Психологическая подготовка обучающихся к концертному выступлению

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ
К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
Хорохорина Оксана Алексеевна
преподаватель хоровых дисциплин,
Казанцева Евгения Борисовна,
концертмейстер
МАУДО «Детская школа искусств», г. Северск
Проблема психологической подготовки музыканта-исполнителя к
концертному выступлению - одна из важнейших в музыкально-исполнительном
искусстве. Многие музыканты тщательнейшим образом изучают тонкости
нотного текста, обдумывают исполнительский план, бесконечно репетируют все
фрагменты предстоящего выступления, но, выходя на сцену, теряют способность
контролировать происходящее и не могут успешно реализовать выношенные
художественные намерения.
Приемы саморегуляции сценического состояния - важный компонент
психологической подготовки исполнителя к концертному выступлению, но, как
это ни странно, методика такой саморегуляции недостаточно изучена. Дефицит
научных сведений о природе и сущности сценического волнения как одной из
форм психического состояния личности обрекает исполнителей на
эмпирические поиски эффективных приемов психологической подготовки к
концертному выступлению. Многие преподаватели предлагают ученикам
рекомендации, основанные на личном опыте, на субъективных ощущениях.
Часто обучающиеся получают от педагога единый для всех рецепт
аудиотренинга, данный без учета индивидуальных особенностей личности.
Зачастую рекомендации преподносятся в ультимативной форме: «Делай как я!».
Для того чтобы выступление стало удачным, музыканту необходимо быть
в состоянии оптимaльной концертной готовности. Подобное состояние логично
рассматривать по трем важнейшим параметрам физическому,
эмоциональному и умственному. При хорошем физическом самочувствии, когда
возникает ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным, гибким
и послушным, возникают особые физические ощущения в руках, кистях и
пальцах.
Умственная и эмоциональная подготовка - это психологическая
подготовка. Здесь можно наметить ряд приемов и методов, которые повышают
психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления.
За несколько дней до выступления обучающийся должен представить себе то
место, где он будет выступать. Предконцертное самочувствие ученика в
значительной мере зависит от психологического состояния его педагога.
Преподаватель должен вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учащихся.
Психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятельность
обучающихся мобилизует все творческие способности, но не всегда осознается
ими до конца. Боязнь забыть текст, «сверхконтроль» над автоматически
налаженными процессами сопутствуют эстрадному волнению и влияют на
качество исполнения. Успешная музыкально-исполнительская деятельность
обучающихся возможна лишь в том случае, если согласованно, слаженно
«работают» интеллектуальная, эмоциональная и двигательная стороны его
личности.
Эффективна методика запоминания текста, предложенная польским
пианистом И. Гофманом. Эта методика заключается в мысленном, беззвучном
«проигрывании» или «пропевании» произведения сначала по нотам, а затем не
глядя в них. Мышцы рук и корпуса совершают движения, необходимые для
исполнительского процесса, но музыка звучит лишь в слуховых представлениях
обучающихся. Если ученику удается таким способом «пропеть» все
произведение от начала до конца, он, как правило, уже не боится забыть текст.
Уверенность, что произведение выучено надежно, спасает обучающихся от
многих негативных форм эстрадного волнения.
В музыкально-исполнительской деятельности обучающихся наблюдается
несколько типов нервной системы. Юные музыканты, имеющие сильный
неуравновешенный тип нервной системы (холерики), чаще других испытывают
сценическое состояние, напоминающее «предстартовую лихорадку».
Исполнители с сильной инертной системой высшей нервной деятельности
(флегматики) чаще впадают в состояние «творческой апатии». Труднее прочих
преодолевают сценическое волнение со слабым типом нервной системы
(меланхолики). Необходим индивидуальный выбор стиля работы над
произведением. Исполнители-флегматики менее других подвержены
негативным формам эстрадного волнения. Им часто недостает артистизма,
иногда незаметно для себя они замедляют темп, работают методично и
относительно спокойно, опираясь на ранее приобретенные навыки.
Исполнители-холерики тяжело переживают неудачи. Им приходится прилагать
усилия для достижения органического единства эмоционального и
рационального начал. Проявление воли и артистизма влияют на их яркость и
выразительность исполнения. Часто они испытывают трудности при
ритмической организации музыкального материала, склонны незаметно для себя
ускорять темп. У исполнителей-сангвиников в некоторых случаях
эмоциональное начало превалирует над рациональным и тогда им приходится
обуздывать неуправляемые эмоции. Работают они неровно - перед
ответственным выступлением много и увлеченно трудятся, после выступления с
трудом преодолевают свое нерасположение. Предпочитают работать над
пьесами, но не над инструктивным материалом. Им быстро приедается
произведение, даже то, которое они сами выбрали. Неудачи переносят
относительно легко. Исполнители с темпераментом меланхолика, как правило,
очень тщательно прорабатывают детали выступления, много внимания уделяют
подробностям интерпретации, но им часто недостает масштабности исполнения,
артистической раскрепощённости, творческой смелости. Эти обучающиеся
медленно адаптируются к новым непривычным условиям работы. Они особенно
тяжело страдают от негативных форм сценического волнения и болезненно
переживают неудачи. Профессиональные достижения юного исполнителя
оказываются обусловленными не только его природными способностями и
наличием хороших преподавателей, но и наличием у него сильной воли.
Настойчивость, упорство, самостоятельность и инициативность, выдержка и
самообладание, смелость.
Универсальных «рецептов» для преодоления негативных форм
сценического волнения не существует. Выбирая те или иные приемы
психологической подготовки обучающихся, необходимо учитывать
индивидуальные особенности психики ребенка. Успех достигается легче, если
преподаватель знает и учитывает структуру сторон личности обучающегося,
формирующих сценическое состояние.
Литература
1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.: Музыка,
1974. - 334 с.
2. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. - М.: Советский
композитор, 1969.
3. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: ВЛАДОС, 1997., 1977. -
300 с.
4. Федоров Е.К. К вопросу об эстрадном волнении. - М.: Музыка, 1979. - 118
с.