Методика обучения пересказу литературного произведения в начальной школе

Методика обучения пересказу литературного произведения в начальной школе.
Пересказ не самоцель, а средство речевого развития школьников.
Пересказ - это связное последовательное изложение художественного текста, передача содержания с
использованием готовых, данных автором речевых форм.
Деятельность пересказа - это особая творческая деятельность, в которой отражаются различные
взаимосвязанные между собой явления:
во-первых, эстетическое восприятие содержания и формы произведения, понимание конкретного
содержания, предметного плана текста, а также заключенных в нем разнообразных смысловых связей;
во-вторых, такие психические процессы, как логическое мышление, память, владение речевым
оформлением мысли;
в-третьих, эмоциональное отношение к описанным событиям и героям, восприятие морально-
нравственных установок текста.
В связи со сказанным пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно
используется на уроках, являясь основным видом монологической речи.
Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребенку осознать свое
собственное отношение к прочитанному. Пересказ – это прекрасное средство для развития как
логического, так и образного мышления.
По форме изложения пересказ представляет собой репродуктивный вид деятельности. Это объясняется
тем, что пересказ всегда связан с исходным текстом, на основе которого он выполняется.
Основная цель работы над пересказом приучить детей правильно, без искажения передавать чужую
мысль.
В методике принято различать несколько типов пересказа:
- подробный;
- близкий к тексту;
- выборочный;
- краткий;
- творческий.
Подробный пересказ наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике
рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на
фактах произведения.
Пересказ, близкий к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным
описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и
оборотов из произведения, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в
произведении.
Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду
произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и
т.п.
Краткий пересказ наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при
его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной
речи. Краткому пересказу нужно целенаправленно учить на уроках чтения.
Творческий пересказ в школе применяется редко. М.И, Оморокова считает, что цель творческого
пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь
им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены
автором в его образе.
Творческий пересказ предполагает передачу содержания, с какими- либо изменениями.
М.Р. Львов выделил следующие варианты изменений:
- добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
- придумать, как могли разворачиваться события дальше;
- изменить рассказчика (повествование ведется от третьего лица – пересказ строится от первого лица;
повествование – с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного
героя или другого персонажа);
- изменить грамматическое время глаголов. При этом обязательно нужно обратить внимание детей на
то, как меняется изображение события. Например, употребление в место глаголов прошедшего времени
глаголов настоящего времени создает эффект присутствия, приближая читателя к изображенному
событию.
Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев,
сопереживать им.
Приемы, помогающие учить детей пересказу текста.
Предлагая детям пересказать какой-либо текст, учителю следует подумать о цели такой деятельности.
Можно предложить учащимся представить, что сказку они хотят рассказать своим младшим братьям и
сестрам; понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу; поделиться впечатлением о
прочитанном произведении с мамой и бабушкой.
1.Ряд приемов носит установочный характер они готовят детей к предстоящему выразительному
пересказу. Большую часть этих приемов используют при разборе произведения в подготовительной
беседе.
Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением
наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.
Значительное место занимают упражнения индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз,
варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации.
Обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняет идею
произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.
Ошибки: не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать
текст, задавать детям излишне много вопросов, требующих только простого припоминания содержания.
Беседа должна ориентировать детей на правильность их предстоящих выступлений, она сравнительно
кратковременна.
2.Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью
обеспечить полное воспроизведение детьми текста.
На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка
(договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных
предложений).
Отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).
Когда произведение делится на логические части и достаточно длинно применяется пересказ по
частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и
иногда подчеркивая это обстоятельство.
Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования
выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).
Как прием после словесных пересказов может быть использована игра- драматизация или
инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов. Возможны приемы передачи текста от
первого лица или лица разных его героев. Можно предложить пересказать по аналогии с прочитанным
текстом, включив другого героя.
Исследования психолога З. М. Истоминой показали, что осмысление материала, установление
мысленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти.
Для того, чтобы пересказ получился полным и последовательным , нужно составить план пересказа.
М.Р. Львов справедливо считает, что такому виду читательской деятельности, как составление плана,
нужно специально учить, поэтапно:
1) подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;
2) определить, на сколько частей можно разделить текст;
3) сказать, о чем будет говориться в каждой части;
4) предложить озаглавить каждую часть;
5) обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать наиболее удачный.
При этом, по мнению М.Р. Львова, следует соблюдать единую синтаксическую конструкцию заглавий.
Самой простой формой будут вопросы к каждой части текста. Затем нужно учить составлять заголовки
в форме предложений. После этого можно использовать для заголовка назывные предложения.
Наконец, можно показать, что в виде заголовков могут быть употреблены фразы из текста.
Подготовительная работа перед пересказом текста.
1) Предупреждение о предстоящем пересказе, его виде (подробно, близко к тексту, сжато, выборочно).
2) Беседа анализ содержания (выделение главного, выразительных средств, оборотов речи, которые
необходимо будет использовать при пересказе).
3) Отработка выразительного чтения (с целью переноса выразительности на пересказ).
4) Логическое и композиционное расчленение текста (деление на части, их озаглавливание, составление
плана).
5) Предварительный пересказ (пересказ фрагмента текста), т.е. «черновой рассказ», разбор обсуждение
недостатков.
6) Связь с жизнью (обращение к аналогичным случаям в жизни, связь прочитанного с опытом самих
учащихся).
7) Использование системы заместителей, которые помогут сориентироваться в тексте, понять его
особенности, сюжет, композицию. Это блок – схема, модель – описание. (Герой, опорные слова,
которые его характеризуют, изображены взаимосвязанными геометрическими фигурами)
Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения.
Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.
Итак, урок обучения пересказу имеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное
художественное восприятие.
3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа (разбор произведения). Цели ее: уточнение содержания (главным образом
идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные
определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над
прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных
композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста
по ходу его сюжета.
5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка:
«Вслушивайтесь, как я читаю».
6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
7. Пересказ (3—7 человек).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бунеев Р. Н. Что значит – учить читать / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бугнеева // Начальная школа – 2011 № 3.
С.3-9.
2. Вахрушева Т. В. 100 изложений по русскому языку. Для начальной школы / Т.В. Вахрушева, Е.В.
Попова. – Москва : Аквариум ЛТД, 2004. - 233 с.
3. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – Москва.: Просвещение, 1985. –166 с.
4. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – Москва – Просвещение, 1984. -184с.
5. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Москва., 1998. –
21 с.
6. Узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку: Уроки развития речи: Подготовка к
изложению и сочинению: 1-5-й кл. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – Москва.: АСТ: Астрель, 2009. –
387 с.
7. Филиппова Л.А.. Сложный путь от традиционного обучения к проблемному (организация
методической работы в начальных классах) // Начальная школа плюс До и После. 2002. 8. С.7.
8. Шевченко Н.Д. Развитие познавательного интереса, мышления и речи на уроках чтения, русского
языка, риторики. // Начальная школа. - №4, 1998. – С.32-36.
9. Шипулина И.А. Базовая модель урока, направленная на развитие творческих способностей
учащихся. // Начальная школа плюс До и После. – 2002. - № 8. – С.66.