Формирование навыков продуктивного сотрудничества в коллективе для решения творческих задач

Методическая разработка
«Формирование навыков продуктивного
сотрудничества в коллективе для решения творческих
задач»
Составила:
Карпенко Ольга Александровна
педагог дополнительного образования
Формирование навыков продуктивного
сотрудничества в коллективе для решения творческих
задач
Взаимодействие через сотрудничество – это единственный
способ освоения, присвоения культуры
М. Соловейчик.
Аннотация
Актуальность обращения к вопросу формирования у учащихся умений
осуществлять совместный поиск решения творческих задач обусловлена
потребностью общества в личности, умеющей работать в команде, творчески
решать возникающие проблемы в различных сферах человеческой
деятельности.
Данная методическая разработка посвящена изучению принципов
формирования навыков продуктивного сотрудничества учащихся в
коллективе. Главное предназначение навыков продуктивного сотрудничества
уметь договариваться , слушать и слышать всех участников коллектива,
приходить к общему взаимопониманию и успешно решать совместные
творческие задачи.
Может быть полезна педагогам дополнительного образования,
учителям, воспитателям ДОУ.
Ключевые слова: взаимодействие, коллектив, взаимообучение, игра,
ответственность, результат.
Введение
В современной социокультурной ситуации востребована личность,
способная к продуктивному взаимодействию с другими людьми. Эту задачу
призваны решать различные социальные институты, в том числе и система
дополнительного образования детей.
Социальное значение умений творческого взаимодействия трудно
переоценить, так как с работой инициативных, гибких творческих групп
связаны перспективы развития не только науки, но и производства,
управления, функционирование основных компонентов современного
общества.
В условиях коллективной работы успешно решается проблемная
ситуация, предполагающая поисковую деятельность, формируется умение
сотрудничать с другими членами коллектива.
Таким образом, актуальность определяется тем, что учебное
сотрудничество соответствует новым представлениям об образовании,
гуманистическому личностно-ориентированному подходу в образовании,
отвечающая запросам общества, в связи с повышением значимости
человеческого фактора. Вместе с тем, современными исследованиями
педагогов и психологов доказано, что сотрудничество со сверстниками
играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании детей.
Таким образом, при подборе методов, приемов и форм обучения
творчеству желательно акцент ставить прежде всего на формирование у
учащихся умений осуществлять совместный поиск решения творческой
задачи.
Цель: выявить особенности организации разных форм обучения
(воспитания), помогающих сформировать навыки продуктивного
сотрудничества учащихся в совместной
деятельности.
Задачи:
-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме,
рассмотреть методику организации учебного сотрудничества;
- выявить эффективность педагогических условий в формировании
навыков сотрудничества на занятиях.
-разработка системы занятий на основе реализации принципа
сотрудничества и проверка её влияния на повышение эффективности
учебной деятельности учащихся.
Основная часть
Сотрудничество детей на занятии предполагает специально
организованную совместную деятельность детей, при которой
осуществляется принятие цели как единой для всех участников
взаимодействия, распределение обязанностей, согласование действий детей в
процессе сотрудничества и общая ответственность за результат. В процессе
осуществления такой деятельности очень важно соблюдать определенные
правила сотрудничества (правила договаривания, помощи, работы над
ошибками), помогающие детям взаимодействовать друг с другом и вести
диалог в процессе совместного решения поставленных задач.
Формирование навыков сотрудничества учащихся на занятиях
возможно при следующих педагогических условиях:
1) представление учебного содержания занятия в форме заданий
продуктивного характера, решение которых предполагает необходимость
взаимодействия детей по типу сотрудничества;
2) использование специфических дидактических средств, как наглядной
основы организации взаимодействия;
3) особое построение занятия с учетом этапности организации
взаимодействия учащихся и логики освоения детьми моделей
сотрудничества;
4) изменение позиции педагога по мере накопления учащимися опыта
сотрудничества (обучающая и корректирующая, направляющая и
координирующая, поддерживающая и стимулирующая).
А также необходимо соблюдение следующих моментов:
1) Формирование общей цели.
Педагог с особым вниманием относится к любым проявлениям
сотрудничества, согласовывать с участниками коллектива свои
желания и стремления.
2) Развитие мотивов участия в творческом процессе.
Благоприятны такие факторы: осознанная мотивация, стремление к
общению с кружковцами, желание пропагандировать любимое
занятие, повышать репутацию коллектива.
3) Сознательно создаваемые ситуации «проверки на
лидерство» ускоряют взаимное узнавание, помогают становлению
структуры неформальных отношений.
4) Коллективное действие строится на взаимном уважении и
интересе к членам коллектива, когда общие достижения
рассматриваются в качестве высшей цели.
В ходе эксперимента на занятиях были использованы такие методы
группового решения творческих задач как:
Метод Дельфи
Помогает выбрать из предлагаемой серии альтернативных вариантов
лучший: от членов группы требуется дать оценку каждого варианта в
определенной последовательности.
Метод дневников
Участники решения проблемы записывают появившиеся в
определенный период времени (неделя и т.п.) идеи с последующим
коллективным их обсуждением.
Метод 6–6
Не мене шести членов группы в течение шести минут формулируют
идеи решения проблемы. Каждый участник записывает свои соображения на
определенном листе. После этого проводится обсуждение всех
подготовленных списков, отсеиваются явно ошибочные решения, остальные
группируются по определенным признакам. Задача – отобрать несколько
наиболее важных вариантов (их количество должно быть меньше количества
участников дискуссии).
Метод развивающейся кооперации
Для него характерна постановка задач, которые трудно выполнить в
индивидуальном порядке и для которых нужна кооперация, объединение
учащихся с распределением внутренних ролей в группе. Для решения
проблемы, данной педагогом, создаются группы учащихся из 6–8 человек.
«Группа формируется так, чтобы в ней был «лидер», «генератор идей»,
«функционер», «оппонент», «исследователь». Смена лидера происходит
через каждые два-три практических занятия, что стимулирует развитие
организаторских способностей учащихся. Творческие группы могут быть
постоянными и временными. Они подвижны, т.е. учащимся разрешается
переходить из одной группы в другую, общаться с членами других групп.
После того, как каждая группа предложит свой вариант решения, начинается
дискуссия, в ходе которой группы через своих представителей должны
доказать истинность своего варианта решения. При этом учащиеся должны
проявить эрудицию, логические, риторические навыки и т.п. Если
имеющихся знаний у учащихся недостаточно, педагог прерывает дискуссию
и дает нужную информацию в лекционной форме.
Метод проектов
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов,
которые позволяют решить ту или иную проблему в результате
самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих
результатов.
В работе над проектом предполагаются следующие этапы:
1. Подготовка. Определение темы и целей проекта.
2. Планирование.
Определение источников информации; определение способов её сбора и
анализа. Определение способа представления результатов (формы отчёта).
Установление процедур и критериев оценки результата и процесса
разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами
команды.
3. Исследование.
Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные
инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
4. Анализ и обобщение.
Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов.
5. Представление проекта.
Возможные формы представления результатов: устный, письменный
отчёт.
6. Подведение итогов.
Метод проектов позволяет развивать перечисленные компетенции
учащихся на основе их личного опыта.
Мозговой штурм
Наиболее свободная форма дискуссии, позволяющей быстро включить в
работу всех членов учебной группы. Используется там, где требуется
генерация разнообразных идей, их отбор и критическая оценка. Этапы
продуцирования идей и их анализа намеренно разделены: во время
выдвижения идей запрещается их критика. Внешне одобряются и
принимаются все высказанные идеи. Больше ценится количество
выдвинутых идей, чем их качество. Идеи могут высказываться без
обоснования.
Имитационные игры.
1) На занятиях имитируется деятельность какой-либо
организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться
могут события, конкретная деятельность людей. Сценарий
имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание
структуры и назначение имитируемых объектов, положения и
нормативные акты, определяющие специфику имитируемой
деятельности, и описание обстановки, в которой происходит событие.
На занятиях по вокалу проводились такие имитационные игры как
«Создание оперы», «С чего начинается балет», « Жизнь и деятельность
солиста эстрадного коллектива»
2) Исполнение ролей.
В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий,
выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для
проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса
ситуации, между участниками коллектива распределяются роли с
«обязательным содержанием».
3) Метод инсценировки.
Это своеобразный «театр», когда разыгрывается какая-либо ситуация,
поведение человека в этой обстановке. Здесь учащийся должен мобилизовать
весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица,
понять его работу, оценить обстановку и найти правильную линию
поведения. Основная задача метода инсценировки – научить участника
коллектива ориентироваться в различных обстоятельствах, давать
объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других
людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности
и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для
метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная
ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Критерии диагностики полученного результата:
- результативность совместной деятельности по конечному продукту
(создание творческого номера )
- характер межличностных отношений в группе учащихся,
- личностное развитие учащихся в совместной деятельности.
Заключение
В настоящее время становится востребованным человек, который умеет
сотрудничать, принимать цель как единую, согласовывать свои действия с
действиями другого участника совместной деятельности, ответственный за
общий результат, умеет договариваться, знает правила помощи, умеет
осуществлять рефлексию не только своей части деятельности, но и в целом
проделанной работы с другим участником взаимодействия.
Проблема формирования навыков сотрудничества представлена в
исследованиях таких авторов, как М.И. Лисина, В.А. Петровский, Т.А.
Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.В. Щетинина и многих других.
В ходе эксперимента мы опирались на следующие показатели
сформированности навыков сотрудничества у учащихся:
1) умение характеризовать особенности совместной деятельности;
2) умение учитывать эмоциональное состояние партнера в процессе
взаимодействия;
3) умение осуществлять помощь друг другу на основе соблюдения
правил взаимопомощи, договаривания, работы над ошибками;
4) умение осуществлять совместное планирование на основе принятия
цели как единой;
5) умение оценивать, и анализировать взаимодействие в создании
продукта (результата) совместной деятельности;
6) умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию в процессе
совместной деятельности;
7) умение действовать в соответствии с намеченным планом,
согласовывая свои действия с действиями партнера по взаимодействию.
В соответствии с выделенными показателями в ходе эксперимента были
использованы следующие диагностические методики: решение проблемных
ситуаций «Как поддержать друга при участии в конкурсе детского
творчества»; игровые задания «Какое настроение», «Создаем песенку»,
«Составь сценарий концерта».
Выявленные результаты эксперимента доказали необходимость
осуществления работы по формированию навыков сотрудничества у
учащихся.
Исходя из цели была определена цель формирующего эксперимента:
осуществить формирование навыков сотрудничества у учащихся на
занятиях по эстрадному вокалу для эффективного решения творческих задач.
Программа эксперимента состояла из 3 этапов:
1) мотивационный, цель которого – сформировать у детей желание
осуществлять совместную деятельность;
2) действенно-обучающий (цель данного этапа – сформировать у детей
умение осуществлять выполнение заданий, реализуя различные модели
сотрудничества);
3) действенно-развивающий, цель которого – сформировать умение
детей составлять обобщенный алгоритм совместной деятельности и
действовать в соответствии с ним.
В результате проведенных игровых заданий, предполагающих их
совместное выполнение детьми, ребята научились не только осуществлять
совместное планирование на основе принятия цели как единой, но и
осуществлять помощь друг другу на основе соблюдения правил
взаимопомощи, договаривания, работы над ошибками, а также оценивать, и
анализировать взаимодействие в создании продукта совместной
деятельности, осуществлять взаимоконтроль и коррекцию, действовать в
соответствии с намеченным планом, согласовывая свои действия с
действиями партнера по взаимодействию.
Результаты эксперимента свидетельствуют о возможности
формирования у учащихся навыков сотрудничества на занятии при их
особом построении с учетом этапности организации взаимодействия детей и
логики освоения детьми моделей сотрудничества, изменении позиции
педагога по мере накопления у детей опыта сотрудничества (обучающая и
корректирующая, направляющая и координирующая, поддерживающая и
стимулирующая), а также использовании специфических дидактических
средств, как наглядной основы организации взаимодействия, и
представлении учебного содержания занятия в форме заданий продуктивного
характера, решение которых предполагает необходимость взаимодействия
детей по типу с
Литература
1. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки.- Москва:
Просвещение, 2001 г. 105 с.
2. Межиева В.М. Развитие творческих способностей.
Ярославль: Академия развития, 2002 г. 275с.
3. Бабина С.Н. Метод проектов в образовательном
пространстве школы и вуза: Методические рекомендации.
Челябинск: издательство ЧГПУ, 1999 г. 33 с.
4. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с
практикумом. – Москва: издательский центр «Академия»,
2007 г. 474 с.
5. Сухомлинский В.А. Мудрая мысль коллектива, - М.:
Просвещение, 1975 г.
6. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. М.: Новая школа,
1996г.
7. Кубанцева – музыкально-творческая деятельность // Музыка
в школе. – 2001. - № 2. – С. 38-40.