Научно - методическая разработка "Развитие и прослеживание восприятия художественных произведений учащимися"
Муниципальное учреждение
«Управление образования администрации
муниципального образования городского округа «Усинск»
Муниципальное общеобразовательное учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Научно - методическая разработка
Развитие и прослеживание восприятия
художественных произведений учащимися
Выполнила: Буцких Анжелика Владимировна,
учитель изобразительного искусства
и черчения муниципального общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6»
Усинск
2009
2
Содержание
1. Введение. Роль изобразительного искусства в воспитании школьника______________3
2. Аналитическая часть. Психологические основы восприятия_____________________4
3. Практическая часть.
3.1. Роль изобразительного искусства в формировании личности
школьника___________________________________________________________________7
3.2. Роль «восприятия произведений искусства» в воспитании школьника_____________7
3.3. Психологические и эстетические основы «восприятия»_________________________9
3.4.Способы развития художественного восприятия_______________________________10
3.5. Наблюдение и анализ восприятия художественных произведений _______________12
3.6. Результаты работы________________________________________________________16
4. Заключение ______________________________________________________________19
5. Литература ______________________________________________________________20
6. Приложения:
6.1. Краткий терминологический словарь
6.2. Тест: Виды изобразительного искусства
6.3. Тест: Русское народное искусство (ДПИ)
6.4. Развивающие упражнения
6.5. Развивающие упражнения по теме: натюрморт
6.6. Приемы работы с элементами симультанного восприятия
6.7. Примеры работы с элементами сукцессивного восприятия
6.8. Конспект урока: Основы языка изображения. 6 класс
6.9. Конспект урока: Мотивы и символы народного искусства. 5 класс
6.10. Конспект занятия кружка: Монотипия. Мой мир
6.11. Конспект занятия: Краски лета
3
Введение. Роль изобразительного искусства в воспитании школьника
«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво,
чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших
детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет,
общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».[5;14]
Эти слова Б.М.Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и
ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди
через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.
Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не
сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не
может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить
действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории
его культурного и художественного развития, точно также невозможно представить себе
культурного человека без развитых эстетических взглядов».[9;16]
В последние годы возросло внимание к проблемам духовно-нравственного
развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности.
Какова роль изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании
школьника? Может ли изобразительное искусство научить видеть, чувствовать и
понимать прекрасное в искусстве и жизни?
Рассматривая проблему духовно–нравственного развития ребенка средствами
искусства необходимо учитывать возрастные особенности школьников. «Нельзя требовать
от ребенка, чтобы он оценил картину Рафаэля «Сикстинская мадонна», но можно и нужно
так развивать его способности, его духовные качества, чтобы, достигнув определенного
возраста, он мог наслаждаться творчеством Рафаэля. Воспитание искусством тем самым
преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его
индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее
поведение».[4;46] В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести
ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует
искусство, в чем заключена его развивающая роль.
Искусство дает огромный материал для познания жизни, оказывает широкое и
многостороннее воздействие на человека. «В том-то и заключается основная тайна
художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития
жизни, воплощает их в такие полнокровные художественные образы, которые с огромной
эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно
размышлять о своем месте и назначении в жизни».[9;41] В процессе общения ребенка с
явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических,
впечатлений.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере
духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в
межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое
играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие,
стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное
отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с
недостатками.
Поскольку эстетический вкус развивается и совершенствуется по преимуществу в
общении с художественными произведениями, то очень важно, чтобы люди чаще
сталкивались с поистине настоящим искусством.
4
Эстетический вкус формируется главным образом в процессе непосредственного
общения с произведениями искусства, пробуждающими у человека способность к
эстетическому восприятию и переживанию, способность делать выбор и чувственно -
интеллектуально оценивать явления действительности соответственно социальному и
художественному опыту человека, его социальным чувствам и мировоззрению. Он
проявляется в виде индивидуальных оценок, но всегда органически связан с
эстетическими, философскими, этическими, политическими воззрениями человека,
обусловлен общественными отношениями людей.
Занятия искусством способствует развитию особого художественно-эстетического
восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того
как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении
системы отношений школьника с окружающей действительностью. Ученик на
определенном этапе своего развития, благодаря сложнейшей системе внутренних
установок, накопленных знаний, тончайшей системе интерпретаций и личностных
смыслов, начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем
объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной и гибкой она
будет, зависит настоящее и будущее ученика.
Развивающая роль искусства связана со следующими составляющими личностного
опыта:
с развитием чувственно-эмоциональной сферы;
с развитием восприятия;
с развитием воображения и фантазии;
с развитием речи и мышления;
с развитием эстетических и нравственных норм.
Насколько развиты фантазия и воображение ребенка, его речь и мышление, а также
его нравственные нормы мы можем прослеживать и корректировать в повседневной
жизни и учебной деятельности. А как прослеживать процесс восприятия? Ведь восприятие
процесс чувственный, проходящий на уровне эмоциональных переживаний, имеющий
психологические основы.
Цель моей научно-методической разработки – показать наиболее
эффективные методы и формы развития и прослеживание восприятия произведений
изобразительного искусства учеником.
Определив цель, я поставила и последовательно решала следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме восприятия школьниками
художественных произведений.
2. Подобрать наиболее эффективные методы, формы и способы развития восприятия
произведений изобразительного искусства.
3. Разработать форму прослеживания процесса восприятия произведений
изобразительного искусства.
4. Провести экспериментальную работу по исследованию процесса восприятия
художественных произведений учащимися.
5. Систематизировать проделанную работу по исследованию процесса восприятия
художественных произведений учащимися.
В конечном результате я хочу научить детей восприятию художественных
произведений, что в свою очередь научит их понимать изобразительное искусство, окажет
влияние на формирование эстетического вкуса и духовно-нравственных качеств
личности.
5
1. Аналитическая часть. Психологические основы восприятия
А.Ткемаладзе в своем труде «Вопросы эстетического познания» дает следующее
определение: «Восприятие есть, как известно, определенная ступень чувственного
познавательного процесса – отражение человеком и животными предметов при их
непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов»
[14;24].
В понятии восприятия фиксируется непосредственное воздействие на органы
чувств, формирование целостных образов, их прочная чувственная основа и протекание
процесса в настоящем времени, которому предшествует фаза прошедшего и за которым
следует фаза будущего[14;25].
Эстетическое восприятие не может не включать понимание и оценку, осмысление и
навык реакции вкуса, механизм, в котором в снятом виде представлены общекультурные
и личностные нормы социально-эстетического характера. Индивидуальное эстетическое
восприятие определяется прежде всего предметом отражения, совокупностью его свойств.
Восприятие изобразительного искусства, отображающего действительность, опирается на
восприятие эстетики действительности, которое, в свою очередь, обогащается благодаря
общению человека с искусством. На всякое подлинное художественное восприятие,
влияют социальные и природные впечатления, которые обогащают, преобразовывают это
восприятие [1;47].
Наука (к примеру, математика) стремится к строгой однозначности восприятия
знания человеком, она находит соответствующие средства для этого, свой язык, тогда как
произведения искусства не имеют такой однозначности: восприятие их, преломляясь
через субъективный мир человека, порождает целую гамму глубоко индивидуальных
оттенков и тонов, делающих это восприятие необычайно многообразным, хотя и
подчиненным определенному направлению, общей теме. Именно в этом заключается
тайна необычайного воздействия искусства на человека, его нравственный мир, образ
жизни, поведение[14;23].
Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так описал
это явление: «И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного
произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом
погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и
вновь в меру своих личных способностей становится творцом, «художником», переживая
жизнь как бы «душой автора» того или иного произведения, радуясь или восхищаясь,
удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение»[5;29].
Необходимо учитывать, что сокровища художественной культуры неизмеримо
превышают возможности освоения их отдельным человеком. И приходится анализировать
возникающие не только положительные, но и отрицательные тенденции в восприятии
искусства. В ситуации сверх насыщенной информационной среды появляется соблазн
«пробежать взглядом» произведение искусства, приспособить его к современным нуждам,
не утруждая себя дополнительной работой души. Будучи не востребованными, не
подвергнутыми тому нравственному самоконтролю и очищению, к которому понуждает
нас искусство, духовные потенции человека скудеют, что способствует формированию
нетворческой, негармоничной личности. А ведь наше общество заинтересовано в
пробуждении инициативной, творческой личности с развитым чувством нравственного
самосознания, чуткой совестью и жаждой справедливости. Такую личность формируют
различные стороны жизни общества, а отнюдь не одно искусство. Но искусство обладает
особой силой воздействия на глубинные, «укромные» уголки человеческой психики и
сознания посредством не принудительного, по «доброй воле» совершаемого переживания
[5; 47].
6
Я согласна с автором, что изобразительное искусство и психологические
механизмы овладения им, в том числе, и восприятие должны быть тесно взаимосвязаны в
образовательном процессе. Поэтому каждому учителю для эффективной организации
уроков изобразительного искусства необходимо ясно представлять, как соотносятся
структура личностного опыта ребенка и педагогические средства развития восприятия
художественного произведения.[5;53]
7
Практическая часть
Учителю самому мало знать сущность искусства. Учитель должен помнить и
понимать, что он выступает посредником между ребенком и обширным прекрасным
миром искусства. «Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса
познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению
собственных духовных сил ребенка».[5;32]
История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие
искусства послужило непосредственным импульсом для совершения тех или иных
поступков, для изменения образа жизни. Начитавшись рыцарских романов, бедный
идальго Кехана превратился в Дон Кихота Ламанчского и отправился на тощем Росинанте
утверждать в мире справедливость.
Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу,
будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно,
неосознанно саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или
поздно, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному
поступку.
Глубоко понять сущность искусства, умело отобрать произведения искусства для
постижения их детьми, учесть в связи со спецификой искусства специфику форм и
методов учебной работы в школе - все это необходимо для повышения идейно-
эстетического воспитательного влияния искусства на детей.
Уроки изобразительного искусства не только развивают уровень познания, но и
формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные
эстетические ценности в формирующиеся общественно значимые ценности, а это –
основная задача личностно ориентированного обучения.
Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с
восприятия. Произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной
цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-
художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу
восприятия. А сверхзадача эстетического восприятия – формирование человека.
Именно поэтому меня заинтересовали психологическая основа восприятия и сам
процесс восприятия художественных произведений моими учениками. Я стала
накапливать методические и дидактические материалы, которые помогли бы мне
наиболее полно развить и проследить процесс восприятия.
Свою работу я начала с анализа программы «Изобразительное искусство и
художественный труд», разработанной под руководством Б.М.Неменского.
Приоритетная цель программы - духовно-нравственное развитие ребенка, т.е.
формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о
доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Связи искусства с жизнью
человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение
искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.
Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства:
развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование
практических навыков художественной деятельности; систематическое и
целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной
культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и
комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач
(иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к
действительности и искусству, умения практически применять художественные
способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.
8
Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной
школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного
внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг
(цель абсолютного большинства школьных дисциплин) и развитие эстетических вкусов,
творческое восприятие этого объективного мира. Программа «Изобразительное искусство
и художественный труд» предлагает систематическое освоение художественного
наследия. В свою очередь художественное наследие помогает ребенку осознавать
искусство как духовную летопись человечества, как выражение человека к природе, к
обществу, к поиску истины.
Я постаралась определить место и роль «восприятия произведений искусства» в
контексте данной программы:
Художественная культура
Эстетическая отзывчивость
Образное художественное мышление
Восприятие Творческая
произведений практическая
искусства работа
Затем проанализировала предложенные этапы, через которые происходит процесс
«восприятия»:
Восприятие произведений искусства
Эстетическая отзывчивость
Переживание (проживание художественного образа)
Чувственный опыт (зрительские умения)
Убедилась, что развитие восприятия художественного произведения необходимо
строить поэтапно, т.к. наиболее полное восприятие произведений изобразительного
9
искусства, требует специальной подготовки, опыта общения с искусством, знания его
основных закономерностей.
Также в художественном восприятии, принимая во внимание необходимость
познания и анализа, нужно пытаться сохранить переживание, возникающее при первом
восприятии художественного образа.
Следующим этапом моей работы стало изучение психологических основ
«восприятия» в литературе. Я взяла на вооружение следующее:
Различают восприятие в узком значении - акты восприятия тех объектов, которые
даны нашим чувствам, и в широком – относительно длительный процесс, включающий
акты мышления, истолкование свойств предмета, нахождения систем различных связей и
соотношений в воспринимаемом объекте [1;16].
Что же касается художественного восприятия, то здесь речь идет о предмете
воздействия художественного произведения на человека. Художественное восприятие –
это особый процесс взаимодействия зрителя и автора картины, их общение или даже спор
[1;23].
Считаю, что в основе восприятия художественного произведения лежат
следующие компоненты:
Первичное восприятие (зрительный охват полотна, созерцание и
разглядывание).
Ощущение эмоций от увиденного.
Анализ сюжета и создание первичного понимания произведения.
Анализ изобразительных средств, использованных автором
произведения.
Восприятие и анализ символического ряда произведения.
Соотношение увиденного в произведении с собственным опытом,
воспоминаниями.
Создание своего понимания произведения.
Формулирование суждений для выражения собственного мнения.
Последовательность, содержание, качество исполнения действий и операций
ребенком внутри каждого компонента могут быть разными, что и создает предпосылки
субъективности, уникальности и неповторимости личности. Именно их согласованность и
сочетание создают комплекс мероприятий, который мы обычно называем восприятием и
оценкой творческой работы.
Важно понимать, что формирование этих сложнейших процессов происходит не
сразу, а по мере накопления личностного опыта и рефлексии.
Рассматривая различные образцы творчества (или их репродукции) на уроке,
ученики не могут заинтересоваться искусством, не могут самостоятельно выработать
эстетические нормы, не научатся воспринимать, понимать и любить искусство. Ученики,
к сожалению, не знают на что нужно обращать внимание, либо не имеют внутренних
причин для того, чтобы заинтересоваться произведением.
Мотивация всегда основывается на внутреннем опыте, который формируется и
развивается в практической деятельности.
Для того чтобы ребенок заинтересовался произведением, необходимо, чтобы он
уже имел достаточный опыт изобразительной деятельности. Понимание художественного
произведения возможно, только если у ребенка уже имеется опыт создания и оценки
собственных работ, либо хорошо развитые воображение и фантазия. А для этого
необходимо хотя бы первичное знакомство с соответствующим языком искусства.
Художественное восприятие я делю на два этапа своего воздействия на зрителя –
первичный и вторичный. Первая встреча учащегося с произведением искусства наиболее
эффективно происходит в форме свободного общения. Я предварительно
10
заинтересовываю детей, указываю, на что обратить особое внимание и побуждаю к
самостоятельной работе. Второй этап постижения художественного произведения я
организую, как процесс получения обратной информации о глубине первичного усвоения
учащимися материала и одновременно активностью духовного переживания детьми
воздействия искусства. Сущность этого этапа заключается в том, чтобы выяснить стало ли
произведение искусства духовным достоянием школьника.
Использование всех этих составляющих вместе позволяет по-настоящему ощутить
художественное произведение и придать личностный смысл воспринятому.
Работу по развитию восприятия произведений искусства детьми строю системно.
Организация таких моментов в уроке предполагает:
четкую постановку цели задания,
пробуждение у школьников интереса к теме,
использование методов, активизирующих логическое и образное мышление,
собственную оценочную деятельность,
своевременную помощь, благожелательное отношение, справедливую
оценку их деятельности.
Одновременно с этим стараюсь создать в классе такую обстановку, которая
подготовила бы ученика к восприятию художественного произведения. В ходе работы
организовываю не только готовность и способность учащихся воспринимать
художественное произведения, но и стремлюсь удерживать, направлять их внимание на
протяжении всего задания, создавая восхождение от пассивной позиции к более активной.
Активное проявление, исходящее от самого учащегося, означает не только выражение
интереса, но и готовность выполнять задания.
Я уверена, что восприятие произведений искусства предполагает активную
деятельность, для которой также требуется соответствующая подготовка. Развитие
художественного восприятия включает решение следующих основных учебных задач:
развитие чувства сопричастности с произведением;
расширение объема знаний и представлений об искусстве;
развитие способности выразить свое отношение к произведению.
Считаю, что решение этих учебных задач станет более продуктивным и
интересным с помощью педагогических средств и методов с опорой на дидактические
принципы.
1.Для развития чувства сопричастности с произведением использую приемы
работы с элементами симультанного и сукцессивного восприятия.
Симультанное восприятие, по словарю, - это одновременное восприятие
объекта при отсутствии движения глаз. На наших занятиях оно выглядит следующим
образом: на чистый лист бумаги наклеивается кусочек репродукции с вырезанным внутри
окошком. Учащиеся должны закончить, вернее, доделать работу, используя и продолжая
элементы предложенных линий и цвета. Ребенок, видя только своеобразный фрагмент
работы, достраивает ее до цельного образа. Это прекрасный и доступный способ
формирования целостного восприятия объекта, творческого мышления, воображения и
фантазии. От ученика требуется точность в выполнении линий и родство цвета с
оригиналом. Он старается и может уловить характер персонажа и изобразить его.
(приложение № 6)
Сукцессивное восприятие – это восприятие объектов, их частей, связанное с
движением глаз. Интерпретация в изобразительной деятельности выглядит следующим
образом: на лист белой бумаги наклеивается кусочек репродукции, где изображена только
часть объекта. Учащемуся предлагается достроить изображение, опираясь на свои
жизненные наблюдения, воображение, фантазию. (приложение № 7)
11
2.Использование проверочных тестов поможет в расширение объема знаний и
представлений об искусстве. Предлагая учащимся тесты, я активизирую процесс изучения
и освоения основных принципов, терминов и категорий изобразительного искусства.
(приложения №2,№3)
Я также пришла к выводу, что расширить знания об искусстве, развить чувственно-
эмоциональную сферу, сделать процесс восприятия художественных произведений более
результативным и более ярким, помогает включение в занятия элементов, построенных с
использованием принципа синестезии. Это явление, состоящие в том, что какой-либо
раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств помимо воли субъекта,
вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но и
добавочное ощущение или представление, характерные для другого органа чувств.
Например: звуки музыки, цвет, запах, тактильные ощущения интерпретируются в
образы на листе бумаги.
«Что нам подскажет запах»
Оборудование: запахи трав, парфюмерии, продуктов, некоторых медикаментов,
кондитерских изделий
Задание: уловив запах (при условии, что внешне все запахи упакованы одинаково) с
закрытыми глазами, зарисовать возникшие образы на листе бумаги
«Потрогай, вообрази и нарисуй»
Оборудование: пластины с различными поверхностями: наждачная бумага, клеенка,
бархат, шелк, фланель, фольга, дерево, поверхность с каплями застывшего клея
Задание: «вслепую» ребенок ощупывает поверхности, выбирает понравившуюся,
описывает сначала словами, затем начинает рисовать
«Нарисуй музыку»
Оборудование: музыкальный центр, сборники классической музыки
Задание: определить мажорное или минорное звучание палитры, зарисовать впечатление
«Нарисуй, что бывает такого цвета»
Оборудование: таблички различного цвета
Задание: зарисовать возникшие образы на листе бумаги (можно вырезать из цв. бумаги)
«Нарисуй образ который увидел»
Оборудование: отрывки литературных произведений ( например:
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы. А.А.Фет )
Задание: зарисовать образы, возникшие при восприятии литературного произведения
«Используя предложенные фигуры, изобразите различные рисунки,
предметы» (приложение №4, №5)
Оборудование: готовый шаблон задания
Задание: дорисовать возникшие образы
Подобные задания можно использовать на любом этапе обучения, начиная с
начального звена. Примеры использования некоторых элементов, построенных с
использованием принципа синестезии, подробно описаны в занятиях «Монотипия»
(приложение №10) и «Краски лета» (приложение №11).
3.Для развития способности выразить свое отношение к художественному
произведению использую такие приемы:
Предлагаю учащимся (вывешиваю на доске, использую в оформлении
кабинета) наглядные краткие толковые словарики, которые учащиеся
самостоятельно могут продолжить и дополнить, чтобы использовать в
практической деятельности (приложение №1) Предлагаю учащимся ролевые
12
игры: «Экскурсия в музей», «Вернисаж», «Интервью со зрителем» (в ходе
игры учащиеся учатся не только выражать свое отношение к произведению,
но и правильно составлять вопросы, используя специфические термины и
понятия)
Предлагаю учащимся по желанию написать небольшое сочинение или
пояснение к произведению (подобная работа может быть домашним
заданием)
Для побуждения учащихся к активному восприятию использую такие педагогические
средства, как:
Продумывание и подбор выразительных и интересных для восприятия
художественных произведений.
Создание мотивации для восприятия художественных произведений.
Создание образовательной ситуации для присвоения и проявления ролей:
художник, зритель, критик, экскурсовод и т.д.
Использование только позитивного обращения к личностному своеобразию.
Создание ситуации для проявления своей личностной позиции.
Предоставление возможности высказаться каждому ученику.
Рефлексия.
Создание мотивации для восприятия художественных произведений считаю
необходимым как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Я использую такие
приемы: стараюсь живо и убедительно излагать материал, всячески показывая свой
личный интерес к преподаваемому содержанию и его актуальность; стараюсь
максимально разнообразить учебные задания; всегда подчеркиваю учебные и творческие
достижения каждого ребенка; предоставляю возможность высказаться каждому ученику,
практически всегда находя положительные моменты в ответе, создавая каждому ученику
ситуацию успеха, использую интригующие исторические факты, теории и предположения
относительно возникновения и сходства различных художественных культур. Во
внеурочное время рекомендую просмотр интересных программ («Хочу верить» с
Б.Харчевникавым и т.п.) и некоторых современных исторических, документальных и
художественных фильмов, с последующим обсуждением, организую совместное
посещение выставок, занимаю активную позицию, отвечая на возникающие вопросы.
Обязательным моментом в завершении урока для меня является организация
рефлексии. Рефлексию организую как получение обратной связи:
Покажите карточками (символами) свое отношение к прошедшему уроку.
Что нового узнали о произведении? О жанре?
Что нового узнали на уроке?
Где вы сможете применить полученные знания?
Для чего нужны знания о художественных произведениях?
Какая деятельность на уроке понравилась?
Что вызвало трудности? и т.д.
Хорошая рефлексия, также является мотивацией к последующему общению с
художественными произведениями, к осознанию и присвоению полученных знаний.
Правильно подобранный, эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий
отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического
вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству
отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим
развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок
воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству и к
13
жизни.
Я уверена в том, что средства искусства при правильной организации и подаче их
ученику способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.
Наблюдение и анализ восприятия художественных произведений учащимися я
начинаю с 6 класса. Так как художественное восприятие становится возможным только с
подросткового возраста. В этот период происходит не только бурный скачок в
физическом развитии человека. Начинает формироваться свое мироощущение,
определение своего места в мире. Когда еще как не в этом возрасте человек задает себе
столько вопросов о смысле жизни, о справедливости, нравственности, о любви? В этом
возрасте дети очень ранимы, и правильная, соответствующая подача ответов на эти
вопросы является главным не только для родителей, но и для педагогов. Человек вступает
во взрослую жизнь, в которой действуют свои законы. И поэтому очень важно в этом
возрасте помочь молодому человеку найти свой путь в жизни. Искусство, обладающее
благотворным, очищающим действием на любого человека, сыграет немаловажную роль в
процессе воспитания подростка. Он будет учиться жить по законам прекрасного. Изучая
полотна великих мастеров, они смогут найти там ответы на многие вопросы.
В подростковом возрасте происходит «скачок» в психофизиологическом развитии
индивида. Внимание подростка, направленное ранее на познание окружающей
действительности («объективный» этап), возвращается к собственной личности.
Одновременно подросток пытается найти свое место в окружающем мире.
К этому времени человек обладает достаточно зрелым мышлением, способностью
анализировать те или иные явления действительности, способностью понимать сложную
противоречивость и в то же время целостность художественного образа активным
развитием воображения. В психике подростка, в период полового созревания, появляются
совершенно новые качества – склонность к самоанализу, самоконтролю, возрастает
самосознание и т.д. Появляется способность надолго сосредотачивать внимание на
созерцании картины. В 14 – 15 лет можно заметить особый интерес к познанию личности
других людей, что идет от внимания к самому себе.
Так как ни один из изученных мной источников не раскрыл формы и методы
наблюдения и анализа восприятия художественных произведений, я разработала тест,
который помогает мне понять положительные или отрицательные изменения в процессе
восприятия произведений моими учениками. К рассмотрению я определила три
категории восприятия:
Восприятие предложенного произведения (произведение предлагается
программным содержанием)
Восприятие цветовой гаммы и колорита произведения по выбору
(произведения предлагаются педагогом)
Восприятие сюжетной основы произведения по выбору (произведения
предлагаются педагогом)
Предложила три критерия оценки для учащихся:
O - понятна идея автора, цветовая гамма
Δ - сомневаюсь, что могу понять смысл произведения
? - непонятно, неинтересно
Такую контрольно-измерительную форму, соответственно и анализ, удобно
проводить по окончании изучения каждого раздела программы.
Провожу тест в такой форме:
Восприятие предложенного произведения
Предлагаю учащимся для восприятия произведение. Описываю образный строй
произведения, способ выражения идеи произведения автором, средства художественной
14
выразительности. Затем попрошу учащихся оценить свое отношение к данному
произведению предложенными символами, предварительно объяснив их значение.
Анализ языка изобразительного искусства
Вместе с учащимся рассматриваем несколько произведений одного жанра,
выполненных разными художниками в разной манере и индивидуальном видении мира.
Поясняю особенности изобразительного языка и основную идею каждого произведения,
вместе описываем колористический строй и цветовую гамму произведения.
Восприятие произведения по выбору
К восприятию предлагаю до 10 произведений рассмотренного жанра,
разнообразных по содержанию. Предлагаю учащимся самостоятельно выполнить
операцию, описанную выше, но при этом произведение учащиеся выбирают по своему
усмотрению. Работу предлагаю выполнить в письменной форме по предложенному плану.
Результаты теста учащихся 6б класса (от 17.10.2009г.)
№
Ф.И. ребенка
Восприятие
предложенного
произведения
Восприятие
цветовой гаммы и
колорита
произведения по
выбору
Восприятие
сюжетной основы
произведения по
выбору
1
Геронтьев К.
O
O
O
2
Иванова А.
O
O
O
3
Рокоман Т.
O
O
O
4
Якименко П.
Δ
O
?
5
Янчук К.
O
Δ
Δ
6
Яровой В.
O
Δ
?
7
Вершинин П.
?
O
O
8
Веремеева К.
Δ
O
?
9
Месяц Е.
?
O
Δ
10
Месяц А.
Δ
Δ
Δ
11
Климакова Д.
?
O
Δ
12
Ершов А.
O
O
O
13
Фещенко И.
Δ
O
?
14
Гайнутдинова Д.
Δ
O
?
15
Шишков С.
?
Δ
?
16
Ковальчук И.
O
Δ
Δ
17
Кутукова Е.
O
O
Δ
18
Трипольский Р.
O
O
Δ
19
Шамсутдинова С.
O
O
O
20
Сашников С.
O
O
?
21
Качан В.
O
O
?
22
Вахрушин Н.
O
O
O
23
Михайловский А.
O
O
O
24
Бобров А.
Δ
Δ
O
25
Мустафина И.
O
O
O
26
Мустафина Д.
O
Δ
O
27
Мустафин Р.
O
O
O
28
Мулахметова К.
?
O
Δ
29
Фаткуллин Р.
O
O
O
15
Затем обрабатываю результаты, используя те же символические обозначения. Для меня
они обозначают:
Восприятие цветовой гаммы и колорита произведения по выбору
O – понял(а) и смог(а) описать цветовую гамму и колорит произведения;
Δ - старается понять, нуждается в помощи учителя;
? - непонятно, неинтересно, не вникает, использует специфические
термины наугад.
Обработка именно этих результатов поможет мне также выявить усвоение
программного материала учащимися и качество знаний по данной теме. А также именно
за этот пункт учащиеся получат оценку.
Восприятие сюжетной основы произведения по выбору
O – понятна идея автора;
Δ - старается понять, старается понять, имеет собственное мнение;
? - непонятно, неинтересно, не вникает.
Анализ результатов теста учащихся 6 «б» класса:
Усвоили материал – 100%
Качество знаний – 100%
Восприятие цветовой гаммы и колорита произведения по выбору:
Самостоятельно описали цветовое решение произведения – 72%
Нуждаются в помощи учителя - 28%
Восприятие сюжетной основы произведения по выбору:
Поняли идею автора – 44%
Имеют субъективное мнение – 28%
Не вникали – 28%
Занятие, с применением такой формы прослеживания восприятия произведений
изобразительного искусства, я предлагаю в приложении № 9.
Также восприятия произведений изобразительного искусства можно прослеживать
во время проведения рефлексии. Учащиеся, используя карточки с выше описанными
символами показывают свое отношение к прошедшему уроку, к пройденному материалу
или определенному виду изобразительного искусства и оценивают свою деятельность на
уроке (приложение №10). По количеству O и Δ я делаю выводы о том, как учащиеся
восприняли материал урока или темы, определяю уровень заинтересованности.
В результате применения методов, форм и способов развития и анализа
результатов прослеживания восприятия произведений изобразительного искусства на
практике, я наблюдаю повышение мотивации учащихся к общению и знакомству с
художественными произведениями и количественный рост учащихся готовых к
восприятию художественных произведений. 85% учащихся готовы к восприятию
художественных произведений, из них 44%- понимают язык изобразительного искусства,
но для 15% учащихся язык изобразительного искусства остается непонятным,
неинтересным.
16
Восприятие произведений изобразительного искусства
учащимися 6 классов
Февраль 2007-2008 учебного года
Октябрь 2008-2009 учебного года
17
Работа по развитию восприятия художественных произведений позволила
обеспечить не только рост заинтересованности учащихся в изучении изобразительного
искусства, но и рост качественных характеристик обученности. Качество знаний за 2008-
2009 учебный год выросло на 2%, средний бал успеваимости достиг показателя 4,3.
Динамика результативности учебной деятельности
по изобразительному искусству
во 2 - 8 классах за 2008-2009 учебный год
Интерес учащихся к изучению предмета во внеурочной деятельности позволил
достигнуть первых совместных побед. За 2008-2009 учебный год 15% учащихся (311уч. –
100%) приняли участие в городских и республиканских конкурсах. 1,6% учащихся - стали
победителями различных по направленности муниципальных конкурсов.
Участие школьников в конкурсах
муниципального и республиканского уровня
(311 учащихся)
18
В 2008-2009 учебном году 80% участников кружка «Веселые краски» приняли
участие в городских и республиканских конкурсах, 39% - стали победителями.
Участие школьников кружка дополнительного образования
в конкурсах муниципального и республиканского уровня
В результате возросшей мотивации в 2008-2009 учебном году вырос численный
состав учащихся кружка «Веселые краски».
Количество учащихся 4-7 классов, занимающихся в кружке
дополнительного образования «Веселые краски»
2008-2009 учебный
год
2009-20010 учебный год
динамика
количество
учащихся
%
количество
учащихся
%
количество
учащихся
%
16
8
26
14
10
6
Динамика учащихся 4-7 классов, занимающихся в кружке
дополнительного образования «Веселые краски»
19
Заключение
Как бы хорошо ни разбирался сам преподаватель в проблемах художественной
культуры, как бы убедительно ни представлял свои знания на уроке, ни его любовь к
искусству, ни его знания не подлежат механической передаче и механическому усвоению.
Учащиеся должны самостоятельно воспринимать, оценивать, осмысливать искусство,
искать связи между художественными явлениями. Только тогда процесс освоения основ
художественной культуры будет результативным, когда не объём, не количество
рассматриваемых памятников, не охват всевозможного материала станет смыслом
изучения предмета, а освоение учащимися способов проникновения в мир
художественных ценностей на основе понимания всеобщей взаимосвязи явлений.
Я уверена, что развитие способности художественного восприятия, одновременно
является и воспитанием вкуса, содержание которого шире, так как он объемлет собой не
только явления искусства, но и всю действительность в ее эстетическом своеобразии.
В результате применения на практике методов, форм и способов развития
восприятия произведений изобразительного искусства, повысилась мотивации учащихся
к общению и знакомству с художественными произведениями, рост заинтересованности
учащихся в изучении изобразительного искусства. Анализ результатов прослеживания
восприятия показал, что на 18% произошел количественный рост учащихся 6 классов,
готовых к восприятию художественных произведений, на 2% - рост качественных
характеристик обученности. В 2008-2009 учебном году 15% учащихся 1-8 классов
приняли участие в городских и республиканских конкурсах. 1,6% от 311 учащихся - стали
победителями различных по направленности муниципальных конкурсов.
Заинтересованность учащихся в изучении изобразительного искусства во внеурочное
время отразилась на росте численного состав учащихся кружка. В 2009- 2010 учебном
году численность участников кружка «Веселые краски» выросла на 6% (10 человек).
Каждый учитель должен осознавать возложенную на него ответственность, чем и
как воздействовать на интеллектуальную и эмоциональную стороны личности ребенка в
процессе обучения.
В своих детях я стараюсь воспитывать людей искренно и неподдельно
любящих искусство, умеющих замечать прекрасное в жизни и в искусстве - людей
неравнодушных!
Моя разработка может оказаться полезной учителям изобразительного искусства,
педагогам дополнительного образования и руководителям кружков при подготовке к
урокам и занятиям.
20
Литература:
1. Волков Н.Н., Восприятие картины, Москва, 1976.
2. Дроздова С.Б., Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы, «Учитель»,
Волгоград, 2008.
3. Кожохина С.К., Программа развития детей дошкольного и младшего школьного
возраста «Путешествие в мир искусства», «Сфера», Москва, 2002.
4. Нежнов Г.Г., Искусство в нашей жизни, Москва, «Знание», 1975.
5. Неменский Б.М., Мудрость красоты, Москва, 2007.
6. Павлова О.В., Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе
Б.М.Неменского, «Учитель», Волгоград, 2008.
7. Павлова О.В., Изобразительное искусство. Обучение основам изобразительной
грамоты, «Учитель», Волгоград, 2008.
8. Павлова О.В., Изобразительное искусство 5-7 классы: терминалогические
диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины, «Учитель», Волгоград, 2009г.
9. Поспелов Г.Н., Искусство и эстетика, Москва, «Искусство», 1984.
10. Свиридова О.В, Изобразительное искусство.5-8классы. Проверочные и
контрольные тесты, «Учитель», Волгоград, 2008.
11. Свиридова О.В., Изобразительное искусство. Предметные недели в школе,
«Учитель», Волгоград, 2007.
12. Свиридова О.В., Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по
программе Б.М.Неменского, «Учитель», Волгоград, 2008.
13. Свиридова О.В., Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по
программе Б.М.Неменского, «Учитель», Волгоград, 2009.
14. Ткемаладзе А., Вопросы эстетического познания, Москва, 1987.
15. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство и
художественный труд для 5- 9 классы, под редакцией Б.М.Неменского, «Дрофа»,
Москва, 2000.
16. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1- 9 классы, под
редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва, 2007.
21
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Презентация "Путешествие по островам толерантности"
- Методика определения склонности к дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
- Презентация "Ключевые компетенции классного руководителя"
- Требования к структуре основной образовательной программы
- Презентация "Мотивация ученика"
- Презентация "Модели дистанционного обучения"