, какие мы услышим,
связать с образами героев, понять, как точно можно передать образ персонажа, героя
одной лишь интонацией.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. «Титулярный советник» и «Старый капрал» А.С. Даргомыжского
Романс «Титулярный советник» - это не просто комическое произведение, слушая
его, сжимается сердце, это как «смех сквозь слёзы».
Лучший исполнитель этого романса, Фёдор Шаляпин, вспоминая, говорил: «Когда
Лев Толстой услышал романс «Титулярный советник», он вынул из-за пояса руку и вытер
скатившиеся у него две слезы».
По словам музыкального критика Асафьева, Даргомыжский «…владел порой
гениальной интуицией музыканта-драматурга…». Даргомыжский погружается в детали.
Художник очень наблюдательный, он аналитически изучает человеческую личность,
подмечает особенные ее качества, манеру поведения, жесты, интонации речи. Особенно
его привлекала передача тонких процессов внутренней, душевной жизни, различных
оттенков эмоциональных состояний.
Даргомыжскому были очень созвучны и жизнь простого сословия в ее
неприкрашенной обыденности, и психология маленького человека. Особенно ярко это
проявилось в опере «Русалка», обличительных романсах конца 1850-х гг. («Червяк»,
«Титулярный советник», «Старый капрал»).
Другой романс А.С. Даргомыжского — «Старый капрал» мы прослушаем сегодня в
исполнении великого Ф.И. Шаляпина (текст см. в Приложении). Это произведение
можно назвать миниатюрной энциклопедией музыки, так как в нём интонационно-
выразительные средства, развитие, построение музыки совершенно неотделимы от
содержания произведения и друг от друга, и выделить какую-либо проблему отдельно
просто невозможно. Поэтому к этому романсу мы вновь и вновь будем возвращаться во
всех последующих четвертях года.
Перед прослушиванием хочу предупредить, ребята, на что вам следует особенно
обратить внимание:
Прежде всего, на то, что образ капрала «отца солдат», как он сам себя называет,
очень богат, потому и все куплеты будут носить совершенно различный характер
(здесь-то вы и увидите проявленный в полной мере феномен Шаляпина). Постарайтесь
определить чувства, выраженные музыкой и гениальным ее исполнителем. Я думаю, что
сложностей с определением чувств у вас не возникнет: они легко различимы, да и помогут
вам текст романса и опять та же изумительная интонационная точность автора музыки и
исполнителя.
Прослушивание песни А.С. Даргомыжского «Старый капрал». Музыкальный
анализ:
- Какие же чувства вы услышали?
- Чувство человечности, собственного достоинства, мужество накануне смерти.
- Я хочу обратить ваше внимание, ребята, что все вами названные различные,
казалось бы, чувства обладают одним общим интонационным признаком, вкладывающим
один смысл во все эти чувства – передача образа старого солдата-капрала.
Каким предстает перед нами этот образ?
- Благородный, человечный, с чувством собственного достоинства.
- Вы правы, музыка нарисовала живой правдивый образ, полный благородства и
человеческого достоинства.
Композитор в этой драматической песне развивает жанр монолога: это уже
драматический монолог-сцена, своеобразная музыкальная драма, главный герой которой
старый наполеоновский солдат, осмелившийся ответить на оскорбление молодого
офицера и осужденный за это на смерть.
Волновавшая Даргомыжского тема «маленького человека» раскрывается здесь с
необыкновенной психологической достоверностью: вокальная партия песни выдержана в
речитативном стиле; ее гибкая декламация следует за каждой интонацией текста, достигая
полного слияния со словом.
Давайте подумаем, при помощи каких средств музыкального языка подчеркивается
выразительность вокальной партии?
- Ритм – пунктирный. Выделяются яркие, четкие акценты, яркая гармония и
динамика. Строгие аккорды в сопровождении фортепиано.
- Верно, ребята, фортепианной партии в романсе Даргомыжского отведена также
важная роль: она как бы помогает последовательно воплощать слова в музыке. Поэтому в
ней также присутствуют элементы изобразительности и живописности, она подчеркивает
психологическую выразительность текста и отличается яркими гармоническими
средствами.
Мы с вами говорили ранее о трех музыкальных сферах песенности,
танцевальности, маршевости. Так вот, каждая из этих сфер в музыке становится прямым
продолжением человеческих состояний и переживаний. Любые человеческие чувства
складываются в рамках этих музыкальных сфер. И понять, к какой сфере можно отнести
то или иное музыкальное произведение, мы можем, опять же, именно по интонационным
признакам, помогающим нам различать смысл.
Давайте прослушаем еще раз песню «Старый капрал» и назовем сферу (область)
музыки, к которой мы отнесем этот музыкальный портрет, и интонационные признаки,
помогающие нам в этом.
Повторное прослушивание.
- Из музыкальных сфер здесь - песенность и маршевость.
- Одновременно с песенными чертами в мелодии звучат речевые интонации,
похожие на декламации. Это как в настоящей армии - солдат привык говорить по-
военному четко, коротко отдавать и выполнять команды.
2. «Зерно-интонация»: «Тема судьбы», «Тема Героя» (Фрагмент 3-й части
Симфонии № 5 Л. ван Бетховена (до эпизода C-dur))
Учитель включает Тему судьбы (из 1-й части 5-й симфонии Л.В. Бетховена).
- Как называется эта интонация? Каковы ее посылы, ее основное содержание?
- Это - Тема судьбы из 5-й симфонии немецкого композитора Бетховена, ведущий
образ всей симфонии. Сам Бетховен говорил, что «Так судьба стучится в дверь».
- Каков характер интонации этой самой судьбы?
- Интонация короткая, грозная, тяжелая, сильная, настойчивая и жестокая,
давящая, угнетающая. Будто судьбой уготованы человеку беды, несчастья.
- Она звучит по-разному: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая
о себе.
- Интонация то прерывается, то уходит на второй план, но то и дело
настойчиво повторяется, возвращается и вновь стучится и стучится.
- Какова основная мысль, идея всего произведения?
- Борьба. Через борьбу – к победе!
- Как вы думаете, а может вырасти из этого «зерна-интонации» не гнетущий,
необратимый рок, а, к примеру, образ героя?
- Наверное, может. Если продолжать бороться, не сдаваться, то можно выйти в
борьбе победителем.
- Прослушайте, как этот «мотив» звучит уже в 3-ей части симфонии. Что
изменилось?
Кто это здесь, что за герой?
Кто это здесь, кто ты такой?
Прослушивание фрагмента 3-ей части симфонии.
- Какие чувства и эмоции вызывает эта тема сейчас?
- Тема осталась по-прежнему короткой, но стала звучать по-другому:
решительнее, энергичнее. Прослушивается твердая маршевая поступь.
- Музыка звучит беспокойно, сурово и мужественно. Появилось чувство
уверенности. В пульсе ритма ярко проступает гордая поступь героических шествий. И
да, чувство героизма.
- Похоже на героическую схватку с враждебными силами.
- Если в 1-й части эта интонация рисовала образ судьбы, неотвратимого рока, то
чей образ она нарисовала сейчас, на ваш взгляд?
- Может, образ борца, Героя.
- Главный персонаж здесь – человек, несомненно, Герой, который многое перенес и
продолжает сопротивляться действительности. Здесь в 3-ей части и произошло прямое
столкновение человека с судьбой, прямая схватка с роком. Мы можем предположить, что
герой симфонии сам Бетховен, что это его личностная, авторская позиция, его
откровение.
Давайте мы так и назовем эту новую тему - Тема Героя.
Прослушаем еще раз и сравним эти две темы, выросшие из одного «зерна-
интонации». Обратите внимание на такие два момента: обе темы, несмотря на образно-
эмоциональное различие, звучат незавершённо, заканчиваются как бы «недомолвками»;
первая тема звучит всякий раз почти одинаково, а вторая маршевая звучит в
повторах по-разному. Подумайте, почему? Просто потому, что так захотел Бетховен?
Повторное прослушивание обеих тем.
- Можем ли мы сказать, что Бетховен потому написал первую тему-интонацию
почти неизменной (даже в середине экспозиции, когда она немного разрабатывается,
ощущается «прикованность» к одной и той же интонации), что он всё время возвращается
к одной и той же волнующей его исходной мысли (она всё время витает в его
воображении «как предпосылка и как цель»)? А маршевую тему при этом всё время
меняет, наверное, потому, что как будто ищет ответ в этом энергичном маршевом
направлении, и всё более настойчиво?
- Судьба жестока, у нее одна цель - хочет сломать человека. А у человека цель
выдержать натиск судьбы и одержать, в конце концов, победу. Поэтому и тема Героя
звучит по-разному: человек пробует бороться и ищет разные пути к достижению этой
цели – одержать победу в борьбе.
- Совсем как и мы в жизни: ищем решение какой-нибудь проблемы в нужном нам
направлении и каждый раз начинаем «думать от неё». Обратите внимание на логику
Бетховена: «Тема судьбы» и первая тема 3-й части обе несут в себе ощутимый
энергетический потенциал, потому так естественно оказывается думать в маршевом
направлении.
Характерно при этом, что чем больше возрастает напряжение маршевой темы, тем
ярче становится контраст между обеими музыкальными мыслями: первая тема при
повторах приобретает всё более жуткую, даже тревожно-таинственную окраску. Это
потому, что рядом с возрастающей мощью, силой, энергией маршевой темы каждое
возвращение становится как бы «провалом», мрачным и затаённым (одно через другое!).
Фактически перед нами модель мышления великого человека! И думает он не об
обыденных вещах, а видимо, о важных проблемах, которые встают перед каждой
личностью (потому в этой музыке нет ничего «извне», всё только в самом человеке в
его мышлении).
Как думаете, нашёл ли композитор на данном этапе своей жизни ответ на
мучивший его вопрос? Ведь смотрите, с одной стороны, налицо внешние признаки ответа
tutti оркестра, медные инструменты, утверждение маршевой интонации, казалось бы, в
завершённом обороте. Но, с другой стороны, внезапно появляющееся р в значительной
мере начинает смягчать нашу убеждённость в том, что ответ найден: вся энергия сразу
спадает, всё тускнеет, мотив звучит робко, одноголосно, в верхнем регистре, а потому
остаётся ощущение незавершённости.
И вот возникает вопрос, ребята: контрастностью, вопросительными и
«безответными» интонациями Бетховен создал значительное напряжение мыслей и чувств
может ли оно исчерпать себя на этом этапе? Может ли человек, который так
напряжённо думал над своими проблемами, отказаться от дальнейшего поиска решения, и
если нет, то каким оно может быть: трагичным или, наоборот, жизнерадостным? Ответ на
этот вопрос мы поищем с вами, когда вновь вернемся к этому произведению Бетховена на
последующих уроках.
3. Музыка выражает человеческие чувства и мысли
Композитор, например, тот же Бетховен, когда сочинял музыку, был один в своём
кабинете или шёл по дороге, гулял в лесу, по полям искал, слушал внутри себя свою
музыку. Именно так: был один и слушал свою музыку!
Но вот она записана, исполнена, и что же? Её слушают, поют и играют, любят
другие люди, и их множество тысячи, миллионы! Бывает, что почти все люди в мире
любят одну и ту же музыку, которую услышал внутри себя один человек!
- Почему это возможно, ведь все мы такие разные?
Многие думают, что каждый человек слышит музыку по-своему и по-своему её
понимает.
- Большая доля истины в таком мнении есть, а всё-таки, это не очень верно.
Вернёмся опять к бетховенским пьесам «Веселая. Грустная».
Легко можно себе представить, что сто, двести или даже тысяча человек, слушая
эти пьесы, будут «по-своему» воспринимать их улыбку и грусть.
Одни, может быть, вспомнят при этом своё раннее детство, другие своих друзей,
третьи – свяжут свои впечатления от этой музыки с какими-нибудь стихами, а четвёртые –
с весёлыми и грустными событиями их сегодняшней жизни…
Но можно ли представить себе, что кто-то услышит нечто весёлое при исполнении
«Грустной» и нечто грустное при исполнении «Весёлой»?!
Учитель выслушивает ответы детей.
- Есть музыка, в которой все без исключения услышат бурю. Но для одних это
будет буря военная, буря боёв и сражений, для других буря на море, для третьих буря
революционных би