Методическая разработка "Песочная терапия" для дошкольников

Методическая разработка « Песочная терапия для дошкольников»
Разработала:
педагог-психолог
Панова Виктория Викторовна
г. Санкт-Петербург
2020 г.
2
Оглавление
I.
Целевой раздел… ............................................................................................... 3
1.
Пояснительная записка… ................................................................................. 3
2.
Актуальность программы ................................................................................. 4
3.
Цели программы ................................................................................................ 5
4.
Задачи программы .............................................................................................. 6
5.
Возрастные характеристики особенностей развития детей дошкольного
возраста ..................................................................................................................... 7
6.
Способы определения ожидаемых результатов ................................................. 10
7.
Оценочные психодиагностические методы ...................................................... 11
8.
Пять шагов организации игрового пространства ............................................ 14
9.
Фомы и режим занятия ...................................................................................... 16
10.
Методы организации процесса обучения ...................................................... 16
II.
Содержательный раздел .................................................................................... 17
1.
Учебно - тематическое планирование для детей ............................................. 17
2.
Содержание изучаемого курса ........................................................................... 20
3.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы,
необходимое оборудование ...................................................................................... 39
4.
Правила безопасности и санитарно-гигиенические требования ..................... 40
5.
Список литературы ............................................................................................... 41
6.
Приложения ............................................................................................................ 43
3
I.
Целевой раздел
1.
Пояснительная записка
Песочная терапия — сравнительно новый, но очень эффективный метод
психологической помощи и детям, и взрослым. А «игра с песком» в сочетании со
сказкотерапией может творить настоящие чудеса творчества, развития
познавательных процессов, снятия эмоционального напряжения.
Песок загадочный материал. Он обладает способностью завораживать
человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть
сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют
осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить
тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда
появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в
игру.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты
утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с
ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно
влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным
средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые
глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не
развивается в психическую травму.
Игры с песком как способ врачевания и исцеления души, известны с древних
времен. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли
смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение ребенок
расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на
прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству.
Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему.
Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому
мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих
занятий. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее
4
органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт,
события и законы окружающего мира, при этом Ребенок чувствует себя
защищенным. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево,
создается “семья”. Фантазии на песке это Мир Ребенка, в котором он чувствует
себя защищенным, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего
Взрослого Мира.
Во время занятий, наряду с развитием тактильно-кинестетической
чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и
проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного
внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное -
ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и
других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной
коммуникации, здоровой самоценности и успешной последующей социализации.
2.
Актуальность программы
Песочная терапия научно обоснованный метод арт-терапии, проверенный
многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В
бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира,
с помощью которого он строит образы и сюжеты.
Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего
потенциала, выявлению различных психологических травм, нахождению путей
избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти
выход из любой жизненной ситуации, оценить уровень агрессии, и избежать
стрессов.
Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать
себя, контролировать собственное поведение и поведение других. В ходе
диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой
тревожностью, обращений родителей с жалобами на страхи, тревожность, что
указывает на возможность создания условий, способствующих преодолению
развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную
терапию.
5
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на
эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности,
нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских
отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней
защищённости, оказание ему максимальной поддержки. В условиях работы ДОУ
были разработаны и внедрены формы естественной деятельности ребёнка
различных игр с песком.
3.
Цели программы:
1.
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок
чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2.
Развитие познавательных и психических процессов: восприятия
(формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления,
воображения, пространственных представлений.
3.
Совершенствование предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем
способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков
ребенка, умений практического общения, используя вербальные и
невербальные средства.
4.
Снижение психофизического напряжения, формирование предпосылок
развития умения произвольной регуляции эмоциональной сферы, умение
вербализировать свое актуальное состояние и чувства способствует проявлению
эмпатии.
5.
Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-
логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к
активным действиям и концентрации внимания.
6
4. Задачи программы:
Образовательные:
1.
Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом
развития сюжета.
2.
Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
3.
Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
4.
Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
5.
Закрепить представления об окружающем мире.
Воспитательные:
1.
Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр
и совместной деятельности с другими детьми.
2.
Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации
групповой деятельности.
3.
Воспитывать слуховое внимание и память.
4.
Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
5.
Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
6.
«Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций с помощью
создания композиций на песке.
Развивающие:
1.
Развивать психические процессы (внимание, память, воображение).
2.
Развивать логическое мышление.
3.
Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
4.
Развивать умение действовать по инструкции.
5.
Стимулировать развитие сенсорно - перцептивной сферы, особенно
тактильно-кинестетической чувствительности.
Педагогические принципы, положенные в основу программы:
1.
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок
чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого
подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется
инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его
7
действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
2.
«Оживление» предметов и абстрактных символов: игрушек,
изображающих животных, людей, а также букв, цифр, геометрических фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную
мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем
обучении.
3.
Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с
героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный
переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли
Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и
реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на
деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного варианта
поведения.
5.
Возрастные характеристики особенностей развития детей
дошкольного возраста.
На третьем году жизни у детей ведущим видом деятельности является
предметно - манипулятивная деятельность. Продолжает развиваться ситуативно-
деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие окружающего
мира. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает
развиваться понимание речи. Дети начинают понимать не только словесную просьбу
или инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно развивается активная речь
детей. К трем годам ребенок осваивает основные грамматические структуры родного
языка, используют в речи простые предложения. К концу третьего года жизни речь
становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей
формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. В
середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. На
третьем году совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, прежде всего
фонематический слух.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Для детей
этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость
от ситуации. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя
8
как отдельного человека, отличного от взрослого. У детей появляется чувство
гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с
идентификацией с именем и полом. Однако кризис часто сопровождается рядом
отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со
взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Характеристика особенностей развития детей 3 - 4-х лет.
На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности
дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и
предметами-заместителями. Сюжеты игр просты и не развернуты. Младшие
дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек.
Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением
воспитателя. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о
предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы
бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников
имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами
аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных
построек по образцу и по замыслу. Младшие дошкольники активно осваивают
сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного
возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более
цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память
и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить
значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники
способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами
или явлениями. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться
воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во
многом еще является ситуативным. Начинает развиваться самооценка, при этом дети
в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает
развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере
выбираемых игрушек и сюжетов.
9
Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются
ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Происходит
разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие
получает изобразительная деятельность. Рисунок становиться предметным и
детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной
деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать
ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование:
постройки могут включать 5-6 деталей. Происходят изменения мелкой и крупной
моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с
мячом. К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они
могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Совершенствуется
ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться
произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят
поручения взрослых, могут выучить стихотворение.
Начинает развиваться образное мышление. Для детей этого возраста
особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества,
объема и величины. Развивается оригинальность и произвольность воображения.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на
деятельности на 15-20-30 минут.
Речь становиться предметом активности детей. Развивается ее
грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого.
Ведущим становиться познавательный мотив. Информация, которую
ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его
понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в
уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его
похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышенная
обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со
сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в
предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В
группах начинают выделяться лидеры. Основные достижения возраста связаны с
10
развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий;
с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу;
совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения;
развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации.
6.
Способы определения ожидаемых результатов:
Эффективность работы отслеживается по данным психологической
диагностики, проводимой перед началом курса и по завершении занятий, по
результатам анкетирования педагогов (экспертная оценка), наблюдений за
воспитанниками на каждом занятии.
Подведение итоговых результатов освоения программы осуществляется с
помощью мониторинга, основными методами которого являются беседа,
наблюдение, исследовательские методы Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А, О. М.
Дьяченко, В. Мытацин, содержащие инструментарий измерения результатов и
показывающие уровень развития воображения, восприятия, моторики руки.
Ожидаемые результаты:
Дети становятся более доверчивы к окружающему миру.
У детей повысится интерес к узнаванию нового, возрастет желание
экспериментировать.
Мелкая моторика развита в соответствии с возрастом.
Ребенок способен адекватно реагировать в различных ситуациях.
Познавательные функции развиты на более высоком уровне.
Ребенок способен слушать своего собеседника.
Для отслеживания результативности воспитательно-образовательного процесса
используются следующие виды мониторинга и диагностики:
Вводный (сентябрь)
Текущий (в течение всего учебного года)
Итоговый (май - август)
Форма подведения итогов:
Фотовыставки.
Итоговая работа на свободную тему (сувенир)
Мастер - класс (совместно с родителями) рисование на световом столе и игра
11
в песочнице.
Результаты диагностики до начала программы и в итоге (май-август)
Приоритетной областью данной программы является познавательное
развитие и развитие эмоционального интеллекта, которая реализуется в интеграции
с другими образовательными областями.
7.
Оценочные психодиагностические методы
Диагностика развития творческого мышления, воображения,
восприятия
Что это может быть? (зрительно) Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А
Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные
фигуры, например, двойной круг, десяти конечная звезда, буква "Х"). Они должны
придумать названия к картинкам и объяснить их. Как можно использовать этот
предмет? Детям предлагается назвать как можно больше способов использования
какого-либо предмета, например, пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов,
опрыскивателя и др. Рисование "Чего на свете не бывает?" Детям предлагается
нарисовать то, чего не бывает, например, рыба плывет по воздуху, звезды ходят по
земле, пауки разговаривают, дома сами ходят и пр. то не дорисовано?" На
предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл
нарисовать.
Тест "Пальчик, пальчик, где ты был?" В. Мытацин Педагог садится за
стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь
и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой
руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в
этот момент трогает. Ребенок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и
указательный. Различение среднего и безымянного пальцев представляет трудность
и для семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой
руке ребенок правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой.
Тест "Дорисуй предметы" Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и
перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать,
используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания 10
мин.
12
Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 12 предметов - высокий уровень;
8-9 предметов - средний; 5 предметов низкий
Методика «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко)
Цель: Выявление уровня развития творческих способностей, изучение
оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: Набор из десяти карточек с нарисованными на них фигурами
(контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-
голова с двумя ушами и т.д.), простые геометрические фигуры (треугольник, круг,
квадрат и т.д.), цветные карандаши, бумага.
Порядок исследования: Ребёнку необходимо дорисовать каждую из фигур
так, чтобы получилась красивая картина. Обработка и анализ результатов.
Количественная оценка степени оригинальности производится подсчётом
количества изображений, которые не повторялись у ребёнка и не повторялись ни у
кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки в которых разные
эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка. Подсчитанный
коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на
воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребёнок ещё не принимает задачу на
построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не
дорисовывает его, а рисует рядом что-то своё (свободное фантазирование).
1
тип ребёнок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается
изображение отдельного объекта, но изображение контурное, схематичное,
лишённое деталей;
2
тип Так же изображается отдельный объект, но с разнообразными
деталями;
3
тип – изображая отдельный объект, ребёнок уже включает его в какой-
нибудь воображаемый сюжет -р: не просто девочка, а девочка, делающая зарядку);
4 тип – Ребёнок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету
-р: девочка гуляет с собакой);
5 тип – Заданная фигура используется качественно по-новому.
Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую
рисовал ребёнок (кружок-голова), то теперь фигура включается, как один из
13
второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не
крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).
Выполнение задания распределяется по уровням выраженности творческих
проявлений в рисунках детей:
Низкий уровень – ребёнок выполняет задание по 1 и 2 типу решения задач
на воображение;
Средний уровень - ребёнок выполняет задание по 3 и 4 типу решения задач
на воображение;
Высокий уровень - ребёнок выполняет задание по 5 типу решения задач на
Воображение.
В.Г. Щур методика «Лесенка»
Цель методики: исследование самооценки детей старшего дошкольного.
Процедура проведения: ребенку показывают нарисованную лесенку с
семью ступеньками, и объясняют задание.
Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех
верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные –
чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые
хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети чем ниже, тем
хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не
плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни
почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел
бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи,
на какую ступеньку т