Презентация "Культура и техника речи"

Подписи к слайдам:
Мастер – класс 2020г.М Культура и техника речи Волкова Татьяна Владимировна учитель-логопед высшая квалификационная категория МАДОУ “ДС № 350 г.Челябинска” Годовая задача МАДОУ на 2020г.: «Развитие творческих способностей через формирование навыков театрализованной деятельности» Театрализованная деятельность – это деятельность по формированию личности, направленная на развитие творческих способностей посредством элементов театрального искусства. Речевая Театрализованная деятельность в ДС: 1. Чтение стихов 2. Тематические диалоги (сюжетно-ролевые игры, утренники…) 3. Сценки с игрушками 4. Сочинение историй 5. Сказки, разыгранные театрально (теневой, пальчиковый, кукольный, ростовой, костюмированный…) «Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё вошло в привычку, - можно творить.» Станиславский К.С. Условия успеха речевого взаимодействия Готовим технику речи * Артикуляционная гимнастика * Голос: тембр, мощность, сила * Дыхание * Дикция * Логика речи Обучение по подражанию Артикуляционная гимнастика 1. Расслабление челюсти - «Зевака» - «Жевун» - «Кулачок» 2. Разминание губ (через «Сброс») - верхняя губа - нижняя губа - обе губы - «Мотоцикл» - «Хоботок» – «Лягушка» гормон счастья: работает 5 – 53 лицевых мышц 1 мин смеха = 40 мин релаксации иммуноглабулин - А эндорфины 3. Разминка языка - «Капуста» - «Почисти зубки» - «Орешек» по 1-2 р. - «Киска» - «Желобок» - «Индюк» 150 тыс. нервных окончаний «Борьба с мышечными зажимами – не только губ, языка, челюсти, гортани и диафрагмы, но и плеч, затылка, таза, руки и ног – первый этап работы над дыханием и голосом». Станиславский К.С. Речевое дыхание
  • Обеспечивает образование качественного звука.
  • Снимает грудной и гортанный зажим.
  • Природное дыхание – основа речевого дыхания.
  • Упражнения:
  • «Споём»
  • «Паровозный гудок» Мммм
  • «Гласные» а аоуэы
  • «Насос» с щ
  • «Трубочка» п
  • «Собачка» аф
  • «Ёжик» ф
  • Стихи а о ы и э ы у а

«Я не уверен в том, что мне удастся однажды и на всю жизнь поставить голос так, чтоб всегда, постоянно говорить правильно, так, как пою. По-видимому, мне придется перед каждым спектаклем или репетицией направлять голос с помощью предварительных упражнений».

К.С. Станиславский русский театральный педагог

Голос (тембр, сила, интенсивность) Голос (тембр, сила, интенсивность)
  • Голос должен быть низким, дальним, расслабленным и мелодичным.
  • Осанка
  • Настройка резонаторов
  • «М» и «Н» – они помогают попасть в «маску» и почувствовать резонанс». /Станиславский К.С./ Упражнения:
  • «Лесенка» с гласными звуками
  • Стихи шёпот крик
  • «Энерго-шар», «Снежок» а

«Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства».

Станиславский К.С.

Дикция – это четкое, ясное произнесение звуков, слов, фраз.

Упражнения:

1. Измени гласную а о у э ы и (темп ускоряется)

  • Слог не повторяется
  • мам - мом - мум - мэм - мым - мим

    (нат … дан… пай… пта… чта… мфа… дла…)

  • Слог повторяется 3 раза
  • папапап - попопоп - пупупуп – пэпэпэп - пыпыпып -

    пипипип

    (тататат…. какакак…. фафафаф… бабабаб…. вававав… )

  • Чередование согласных
  • т ч (т-ч-т-ч-т-ч-т-…)

    (с – ч, т - п, ф – к, х - н, г - в, р - л …)

а о у э ы

2. Скороговорки - Работа с текстом: смысл, словарная работа. - Выстраивание перспективы. - Заучивание текста. Упражнение в расширении интонационно - эмоционального диапазона. - Наращивание скорости произнесения. Карл у Клары украл кораллы. А Клара у Карла украла кларнет. Работа с текстом: смысл, словарная работа. Выстраивание перспективы скороговорки. В спокойном темпе произносить скороговорку
  • Шёпотом
  • Громко
  • Вопросительно
  • Восклицая
  • С удивлением
  • Извиняясь
  • Дружелюбно
  • Подозрительно
  • Злобно
  • Романтично
  • Плаксиво
  • Приказывая
  • Сказочно
  • Приказывая
  • Испуганно
  • Равнодушно
  • Ноя
  • Хитро
  • Стыдливо
  • Торжественно
  • Грубо
  • Лениво
  • Таинственно
  • Глупо

Запоминание. Упражнение в расширении интонационно-эмоционального диапазона

В спокойном темпе произносить скороговорку как герой сказки или животное

Наращивание скорости произнесения.

* Логика звука, логика дыхания * Фраза должна быть перспективной, интонационно логичной: нарастание интенсивности голоса и интонации до ударного слова и снижение к точке. Интонация лепит мысль. Монотонность выключает мысль! Логика речи
  • Человек на Земле учится творить.
  • Человек на Земле учится творить.
  • Человек на Земле учится творить.
  • Человек на Земле учится творить.

Значение ударного слова в логике фразе.

Меняем перспективу через ударное вопросительное слово
  • Ты идёшь за грибами в лес?
  • Ты идёшь за грибами в лес?
  • Ты идёшь за грибами в лес?
  • Ты идёшь за грибами в лес?
Формируем ощущение слова как единицы речи. Маршак С.Я. «МЯЧ» Мой Веселый, Звонкий Мяч, Ты куда Помчался Вскачь? Жёлтый, Красный, Голубой, Hе угнаться За тобой! Я Тебя Ладонью Хлопал. Ты Скакал И звонко Топал. Ты Пятнадцать Раз Подряд Прыгал В угол И назад. А потом Ты покатился И назад Hе воротился. Покатился В огород, Докатился До ворот, Подкатился Под ворота, Добежал До поворота. Там Попал Под колесо. Лопнул, Хлопнул — Вот и все! Логика речи основана на законах орфоэпии. Пауза – средство выразительности речи – отделение группы слов от другой. Отделяет: * группу подлежащего отделяет от группы сказуемого; * однородные подлежащие от обобщающего слова; * соединительные союзы (а, но, и..); * вводную часть фразы; * противопоставления; * понятие, о котором пойдёт речь далее; * при отсутствии сказуемого… Точка - как «положить камень на дно». Запятая – «это поднятая рука». ; : - соединение и подчинение, но интонация зависит от логики речи.
  • Логика речи не всегда подчиняется законам орфоэпии!
знание истории образов, деталей
  • Речь должна быть вкусной! Мозг подбирает к слову выразительный образ, структурированное понятие.
Вопрос: «Существует ли Дед Мороз?» Агния Барто «В защиту Деда Мороза» Мой брат // (меня он перерос) // Доводит всех до слез. // Он мне сказал, // что Дед Мороз // Совсем не Дед Мороз! // Он мне сказал: - В него не верь! — // Но тут // сама Открылась дверь, // И вдруг я вижу — // Входит дед. Он с бородой, // В тулуп одет, // Тулуп до самых пят! Он говорит: // - А елка где? // А дети разве спят? // С большим серебряным мешком Стоит, // обсыпанный снежком, В пушистой шапке дед. // А старший брат твердит тайком: // - Да это наш сосед! // Как ты не видишь: // нос похож! И руки, и спина! — // Я отвечаю: // — Ну и что ж! // А ты на бабушку похож, Но ты же не она! Виталий Сундаков Наум Хомский Татьяна Черниговская лингвист, журналист, проф. путешественник американский лингвист нейронауки и психолингвистика Вопрос:
  • Зачем нужен такой художественно-творческий подход к чтению стихов и прозы?!
  • Зачем нужна сложная театрализованная деятельность?!
  • Зачем нужно нагружать речь смыслами и логикой?!
Упражнение в импровизации
  • Язык создан не для общения, а для мышления – для оформления мысли человека.
  • Искусство и творчество – это не десерт – это другой тип когнитивной деятельности.
  • Язык, слова дублируют реальность, обозначают её субъективно и относительно. Поэтому взрослые должны вкладывать в речь мысль культуры: истории, воспитания, оценочные шкалы событий….
  • Мозг запоминает всё, с чем соприкоснулся через органы чувств. Поэтому надо слышать, созерцать, обонять, осязать, пробовать, читать лучшее!
  • Творчество – всегда выход из зоны комфорта на нестандартность, фантазирование и решительность…
Станиславский К.С. об импровизации, экспромте
  • «Этюд-импровизация - высшая форма творческого процесса и для актера, и для режиссера.»
  • «Момент импровизационного самочувствия является одним из важнейших законов актерского творчества.»
  • стрессотерапия
Сочинение сказок и рассказов
  • С опорой на случайный набор картинок (игрушек)
  • Принцип фантазирования – возможно ВСЁ:
  • оживление
  • уменьшение / увеличение
  • волшебство
  • ускорение / замедление
  • глупо, нелепо, смешно, странно.
  • Алгоритм
  • Герой (картинка или игрушка)
  • Свойства героя, цели, мотивы
  • Действия героя, встреча с другим героем
  • Взаимодействия героев, последовательное описание реакций
  • Чем заканчивается, мораль.
оживление уменьшение / увеличение волшебство ускорение / замедление глупо, нелепо, смешно, странно.
  • Например:
1 2 3 1 2 3 2 1 3 3 2 1 2. Сочинение историй с опорой на серию картинок 1 2 3 1 2 3 4 5