Воспитание навыков чтения с листа в классе фортепиано

Пирогова Людмила Геннадьевна,
Преподаватель по классу фортепиано,
Высшей квалификационной категории.
МБУДО ДШИ «Берегиня»,
г. Бердск, Новосибирской области
ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В КЛАССЕ
ФОРТЕПИАНО
Данная работа является результатом многолетней работы преподавателя
фортепиано с учащимися класса. История развития фортепианного
исполнительства говорит о том, что вопросы, связанные с воспитанием навыков
чтения с листа, остаются актуальными и требуют особого понимания и знания
основ музыкальной педагогики.
Есть два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения
разбор и чтение с листа. Разбор это медленное проигрывание пьесы, при
котором допускаются остановки движения для того, чтобы в последующей
работе более тщательно изучить нотный текст. А игра с листа это исполнение
незнакомой пьесы в темпе и характере близком к требуемому, без
предварительного проигрывания на инструменте. Первый вид чтения
относительно прост, так как задачи, которые возникают при разборе, в
известной степени расчленены. Играющий получает возможность направить
свое внимание поочередно на различные элементы текста, повторить ту или
иную фразу и т.д. Игра же с листа требует напряженной синтезирующей
деятельности, так как все действия, осуществляемые музыкантом, здесь
вступают в тесную связь.
Что представляет собой механизм восприятия и исполнения нотного
текста? Взятый в своей последовательности процесс игры с листа представляет
собой весьма сложную цепь действий. Предварительно, играющий должен
определить (по авторским ремаркам) характер, темп исполняемого
произведения, осознать размер и ладотональность, а также бегло просмотреть
текст с целью выявить метроритмический рисунок (в этот момент рождается
общая предварительная моторная установка «стратегия рук»). При
просматривании текста необходимо одновременно мысленно «прослушать»
пьесу. Работа усложняется тем, что учащемуся нужно одновременно видеть
различные фрагменты текста: и тот, который он исполняет в данный момент, и
тот, который еще предстоит сыграть. При этом важно уметь предвосхищать
развитие нотного текста, предугадывать его ближайшие моменты. Итак, чтение
с листа является довольно сложной координированной работой всего
двигательного аппарата.
Какие же навыки наиболее важны для мгновенной двигательной реакции
на нотный текст? Прежде всего, учащийся должен воспринимать текст не по
слогам, а по более или менее крупным единицам мотивам, фразам,
предложениям и т.д. Для этого необходимо довести до автоматизма знание
вертикальных и горизонтальных «формул» фортепианной музыки (гаммы,
арпеджио, аккорды с обращениями, интервалы и т.д.). Большое значение в
процессе игры с листа имеют также:
точная ориентировка рук на клавиатуре без дополнительного контроля
зрением;
владение аппликатурной техникой, т.е. умение быстро выбрать
наилучший аппликатурный вариант.
Таковы главные элементы навыка чтения с листа начиная с его восприятия и
кончая его исполнением.
Формирование свободной ориентировки рук и пальцев на клавиатуре
требует довольно много времени. Исходя из собственного, многолетнего опыта
работы с учащимися, я считаю, что осязательная ориентировка на клавиатуре
развивается у ребенка в ходе специальных упражнений. Формирование такой
ориентировки можно начать в процессе исполнения гамм. Учащиеся в моем
классе выучивают гамму, а затем играют ее разными штрихами, не глядя на
руки. для начала гаммы выбираем удобные в аппликатурном отношении (Ми,
Си, Ля, Ре мажор, позднее До, Соль мажор и т.д.). Ученики с удовольствием
включаются в своеобразную игру с клавишами (попал - не попал), и постепенно
перестают бояться поднимать руки над клавиатурой. Чтобы исключить вольное
или невольное подсматривание ученика за действием рук, я держу над
клавиатурой плотный лист бумаги. Такие упражнения следует давать как
можно раньше. Я предлагаю своим ученикам уже на первом году обучения,
используя для этого не только гаммы, но и пьесы, написанные строго в одной
позиции. Для более продвинутых учеников, можно порекомендовать
транспонирование таких легких «позиционных» пьес.
Быстрота и точность моторной реакции на исполняемый текст зависят от
знания аппликатурной техники. Необходимо довести до автоматизма умение
выбрать аппликатурный вариант, который будет оптимальным в данной
игровой ситуации. Плохое чтение с листа бывает вызвано тем, что ребенок не
может представить себе, как расставить пальцы в нотном тексте. Поэтому
«типичная» аппликатура основных фортепианных технических формул (гамм,
арпеджио, аккордов, двойных нот) должна быть усвоена учащимися достаточно
глубоко и прочно, чтобы при чтении с листа пальцы как бы сами собой
занимали нужную позицию.
В своем классе я предлагаю учащимся различные аппликатурные
упражнения: карточки с изображением ритмического рисунка и проставленной
аппликатурой (песенки-загадки). В таких карточках я «зашифровываю» уже
знакомые мелодии. Ученик должен исполнить данный мотив указанной
аппликатурой, и узнать мелодию. Такие упражнения можно вводить еще в
донотный период. Подобного рода упражнения можно составить на материале
песенок из сборника «Ступеньки юного пианиста» под редакцией
Ю.Барахтиной. После того, как ученик ознакомится с нотами, нужно перейти
на такие же песенки-загадки в виде нотного текста. Первые упражнения
одноголосные, в пределах одной позиции и исполняются отдельно каждой
рукой.
Далее, важно уделить внимание развитию обеих рук, следует давать
двухголосные пьесы. Одновременно усложнять артикуляционные и
динамические задания вплоть до контрастных несовпадающих в разных руках
оттенков и штрихов. Параллельно начинается выработка аппликатурной
реакции на вертикальные линии интервалы и аккорды. Здесь важно воспитать
следующие навыки:
быстрое зрительно-слуховое опознание интервала или аккорда по его
специфическому рисунку;
мгновенная реакция пальцев на зрительный сигнал (секунда исполняют
соседние пальцы; терция - через палец; кварта - через два пальца; квинта,
секста, септима, октава – первый и пятый пальцы).
В этой работе мне очень помогают карточки, на которых изображены
разные интервалы и аккорды (на каждой карточке один аккорд или интервал).
Ученику 3-4 секунды показываю карточку и тут же закрываю. Ребенку нужно
опознать интервал или аккорд зрительно и на слух, и а затем исполнить. Очень
важно «читать» аккорд как целую нотную картину, видеть расстояние между
соседними нотами, т.е. по рисунку.
Рассмотренные выше варианты работы связаны с материалом начального
периода обучения (первый, второй год обучения). Далее, с учащимися средних
классов нужно постепенно укрупнять единицу восприятия нотного текста.
Проблему ускоренного охвата текста можно разделить на два самостоятельных
вопроса: восприятие по горизонтали и восприятие по вертикали.
Для развития восприятия вертикали, можно применять упражнения
рекомендуемые американским педагогом Лоуренсом. Основной прием (по
Лоуренсу) чтение с использованием экрана с прорезями. На первом этапе
используется узкая прорезь в экране. Зрение ученика сфокусировано только на
одной вертикальной группе. Постепенно скорость передвижения экрана нужно
увеличивать. Далее ученик читает тот же текст, но уже через более широкий
просвет экрана, охватывая взглядом целый такт.
По горизонтали учащиеся воспринимают нотный текст более легко, это
связано с привычкой читать словесный текст. Среди упражнений, развивающих
навык чтения нотного текста по горизонтали, я использую в своей работе так
называемое «фотографирование». Предварительно анализируем пьесу,
знакомимся с характером метро-ритмического движения. После подробного
анализа текст тут же закрывается (такт, мотив) который он должен запомнить,
мысленно представить в звучании и исполнить. Задача ученика заключается в
том, что в момент исполнения нужно читать и запоминать уже следующий
фрагмент (т.е. смотреть и видеть вперед.) Вначале это упражнение
выполняется с небольшими остановками, далее скорость восприятия и объем
запоминаемых фрагментов постепенно увеличивается.
Неоценимую пользу учащимся приносит чтение с листа в ансамбле.
Игру в ансамбле следует вводить с первых уроков. Нужно выработать у
ученика умение от начала до конца играть произведение ритмично, в одном
темпе, при этом следует свыкнуться с таким явлением, как фальшивые ноты.
Первый раз ансамбль следует исполнять в относительно медленном темпе, а
при повторном исполнении попытаться приблизить исполнение к темпу и
характеру произведения. Перед чтением с листа мы проговариваем правило:
«ошибаться можно, а останавливаться и исправляться нельзя!».
Конечно нужно понимать, что для того чтобы научиться быстро читать с
листа нужно как можно больше читать. Эффективность занятий по чтению с
листа во многом зависит от того, удается ли педагогу вызвать у учащегося
живой интерес к игре по нотам. Результатом этих занятий должна стать
потребность познавать новое, больше музицировать, знакомиться с новыми
произведениями, с музыкальной литературой.
Использованная литература:
1. А.Алексеев. История фортепианного искусства. Части 1 и 2. Москва
«Музыка», 1988.
2. Б.Милич. Воспитание ученика-пианиста – Киев «Музична Украiна», 1979.
3. Вопросы методики музыкального воспитания детей. – Москва «Музыка»,
1975.
4. Д.Благой. Избранные статьи о музыке. – Москва, 2000.
5. Л.Баренбойм. Фортепианная педагогика. – Классика, 2007.