Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ПНШ на 2020-2021 уч. год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской
области»
Форма-Рабочая программа по учебному предмету, курсу
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании ПК
заместитель директора по
УВР
Директор МБОУ МПЛ
Протокол №
от
«
»
20
«
»
20
«
»
20
г.
Руководитель ПК
Приказ №
от
«
»
20
г.
(подпись)
(расшифровка)
Рабочая программа по учебному предмету, курсу
Название учебного предмета,
курса
Литературное чтение
Класс
Уровень образования
начальное общее образование
Срок реализации программы
1 год
Количество часов
всего
136
часа (ов) в год; в неделю 4 час )
Рабочая программа составлена
на основе
Авторской программы «Литературное чтение»
Чураковой Н.А. (образовательная программа «Перспективная
начальная школа»)
Учебно-методический комплекс
Чуракова Н.А. Литературное чтение учебник 2класс. в
2-х ч. М.: Академкнига/Учебник.2016г.
Рабочую программу составил
(а)
Лакеева Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Город
Димитровград
Год разработки программы
2020
2
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета по литературному
чтению 2 класс ( 2-ой год обучения)
Ожидаемые результаты формирования УУД
Личностные
получит возможность осознать значение чтения для своего дальнейшего развития и
успешного обучения,
получит возможность осознать значение литературного чтения в
формировании собственной культуры и мировосприятия, спрофилировать свою
нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и их
обсуждения опыт моральных оценок и нравственного выбора)
высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
• осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
• принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
• понимать цель и смысл выполняемых заданий»
понимать важность планирования своей деятельности
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат
возможность научиться:
• подтверждать строками текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную
словарную статью;
ориентироваться в учебной книге: понимать язык условных обозначений; находить
нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный
фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в
специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для
самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом
и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять
свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и
мотивированно присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение точкам зрения, высказанным героями.
.
Предметные результаты
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающиеся научатся:
3
читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с
индивидуальными возможностями;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и
повторного изучающего чтения по выделенным ключевым словам;
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос
учителя;
слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять прозвучавший ответ,
дополнять чужой ответ новым содержанием;
• называть имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы;
называть имена 2–3 современных писателей (поэтов); перечислять названия
произведений и коротко пересказывать их содержание; перечислять названия
произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
оценивать и характеризовать героев произведения (имена, портреты, речь) и их
поступки;
• анализировать смысл названия произведения;
• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной
работы получат возможность научиться:
• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который
читает учитель;
писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с
научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (высказывания по поводу
героев и обсуждаемых проблем);
• читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• пересказывать текст небольшого объема;
использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной
библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или
«Оглавление»;
привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и
школьной библиотек;
задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя в качестве
аргументов выдержки из текста.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных и волшебную сказку;
• определять особенности волшебной сказки;
• различать сказку и рассказ;
• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного
языка (сравнение, олицетворение, гиперболу [называем преувеличением], звукопись,
контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-
композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки,
скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ
может включать элементы сказки, волшебная сказка элементы сказки о животных и
т.д.);
4
понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего
обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих
отношений);
обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в
стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Обучающиеся научатся:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и
необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое
маркирование;
эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения,
определенные программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной
работы получат возможность научиться:
читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и
передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к
тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в
разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения
выраженных в них мыслей, чувств и переживаний; устно делиться своими личными
впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и
живописных произведений.
2. Содержание учебного предмета (136ч)
Содержание нереализованного учебного материала 1 класса в связи с
досрочным завершением 2019-2020 учебного года
Р а зд е л « В и ды р е чев о й и ч и т а те л ь ско й де я т е ль н о с ти»
Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре.
Отсутствие автора, устная передача, практически игровой характер малых жанров
фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного
(юмористического) характера произведения.
Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт
помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном.
Р а зд е л « Э л еме н т ы т в о рче с к о й д е я тел ь нос т и уч а щ их с я »
Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух.
Сравнительный анализ текстов малых фольклорных жанров и музейных иллюстраций к
этим текстам с выражением эмоционального отношения к ним.
2 класс
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Формирование умения адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста
вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе
вопросы. Развитие умений выразительного чтения на основе восприятия и передачи
художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в
соответствии с выработанными критериями.
Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических
текстов:
5
а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону,
выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную
автором картину целого;
б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине
целого.
Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с
принятыми в коллективе критериями выразительного чтения. Формирование умения
чтения про себя:
а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;
б) в ходе повторного просмотрового чтения;
в) в ходе выборочного чтения при работе со словарями;
г) в ходе повторного изучающего чтения по выделенным ключевым словам.
Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной
формах. Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответы
на вопрос учителя. Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не
повторять прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ
новым содержанием.
Формирование умений писать письма, отвечать на письма в процессе предметной
переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
Формирование умения (начальный этап) выделять в заранее маркированном тексте разные
сюжетные линии, разные точки зрения, разнонаправленные (контрастные) переживания.
Развитие умения различать тему и основную мысль текста и живописного произведения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста,
библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура
речевого общения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Народное творчество.
Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и
иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о
животных и в народных сказках других народов. Волшебные сказки. Противостояние
земного и волшебного
мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник,
волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые
черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотво-рение сил
природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки,
использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых
конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и
трансляции текста).
Авторская литература
Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с
сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки.
Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки
(противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник,
волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей
народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора
как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов
как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста).
Неповторимая красота авторского языка.
Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский).
6
Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и
актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла.
Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в
выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через
поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы
выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира, помогающем обнаружить его
красоту и смысл: мир природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать
самые важные переживания: красоту окружающего мира, дружбу, любовь. Представление
о том, что природа для поэта живая: обнаружение в стихотворении олицетворений.
Представление о в создании художественного образа таких поэтических приемов, как
сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и
композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И.
Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев).
Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы
(называем преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что
поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но
и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки «Барсук любитель стихов» и «Луна на
ветке» в переводе В. Марковой).
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т.д.), различение
жанровых особенностей (народная и авторская сказки и др.), узнавание литературных
приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Формирование библиографической культуры
Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и
школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими
периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги:
содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов,
страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке
опорой на цветовое маркирование). Умение читать выразительно поэтический и
прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей,
выражения собственного отношения к ним и в соответствии с выработанными критериями
(понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию,
темчтения и делать необходимые паузы в зависимости от особенностей текста). Умение
рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в
разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения
выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словес-
ное рисование, работа с репродукциями, создание собственных
текстов.
Раздел «Круг чтения»
Русские и зарубежные народные и авторские сказки
«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»; «Петушок золотой гребешок»;
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Барсук любитель стихов», «Как Собака с
Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»*; Дж. Родари «Приезжает дядюшка
7
Белый Медведь»; Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», «Почему у Братца Опоссума
голый хвост».
Классики русской литературы
Поэзия
Д. Кедрин «Скинуло кафтан…»;М. Лермонтов «Осень», «Утес»;А. Пушкин «У
лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»;Ф. Тютчев «Зима недаром злится».
Проза
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»;Л. Толстой «Прыжок», «Акула»;
И. Тургенев «Воробей».
Современные русские и зарубежные писатели и поэты
Поэзия
Я. Аким «Яблоко»*;А. Ахундова «Окно»;Т. Белозеров: «Хомяк», «Самое доброе слово»*;
В. Берестов «Картинки в лужах»;М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат»,
«Котенок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*;
А. Гиваргизов «Что ты, Сережа…», «Мой бедный Шарик…»;А. Екимцев «Осень»; Е.
Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»;Б. Заходер «Собачкины
огорчения»;
С. Козлов «Желудь»;Ю. Коринец «Тишина»;А. Кушнер «Что я узнал!»;Г. Лагздынь
«Утренняя кричалка»;В. Лунин: «Кукла», «Что я вижу»;Н. Матвеева «Было тихо…»*;
С. Махотин «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»;С. Михалков «А что у
вас?»;Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…»;Э. Мошковская «А травинка не знает…», «Ноги
и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*,
«Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*;
И. Пивоварова «Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»;Г. Сапгир «У прохожих на
виду…»;Р. Сеф «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»;
П. Синявский «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски»,
«Хрюпельсин и хрюмидор»;М. Тахистова «Редкий тип»;
А. Усачев «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;Д. Хармс «Врун»*;Е.
Чеповецкий «В тихой речке у причала»;С. Черный «Что кому нравится»*;К. Чуковский
«Федотка»;Г. Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»;
М. Яснов «Самое доброе слово», «Ути-ути»;Л. Яхнин «Моя ловушка», «Музыка леса»,
«Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*;Басе, Бусон, Исса, Иссе,
Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиро-
сиге: японские трехстишия (хокку);О. Дриз «Игра», «Стеклышки», «Кончилось лето»,
«Синий дом», «Кто я?», «Теленок», «Доктор», «Обида», «Сто веселых лягушат»*, «Всегда
верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»; М. Карем «Ослик»,
«Повезло!»;
Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»;П. Коран «По дорожке
босиком»;Во Куанг «Заходите»;Т. Кубяк «О гноме-рыбаке»;Л. Станчев «Осенняя гамма».
Проза
В. Берестов «Как найти дорожку»*;В. Вересаев «Братишка»;С. Воронин «Лесик-
разноголосик»*;В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства»,
«Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное горло»*;Ю. Коваль «Три
сойки»;
С. Козлов «Ежик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»,
«Теплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*;О. Кургузов «Сухопутный
или морской?»;Н. Носов «Фантазеры»;Б. Окуджава «Прелестные приключения»;С. Седов
«Сказки про Змея Горыныча»;А. Усачев «Обои», «Тигр в клеточку»*;Г. Цыферов «Жил на
свете слоненок»;Е. Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны»;Д. Биссет «Хочешь.
Хочешь, хочешь…», «Ух!»;А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*;Дж. Родари «Бриф! Бруф!
Браф!».
8
Учебные часы распределены следующим образом
п/п
Наименование раздела
Кол-во часов
по авторской
программе
Кол-во часов по
рабочей
программе
1
Нереализованный учебный материал 1 класса
6 часов
2
В гостях у Ученого кота
17 часов
17 часов
3
В гостях у Незнайки
10 часов
10 часов
4
В гостях у Барсука
20 часов
20 часов
5
В гостях у Ёжика и Медвежонка
12 часов
12 часов
6
Точка зрения
29 часов
29 часов
7
Детские журналы
7 часов
6 часов
8
Природа для поэта - любимая и живая
19 часов
19 часов
9
Почему нам бывает смешно
18 часов
17 часов
10
Резервные уроки
4 часа
0 часов
Итого
136 часов
136 часов
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
4 часа в неделю
Тема урока
Коли
честв
о
часов
Дата
провед
ения по
плану
Дата
проведен
ия по
факту
1 триместр
Нереализованный учебный материал 1 класса ( 6 ч)
1
Особый взгляд на мир
1
2
Что видит и слышит поэт
1
3
Прибаутка и небылица
1
4
Дразнилка. Прибаутка или небылица?
1
5
Искусство иллюстрации: что видит художник
1
6
Рифмующиеся слова и изображения
1
В гостях у Ученого кота (17 ч)
7
8
Знакомство с библиотекой Ученого Кота. Вступление к
поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила»
2
9
10
11
Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С.
Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
3
12
13
Русские народные сказки о животных. Главные герои
русских народных сказок о животных. Сравнительный анализ
сказок. На материале сказки «Петушок – золотой гребешок»
2
14
15
Зарубежные сказки о животных. Главные герои
американских сказок о животных. Сравнительный анализ
русских и зарубежных сказок о животных. На материале
сказок Дж. Харриса «Братец Лис и Братец Кролик», «Почему
у Братца Опоссума голый хвост»
2
16
17
18
Особенности волшебной сказки и сказки о животных. На
материале китайской волшебной сказки «Как кошка с
собакой враждовать стали»
3
19
20
Особенности волшебной сказки. На материале русской
волшебной сказки «Волшебное кольцо»
2
9
21
22
23
Связь современных поэтических текстов с народным
творчеством. На материале стихотворений Ирины
Пивоваровой «Жили-была собака», «Мост и сом», Гайды
Лагздынь «Утренняя кричалка», иллюстраций на тему сказки
«Репка»
3
Что видит и слышит поэт (10ч)
24
25
26
Проблема понимания разницы между ложью в корыстных
целях и творческой фантазией. На материале рассказа
Николая Носова «Фантазёры»
3
27
Сравнительная характеристика героев. На материале рассказа
Джанни Родари «Бриф! Бруф! Браф!
1
28
29
Анализ стихотворений Эммы Мошковской
2
30
31
32
Приемы понимания прочитанного. На материале сказки
Булата Окуджавы «Прелестные приключения»
3
33
Приемы понимания прочитанного. На материале сказки
Дональда Биссета «Хочешь, хочешь, хочешь…»
1
В гостях у Барсука (20ч)
34
Секреты Чайного домика. Знакомство с малой поэтической
формой «хокку» или «хайку» (Япония).
1
35
36
Анализ художественного и живописных произведений. На
материале сказки Сергея Козлова «Ёжик в тумане», картин Т.
Мавриной
2
37
38
Приемы понимания прочитанного. На материале японской
сказки «Барсук – любитель стихов»
2
39
40
Сравнительный анализ героев двух сказок. На материале
японской сказки «Луна на ветке».
2
41
Секреты свитка. Хиросиге «Тростник под снегом и дикая
утка»
1
42
Анализ художественного и живописного произведений. На
материале сказки Сергея Козлова «Красота», рисунка
Альбрехта Дюрера «Травы».
1
43
44
45
46
Красота в привычном. На материале японских хокку, картин
А. Венецианова «Жнецы». В. Ван Гога «Комната в Арле».
4
2 триместр
47
48
49
Приемы понимания прочитанного. На материале рассказов В.
Драгунского «Что я люблю», «Что любит Мишка»,
стихотворения С. Махотина «Воскресенье»
3
50
51
Анализ стихотворений С. Махотина «Груша», М.
Бородицкой «Ракушки», «Уехал младший брат»
2
52
53
Приемы понимания прочитанного. На материале сказки Дж.
Родари «Приезжает дядюшка Белый медведь»
2
В гостях у Ёжика и Медвежонка (12ч)
54
55
Тема и главная мысль произведений. На материале рассказа
И. Тургенева «Воробей», стихотворения М. Карема, М.
Бородицкой, Э. Мошковской
2
56
Характеристика героя. На материале рассказа В. Драгунского
«Друг детства»
1
10
57
Анализ стихотворений В. Лунина «Кукла» и Р. Сефа «Я
сделал крылья и летал»
1
58
59
60
Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Л.
Толстого «Прыжок»
3
61
62
63
Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Л.
Толстого «Акула»
3
64
65
Анализ художественного и живописного произведений. На
материале стихотворения Э. Мошковской «Если такой
закат…», картины П. Брейгеля «Охотники на снегу»
2
Точка зрения (29ч)
66
Формирование понятия «точка зрения». На материале
стихотворения А. Кушнера «Что я узнал»
1
67
68
Формирование понятия «точка зрения». На материале
стихотворения С. Махотина «Фотограф», И. Пивоваровой
«Картина», картин В. Ван Гога «Церковь в Овере». А.
Лентулов «Василий Блаженный»
2
69
70
Формирование понятия «точка зрения». На материале
стихотворения О. Дриза «Игра» и сказки С. Козлова «Когда
ты прячешь солнце, мне грустно»
2
71
72
Формирование понятия «точка зрения». На материале
стихотворений О.Дриза «Стёклышки», М. Бородицкой
«Лесное болотце», В. Берестова «Картинки в лужах» и А.
Ахундовой «Окно»
2
73
Формирование понятия «точка зрения». На материале сказки
А. Усачёва «Бинокль»
1
74
75
Формирование понятия «точка зрения»: разные оценки
одного и того же предмета. На материале стихотворений Т.
Белозерова «Хомяк», М. Яснова «Хомячок», сказки Г.
Цыферова «Жил на свете слоненок»
2
76
77
Формирование понятия «точка зрения»: разные оценки
одного и того же явления,предмета. На материале
стихотворений Е. Чеповецкого «В тихой речке у причала…»,
А. Гиваргизова «Что ты, Серёжа, сегодня не в духе?», М.
Бородицкой «Вот такой воробей» и С. Махотина «Местный
кот»
2
78
Формирование понятия «точка зрения»: разные оценки
одного и того же явления, предмета. На материале
стихотворений М. Бородицкой «Булочная песенка», П.
Синявского «Федина конфетина»
1
79
80
81
Формирование понятия «точка зрения»: разные оценки
одного итого же явления, предмета. На материале
стихотворений А. Усачёва «Эх!» и Г. Сапгира «У прохожих
на виду…», картины Н. Крылова «Зимний пейзаж», рассказа
О. Кургузова «Сухопутный или морской?»
3
82
83
Формирование понятия «точка зрения». На материале
стихотворений О. Дриза, картин М. Добужинского «Кукла».
М. Шагала «Синий дом».
2
84
85
86
Формирование понятия «точка зрения». На материале
отрывка из романа А. Пушкина «Евгений Онегин» и
стихотворения М. Лермонтова «Осень»
3
11
87
88
Формирование понятия «точка зрения». На материале
стихотворений О. Дриза, А. Гиваргизова, М. Карема, Р. Сефа
2
89
90
91
Формирование понятия «точка зрения». На материале
стихотворений Л. Яхнина, Г. Юдина, О. Дриза
3
3 триместр
92
93
94
Формирование понятия «точка зрения». На материале сказки
А. Усачёва «Обои» , стихотворения В. Лунина и Ю. Мориц,
портретов художника Дж. Арчимбольдо.
3
Детские журналы (6ч)
95
96
Новости и источники новостей в жизни страны. На материале
стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»
2
97
98
Знакомство с детской периодикой и ориентировка в
содержании детских журналов
2
99
100
Содержание разных детских журналов. Работа с
занимательными материалами.
2
Природа для поэта - любимая и живая (19ч)
101
102
103
Природа в стихах Л. Яхнина и в прозе Ю. Коваля. А. Дюрер
«Заяц».
3
104
105
Природа в стихах Р. Сефа и Л. Яхнина.
2
106
107
108
Произведения о животных. На материале произведений Е.
Чарушина «Томка испугался», «Томкины сны». Г. Юдина
«Вытри лапы и входи»
3
109
110
111
Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа М.
Пришвина «Разговор деревьев», стихотворений Ф. Тютчева и
Д. Кедрина
3
112
113
Анализ художественного и живописного произведений. На
материале рассказа М. Пришвина «Золотой луг», картины В.
Ван Гога «Подсолнухи»
2
114
115
Анализ художественного и живописного произведений. На
материале стихотворений С. Козлова «Жёлудь», М. Лермонтова
«Утёс», картины Н. Рериха «Стражи ночи».
2
116
117
118
Шуточные стихотворения. На материале произведений М.
Есеновского «У мальчика Юры ужаснейший насморк», Д.
Биссета «Ух!».
3
119
Анализ стихотворений А. Екимцева «Осень» и Ю. Коринца
«Тишина»
1
Почему нам бывает смешно (17ч)
120
121
Секреты смешного. На материале стихотворений К. Чуковского
«Федотка» и О. Дриза «Доктор», «Обида»
2
122
123
124
125
Обсуждение секретов смешного. На материале рассказа В.
Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»
4
126
127
Секреты смешного. На материале стихотворений М. Тахистовой
«Редкий тип» Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный
мальчик» и С. Махотина «Вот так встреча!»
2
128
129
130
Приемы понимания прочитанного. На материале сказок С.
Седова «Сказки про Змея Горыныча»
4
12
131
132
133
Приемы понимания прочитанного. На материале стихотворений
П. Синявского «Такса едет на такс», «Ириски и редиски», П.
Корана «По дорожке босиком», сказки Л. Яхнина «Зеркальце»
2
134
135
Звукопись для создания смешных ситуаций. На материале
стихотворений А. Усачёва «Жужжащие стихи» и П. Синявского
«Хрюпельсин и хрюмидор».
2
136
Письмо в Клуб «Ключ и заря»
1