Методическая разработка урока музыки "Образы камерной музыки" 6 класс

1
Методическая разработка урока музыки для 6 класса по теме
«Образы камерной музыки»
«Времена года. Весна. Музыкальный пейзаж в творчестве композиторов
разных эпох» (на примере музыкальных произведений А.Вивальди,
П.Чайковского, А.Пьяццоллы)».
Краткая аннотация работы
Актуальность. Постижение искусства в школе направлено на эмоционально-
ценностное освоение мира в различных художественно-образных формах. При
изучении предмета «Музыка» в основной школе учащиеся постигают
многообразие музыкальных жанров, учатся размышлять об образной природе и
эмоциональном воздействии музыки на человека, оценивать музыкальные
произведения с позиции эстетических идеалов и высказывать собственное
мнение о сущности различных явлений культуры. Изучение данного предмета
помогает учащимся включиться в процесс художественного познания и
творческого освоения мира.
Краткое содержание работы. Данная методическая разработка составлена на
основе рабочей программы основного общего образования по предметной
линии учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка. 5-7 классы».
Методическая разработка урока на тему: «Времена года. Весна» тематически
входит в раздел данной рабочей программы «Мир образов камерной и
симфонической музыки». Урок объединяет взаимодействие разных видов
искусств - музыки, живописи и поэзии. Все это проходит через рассмотрение
музыкальных произведений о весне композиторов разных эпох арокко -
А.Вивальди русская музыка 19 века - П.Чайковский музыка 2-ой половины
20 века - А.Пьяццолла). Учащиеся могут сопоставить музыку 18, 19 и 20 веков
русских и зарубежных авторов, самостоятельно определить стилистические
особенности музыки каждой из эпох, охарактеризовать и проанализировать
яркие музыкальные интонации данных произведений. Усилить восприятие
музыки поможет презентация картин природы о весне и литературные эпиграфы
к музыкальным произведениям.
2
«Времена года. Весна. Музыкальный пейзаж в творчестве
композиторов разных эпох» (на примере музыкальных произведений
А.Вивальди, П.Чайковского, А.Пьяццолы).
Цели:
1. Формирование художественно - эстетического вкуса учащихся,
интереса к популярной классической музыке.
2. Знакомство учащихся со стилистическими и жанровыми особенностями
камерной музыки разных исторических эпох (барокко 18 века - русская музыка
19 века - музыка ХХ века).
Задачи:
1. Углубление значения понятий «камерная музыка эпохи барокко», «русская
камерная музыка 19 века», «камерная инструментальная музыка 20 века».
2. Развитие аналитических способностей обучающихся при сравнении
музыкального материала разного исторического времени.
3. Развитие музыкально-образного мышления учащихся.
4. Развитие умения слушать и понимать классическую музыку.
Тип урока: интегрированный урок.
Методы подачи материала: словесный, наглядно-слуховой, метод анализа.
Оборудование и методический материал урока: компьютер, видеопроектор,
экран, аудиозапись звучания образцов музыки А.Вивальди, П.И.Чайковского,
А.Пьяццолы, портреты композиторов, презентация картин природы.
3
Ход урока. Организационный момент. Учащиеся входят в класс, звучит
музыка 1-ой части Концерта для скрипки с оркестром «Весна» из цикла
«Времена года» итальянского композитора А.Вивальди в исполнении камерного
оркестра (время звучания 1-ой части концерта - 3.31 ).
После завершения прослушивания музыки учитель задает вопросы классу:
- Сколько лет назад эта музыка могла быть написана? (Учащиеся
высказывают собственные суждения на поставленный вопрос. Некоторые из них
говорят, что эта музыка, возможно, была написана не так давно, поскольку очень
часто сейчас звучит из источников масс-медиа, сопровождая какие-либо
телепередачи или рекламные ролики. Но кто-то из класса все-таки узнает в ней
шедевр мировой музыкальной культуры и ее автора — Антонио Вивальди).
- Какое настроение несет в себе это музыкальное произведение? Есть ли в
нем изобразительные моменты, «музыкальные зарисовки»? (Учащиеся
отвечают на вопросы и обосновывают свои ответы).
- Действительно, очень ярко композитор показал в этой музыке весеннее,
радостное, приподнятое настроение, которое созвучно пробуждению
природы, зарождению новой жизни. Концерт так и называется - «Весна».
(Учитель сообщает классу полное название музыкального произведения цикл
из 4-х концертов для скрипки с оркестром «Времена года». На экране
появляется портрет А.Вивальди). Учитель рассказывает обучающимся о жизни
этого композитора эпохи барокко.
-Как вы думаете, существуют ли еще в истории музыки музыкальные
произведения, имеющие название «Времена года» (Учащиеся дают разные
ответы).
Учитель. - Да, история музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы
времен года. Эти произведения так и называются - "Времена года". К ним
4
относятся цикл концертов для скрипки с оркестром итальянского композитора
А.Вивальди, одноименная оратория австрийского композитора Й.Гайдна (1801),
цикл фортепианных пьес русского композитора П.И. Чайковского (1876) и балет
А.К. Глазунова (1899).
-С музыкой двух из них мы с вами сегодня и познакомимся. А в конце урока
вас ждет небольшой музыкальный сюрприз!
Учитель. - Среди множества дворцов, церквей, украшавших Венецию, была
скромная обитель - Приют скорби. Все меломаны Европы считали за честь,
побывать там и услышать знаменитый оркестр, состоявший только из девочек-
сирот. Этим «музыкальным чудом» руководил аббат Антонио Вивальди,
которого называли - Рыжий Монах. Прозвище выдавало веселый нрав и
огненный итальянский темперамент. Антонио Вивальди жил и творил в первой
половине 18 века, в эпоху барокко. 1678-1741- годы жизни великого
итальянского маэстро.
В истории классической музыки Вивальди первым нашел путь к сердцу каждого
слушателя, независимо от возраста и образования. Он сумел стать желанным
музыкальным собеседником даже тому, кто считает классическую музыку
вычурной, скупой и скучной.
Вивальди писал музыку в стиле барокко. Для стиля барокко была характерна
«живописность» мышления, контрастность, яркость, объемность музыкального
материала, т. е. в своих сочинениях маэстро как бы живописует с натуры.
Теперь обратимся к его знаменитому циклу концертов «Времена года», 1 часть
которого вы только что прослушали. Эти концерты демонстрируют
поразительное новаторство Вивальди в области барочного концерта. В них
композитор достигает вершин художественной изобразительности.
5
Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода
литературную программу. Предполагается, что автором стихов и явился сам
Антонио Вивальди. Итак... "Весна"(LaPrimavera)
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Учитель. Давайте проанализируем музыку 1 части концерта «Весна»
(Учащиеся высказываются о характере музыкальных интонаций, об имитации
звуков природы, о динамически контрастных эпизодах и т.д.).
6
- Правильно замечено, что концерт открывается необычайно радостным
мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны - "Весна
грядет!"; играет весь оркестр (tutti).
Далее следуют эпизоды, где музыка, звучащая в высоком регистре, изображает
"пение птиц". Как чудесно это передано звучанием скрипок!
Следующий эпизод - гремит гром. Вивальди в высшей степени изобретательно
изображает это явление природы: раскаты грома переданы грозным
стремительным звучанием всего оркестра, играющим в унисон. Вспышки
молнии в первый раз звучат у всех трех солистов скрипачей во взлетающих
гаммообразных пассажах. Грозу сменяет музыка рефрена - неомраченная
радость прихода весны. И вновь - в следующем эпизоде - поют птицы. Это,
отнюдь не повторение первого эпизода - здесь совершенно другое пение птиц. В
концертах Вивальди скрипка постоянно состязается c оркестром.
Учитель. - Тема времен года всегда была очень популярна в искусстве.
Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, она давала возможность
средствами какого-либо искусства запечатлеть события и дела, наиболее
характерные для того или иного времени года. Во-вторых, она всегда наделялась
определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в
аспекте смены периодов человеческой жизни. И в таком аспекте ВЕСНА, то есть
пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность, а
зима - конец пути - старость. Причем, жизнь, по аналогии с годом, могла
делиться на четыре периода (детство – юность – зрелость - старость).
"Времена года" Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных
произведений всех времен. Для многих само имя "Вивальди" является
синонимом "Времен года", и наоборот.
Музыка Вивальди понятна, потому что он сумел пробудить в слушателе его
жизненные ассоциации. «Будь понятным!» - так можно сформулировать один из
секретов популярности композитора и актуальности его музыки в наше время.
7
Подлинно новаторский по замыслу цикл «Времена года» значительно опередил
свое время, предвосхитив искания в области программной музыки
композиторов-романтиков XIX столетия.
Учитель. А теперь послушайте еще одно музыкальное произведение. (Звучит
пьеса «Песнь жаворонка» из фортепианного цикла «Времена года»
П.И.Чайковского в исполнении фортепиано и камерного оркестра. Время
звучания – 2.23).
-Известна ли вам эта музыка? (Почти все учащиеся называют фамилию
композитора, но затрудняются назвать музыкальное произведение. Во время
звучания музыки на экране появляется видеопрезентация пейзажей картин
русских художников, а затем портрет П.И.Чайковского).
-Можно ли заметить какое-либо сходство между музыкой Вивальди и
Чайковского? Что объединяет два этих произведения? (Учащиеся
высказывают собственные суждения, замечая, что все это - музыкальные
картины природы итальянской и русской. В музыке Чайковского также хорошо
слышатся звуки, имитирующие пение птиц. Об этом говорят взлетающие вверх
интонации, напоминающие щебет, но общее настроение пьесы очень
задумчивое, в отличие музыки 1 части концерта «Весна» Вивальди. Все-таки
итальянский темперамент существенно отличается от русской чувствительной
души!)
- Оба сочинения относятся к программной музыке, т.е. имеют названия и
сопровождаются поэтическими строками сонетами самого композитора в
концертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла
Чайковского.
-Что вы знаете об этом цикле пьес? (Учащиеся отвечают).
8
Учитель. - Да, действительно, "Времена года" Чайковского - это своеобразный
музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды
жизни, встречи и картины природы. Энциклопедией русской усадебной жизни
XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12
характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены
Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины
петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта
русских людей того времени. Это русская музыка 2-ой половины 19 века.
Вот немного информации из истории создания этого цикла пьес.
- Поводом к написанию цикла "Времена года" послужил заказ издателя журнала
"Нувеллист" Н.М.Бернарда, полученный Чайковским в письме в ноябре 1875
года. При издании "Времен года" в "Нувеллисте" пьесы получили поэтические
эпиграфы каждая. Но именно издатель был инициатором включения стихов
русских поэтов в качестве эпиграфов к уже написанным пьесам Чайковского.
Знал ли Чайковский об этом заранее, согласовывались ли с ним стихи при
издании - неизвестно. Но все прижизненные издания включали эти
стихотворные эпиграфы, следовательно, Чайковский так или иначе их принял и
одобрил.
Учитель. - Послушайте эпиграф к пьесе «Песнь жаворонка»:
"Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны" (А.Н.Майков).
Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую
птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от
зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского
пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе
9
всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным
аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами
и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных
оттенков настроений - мечтательно-грустного и светлого - заключается
покоряющая прелесть всей пьесы, передается лирическое стремление души
человека к красоте, к пониманию поэтичного содержания зарисовок природы.
Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни
жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой
второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.
Каждому календарному месяцу соответствует определенная характеристическая
музыкальная картина.
Учитель. А вот сейчас обещанный музыкальный сюрприз! (Звучит пьеса
«Весна» из цикла «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы. Время
звучания -5.50)
- Это удивительная музыка нашего времени! В каком жанре написана эта
темпераментная музыка? (Учащиеся активно делятся впечатлениями после
прослушивания современной композиции. Мнения самые разные.)
Учитель. - «Времена года в Буэнос-Айресе» - четыре танго: «Осень», «Зима»,
«Весна», «Лето». Эта музыка уже давно полюбилась нашей публикой и
возведена в разряд хитов. Своеобразие ломаных ритмов, «терпких» гармоний,
импровизации все это отражение композиторского ощущения движения
современного темпа нашей сегодняшней жизни. (На экране видеопроектора
появляется фотография Астора Пьяцццоллы).
Автор этой замечательной музыки - Астор Пьяццолла (1921 - 1992) -
известнейший аргентинский музыкант ХХ столетия, композитор итальянского
происхождения, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго,
представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и
10
классической музыки. Астор Пьяццолла - родоначальник стиля, получившего
название nuevo tango. Он оставил огромное творческое наследие - около 1000
произведений. И почти все сыграл сам со своими музыкантами. Так и родился
ни с чем несравнимый стиль современного аргентинского танго - удивительный
стиль Астора Пьяццоллы.
Учитель. Итак, сегодня мы с вами совершили далекое путешествие по трем
эпохам, по музыкальным пейзажам трех столетий, послушали музыку природы,
познакомились с разными ее гранями в творчестве музыкантов разных эпох,
разных стран и разного стиля. Мы прослушали музыку ВЕСНЫ итальянского
композитора эпохи барокко А. Вивальди, трогательную, задушевную русскую
музыку П. И. Чайковского и «попробовали на вкус» неожиданно острое и
темпераментное танго А. Пьяццоллы.
Домашнее задание:
Послушать 1 часть концерта А.Вивальди «Зима», пьесу «Масленица»
П.И.Чайковского и танго «Зима в Буэнос-Айресе» А.Пьяццоллы, сравнить
произведения этих композиторов и описать свои впечатления от прослушанной
музыки, подобрать литературные эпиграфы к музыке и иллюстрации картин
природы о зиме.