Развитие навыков чтения с листа
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА
Выполнила: Забиякина Л.П
Преподаватель фортепиано
ДМШ№1 (хоровая)
Алматы
2021
1
«Чтение - это один из истоков
мышления и умственного развития»
В А Сухомлинский
О пользе чтения с листа для развития учащегося
музыкальная педагогика была осведомлена с давних пор.
Высказывания на эту тему можно встретить в трактатах Ф Э
Баха, X. Шуберта и других видных педагогов - музыкантов XVII
- XVIII веков. Ко второй половине XIX столетия требования
чтению нот с листа содержатся в программной документации
всех авторитетных музыкальных заведений, как в России так и
зарубежом.
В чем же конкретно состоит польза чтения с листа?
Чтение с листа представляет форму деятельности,
открывающую самые благоприятные возможности для
всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной
литературой. Перед музыкантом, регулярно практикующимся в
чтении с листа, нескончаемой и пестрой вереницей проходят
произведения различных авторов, художественных стилей,
исторических эпох. Читающий музыку за фортепиано находится
при этом в особо выгодных условиях - наряду с репертуаром,
предназначенным специально для рояля, он может пользоваться
также оперными клавирами, аранжировками симфонических,
камерно-инструментальных и вокальных опусов. Иными
словами, чтение с листа новых музыкальных восприятий,
2
впечатлений, интенсивный приток богатой и разнохарактерной
музыкальной информации.
«Сколько читали - столько знаем» - это давняя многократно
проверенная истина полностью сохраняет свое значение и в
музыкальном образовании. Формирование музыкально-
интеллектуальных качеств у учащегося осуществляется в
музыкальной педагогике в ходе овладения соответствующими
знаниями. Отсюда - значение чтения с листа: раздвигая
горизонты познания учащимися, пополняя фонд его слуховых
впечатлений, обогащая профессиональный опыт, оно способно
сыграть самую активную роль в процессах становления и
развития музыкального сознания.
Музыкально-инструментальные качества учащегося
кристаллизуются не только при чтении, но и в других видах
профессиональной деятельности.
Однако именно чтением создаются условия
«максимального благоприятствования».
Читая музыку, учащийся знакомится с произведениями,
которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать в
исполнительском плане. Нет необходимости специально
штудировать их совершенствовать в виртуозно техническом
отношении. Эти произведения не для запоминания, а просто из
потребности мыслить, узнавать, открывать.
Отсюда и особый психологический настрой при занятиях
чтением с листа. Музыкальное мышление учащихся при чтении
заметно тонизируется, восприятие становится более ярким,
3
живым, обостренным, цепким.
Благоприятные условия для активизации музыкально
интеллектуальных сил учащегося, обуславливаются и тем, что
ознакомление с новой музыкой - процесс, всегда имеющий особо
яркую, привлекательную эмоциональную окраску: по словам К.
Н. Игумнова - «первое соприкосновение с ранее неизвестным
произведением, прежде всего дает волю непосредственному
чувству: остальное приходит потом».
Итак, факторы эмоционального порядка играют
принципиально важную роль в структуре мыслительной
деятельности человека. На гребне эмоциональной волны
происходит общий подъем музыкально-интеллектуальных
действий, они насыщаются энергией протекают с особой
четкостью и определенностью.
Занятия чтением с листа, важны не только как способ
расширения репертуарного кругозора или накопления
различных музыкально - теоретических и музыкально-
исторических сведений; эти занятия способствуют в конечном
счете углублению, обогащению, качественному улучшению
самих процессов музыкального мышления.
Таким образом, чтение с листа - один из кратчайших
наиболее перспективных путей ведущих в направлении обще
музыкального развития учащегося. Именно в процессе чтения
нот с листа всей полнотой и отчетливостью выявляет себя
следующие основные дидактические принципы развивающегося
обучения:
4
А) увеличение объема используемого в учении музыкального
материала;
Б) ускорение темпов его прохождения;
Отсюда вывод: если общемузыкальное развитие учащегося
призвано быть особой специальной целью фортепианной
педагогики, то чтение музыки с листа имеет в принципе все
основания стать одной из главных, специальных средств
практического достижения этой цели.
К сожалению, несмотря что важность этой работы
признается всегда, в обиходе ей не всегда уделяется
достаточного внимания. Одной из причин является стремление
некоторых педагогов скрупулезно «отделать» с учениками
заданную программу, с тем чтобы обеспечить успешность
зачетных выступлений. Уделяя этому основное время и силы,
музыканты практически сводят до минимума возможность
свободного музицирования за инструментом, и в частности
чтению с листа. Музыкально-инструментальная педагогика,
богатая традициями, зная, комплекс различных технических
приемов и навыков и по сей день не располагает обстоятельно-
аргументированной, разработанной методикой обучения чтению
с листа.
Среди части педагогов - практиков распространена точка
зрения: не важно каким образом - важно сколько. «Лучший
способ научиться быстро читать - это как можно больше читать»
- (И. Гофман). Не в них ли причина того что почти двухвековая
история фортепианной педагогики не создала четкую стройную,
теорию чтения с листа? Нельзя, конечно, не значение и
стихийное нерегулируемые занятия чтением могут дать
известный положительный эффект. В тоже время подчеркнем:
знакомится с основными теоретическими и методическими
постулатами в области чтения музыки, сознательное, не
«спонтанное» овладение специальными приемами и способами,
призванными облегчить прочитывание - все это ведет к
значительному повышению «коэффициента полезного
действия».