Технологическая карта урока "Образы камерной музыки. «Могучее царство Шопена». Вдали от Родины. Инструментальная баллада"

Еремина Ирина Серафимовна,
учитель музыки МБОУ «Лицей № 7»
г. Рубцовска, Алтайского края
6 класс, тема II полугодия «Мир образов камерной и симфонической музыки»
Тема урока: Образы камерной музыки. «Могучее царство Шопена». Вдали от Родины. Инструментальная баллада.
Художественно-педагогическая идея: Душа моя – Родина.
Цель урока: Помочь понять неразрывную связь музыки и чувств композитора, отдавшего свое сердце Родине.
Задачи урока:
1. Способствовать художественному восприятию музыкальных образов камерных произведений Ф.Шопена.
2. Создать условия для размышления, анализа, сравнения средств музыкального языка, мотивации творчества
через вокальное исполнение и работу с интерактивной доской.
3. Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости учащихся через знакомство с музыкальными
шедеврами, в основе которых – эстетическое отношение к миру, чувство любви к своей Родине.
Тип урока: углубления и расширения знаний.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Виды деятельности: слушание музыки, интонационно - образный анализ музыкальных произведений, работа с
учебником, вокально-хоровое исполнение песни.
Используемые музыкальные и литературные произведения:
1. Фантазия-экспромт Ф.Шопена.
2. Этюд № 12 Ф.Шопена
3. Баллада № 1 Ф.Шопена
4. Фрагменты писем Ф.Шопена.
5. Песня Я.Дубравина «Играет рояль».
п/п
Этапы урока,
цели и задачи
Художественно-педагогическая
деятельность учителя
Художественно-
эстетическая деятельность
учащихся
Ожидаемый
результат
1
Эмоциональный настрой.
Цель: Создать
эмоциональный настрой на
восприятие материала.
Задача: подвести детей к
осознанию темы урока.
Вход под музыку Ф.Шопен «Фантазия-экспромт»
- Ребята, как вы думаете, под музыку какого
композитора вы вошли в класс?
(Под музыку польского композитора Ф. Шопена).
- Какое настроение подарила нам эта музыка?
(Светлое, легкое, ощущение свежего воздуха, полета).
(Слайд 1)
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с
музыкальным творчеством великого польского
композитора Фредерика Шопена.
(Слайд 2)
Прочитайте тему урока, посмотрите на портрет
композитора, прочитайте эпиграф,
- Давайте определим, о чем пойдёт речь сегодня на
уроке? Каковы цели урока?
(Слайд 4)
(Цель урока – «Помочь понять неразрывную связь
музыки и чувств композитора, отдавшего свое сердце
Родине»).
(Слайд 4)
- Запишите в тетради кто такой Ф.Шопен. обратите
внимание на то в каком веке жил композитор и сколько
лет он прожил.
(Слайд 5)
- Всмотритесь в портрет Фредерика Шопена.
Как вы думаете, каким он был в жизни?
(Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это
был умный, тонкой души человек).
- Нельзя не удивляться той глубине и мягкости,
которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из
прекрасной дворянской семьи, получил образование в
Дети, вслушиваясь в
звучание музыки, входят в
класс, стараясь
присоединиться к музыке.
Свободные высказывания
детей.
Принимают участие в
обсуждении.
Работа в тетради, ответы.
Высказывание собственных
предположений.
Соединение с
музыкой.
Эмоциональный
отклик.
Заинтересованность
обсуждаемым
вопросом.
Эмоциональный
отклик.
Варшаве. Зная культуру и обычаи народной Польши,
глубоко чувствовал интонации народных польских
танцев таких как мазурка, полонез.
- Ф.Шопен был мастером камерной музыки. Сегодня
нас ожидает удивительное погружение в мир
музыкальных образов камерной музыки Шопена.
Давайте вспомним, что такое камерная музыка?
(Слайд 6)
(Камерная музыка – это музыка, которая
предназначена для исполнения в небольшом
помещении).
(Слайд 7)
- Музыка, написанная для небольших вокальных и
инструментальных ансамблей, или солирующих
инструментов, также для пения, предназначенная для
исполнения в небольшом помещении.
Ответы детей.
Работа в тетрадях.
Усвоение понятие
«камерная музыка».
2
Восприятие и
художественный анализ
Этюда № 12
(Революционный)
Ф.Шопена.
Цель: Создать условия для
«вхождения» в
художественный образ
музыкального
произведения через
творческий процесс.
Задача: помочь найти
взаимосвязи музыкального
образа Этюда № 12 и тех
личных переживаний
- Фридерик Шопен был мастером камерного жанра.
- Назовите, какие вы знаете музыкальные жанры,
которые сочинял Шопен?
(Слайд 8)
Мы знаем, что излюбленными жанрами Шопена были
вальсы, мазурки, прелюдии, полонезы, этюды,
баллады.
На прошлом уроке мы уже говорили об этих жанрах,
слушали их.
- А вот что такое Этюд?
(Слайд 9)
Этюд (В живописи – зарисовка, эскиз; в музыке –
инструментальная пьеса, предназначенная для
усовершенствования техники исполнения.
- Ф.Шопен, ребята, сочинил 27 этюдов. Но Этюд под
номером 12 оказался наиболее ярким, самым
Сосредоточенность
внимания.
Свободные высказывания
детей.
Работа в тетрадях.
Желание высказаться.
Усвоение понятие
«этюд».
композитора, которые
послужили поводом к
возникновению этого
произведения.
известным. Что за события предшествовали его
появлению?
(Слайд 10)
- Судьба Шопена тесно переплелась с судьбой его
родины. В то время, когда он дал блестящие концерты
в Вене и в Варшаве и был уже признан лучшим
пианистом Польшы, перед тем как отправиться с
концертами в Европу, он делает такую запись в своём
дневнике…
Найдите в учебнике ответ на вопрос – какие чувства
переживал 20-летний композитор накануне своего
отъезда? тр. 100 - Учебник Музыка 6 класс)
- Найдите в тексте, прочитайте.
(Читает ученик)
(Слайд 11)
(«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне
представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как
должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где
жил»).
(Слайд 12)
- Как вы думаете, почему Шопена одолевают такие
мрачные мысли?
(Может быть, он не хочет расставаться со своими
родными. А, возможно, его интуиция подсказывала
ему, что в этом путешествии его ожидает что-то
трагическое?).
(Слайд 13)
- И действительно, находясь в Штутгарте, Шопен
узнаёт о подавлении русским царским правительством
польского восстания и взятии Варшавы. Фридерик
решил вернуться на родину, но отец Шопена настоял
на том, чтобы сын оставался за границей и не
возвращался в Варшаву.
Сосредоточенность
внимания.
Работа с учебником.
Активное участие в
выполнении предложенного
задания.
Сосредоточенность
внимания.
Активное участие в
обсуждении.
Сосредоточенность
внимания.
Проявление интереса
к
информации,
активное участие в
работе с учебником.
Эмоциональный
отклик.
Эмоциональный
отклик.
Высказывание своих
предположений.
Патриотическому делу он будет служить своим
искусством. Свое горе, гнев, возмущение Ф.Шопен
излил в музыке. Как отклик на происходящее Шопен
сочиняет знаменитый Этюд №12, названный
«Революционным».
- Если бы вы слали создателями этого Этюда, то какой
бы у вас была эта музыка? Почему?
бсуждение)
(Слайд 14)
- А теперь послушайте Этюд № 12 Ф.Шопена, и
решите, так кто же оказался ближе всех к задумке
самого автора. Какой образ раскрыл композитор в
своём Этюде № 12?
(Слушание Этюда № 12, обсуждение)
- На фоне бурных, стремительных пассажей звучит
призывная, волевая мелодия. Трудно представить себе
более яркое и сильное выражение гнева и скорби. Но
не только эти чувства наполняют музыку.
Одновременно слышится и призыв к борьбе,
выражение мужества и решимости борцов за свободу и
независимость Отчизны.
- Где вы почувствовали кульминацию произведения?
- Почему композитор заканчивает свою пьесу двумя
резкими аккордами? Что это значит? (Это звучит как
поставленный вопрос. Исход событий еще не решен.)
Восприятие детьми
информации, работа с
учебником.
Активное участие в
обсуждении. Высказывание
своих предположений.
Слушание Этюда № 12.
Активное участие в
выполнении предложенного
задания.
Активное участие в
обсуждении. Высказывание
своих предположений.
Моделирование
художественно-творческого
процесса
Эмоциональный
отклик.
Творческий поиск.
Дети проживают
настроения,
выраженные в
музыке.
Заинтересованность
выполнением
предложенного
задания.
Научатся вести поиск
решения
поставленной задачи.
Научатся применять
знания о средствах
музыкальной
выразительности.
3
Восприятие и
художественный анализ
Баллады № 1 Шопена.
Цель: Помочь «прожить»
музыку Шопена.
Задачи:
1 создать условия для
погружения в звучание
произведения;
2 способствовать
осознанию учащимися
художественного образа
произведения как
отражение личных
переживаний автора;
- Существует ещё один жанр инструментальной
музыки, воспетый Ф. Шопеном. Это БАЛЛАДА.
(Слайд 15)
В старинные времена балладой называлась
танцевальная песня (от латинского «балло» —
«танцую»). Музыкальная баллада вокальное или
инструментальное сочинение повествовательного
характера.
(Слайд 16)
- Сегодня вы познакомитесь с «Балладой №1» (соль
минор) для фортепиано Ф. Шопена. Основное
содержание баллады связано с главной темой всего
его творчества – темой Родины. Это мысли о
Польше, тоска по ней, думы о её судьбе.
Баллада № 1 появилась в трагический для Польши
1831 год – год неудавшегося польского восстания. Она
написана Шопеном под несомненным воздействием
этого события, не случайно современники назвали
балладу «польской».
- Сегодня вы не только послушаете, но и увидите
исполнение Баллады № 1 молодым пианистом.
Баллада звучит 8 минут. Это удивительно
эмоциональный, яркий рассказ о событиях и о тех
чувствах, которые переполняли сердце композитора,
оторванного от родной земли.
- Задание будет таким: проследите, сколько
музыкальных тем вы услышите в музыке? Опишите
каждую. Подумайте, какой музыкальный образ
раскрыт в каждой части?
Хочу подсказать, что Баллада начинается медленным
вступлением. В неторопливом и ровном движении
музыки чувствуется особая поэтическая
приподнятость. Подумайте, почему именно так Шопен
Сосредоточенность
внимания.
«Вслушивание» в себя, в
свои мысли, чувства.
Заинтересованность
материалом.
Художественное восприятие
музыкального произведения.
Сосредоточенность
внимания.
Заинтересованность
новой информацией.
Эмоциональный
отклик.
Эмоциональный
отклик.
Заинтересованность
выполнением
предложенного
задания.
Научатся вести поиск
решения
поставленной задачи.