Подготовка юного музыканта к публичному выступлению

Подготовка юного музыканта к публичному выступлению.
Участие в концертах важная составляющая обучения юных пианистов в
ДМШ. Согласно реализуемым в школах образовательным программам,
контроль успеваемости учащихся проводится не только на уроках, зачётах,
экзаменах, но также учитываются выступления в концертах, тематических
вечерах, конкурсах и т.д. В то же время пробуждает исполнительскую
смелость и волю, воспитывает эстрадную выдержку, творческое воображение
и эмоциональную отзывчивость, артистизм. Обучение не ограничивается
рамками занятий, оживляется внеклассная деятельность детей, их активное
участие в творческой жизни школы, развивается вкус к исполнительству.
Публичное выступление – особая форма музыкальной деятельности, которая
помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику
развития ученика. Перед исполнителем стоит огромная задача: раскрыть
художественную сущность музыкального произведения, проникнуть в
глубину замысла композитора. В то же время, исполнитель испытывает на
сцене сильнейшее волнение, во многом связанное со сложностью
выполнения художественных и исполнительских задач. Выход исполнителя
на сцену это показ проделанной работы, за которую он несет
ответственность перед автором произведения, перед слушателями, перед
самим собой.
Проблема сценического волнения во время концертного выступления одна
из актуальных. Волнение всегда имеет определенное объяснение. Чтобы
научиться владеть собой перед публикой, надо начинать с того, чтобы
следить за собой дома, где можно тренировать внимание и
сосредоточенность ежедневно и ежечасно. По мнению педагогов,
занимающимися вопросами музыкальной психологии (таких, как Лилиас
Маккиннон) вредные житейские привычки человека негативно сказываются
на его выступлении. Так, вечно откладывая на завтра то, что необходимо
сделать сегодня, музыкант может расстроить функции памяти, так как
нерешительность ослабляет характер. Музыкант - исполнитель не может,
подобно поэту или художнику выбирать для работы самые удачные минуты;
он вынужден играть в заранее назначенный день, независимо от настроения.
Это требует гибкости, способности сосредоточения внимания на том, что
важно в данный момент. Качества эти вырабатываются годами ежедневной
тренировки.
Чувство неуверенности, чаще всего возникает в результате недостаточной
работы. Но страх – это чувство ненадежности. Ничего не следует так бояться,
как самого страха. Многие исполнители нуждаются в коррекции
неправильного сценического поведения. Такие симптомы как тряска рук,
дрожь коленей, «выпадение» текста, неспособность сосредоточиться на
исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, - являются
основными проявлениями синдрома сценического волнения.
Состояние готовности, или установка, имеет очень важное функциональное
значение. Прежде всего, что такое установка? По определению, это
готовность организма или субъекта к совершению определенного действия
или к реагированию в определенном направлении. Поговорка « у страха глаза
велики» отражает явление так называемой перцептивной установки. Что
может быть хуже для успешного выступления, как установка перед выходом
на сцену: « я сейчас ничего не сыграю»?
Успех достигается там, где все три функции психики интеллектуальная,
эмоциональная и двигательная действуют согласованно, поочередно
уступая друг другу доминирующее положение, как в камерном ансамбле.
Любой музыкант должен помнить о том, что он обязан забыть о страхе и все
свои мысли направить к осмыслению музыки, которая будет исходить из-под
его рук. Он должен быть посредником между композитором и слушателем;
показать лучшее, на что он способен.
Трудно вывести одинаковые для всех «рецепты» психологической
подготовки к публичному выступлению. Каждый должен выбрать для себя
свой собственный проверенный временем способ подготовки к концертному
выступлению, но добросовестность предварительной работы главное в
стабильности выступления. Важна правильная, последовательная работа над
произведением, необходима система в самих занятиях. Не стоит бояться
неудач и ошибок это тоже своего рода опыт. Воспринимать их как
временное явление, а не как катастрофу.
Любое концертное выступление это профессиональный рост ученика и
преподавателя. Они дают возможность проявить себя, победить свои страхи,
выработать волю. Учат справляться с трудностями, вырабатывают
сценическую культуру, выдержку, глубину эмоций. Пути к истине
многообразны. Доброжелательное отношение к ученику, умение внушить
уверенность в его силы – главная педагогическая задача. Мы должны не
только обучить его навыкам игры на инструменте, но и воспитать бойца.
Способного самостоятельно мыслить, много трудиться и работать над
ошибками. Главное в концертном выступлении интенсивность духовного
воздействия исполнителя, энергетика, воздействие на аудиторию играть
для зала.
Коган Г.М. в своей книге «У врат мастерства» писал: - «Выступая, надо
верить в себя, в своё исполнение иначе играть нельзя. Во время работы
будьте суровы к себе, ищите и добивайтесь лучшего. Но когда подготовка
закончена, дата концерта назначена, играющий должен проникнуться
убеждением, что его исполнение превосходно, не требует и не допускает
никаких изменений и улучшений. А после концерта отбросьте иллюзии и
возьмитесь вновь за придирчивую работу над всем, что покажется вам
неудовлетворительным в вашем исполнении».
Список литературы:
1.Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.,
1969.
2. Гольденвейзер. «Об исполнительстве»
3. Коган Г.М. У врат мастерства. М., 1977.
4. Петрушин В. «Музыкальная психология». М., 1994.