Обучение пересказу художественных произведений

1
Пересказ более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается
авторской композиции произведения, а нем используется готовый авторский
сюжет, готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с
известной долей самостоятельности.
Схема обучения пересказу:
1. Выбор текстов для пересказа;
2. Подготовительная работа;
3. Непосредственное обучение пересказу.
1. Выбор текста для пересказа имеет важное, принципиальное значение:
- произведение должно быть небольшое по объему с тенденцией
постепенного увеличения;
- доступным по содержанию для детей данного возраста и уровня речевого
развития;
- четкость композиции;
- простота сюжета (как правило, с одной сюжетной линией);
- доступность языка;
- высокая нравственность содержания;
- высокая художественность текста.
Используются русские народные сказки для маленьких, рассказы и
иллюстрации к ним В.Сутеева, многие рассказы Чарушина, Бианки, Пришвина,
Соколова – Микитова, Салдкова, К. Ушинского, Л.Н. Толстого и др.
2. Подготовительная работа по обучению пересказу проводится как
предварительно, так и непосредственно на занятиях по обучению пересказу:
- знакомство детей с материалом, связанным с темой и содержание рассказа;
- рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме;
- наблюдения в природе и окружающей жизни;
- изодеятельность подделки по содержанию рассказа;
- заучивание наизусть, потешек, пословиц, и т.д., способствующих
пониманию содержания рассказа.
3. Непосредственное обучение рассказу:
2
- первое чтение текста проводится без установки на запоминание и пересказ
с целью целостного эмоционального и художественного восприятия детьми (во
время занятия, можно и в свободное время);
- второе чтение проводится с установкой на запоминание с последующим
пересказом непосредственно на занятии;
- беседа по содержанию рассказа проводится с целью усвоения содержания
произведения.
Вопросы тщательно придумываются воспитателем; они помогают детям
установить и запомнить последовательность событий в рассказе, установить
причинно-следственные связи между событиями, акцентируют внимание детей на
художественных особенностях, выразительных средствах выбранного
произведения.
Приемы работы над текстом произведения:
а) рассматривание иллюстраций, картинок;
б) серия сюжетных картинок к рассказу или сказке;
в) придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным
фрагментам текста;
г) выделение из текста фраз к каждой картинке;
д) выделение и проговаривание отдельных фрагментов выразит. средств:
эпитетов, сравнений, прямой речи героев, песенок, стихов;
е) лексико-грамматические управления по тексту: выделение из текста
признаков и действий предметов, существительных с уменьшительно-
ласкательными функциями, относительные и притяжательные прилагательные;
ж) узнавание и определение героев:
- по отдельным аксессуарам героев;
- по опорным словам.
Третье чтение текста проводится после беседы по содержанию и работы над
текстом; результатом третьего чтения является деление текста на части и
составление плана.
3
I вариант плана в форме вопросительных предложений: Куда ходил
мышонок? Кого он встретил? …… басня «Страшный зверь».
Последовательно отвечая на вопросы, дети фактически пересказывают текст.
II –ой вариант плана – форма называемых предложений:
1. Прогулка мышонка во дворе.
2. Описание мышонком петуха.
3. Описание мышонком кота.
4. Выводы мышки – матери.
По этому виду плана работа возможна при достаточной продвинутости
детей в развитии познавательной деятельности и речи.
Виды пересказа:
1. коллективный (с обсуждением вариантов фраз);
2. выборный (пересказываются отдельные фрагменты);
3. по цепочке;
4. с элементами драматизации (хороши русские народные сказки);
5. с изменением лица (рассказы Бланки, Пришвина, Тургенева).
Значение пересказа: обогащение словаря, форме грамматического строя
речи, разнообразие планирующей функции речи, разнообразие способности к
речевому самоконтролю, усвоение средств русского литературного языка, и языка
устного народного творчества, соверш-ся процессы восприятия, представления,
воображения, памяти, логического мышления.